Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Регулярные занятия6

Среда, воскресенье с 20:00 до 21:00

Онлайн-практика «Открытый духовный путь»

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Сергей Ратибор

Среда с 15:00 до 18:00

Программа стажировки для психологов-консультантов

 
Подать заявку

9 месяцев (150 ак. часов)

Москва

Психологический центр «Здесь и Теперь»
Наталия Спирина

Вторник с 19:30 до 21:30

Психологическая группа для женщин

 
Скидка 500Р

2 часа

Москва

Академия Развития Личности
Ирина Викторовна Емельянова

Суббота с 20:00 до 21:00

Курс «Духовная психология. Начальный уровень». Урок 12 «Кризис развития Личности»

 
Бесплатное

1 час

Москва

Школа Развития Мастерства «Мир Реальности»
Сергей Ратибор

Плавающие дни недели

Программа по корректировке веса «Мой идеальный вес». 1-я группа: по снижению веса; 2-я группа: по увеличению веса

 
Скидка 5%

2–3 часа

Москва

Ольга Николаевна Заводилина

Что стоит знать обо мне в ракурсе терапии и супервизий

Некоторые ключевые сведения можно почерпнуть в разделе «о руководителе проекта». Помимо этого добавлю еще несколько фактов:

  • Опыт работы – более 15 лет постоянной практики, более 500 часов личной терапии и супервизий в рамках разных подходов и направлений
  • Представляю возможность обучения дистанционной работе психолога, помощь в адаптации методик различных школ под формат skype (форматы аудио+видео, или только аудио)
  • Возможность обогатить ваш терапевтический арсенал методами и техниками из разных психологических школ, сформировать работающие стратегии терапии, адаптированные именно к вашим способностям и предпочтениям
  • Все элементы обучения – исключительно практического свойства, демонстрируемые в режиме тренинга, с конкретными примерами и вашим непосредственным участием
  • Возможность обучиться работе со специфическими запросами – ЛГБТ, гендерная дисфория, вопросы ЭКО и приемных детей, глубинная психосоматика – психологические причины некоторых заболеваний, трудности принятия неизлечимых заболеваний и многое другое

И последнее: я провожу супервизии и индивидуальную терапию только в формате skype. Это будет особенно полезно тем, кто хочет перевести свою работу психолога в дистанционый формат и не быть жестко привязанным к месту и кабинету.

Пройти онлайн-тест из 20 вопросов

Тест Майерс-Бриггс, наряду с многими другими популярными в мировой практике тестами, включен в курс «Самопознание». Пройдя его, можно получить детальную характеристику своей личности, слабых и сильных сторон, склонностей, чтобы лучше разобраться в себе и использовать эти знания для саморазвития.

Приведенный ниже тест позволит определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. Тест содержит 20 вопросов: по 5 вопросов для каждого дескриптора. Именно нечетное количество вопросов для каждой шкалы дает возможность получить вашу склонность к тому или иному полюсу (четное количество дало бы возможность получить промежуточный результат: 50 на 50).

Перед началом теста, важно понять следующие вещи:

  1. Никакие вопросы никакого, даже самого подробного, опросника не могут охватить все поведение человека. Данный тест позволяет лишь «очертить рамки» и указывает на уклон, а не на всеобъемлющее доминирование одних свойств над другими.
  2. Независимо от принадлежности к какому-либо типу, каждый человек использует в повседневной жизни оба полюса предпочтений, но в разной мере. К примеру, мы можем быть общительными с хорошими знакомыми, но чаще являться интровертами.
  3. При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  4. Пройдя тест, вы узнаете не только свой тип личности, но и получите небольшое объяснение результата. Не забудьте ответить на все вопросы, для этого удобнее всего идти по порядку.

