Социальная и личностная идентичность
Социальная и личностная идентичность. Подходы к изучению идентичности.
Идентичность — сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:
— индивидный рез-т осознания тела, темперамента, задатков.
— личностный — ощущение неповторимости, уникальности.
— идентичность — личностный конструкт, отражает внутреннее согласие человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.
На каждой стадии развития у ребенка (Эриксон) должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность имеет: 1. социальное значение, значима для данной культуры; 2. является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность — единство, 2 грани процесса психосоциального развития ребенка.
Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.
Исследования М. Шерифа: в условиях межгруппового конфликта — более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии (то есть, если есть другая группа, с которой конфликтуем, с нашей идентифицируемся лучше).
Концепция социальной идентичности А. Тэшфела и Тернера. Процесс социальной категоризации (система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе) необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальное поведение, по Тэжфэлу, регулирует Я-концепция, включающая в себя две подсистемы персональную (самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную идентичность (принадлежность к различным социальным категориям: полу, этносу).
Теория социальной идентичности: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.
Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп (они должны осознавать свою принадлежность, идентифицироваться с группой; должны быть группы для сравнения чтобы понять, какая моя группа классная). Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.
Эксперименты: разделить денежное вознаграждение. Когда чел распределял деньги только в своей группе брал больше себе (личностная), а когда между своей и чужой группой делил все поровну между членами (социальная). То есть для соц идентификации обязательно нужна другая группа для сравнения. Критика: говорил, что в зависимости от ситуации проявляется то личностная, то соц идентичность.
Механизмы становления социальной идентичности. 1. Человек самоопределяется как член соц категории (национ, вероисповед), 2. Усваивает нормы и стереотипы поведения, свойств.группе, 3. Приписывает себе нормы, они становятся внутренними регуляторами соц поведения.
Проблемы идентичности маргинальной личности.
МАРГИНАЛ человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой.
В этом случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая ни одной из них. Такие люди, путаясь в идентичностях, часто испытывают конфликты. Они могут быть агрессивно настроенными националистами в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, какая из них имеет более высокий статус в обществе. Однако при сравнении своей этнической группы с другими, люди чаще всего стремятся сохранить или восстановить позитивную групповую идентичность.
Национальная и половая идентичность.
Половая идентичность переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, психологических, физиологических и социальных особенностей своего пола, аспекта личной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. Нормальное психосексуальное развитие ребенка происходит при условии, что позиции и поведение родителей дифференцированы по половому признаку мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина.
Исследование личностной и социальной идентичности в психологии. (Агеев, Белинская)
В психологии: Идентичность психологическое представление человека о своем Я; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое/неосознаваемое) с теми или иными типологич. категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.). Половая И внутр динамич-ая стр-ра, кот-ая упорядочиват стороны Л, связанные с осознанием себя как представителем пола. Гендерная И ощущение половой И, психол-ий пол. Проффес-ая И комплексная хар-ка соотвтествия Сб и Д. Проявляется в стабильном выполнении проф-х функций независимо от усл (Ермалаев, Климов, Холанд).
В социальных науках различаютсяСоциальная И. — отождествление себя с социальной позицией, или статусом, Культурная И. — отождествление себя с культурной традицией, Этнич. И. (Стефаненко, Лебедева) — отождествление себя с опр. этнич. группой, Групповая И. — отождествление себя с той или иной общностью, или группой.
По мере усвоения индивидом социокультурных образцов, норм, ценностей, принятия и усвоения разл. ролей во взаимодействиях с другими людьми его самоидентификации изменяются, и более или менее окончательно его И. складывается к концу юношеского возраста. Различаются позитивные и негативные И. (Э. Эриксон). Закреплению негативной И. (“преступник”, “сумасшедший” и т.д.) индивида может способствовать практика “навешивания ярлыков”, специальное или групповое давление (Эриксон).
Возможна утрата И., связанная либо с возрастными психол. кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде. Утрата И. проявляется в таких явлениях, как отчуждение, деперсонализация, маргинализация, психич. патологии, ролевые конфликты, девиантное поведение и др.