Цель: выявить уровень личностной и реактивной тревожности испытуемого
Определение в психологии
Что такое тревожность? Психология рассматривает состояние в двух видах:
- эмоциональное состояние, появляющееся время от времени;
- черта личности и темперамента.
Беспокойство, тревога возникают у любого человека время от времени. Это эмоциональная реакция на стресс, значимое событие, к примеру, встреча любимого человека после разлуки или экзамены.
Второй вариант — личностная тревожность в психологии. Таких людей описывают как высокотревожных, они склонны воспринимать любую ситуацию как угрозу своему благополучию, жизни, здоровью, самооценке, престижу.
Личностная повышенная тревожность — это индивидуальная особенность, которая вызывает постоянное беспокойство, озабоченность банальными жизненными ситуациями. Беспокойный человек боится, что опоздает на работу и его там будут ругать, ребенок попадет под машину, любимый человек разлюбит, на обследовании у врача у него найдут неизлечимую болезнь. На такое волнение нет оснований, но тревожный человек всегда найдет о чем беспокоиться без причины.
Симптомы тревожности
Тревожность имеет психологические и физиологические проявления, по которым ее легко можно идентифицировать. Среди психологических симптомов наиболее яркими являются следующие:
— неопределенные опасения
— обостренные переживания, не имеющие под собой оснований
— нехорошие предчувствия
— постоянное ожидание беды
— сниженное настроение
— депрессивные или тревожные мысли, имеющие негативный окрас
— страх за свою жизнь и жизнь близких людей
— постоянное состояние напряжение
— беспокойный сон, трудности с засыпанием
— повышенная требовательность к себе
Физические симптомы
Физические симптомы тревожности связаны с физиологическими изменениями, подготавливающими организм к активным действиям — происходит возбуждение вегетативной нервной системы, что влечет изменения в работе внутренних органов. Практически всегда тревожность сопровождают:
— учащение дыхания
— ускорение сердцебиения
— ощущение слабости
— ком в горле
— покраснение или побледнение кожи
— повышенное потоотделение
— сухость во рту и т.д.
Распознать повышенную тревожность также можно по ее внешним проявлениям и поведенческим реакциям:
- сжимание кулаков;
- щелканье пальцами или стук ими по столу или другой поверхности;
- постоянное теребление и перебирание одежды;
- облизывание или покусывание губ;
- потирание лица;
- подергивание ногой и т.д.
Как преодолеть тревожность?
Итак, что же делать, если вы обнаружили у себя повышенную тревожность, которая мешает вам нормально жить? Ниже я приведу несколько рекомендаций, которые помогут вам несколько снизить уровень тревожности самостоятельно.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты могут быть назначены только врачом! Чаще всего при высокой тревожности назначаются успокоительные препараты различной степени действия. Самым легким действием обладают настой валерианы или пустырника. Их можно принимать самостоятельно. В более сложных случаях лекарственные препараты назначает врач, и их можно купить в аптеке только по рецепту!
Самоанализ
Можно попытаться самостоятельно проанализировать причины, заставляющие вас тревожиться. Для этого вам необходимо принять удобное положение, позаботиться о том, чтобы вам никто и ничто не мешало. И главное – это запас времени. Погрузитесь в себя, в свои мысли и переживания. Попытайтесь понять, что сейчас происходит в вашей жизни? Какие события, люди, проблемы заставляют вас тревожиться? Какие существуют способы разрешения этих проблем? Есть ли в вашей жизни люди, к которым вы могли бы обратиться за помощью? А может вам чего-то не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно? Каким образом можно было бы это получить?
Смена жизненной ситуации
Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой – работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни. Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение. И попробуйте притворить их в жизнь.
Общение. Психологами подтвержден тот факт, что наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.
Занятия спортом. О пользе физических упражнений написано много статей. Регулярные тренировки благотворно воздействуют на организм человека, помогают выплеснуть накопившееся напряжение, переключиться на позитивный лад. А красивая фигура является приятным бонусом, повышает самооценку, улучшает настроение и, как следствие, тревожность снижается.