Индивидуальная терапия психолога и супервизия для психолога – сходства, различия, пересечения

Супервизия для психолога и индивидуальная терапия психолога часто пересекаются. Казалось бы, эти вещи легко разграничить, ведь индивидуальная терапия психолога не рассматривает его в качестве профессионала. Но может ли сам психолог вынести за скобки личной терапии свои переживания и как профессионала в том числе?

И наоборот, если, разбирая клиентский случай, психолог осознает свои реакции и прямую их связь со своими личными травмами, нерешенными проблемами, или вообще через призму клиентского случая узнает о том, что еще не решено и не проработано в нем самом, то можно ли в полной мере отделить одно от другого?

Но, тем не менее, различия провести можно.

Во первых, личная терапия и супервизия в психологии отличаются, прежде всего, фокусом внимания. Помним, что в одном случае заявлена личная задача, в другом – профессиональная

И как бы не пересекались личные задачи психолога с профессиональными, психолог-супервизор будет сам удерживать внимание коллеги-клиента на основной точке его запроса или корректировать запрос, если возникает ощущение, что, допустим, у коллеги есть в большей степени потребность решать не ту задачу, на которую изначально был направлен фокус внимания

Во-вторых, супервизия в психологии имеет обучающую направленность, в отличие от личной терапии. Хотя, безусловно, занимаясь собой, мы попутно можем научиться тем техникам, методикам и стратегиям, что использует наш терапевт, но это скорее – побочный эффект.

В супервизии же вполне реально поставить задачу не только осознать самого себя в контакте с конкретным клиентом, но и получить взгляд другого специалиста на стратегии и техники терапии в отношении этого клиента. И психолог-супервизор, соглашаясь на подобный контекст работы, становится обязан предоставить коллеге свой взгляд, опыт, методы и стратегии терапии.

В-третьих, индивидуальная терапия для психолога – вещь с гораздо более узкими рамками, чем супервизия. Тут много условий, о которых я говорил, в частности, в статье о терапевтическом контракте. И если коллега-психолог запрашивает личную терапию, на него распространяются те же правила и рамки, что и на всех остальных клиентов, аналогично соблюдаются и обязанности терапевта.

С супервизией же ситуация может быть более мягкой. Например, если принято в случае длительной терапии поддерживать отношения только с одним специалистом-психологом, то в случае супервизии психолог-супервизор может быть не один.

Психолог-супервизор также нередко совмещает несколько ролей – например, супервизорами выступают преподаватели, которые, с одной стороны, ставят оценки, принимают зачеты (и куда деться от неизбежностей аттестации при обучении?), с другой – ведут супервизорские группы и индивидуальные супервизии.

Бывает и так, что совмещаются роли «психолог-супервизор» и «работодатель». Такое нередко случается, когда опытный психолог начинает в рамках психологического центра, например, постепенно делегировать поступающих клиентов тем, кто еще начинает свой путь в профессии, параллельно повышая уровень своих сотрудников через супервизии и как бы передавая все то, чему он сам смог научиться, дальше.

Это выгодно всем сторонам – вчерашние студенты получают психологическую практику, которая развита и обеспечена именем и репутацией уже опытного психолога. Организатор же получает дополнительный доход, а также возможность решать более сложные профессиональные задачи (связанные с обучением других специалистов в супервизиях).

Зачем нужна супервизия в психологии?

Представьте: вас научили теории, на практике показали некоторые техники, вы их, возможно, тренировали в группе, и вам даже (бывает далеко не во всех вузах) помогли осознать ваши личные переживания в связи с этими техниками.

А конкретнее – вам удалось уловить связь между тем, что вы лично переживаете как человек, как личность (у которой не может не быть своих проекций, ожиданий, фантазий, травм и всего того, с чем работать придется всю жизнь) и вашим восприятием тех или иных методик, вашим поведением как терапевта, психолога.

Но уловить принципиальную связь — одно, а научится отслеживать свои собственные внутренние переживания, эмоции, уметь осознавать, как конкретно взаимодействует в этом процессе «мое» с «его, клиента» – совсем другое, и этому придется учиться. Ведь не сразу же, например, после объяснения теории автовождения и пары практических уроков, вы сели и поехали?

