Личностный конструкт

Типы конструктов

Типы конструктов формулируются не в терминах их содержания, а в том, что касается их логических и функциональных характеристик. К типам конструктов относятся:

Личностный конструкт

Упредительный конструкт — стандартизирует (упреждает) элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне. Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления ригидного человека, как «ничего, кроме». Например, все продавцы автомобилей — жулики. Примером упредительного конструкта может быть также этнический ярлык. Упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.

Констелляторный конструкт — элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Например, «если человек продает автомобили, он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом». В этом примере нет места для других суждений об этом человеке. Такие конструкты ограничивают возможности для альтернативных мнений; раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

Предполагающий конструкт оставляет свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Например, если человек продает автомобили, из этого не следуюткакие-то его личные качества.

Дополнительная классификация конструктов приведена на рисунке.

Личностный конструкт

1.Субъективность. Конструкт — изобретение для дифференциации объектов на основе своих знаний и своего словарного запаса. Конструкт отражает личность его создателя.

2. Биполярность. Конструкт одновременно отмечает сходство и различие. Примеры конструктов: дружеский — враждебный; активный — пассивный; интеллигентный — неинтеллигентный.

3. Неосознанность. Конструкт не всегда осознан и не всегда поддается словесному оформлению. Человек может четко делить людей на две категории, согласно своему конструкту, не умея словами объяснить основание этого деления. Иногда осознается только один из полюсов конструкта, а второй формулируется абстрактно — все то, что «не это».

4. Личностная значимость. Конструкты лежат в основе чувства идентичности человека. Когда прогнозы подтверждаются, система конструктов находится в равновесии, человек уверен в себе. Если мир не соответствует конструктам человека, то он либо модифицирует свои конструкты, либо агрессивными действиями пытается подчинить реальность своим оценкам. Когда человек встречается с фактами, которые лежат за пределами личных конструктов, он испытывает страх. Обогащение его системы конструктов позволяет освободиться от страха и других негативных эмоций.

Личностный конструкт

5. Прогностическая эффективность. Конструкты эффективны для определенного круга явлений. Эффективность использования конструкта нарушается, когда он применяется сверх того набора явлений для которых предназначен.

6. Диапазон применимости. Конструкт более применим к одним событиям и менее — к другим. Например, конструкт «научный — ненаучный» применим для оценки научных достижений, но его трудно применить для описания гетеросексуальных отношений.

7. Фокус применимости. В рамках диапазона применимости существуют явления, к которым конструкт применим лучше всего. Фокус применимости субъективен. Для одного человека конструкт «честный — нечестный» более применим в области денежных отношений, а для другого — в области политики.

8. Проницаемость конструкта. Проницаемость конструкта — это его открытость для объяснения новых явлений. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости конструкта относительна. Конструкт «компетентный врач — некомпетентный врач» у одного человека может быть вполне проницаемым. Общаясь с любым новым доктором, человек может понять, компетентен он или некомпетентен. В другом случае, этот конструкт может оказаться совсем непроницаемым: человек может настаивать, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентный врачом был его педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными и некомпетентными врачами для него больше не существует. Все доктора некомпетентны.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Теорию Дж. Келли по-разному вписывали в классификацию теорий личности. Г. Олпорт считал, что это не «когнитивная», а «эмоциональная» теория, Г. Мюррей называл ее экзистенциальной. К теории Дж. Келли применяли различные ярлыки: от «типично американская» до «марксистская» и «дзен-буддистская», а также «прагматическая», «психоаналитическая», «бихевиористская», «гуманистическая» и «вообще не теория». Чаще всего теория Дж. Келли рассматривается как когнитивная. Однако С. Мадди считает взгляд такой на теорию Дж. Келли ошибочным, а Д.А.Леонтьев писал об этой теории, как о той, которую до сих пор не поняли. Дж. Келли подчеркивает, что человек не наблюдатель, он живет в мире и конструкты нужны ему для реальных взаимодействий с миром. Главным является не поступающая извне информация, а результаты практического опыта. Отличие опыта от информации состоит в личностной значимости событий.