Режим отдыха и сна
Переутомление является одной из причин повышенной тревожности, поэтому чрезвычайно важно устраивать себе выходные, высыпаться и полноценно отдыхать
Снизить тревогу иногда удается самостоятельно. Однако, чаще всего, эффективно и на длительный срок скорректировать высокий уровень тревожности может помочь только специалист. Обратившись за помощью к психологу, вы сможете совместными усилиями разобраться в причинах, заставляющих вас тревожиться, и изменить свою жизненную ситуацию наиболее подходящим для вас образом, сделав ее максимально комфортной и безопасной.
Характеристика базы и выборки исследования
Исследование проводилось на базе педагогического колледжа Мензилинского района.
База исследования: В исследовании принимали участие студенты 1 и 5 курсов Педагогического колледжа Мензилинского района. Количество наших испытуемых — 60 человек. Данное исследование проводиться уже много лет с арзной категорией студентов, поэтому в процессе тестирования задействованы не только студенты и преподаватели педагогического колледжа, но и специалисты других сфер. Базу нашего исследования составляли студенты разных факультеов и возрастов. (Информатики, начальных классов, иностранного языка) .
Причины появления тревожности
Причины возникновения тревожности в каждом случае индивидуальны и, как правило, являются комбинацией внешних факторов и особенностей конкретного организма. Все возможные причины состояния тревожности можно подразделить на несколько групп:
- Генетические – тревога может передаваться по наследству через гены. Даже если генетически человек не унаследовал высокую тревожность, она может возникнуть в определенных условиях;
- Обстоятельства – травмирующие события, такие как дорожно-транспортное происшествие, нападение или пожар, могут вызвать беспокойство. В этих случаях чувство тревоги либо будет относительно кратким и исчезнет с окончанием события, либо остается на месяцы и годы. Это то, что известно, как посттравматическое стрессовое расстройство;
- Употребление алкоголя или наркотиков. Амфетамины, экстази и ЛСД – наркотические вещества, способные вызвать беспокойство. У некоторых людей кофеин и теин также могут его спровоцировать;
- Жизненные события. Изменения в жизни, такие как беременность, увольнение, продвижение по службе, способны стать причинами тревоги.
У отдельных людей беспокойство может быть связано со скрытой проблемой со здоровьем. Некоторые медицинские причины тревожности:
- болезни сердца;
- диабет;
- проблемы со щитовидной железой;
- нарушения дыхания (хроническая обструктивная болезнь легких или астма);
- отказ от алкоголя, снотворных или других лекарств;
- необычные опухоли, производящие гормоны.
Особенности личностной тревожности
Такое явление служит устойчивой чертой характера человека. Личностная тревожность — обусловленная недействительной ситуацией, а представляемая личностью, эмоциональная реакция ожидания опасности от возможных последствий событий, предчувствие возможной неудачи, воображаемая угроза.
Для ЛТ характерно восприятие объективно безопасного события в качестве угрожающего и опасного.
Причины ЛТ:
- Внутренняя травмирующая ситуация.
- Эмоциональный срыв.
- Психосоматическое заболевание.
Личностная тревожность проявляется в следующих негативных установках:
низкая эмоциональная устойчивость;
недостаточная степень адаптации к социуму;
низкий уровень активности;
отсутствие целеустремлённости в достижении успехов, неверие в собственные силы;
озабоченность последствиями своих действий;
ожидание неудач и провалов, выливающееся в излишнюю предосторожность.
ЛТ имеет и свои положительные признаки. Люди с такими особенностями темперамента обязательны и исполнительны. Они внимательно и ответственно подходят к выполнению своих обязанностей, постоянно сомневаются и перепроверяют сделанное, что снижает вероятность ошибок.
Почему я тревожусь
Откуда берется постоянное беспокойство? Основные причины тревожности:
- Мнительная, беспокойная семейная атмосфера. Родители всегда чего-то опасались, боялись, повышенная тревожность стала нормой и для их детей.
- Стрессы, перенесенные в детстве. К примеру, отвержение матери, ребенок находился во враждебной среде, не получая защиты от близкого человека.
- Семейная авторитарность, завышенные требования. Такого ребенка часто ругают, не хвалят, все его достижения обесцениваются.
- Конституциональная особенность, склонность к психическим расстройствам, высокая эмоциональность и чувствительность
- Тяжелые жизненные обстоятельства, к примеру, война, катастрофа, физическое насилие.