Нет, вам наверняка пришлось немало километров намотать по городу вместе с инструктором, чтобы привыкнуть видеть знаки, смотреть в зеркала, грамотно оценивать скорость, свою и чужую, расстояние до других участников движения и свое поведение на дороге.

Умение осознавать свои реакции именно в контакте с клиентом (параллельно не теряя способности осознавать и реакции клиента) – это та привычка, которую и помогает выработать психолог-супервизор.

Я много раз задавал себе вопрос – можно ли выработать эту привычку навсегда? Есть ли такое состояние, в котором супервизия для психолога, даже изредка, была бы уже не нужна?

И пришел к ответу, что вряд ли. Бывают длительные периоды работы, когда все идет вполне успешно, психолога не беспокоят никакие серьезные личные проблемы, он достаточно проработан в своей личной терапии, чтобы не натыкаться на одни и те же грабли не только в собственной жизни, но и с клиентами, и, казалось бы – чего еще желать?

Но даже в таких случаях, когда есть практика, опыт, собственная проработанность, всегда найдется клиент-вызов, всегда найдется трудный случай или, возможно, трудный именно для вас как для психолога.

Что я предлагаю как психолог-супервизор и личный терапевт

В первую очередь, скажу, что супервизия для психолога и личная терапия для коллеги – два, все-таки, разных мира, на мой взгляд.

Если вы решили пройти у меня личную терапию – помимо осознания и решения ваших собственных задач вы вполне можете получить и обучающий эффект. Однако, запрос на личную терапию исключает (как минимум на этот период) наше сотрудничество как коллег.

Если в процессе нашей работы вам также захочется работать в моем проекте в качестве консультанта, мы сможем начать обсуждать эту тему только после завершения вашей личной терапии, при условии корректного завершения терапевтических отношений и некоторой паузы по времени.

Но если у вас нет никакого опыта и для начала есть потребность решить свои задачи – это вполне адекватный путь для начала профессиональной жизни. И я не могу не помнить о личном опыте в этой связи: все мои серьезные продвижения в отношении профессии происходили практически всегда после удачных личных процессов с хорошими терапевтами.

Не всегда это были долгосрочные запросы, но связь между какими-то позитивными сдвигами в профессии и различными формами консультирования и психотерапии, которые я запрашивал – осознаю очень хорошо.

Если у вас уже есть некоторый опыт консультирования и личной терапии, вы нуждаетесь в расширении практики и дальнейшем обучении – смогу быть вам полезным как психолог-супервизор.

Бывает, случается так, что запросы супервизии пересекаются с запросами личного характера. В таких случаях границы и рамки обсуждаются индивидуально, но, как правило, я лишь обозначаю возможное направление работы в личной терапии, которую вы вполне можете проходить у другого терапевта. А основной акцент делаю на осознание себя в работе с клиентом и на техники и стратегии терапии.

4 дескриптора

Суть системы психологического тестирования MBTI заключается в том, что, благодаря измерению уникальных комбинаций личностных факторов человека, можно предугадать его склонность к определённому виду деятельности, стиль его действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие ему чувствовать себя комфортно и уверенно. Для и чего были придуманы, 4 шкалы (дескриптора), по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия-экстраверсия),
  • ориентация в ситуации (здравый смысл – интуиция)
  • основа принятия решений (логос – пафос)
  • способ подготовки решений (рациональность – иррациональность)

Рассмотрим каждую шкалу подробнее:

Шкала EI: ориентация сознания

Интроверты (I-тип) не обязательно замкнутые и некоммуникабельные люди как это часто изображают «жёлтые» издания. Они могут быть общительными и компанейскими, но энергию черпают и лучше работают наедине с собой. Такие люди отдают предпочтение мысли, а не слову, поэтому перед тем, как что-то сказать, всегда думают.