Центральное место в теории Дж. Келли занимает понятие «конструкт». Его универсальность сродни понятиям «подкрепления» или «влечения» в других теориях личности. Введение понятия «конструкт» позволило создать стройную, внутренне непротиворечивую концепцию человека. Конструкты — это категории мышления, но эмоции также включены в конструкционный процесс и участвуют в нем наряду с волей, потребностями и мотивами. Некоторые конструкты функционируют, не доходя до сознания. Личные конструкты не только «в голове», они в такой же мере и «в сердце». Конструирование реальности имеет место даже тогда, когда отсутствуют вербальные ярлыки. Таким невербальным конструированием заняты младенцы и, предположительно, животные. Теория личных конструктов находит широкое применение в психологической практике. На основе идей, развиваемых в этой теории, выросло эффективное направление в психотерапии и психологическом консультировании — когнитивно-поведенческая школа. Она связывает большинство психологических проблем с ошибочными или неуместными конструктами себя и других людей. Дж. Келли в своей теории рассматривал вопросы: развития, использования и изменения конструктов и конструктных систем.

2 стр., 613 слов

Теории личности Ц коллоквиумы 1−3

… . Филогенез и онтогенез личности в теории Л.С. Выготского. Уровни … . Узнадзе. Представления о личности и ее развитии в теории С.Л. Рубинштейна. Структура личности С.Л. Рубинштейна. Представления о личности в теории Л.С. Выготского …

Личностный конструкт

«Правда жизни такова, что не всегда рождение ребёнка счастье для родителей, и не всегда смерть человека — трагедия для окружающих. Между событием и его переживанием лежит интерпретация. События не говорят нам, что надо делать, «на них не выгравировано их значение». Дж. Келли.

Конструкты

Конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ осмысливания действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный — спокойный», «умный — глупый», мужской — женский», религиозный — нерелигиозный», «хороший — плохой и «дружеский- враждебный». Стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердиться, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже может быть исключен.

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом они отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, для формирования конструкта необходимы три элемента: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста. (Д.Келли)

Личностный конструкт

Каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта — объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий. Например, при сравнении трех своих знакомых человек отмечает, что двое из них — общительные, а третий — замкнутый. Так возникает конструкт общительный — замкнутый, который будет затем использоваться этим человеком при оценке других людей. Операции с конструктом предполагают как минимум три элемента, поскольку требуется оценить, чем два элемента похожи друг на друга и отличаются от третьего. Обычно явно выражена бывает только часть конструкта, тогда как остальные его части остаются скрытыми.

Самопроверка знаний:

1. Когда человек говорит, что дерево и металл, сходны в своей твердости, он подразумевает, что они в то же время отличаются от мягких вещей и от воды. Осознание наличия твердых предметов требует осознания того, что существуют также мягкие предметы, служащие контрастом. В этом примере проявляется:

а) Дихотомичность конструкта

б) Активность конструкта

в) Пассивность отражения

г) Эмоциональная значимость явлений

Ответ: а) — дихотомичность конструкта. Если бы как твердые, так и мягкие вещи не существовали в мире одновременно, никто не смог бы сформулировать качества твердости и мягкости как свойства предметов. Любой воспринимаемый предмет воспринимается именно таким образом потому, что он противопоставлен чему-то иному. Основываясь на всем этом, полагает Келли, природа конструктов дихотомична.

2. Может ли человек использовать только один полюс конструка?

а) да

б) нет

Ответ: а) — нет. Не существует униполярных конструктов. Если человек говорит только о «добродетели» людей, не обращаясь к «развращенности», это означает, что полюс «развращенности» «конструкта добротельный -развращенный» подразумевается.

Репертуарные решетки

Для того, чтобы построить репертуарную сетку (вид матрицы) для пациента, Келли сначала попросить пациента отобрать около семи элементов, природа которых может зависеть от того, независимо от пациента или терапевт пытается обнаружить. Например, «Два конкретных друзья, две работы товарищи, два человека , которые Вам не нравится, ваша мать и себя», или что — то в этом роде. Тогда, три из элементов будут выбраны случайным образом , а затем терапевт спросил бы: «В связи с … (независимо представляет интерес), каким образом два из этих людей , так , но отличается от третьего»? Ответ обязательно указать один из крайних точек одной из конструкций пациента. Он мог бы сказать, например , что Фред и Сара очень общительны , тогда как Джон не является. Далее допрос откроет другой конец конструкции (скажем, интроверт) и позиции трех символов между крайностями. Повторяя процедуру с различными наборами из трех элементов заканчивается выявлением несколько конструкций пациент , возможно , не был полностью осведомлен.

Сама репертуарных решеток является матрицей, где строки представляют собой конструкции, найденные, столбцы представляют элементы, и клетки указывают с номером позиции каждого элемента в каждой конструкции. Существует программное обеспечение, доступное для создания нескольких отчетов и графиков из этих сетей.

