Дипломная работа на тему “социально–психологические факторы брачно–семейных отношений и представлений о счастье и мужчин и женщин”
Межгрупповые различия в уровне психологического благополучия
Средний уровень психологического благополучия в группе «Психосоматические больные» составил 320 баллов, в группе «Здоровые» – 357 баллов, при норме 355 баллов (показатели нормы определены Т.Д.Шевеленковой и П.П.Фесенко при адаптации опросника ). Видно, что уровень психологического благополучия в группе «Психосоматические больные» ниже нормального статистического уровня по ШПБ. Уровень психологического благополучия в группе «Психосоматические больные» определился следующим образом: «выше нормы» – 40%; «ниже нормы» – 60%; в группе «Здоровые»: «выше нормы» – 88%; «ниже нормы» – 12%. Доля лиц, имеющих низкий балл по шкале психологического благополучия, в группе «Психосоматические больные» значимо больше, чем в группе «Здоровые» (φ*эмп = 3,765, р ≤ 0,01). Таким образом, испытуемые в группе «Психосоматические больные» оказались психологически менее благополучны, чем представители группы «Здоровые».
Подобная тенденция наблюдается и в выраженности компонентов позитивного функционирования (по ШПБ). Испытуемые с высоким уровнем психологического благополучия имеют более высокие показатели по всем шести шкалам: позитивные отношения с окружающими, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие (см. табл. 1).Таблица 1
Показатели психологического благополучия и его компонентов по методике «Шкала психологического благополучия» К.Рифф (в % от объема выборки)
Шкалы |
Психосоматические больные | Здоровые | ||
Показатели психологического благополучия | ||||
ниже нормы* | выше нормы | ниже нормы | выше нормы | |
Общий уровень психологического благополучия |
60 | 40 | 12 | 88 |
Позитивные отношения |
32 | 68 | 12 | 88 |
Автономия | 40 | 60 | 12 | 88 |
Управление средой |
32 | 68 | 4 | 96 |
Личностный рост |
64 | 36 | 32 | 68 |
Цели в жизни | 36 | 64 | 12 | 88 |
Самопринятие | 32 | 68 | 8 | 92 |
Примечания. Показатели нормы определены Т.Д.Шевеленковой и П.П.Фесенко при адаптации опросника .
Анализ соотношений по шести шкалам в двух группах показал, что для испытуемых группы «Психосоматические больные» в меньшей степени характерны позитивная оценка себя и своей жизни в целом, способность быть независимым, умение противостоять общественному давлению, чувство уверенности в собственной способности добиваться поставленных результатов. «Психосоматические больные» имеют низкий уровень осмысленности жизни, их смысложизненные ориентации отличаются абстрактным характером и принципиальной нереализуемостью, а мотивационная составляющая по их реализации выражена слабее. Они озабочены ожиданиями и оценками других; при принятии важных решений опираются на чужие суждения . Все это может приводить к большей подверженности депрессии, повышенной предрасположенности к психическим, соматическим и психосоматическим заболеваниям.
В группе «Здоровые» общий высокий уровень психологического благополучия достигается, главным образом, за счет выраженности таких характеристик, как самопринятие, способность поддерживать удовлетворяющие потребностям отношения с другими людьми, наличие целей в жизни и умение их реализовать. Обладание устойчивым жизненным смыслом проявляется в значительно большей энергичности, жизнестойкости. Вообще счастье и смысл жизни взаимосвязаны. Ощущение целенаправленности и осмысленности жизни может быть сформировано сосредоточением на некоторых значимых целях: если они реалистичны и для их достижения имеется достаточно ресурсов .
Способности
Способности являются такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают ей успех в любой сфере жизни. Причём успешность определяется наличием нескольких способностей, а не одной.
Они развиваются из задатков при условии, что человек постоянно практикуется и пополняет запас знаний. Сами же задатки передаются по наследству, так как обусловлены генами.
Например, если папа чемпион по боксу, то его сын, скорее всего, сможет достичь таких же результатов в спорте. Конечно, если будет тренироваться, только тогда можно будет говорить о его способностях.
Скорее всего – потому что ребёнку передадутся гены не только отца, но и матери, а если она стремлениями к спортивной деятельности не отличалась, у малыша существенно снизится шанс повторить подвиги в боксе.
Классификация
- Природные, то есть, биологически обусловленные. О чём говорилось выше, наследственные задатки плюс обучение, практика и жизненный опыт дают в итоге желаемую профессиональную самореализацию.
- Специфические – обеспечивают жизнь в социальной среде и имеют общественно-историческое происхождение. Различают:
- Общие (любой вид деятельности) и специальные (успехи в определённом виде);
- Теоретические (абстрактно-логическое мышление) и практические;
- Учебные. Они влияют на усвоение нового материала, обработку информации, формирование навыков…
- Общительность, умение взаимодействовать с людьми и находить общий язык абсолютно с каждым.
По виду деятельности различают математические способности, художественные, артистичные, литературные, музыкальные, спортивные, инженерные, организационные и так далее. По уровню развития существует одарённость, талант и, конечно же, гениальность.