В отличие от экстравертов (E-тип), у которых коммуникабельность граничит с болтливостью. Для них за счастье находиться и работать с другими людьми. Проблемы они решают не в одиночку за закрытыми дверьми, а путём обсуждения, что позволяет находить компромисс.  Но и возникают такие ситуации чаще – природа человеческого общения, да ещё и в избытке, даёт о себе знать.

Простыми словами, шкала EI рассказывает об общей ориентации сознания:

  • Е (экстраверт) — ориентация на внешние объекты;
  • I (интроверт) — ориентация внутрь, на самого себя.

Шкала SN: ориентация в ситуации

Перевод слова «sensing» как «здравый смысл» является не совсем точным

Люди, принадлежащие к S-типу, оценивая ситуацию, берут во внимание все детали, которые можно понять и ощутить благодаря «сенсорам» – зрению, нюху, прикосновению. Они опираются на внешние, уже известные данные и последовательны в своих решениях, которые тщательно обдумывают и взвешивают

Они всегда точны, для них не имеют значения догадки, не подтверждённые фактами, а первостепенное значение имеет только то, что происходит здесь и сейчас.

N-тип более склонен полагаться на интуицию. Зачастую это люди с развитым воображением, для которых мир – это сосредоточение возможностей. Они небрежнее относятся к фактам, но способны видеть картину глобально, прогнозировать самые разные пути развития событий.

Простыми словами, шкала SN — отражает избранный способ ориентировки в ситуации:

  • S (сенсорика ) — ориентация на факты и полученный опыт;
  • N (интуиция) — ориентация на предчувствия, общую информацию.

Шкала TF: основа принятия решений

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее
Принятие решений основывается на известной дихотомии: эмоции и интеллект (IQ vs EQ). Т-тип – это люди, для которых логика стоит на первом месте. Они следуют голосу разума и принимают решения, лишь тщательно всё обдумав. Представители данного типа хорошо анализируют информацию, а также справедливы и объективны.

F-тип – это тот человек, у которого вы не спишете задачу по физике, но к нему первому пойдёте, чтобы поделиться своей радостью или бедой. Это эмпаты, для которых природа человеческих чувств почти всегда важнее всего остального. Это люди с развитым эмоциональным интеллектом, и именно он, а не логичность, зачастую, руководит их поступками.

Простыми словами, шкала TF — как человек принимает решения:

  • T (мышление, логика) — способность рационально взвесить «за» и «против»;
  • F (чувство, этика) — решения принимаются эмоционально.

Шкала JP: способ подготовки решений

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее
Те, кто относится к Р-типу, не способны к всеобъемлющему контролю и планированию, но могут воспринимать много информации и сразу по нескольким каналам. Они многозадачны, хорошо справляются с работой в сжатые сроки, не паникуют, когда что-то идёт не так. Таким людям перемены даются очень легко, ведь умение приспосабливаться – их сильная сторона.

J-тип, наоборот, однозадачны, склонны к планированию и алгоритмизации. Для них важна в первую очередь стабильность, они стараются исключить хаос и подойти к решению любой проблемы во всеоружии, предварительно всё продумав. Такие люди способны хорошо ставить цели, определять приоритеты и достигать результат.

Простыми словами, шкала JP — как готовится решение:

  • J (суждение и рациональность) — планирование и упорядочивание;
  • P (восприятие и иррациональность) — стремление ориентироваться по обстоятельствам, умение адаптироваться.

Краткая история

Предыстория появления типологии восходит к работам Карла Юнга, который в опубликованной в 1921 г. книге «Психологические типы» предположил, что основных психологических функций, помогающих человеку воспринимать мир, четыре. Это – мышление, чувства, интуиция и ощущения. Этот труд был гораздо фундаментальнее, чем представления американки Кэтрин Бриггс, которая просто интересовалась различиями в характерах разных людей. Но, познакомившись с типологией Юнга, она, поддерживаемая своей дочерью Изабель Бриггс-Майерс, начала детально изучать данную проблематику и даже опубликовала пару научных статей. Типов она выделяла также четыре, и основывалась, по собственному же признанию, на работах Юнга. Но позже теорию значительно расширила дочь, придав ей очертания современной.