В книге Личный Construct методологии , исследователи Brian R. Гейнс и Милдред LG Шоу отметил , что «также нашли отображение концепции и семантические сети инструменты , чтобы быть дополнением к репертуару инструментов сетки и обычно используют как в большинстве исследований» , но что они «видят меньше использование сетевых представлений в исследованиях PCP , чем уместно». Они призвали практикующие использовать семантические методы сети в дополнении к репертуарной решетке.

Организационные приложения

PCP всегда было меньшинство интерес среди психологов. В течение последних 30 лет, он постепенно приобрел сторонников в США, Канаде, Великобритании, Германии, Австралии, Ирландии, Италии и Испании. В то время как его главные области применения остаются клинические и педагогической психологии, существует растущий интерес к его применению к организационному развитию , обучение персонала и развития, анализ работы, описание работы и оценки. Репертуарных решеток часто используется в качественной фазе исследований рынка, чтобы определить, каким образом потребители истолковать товаров и услуг.

Глоссарий

Агрессивность.Человек агрессивен, когда он активно испытывает свои конструкты на практике. Агрессия, это прекрасный способ развития, пересмотра, и уточнения собственных конструктов.Тревога возникает, когда собственные конструкты индивидуума неприменимы к происходящим с ним событиям.Поведение как эксперимент .Метафора человека как ученого; основная ее идея состоит в том, что он испытывает личностные конструкты на пригодность, реализуя их в поведении. Результаты действий либо подтверждают, либо опровергают конструкции. Это, в свою очередь, приводит сохранению или пересмотру тех способов, посредством которых формируются конструкции.Конструктивный альтернативизм —существует бесчисленное множество способов конструирования событий и что людям нужно лишь использовать новые возможности, чтобы по-новому конструировать мир.Страхвозникает в результате неизбежных надвигающихся изменений периферийных конструктов индивидуума.Фундаментальный постулат .Индивидуальные психологические процессы канализируются в соответствии с теми способами, посредством которых индивидуум предвосхищает события. Данный постулат предполагает, что предвидение того, что произойдет в будущем, оказывает определяющее влияние на формирование личностных конструктов.Личностные конструкты .Биполярные измерения смыслов, которые люди применяют по отношению к окружающему миру, чтобы осмыслено предвосхищать грядущие события. Конструкты являются биполярными и включают некоторую характеристику и ее противоположность. Примерами биполярных конструктов являются: «счастливый-ответственный», «сильный-уязвимый», «боязливый-разговорчивый» и др. Конструкты каждого индивидуума иерархически организованы.Репертуарная решетка .Методика выявления конструктов, при использовании которой испытуемого просят составить список значимых других людей в его жизни. Лица, перечисленные в этом списке, группируются в различные триадные комбинации, для каждой тройки людей испытуемый указывает, в чем состоит сходство двоих из них, и чем они отличаются от третьего. Ответ, который испытуемый предлагает для каждой триады, составляет личностный конструкт (см.перезнтацию)

Шпаргалки по истории психологии — Теория личностных конструктов Келли

Личностный конструкт

Page 10 of 53

Теория личностных конструктов Келли.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905 — 1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии.

Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого, Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по разному, т. к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т. д.

), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что “А — это то, что человек объясняет как А”, он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Т. о.

, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов.

Иными словами, в отличие от психоаналитиков, утверждающий, что люди ориентированы на прошлое, или от Роджерса, говорившего о настоящие, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении причин его поступков, т. к. ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего.

При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний.

Из этого постулата им было сделано 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, т. е. изменяются не только отношения доминирования — подчинения, но и сами конструкты.

На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток.

Им и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

принципы

Основной принцип теории PCP является то, что уникальные психологические процессы человека направляются по пути он / предвосхищает события. Келли полагал, что предвидение и прогнозирование являются основными факторами нашего ума. «Каждый человек, по его собственному способу, ученый,» сказал Келли, в том, что он всегда построениях и теории рафинирования и модель о том, как устроен мир, чтобы он мог предвидеть события. Мы начинаем на этом при рождении (например, ребенок обнаруживает, «если я плачу, мама придет») и продолжать переработку наших теорий, как мы растем. Мы строим теории, часто стереотипы, о других людях, а также пытаются контролировать их или навязывать другим свои собственные теории, чтобы мы могли более эффективно прогнозировать свои действия.