Психология много лет изучала феномен тревоги. Тревожность в психологии — это специфическое состояние, на него могут влиять внутренние и внешние раздражители. Психика каждого человека развивается по своему сценарию, поэтому причины постоянного беспокойства различны.
Тревожность связана и со стрессом. Тревожное чувство возникает из-за стрессовых ситуаций. Но психология рассматривает уровень тревоги, как индивидуальную чувствительность к стрессовому напряжению. У кого-то уровень высокий, а некоторые люди имеют низкую степень тревоги в экстремальных ситуациях.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Тревожность у детей
Тревожность у детей является состоянием, которое проявляется в склонности к волнению и излишним переживаниям в разных ситуациях
В отношении детей очень важно отличать состояние тревожности от обычных проявлений тревоги: если первое является устойчивым эмоциональным проявлением и не имеет под собой реальных оснований, то тревога проявляется эпизодически в соответствии с какой-то ситуацией (например, волнение перед выступлением на сцене или тревога за оценку, полученную за контрольную работу).
Тревожность у новорожденных
Новорожденный ребенок может «получить» тревожность по наследству от родителей. Данное состояние у новорожденных может быть спровоцировано и другими причинами, в числе которых родовые травмы, перенесенные инфекции и заболевания, оказывающие влияние на нервную систему. Тревожность у новорожденных может проявляться беспокойным поведением, слишком частым плачем, нарушениями сна и аппетита. При этом уже на данном этапе необходимо верно определить причину такого поведения, поскольку при развитии нервной системы состояние тревожности может также эволюционировать в более сложные расстройства.
Тревожность у ребенка
В дошкольном возрасте дети с тревожностью обычно имеют и другие психологические проблемы – например, низкий уровень самооценки и сложности в формировании социальных контактов с другими сверстниками. Однако взрослым, не вдающимся в причины поведения ребенка, такие дети даже нравятся – ведь они скромные, застенчивые, стремятся максимально соответствовать ожиданиям взрослого человека, отличаются хорошим поведением. На самом деле это состояние приносит дискомфорт для ребенка и может стать причиной невротических проявлений. Чтобы снять психологический дискомфорт, дети могут грызть ногти, выдергивать волосы, совершать другие навязчивые движения и ритуалы.
Существуют внешние и внутренние причины возникновения высокого уровня тревожности у ребенка. Внутренние – это все, что относится к состоянию самого ребенка: особенности его нервной системы, в том числе полученные по наследству от родителей, ранее перенесенные травмы, инфекции и заболевания, оказавшие влияние на нервную систему. Ко внешним факторам относится семейная атмосфера, способы воспитания ребенка; здесь к формированию тревожности часто приводят «крайние» меры – либо отторжение ребенка, либо, напротив, гиперопека и лишение его свободы и самостоятельности.
Отдельным видом детской тревожности является школьная тревожность, которая может возникнуть из-за поступления в школу ребенка, который не готов к этому, а также из-за слишком высоких нагрузок в школе, негативному отношению со стороны педагогов, сверстников или родителей, а также необходимость получать положительные оценки. Ситуация, в которой действия ребенка подвергаются оценке, для большинства детей является стрессовой, поэтому именно они могут стать причиной повышенной тревожности.
Тревожность у подростка
Подростковый возраст является кризисным периодом, во время которого идет существенная психологическая перестройка, и формирование подростковой тревожности может стать одним из следствий такого кризиса. В это время для подростков наиболее значимыми персонажами становятся сверстники, и именно по поводу того, какую оценку дадут они, ребенок чаще всего и беспокоится. Появляется тревожность по поводу соответствия своего внешнего вида и поведения определенным критериям, и это состояние может становиться причиной дальнейших психологических сложностей.