Случилось это в годы Второй мировой войны. Именно тогда появился Myers-Briggs Type Indicator (MBTI – собственно типология, также часто используется термин «соционика»). Это не была «голая» теория – исследовательницы опирались на оригинальные испытания, ими же составленные. Цель изысканий была самой благородной: на основе тестирования определить индивидуальные личностные предпочтения в работе и подобрать женщинам, которые должны были заменить на производстве ушедших в армию мужчин, занятия, где они смогут по достоинству проявить свои таланты. Уже позже, в 50-60-е годы, о типологии положительно отзывались видные учёные, были проведены новые опыты, позволяющие уточнить методику. Но кроме последователей, MBTI имеет и ряд критиков, которые указывают на то, что типология Майерс-Бриггс почти дублирует исследования К. Юнга в теоретической части и не всегда обнаруживает свою валидность на практике.

Вебинары10

26 марта
Четверг,
20:00

Курс «Я — бренд. Создай свою стратегию продаж». Влияние архетипа личности на ваш бизнес

2 месяца + 5 вебинаров

Светлана Сергеевна Алешкина

28 марта
Суббота,
19:00

Тренинг «Хранительница семейного очага любви. Как создать и сохранить любовь»

2 часа

Центр психологической помощи «Земля Любви»
Анна Раздольская

30 марта
Понедельник,
10:00

Курс Л.Н. Собчик «Психология индивидуальности. Искусство психодиагностики»

 
Скидка 5%

1 месяц, 72 академических часа

Институт прикладной психологии
Академия Эффективных Решений  (Таганрог)
Людмила Николаевна Собчик
Максим Анатольевич Лазарев

11 апреля
Суббота,
11:00

Курс «Приятной самореализации!»

 
Подать заявку

7 занятий по 1 часу

Кристина Валенцова

22 апреля
Среда

Применение личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии для решения психологических проблем и развития личностной успешности»

 
Скидка 3600Р

4 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Назыров Равиль Каисович
Залевский Генрих Владиславович
Климов Александр Александрович
Лысенко Ирина Сергеевна
Никулин Александр Вадимович
Ташлыков Виктор Анатольевич
Исурина Галина Львовна
Подсадный Сергей Александрович

Ещё 6 тренеров…

22 апреля
Среда

Курс «Эффективные приёмы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в решении психологических проблем»

2 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Назыров Равиль Каисович
Залевский Генрих Владиславович
Климов Александр Александрович
Лысенко Ирина Сергеевна
Никулин Александр Вадимович
Ташлыков Виктор Анатольевич
Исурина Галина Львовна
Подсадный Сергей Александрович

Ещё 6 тренеров…

25 мая
Понедельник,
12:00

Программа профессиональной переподготовки «Психолог-консультант: частная практика» с получением диплома. Online обучение

 
Подать заявку

1 год

ООО Международная школа позитивной психологии и медиации «Времена» (Челябинск)
Татьяна Васильевна Русакова (Челябинск)

23 июня
Вторник

Дистанционный цикл «Когнитивно-поведенческая психотерапия в работе с пациентом с личностным расстройством и психосоматическим заболеванием»

 
Скидка 3600Р

144 уч.часа, 4 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Назыров Равиль Каисович
Залевский Генрих Владиславович
Бубнова Ирина Викторовна

Ещё 1 тренер…

23 июня
Вторник

Программа «Когнитивно-поведенческая психотерапия в работе с пациентом с личностным расстройством»

 
Скидка 2250Р

2 месяца

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Назыров Равиль Каисович
Залевский Генрих Владиславович
Бубнова Ирина Викторовна

Ещё 1 тренер…