Все эти теории строятся из системы конструктов. Конструкция имеет две крайние точки, такие как «хэппи-грустный», и мы, как правило, размещать людей в любой экстремальный или в какой-то момент между ними. Наш ум, говорит Келли, завален этими конструкциями, на низком уровне сознания. Келли не использует концепцию бессознательного; вместо этого, он считал, что некоторые конструкты довербальные. Данное лицо или совокупность лиц, или любое события или обстоятельства, можно охарактеризовать довольно точно набор конструкций мы применяем к нему и положению вещей в пределах каждой конструкции. Так Фред, например, может быть только наполовину между счастливым и грустным (один конструктом) и окончательно умен, а не глупо (другой конструктом). Ребенок выше, может иметь довербальную конструкцию «Comes … не приходит, когда я плачу».

Формирует применяются ко всему мы помещаем наше внимание, в том числе себя, а также сильно влияют на то, что мы фиксируем наше внимание. Мы истолковывать реальность построения конструкции

Следовательно, определение системы человека конструктов будет пройти долгий путь к пониманию его, особенно важные конструкции данного лица, которые представляют собой очень прочные и незыблемые убеждения; а также конструкции, человек относится к ним / сам.

Биография

Дж. Келли родился на Среднем Западе США в религиозной фермерской семье, где был единственным ребенком. Из-за частых переездов, его среднее образование было бессистемным и во многом самостоятельным. Его образование началось с точных наук: он получил диплом по физике и математике, потом переключился на педагогику. В 1931 году получил степень по психологии. Начав работать в провинциальном колледже Форт Хэйс штата Канзас, Дж. Келли занимался клинической психологией, бесплатным консультированием детей и подростков. Эта деятельность была прервана мировой войной, он работал психологом в авиации морского базирования. Вскоре после войны он возглавил программу по клинической психологии в университете штата Огайо в Коламбусе, где и проработал большую часть оставшейся жизни — лишь совсем незадолго до своей внезапной смерти в1967 году, он переехал по приглашению А. Маслоу в Брандейсский университет.

Он оставался неизвестным в научных кругах вплоть до своего 50-летия. Его узнали после выхода его книги в 2-х томах, объемом 1200 страниц. В ней излагалась новая система в психологии, последовательно и методично выстроенная с самого основания — с философских допущений и базовой аксиоматики. Литературных источников в этой книге было совсем мало — несколько десятков, причем большую их часть составили неопубликованные диссертации и дипломные работы, выполненные под его руководством.

11 стр., 5319 слов

Имя события как прием интерпретации

… себе практическую пользу. Интерпретация события журналистом и формирование образа события на основе результатов интерпретации является одним из главных приемов манипулятивного воздействия на человека. Латинская пословица … соревнования господин Жириновский. То есть сами поросячьи бега обсуждались мало. Личность лидера ЛДПР, его отношения со спортсменами, демонстрация эскиза памятника спортивной …

Личность

Личность — это присущий индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта и построения на этой основе своего образа мира.

Личность представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт

Дж.Келли отвергал представление о человеческой личности как о фиксированной сущности, которая обусловливает то, что способен делать индивид, устанавливая границы его возможностей. Он придерживался противоположной позиции: то, что человек делает, определяет то, что он собой являет.

Личностный конструкт

Конструктивный альтернативизм

Человек стремится понять мир. Он получает доступ к реальности посредством индивидуально своеобразной интерпретации событий. Человек смотрит на мир сквозь свою систему понятий — шаблонов, и стремится их привести в соответствие с реальностью. Это не всегда удается, однако без таких шаблонов мир предстает бессмысленной неразличимой однородностью. Даже плохо соответствующие реальности понятия-шаблоны полезнее, чем их отсутствие. Такие шаблоны Дж. Келли называет личными (личностными) конструктами. Поскольку конструкты индивидуальны, существуют различные интерпретации одного и того же события, и никто не обладает монополией на истину. Человек не зависит от события до тех пор, пока оно им не истолковано. С момента толкования, он становится пленником своей интерпретации. В этом смысле, по мнению Дж. Келли, человек сам является творцом своей судьбы.

Личностный конструкт

На первых стадиях процесса толкования человек начинает обращать внимание на общие характеристики протекающих событий, организованных в кажущиеся случайными совокупности, он замечает повторения или репродукции событий. Будучи в состоянии выделить сущность события, происходящего в данный момент, он способен узнать повторение этого события в будущем

Посредством процессов обобщения и абстрагирования, переживаемые человеком события могут обрести значимость и упорядоченность. Без активных попыток толкования было бы невозможно познакомиться с миром и формировать ожидания относительно того, что случится в следующий момент. Поскольку толкование — это процесс интерпретации, а не буквальное описание реальности, он будет по-разному происходить у разных людей.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2