Особенность тревожных подростков также заключается в том, что им сложно дать конкретную оценку собственной семье. Отмечено, что подростки с повышенным уровнем тревожности часто затрудняются оценить отношение к ним родителей и определяют это самое отношение в зависимости от ситуации. При этом тревожность заставляет их фиксироваться больше на негативных проявлениях, в то время, как чувство защищенности такие подростки практически не испытывают.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОГИ И СТРАХА
Согласно утверждениям психоаналитиков, разделение на страх и тревогу психологически оправдано. Эмоция, возникающая при быстром приближении машины, когда человек пересекает улицу, отличается от смутного дискомфорта, когда человек встречает новых людей в незнакомом окружении. Основным психологическим различием между этими двумя эмоциональными реакциями является их острый или хронический характер. Дарвин поддерживал точку зрения, что слово «страх» происходит от чего-то внезапного и опасного. В нейрофизиологическом отношении очень важна также продолжительность феноменов тревоги и страха. В 1896 г. Чарльз Дарвин дал следующее описание физиологическому проявлению острого страха, переходящего в ужас:
«Страху часто предшествует удивление, и оно настолько сродни ему, что оба приводят к ощущениям видения и слышания, которые мгновенно активируются. В обоих случаях глаза и рот широко открыты, а брови подняты. Испуганный человек сначала останавливается как вкопанный, без движения и бездыхания, или припадает к земле, как бы инстинктивно стремясь уйти от увиденного. Сердце бьется сильно и быстро, так, что оно трепещет или «стучит в ребра»; однако очень сомнительно, чтобы оно в это время работало более эффективно, чем обычно, т. е. чтобы оно посылало больше крови во все части тела, поскольку лицо обычно становится таким бледным, как при начинающемся обмороке. Эта бледность кожи, по-видимому, в значительной степени или исключительно объясняется тем, что вазомоторный центр поражается таким образом, что обусловливает сужение небольших артерий кожи. То, что на кожу оказывается сильное влияние состояния сильного страха, мы видим на блистательном и неподдающемся объяснению примере, когда из нее немедленно выступает пот. Эта экссудация тем более примечательна, что поверхность кожи остается холодной; отсюда название-«холодный пот»; в то же время потовые железы обычно приводятся в действие, когда поверхность нагревается. Волосы, также и на коже, поднимаются, а поверхностные мышцы дрожат. В связи с нарушенной работой сердца дыхание ускоряется. Нарушается функция слюнных желез; рот становится сухим и частоте открывается, то закрывается. Я также заметил, что при небольшом страхе появляется сильное желание зевать. Одним из самых выраженных симптомов является Дрожание всех мышц тела, и это прежде всего заметно на губах. По этой причине, а также из-за сухости во рту голос становится хриплым или неотчетливым, а иногда пропадает совсем…
По мере того, как страх усиливается, превращаясь в муку ужаса, мы замечаем, как под влиянием очень сильных эмоций возникают разнообразные явления. Сердце бьется очень сильно, или может отказать, и наступает обморок; отмечается смертельная бледность, дыхание затруднено, крылья носа сильно расширены, губы совершают судорожные глотательные движения, наблюдается тремор ввалившихся щек, «задыхающиеся» и «ловящие воздух» движения гортани; неприкрытые и навыкате глазные яблоки фиксированы на объекте, внушающем ужас, или они могут беспокойно вращаться из стороны в сторону. Зрачки ненормально расширены. Все мышцы тела становятся жесткими или совершают судорожные движения. Кисти рук попеременно сжимаются и разжимаются часто подергивающимися движениями. Руки могут быть вытянуты, как бы для того, чтобы отвести страшную опасность или могут охватывать голову… В других случаях обнаруживается сильное и не поддающееся контролю стремление к немедленному бегству, ионо так сильно, что даже самые смелые солдаты поддаются внезапной панике».
Индивидуальные проявления тревоги очень многообразны. У некоторых больных отмечаются сердечно-сосудистые нарушения, например, сердцебиение и потливость, у некоторых- желудочно-кишечные расстройства, например, тошнота, рвота, ощущение пустоты и нервной дрожи (в желудке «мутит от страха»), вздутие живота или даже понос, у некоторых-учащение мочеиспускания, у других-поверхностное дыхание и чувство стеснения в груди. Все перечисленные выше реакции являются висцеральными. Однако у ряда больных преобладают явления напряжения мышц, и они жалуются на то, что мышцы не гнутся, или на спазмы, головную боль и искривление шеи.
Почему возникает тревожность
На возникновение тревожности влияет широкий спектр различных причин. Большинство психологов и нейробиологов сошлись во мнении, что зачастую решающую роль здесь играет совокупность факторов, а именно сочетание врожденных особенностей функционирования нервной системы человека с воздействием социальных и психологических факторов. Перечислим лишь некоторые причины, влекущие за собой повышение уровня тревожности человека:
- наследственность, особенности (слабость) нервной системы;
- неправильное воспитание, неблагополучная семейная обстановка, окружающая человека в детстве;
- отрицательный жизненный опыт, многочисленные стрессы, последствия полученных психологических и физических травм;
- соматические заболевания, длительное время проявляющиеся у человека;
- хроническая усталость;
- заниженная самооценка;
- различные проблемы и конфликтные ситуации в межличностных отношениях;
- недостаточное количество (или полное отсутствие) физических нагрузок и полноценного отдыха;
- злоупотребление алкогольными напитками и т.д.
Условия, методы и методики исследования
В проведенном исследовании для определения уровней тревожности был была использована Шкала самооценки уровня тревожности .
Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Разработан ЧД. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Саниным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Исследование проводилось в естественных условиях, в групповой форме. Часть студентов проходили тестирование в стенах учебного заведения, другая в домашних условиях. По итогам тестирования можно было выявить следующую довольно интерсную закономерность: студенты, проходившие тестирование в домашних условиях показали более высокие результаты, чем студенты, прохдившие исследование в стенах учебного заведения.
Лечение тревожности
Первым этапом в лечении тревожности является точное установление причины. Так, например, если тревожное состояние спровоцировано приемом лекарственных препаратов либо наркотических веществ, то лечение будет заключаться в их отмене.
При тревожном расстройстве, вызванном соматическим недугом, в первый черед необходимо лечить главное заболевание. Если у индивида обнаружено первичное тревожное расстройство, в случаях, когда тревога сохраняется и после излечения главного заболевания или отмены лекарств, рекомендована психотерапия и медикаментозное лечение.
Современные препараты, разработанные для снятия тревоги, эффективны, безопасны и легко переносятся. При тревожном расстройстве снизить тревогу и ликвидировать бессонницу позволяет непродолжительный курс бензодиазепинов.
Если пациент, страдает посттравматическим стрессовым нарушением, то показано применение медикаментов в комплексе. Назначение препаратов обусловлено наличием сопутствующих расстройств психики, таких как паническое расстройство, депрессивное состояние, дистимия, алкоголизм и наркомания. В таких случаях показан прием антидепрессантов.
Психологический подход предполагает, как правило, использование методик когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники данного подхода направлены на изменение реакций клиента на ситуации, порождающие тревожность.
Кроме того, психологи советуют не забывать и о самопомощи при избавлении от повышенной тревоги. Зачастую индивидам с чрезмерной тревогой помогает смена образа жизни. Многочисленные исследования доказали, что рост физической активности способствует сжиганию избыточного адреналина и предоставляет двигательному беспокойству здоровый выход. Также, исследования свидетельствуют, что физическая нагрузка способна повысить настроение и стимулирует выработку более позитивного взгляда на жизнь.
Признаки тревожности
Обычные симптомы тревожности:
— неспособность расслабиться;
— ощущение недомогания;
— чувство волнения;
— панические атаки;
— беспокойный сон;
— ощущение неспособности справиться с собой.
Физические симптомы тревожности:
— нарастающее мускульное напряжение, провоцирующее болевые ощущения в области головы;
— ригидность мышц шеи или плеч;
— со стороны вегетативной нервной системы – повышенное возбуждение (редко).
Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу индивида с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость. В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией. Зачастую у него может появляться страх или боязнь внезапной смерти.
Взволнованный человек испытывает слабость, у него повышается потоотделение, он может в любую секунду заплакать. Встревоженного субъекта довольно просто испугать, поскольку он чересчур чувствителен к шуму. Кроме описанных выше признаков, нередко наблюдается затрудненное глотание или дыхание, сухость во рту, сильное сердцебиение, болевые ощущения либо чувство стеснения в грудной области.
Также к перечисленным проявлениям следует добавить нарушение пищеварения, боли в эпигастрии, метеоризм, тошнота. Возможно учащение мочеиспускания или острая потребность в немедленном опорожнении мочевого пузыря, диарея, ослабление либидо. Все рассматриваемые признаки имеют субъективную обусловленность, а именно существует связь: тревожность, возраст или зависимость от половой принадлежности. Так, например, у мужчин в состоянии повышенной тревоги могут возникнуть случаи полового бессилия, а у представительниц слабого пола – менструальные боли.
У детей высокая тревожность проявляется подавленным настроением, плохо налаженными контактами со средой, которая его пугает, что со временем может привести к занижению самооценки и устойчивому пессимистическому настрою.
Все проявления также обусловлены и типом тревоги, а именно личностная тревожность и ситуативная, мобилизующая и расслабляющая, открытая и скрытая. Первый тип является личностным образованием, которое обнаруживается в устойчивой склонности к тревожности и волнениям в независимости от тяжести жизненных обстоятельств. Он отличается ощущением необъяснимого страха и угрозы. Индивид с такой чертой личности готов все события воспринимать как опасные.
Ситуативная тревожность вызывается определенной ситуацией либо событием, которое порождает беспокойство. Подобное состояние может обнаружиться у каждого индивидуума перед серьезными жизненными трудностями и возможными неприятностями, что считается нормой, поскольку способствует мобилизации ресурсов человека.
Мобилизующая тревожность дает дополнительный посыл к действиям, расслабляющая – в ответственные моменты парализует личность. Также исследователями было доказано, что состояние тревожности изменяется во времени как функция степени стресса, которому подвергается человек и варьируется по интенсивности.
Диагностика тревожности проводится посредством различных методик, среди которых используются вопросники, рисунки и всевозможные тесты.
Рекомендации по борьбе с тревожностью
Уровень СТ и ЛТ рассчитывается с помощью психологического теста Спилберга — Ханина. Человек отвечает на 40 вопросов (по 20 вопросов на определение шкалы ЛТ и РТ). На основе результатов теста определяется степень тревожности.
Тест активно применяют не только в психологии, он отлично подходит для самоанализа. Результаты позволяют оценить состояние. По результатам формируются рекомендации по личностному развитию.
При высокой степени СТ и ЛТ в конкретной ситуации необходимо снизить субъективную значимость события или задачи, т. е. значимость действия, его результата для человека. Акцент переносится на формирование чувства уверенности в успехе, сосредоточенности на детальном продумывании действий для выполнения задачи
При низкой степени СТ и ЛТ внимание нужно акцентировать на чувстве ответственности, возможных последствиях
Заключение.
Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.
Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье». Процесс формирования эмоциональной сферы студента обусловлен положением в обществе, обязанностями и функциями человека, находящегося в высшем учебном заведении.
Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Экзамены для подавляющего большинства студентов и старших школьников — это не только период интенсивной работы, но и психологический стресс. Неуверенность в себе — одно из проявлений заниженной самооценки. Ожидание неуспеха сопровождается такими психическими состояниями, как тревожность, стресс, депрессия, волнение, беспокойство, застенчивость.
Именно психические состояния являются ведущим компонентом перестройки психической деятельности студентов, определяя направление и характер адаптационных изменений, а также формирования их индивидуальности.
Процессом тревожности, переживания, можно в какой-то мере управлять — стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности.
Для того, чтобы выявить уровень личностной тревожности студентов вуза в ситуации сдачи экзаменов и проследить зависимость тревожности от самооценки студентов, мы провели экспериментальное исследование. Мы предположили, что ожидание неуспеха у студентов выпускных курсов сопровождается таким психическим состоянием, как тревожность, т. е. студенты с низкой самооценкой имеют высокий уровень тревожности.
В результате экспериментального исследования на базе Набережночелнинского педагогического колледжа мы выяснили, что:
· для большинства студентов выпускного курса характерна высокая личностная тревожность, в то время как высокая ситуативная тревожность наблюдается менее чем у половины студентов. Таким образом, состояние у студентов выпускного курса тревоги не является постоянным.
· ситуативная тревожность студентов в период экзамена значительно повышается.
· большинство студентов имеет низкую самооценку.
· у студентов с низкой самооценкой отмечается высокий уровень тревожности.
Следовательно, наша гипотеза о том, что ожидание неуспеха у студентов выпускных курсов сопровождается таким психическим состоянием, как тревожность, т. е. студенты с низкой самооценкой имеют высокий уровень тревожности.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены. В рамках данной работы освещены далеко не все вопросы, связанные с самооценкой и уровнем тревожности, требующие особого рассмотрения.