Анализ проблемной ситуации
Проблемная ситуация как основной элемент технологии проблемного обучения
Проблемная ситуация является основным элементом технологии проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление и т.д.
Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (учащийся) хочет решить трудные для себя задания, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация включает в себя следующие три компонента:
-
необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия;
-
неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации;
-
возможности учащихся при выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного .
Проблемная ситуация возникает только при наличии определенных внутренних условий мышления
Это положение имеет важное значение для педагога. Проблемная ситуация по своей психологической структуре, как и мышление, представляет довольно сложное явление и включает в себя не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную (потребности, возможности субъекта) сферу
Исходя из этого, А.М. Матюшкин определяет проблемную ситуацию как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.
Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).
Чтобы проблемная ситуация стала дидактическим инструментом педагога, необходимо знание типов проблемных ситуаций. Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:
-
при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
-
при организации практической работы учащихся;
-
при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
-
при побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
-
при исследовательских заданиях .
Необходимо отметить, что не слишком трудное, не слишком легкое, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации.
В качестве проблемных заданий могут служить вопросы, учебные задачи и практические ситуации. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Само по себе проблемное задание не является проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.
Итак, данный вид технологии обучения:
-
стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся;
-
развивает интуицию и дискурсивное (insight – проникновение в суть), конвергенционное («открытие») и дивергенционное («создание») мышление;
-
учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач .
Внедрение технологии проблемного обучения в учебно-познавательный процесс имеет определенные сложности. Основные трудности связаны с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания самой проблемной ситуации и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым учащимся. Данная технология обучения таит в себе естественный процесс разделения учащихся на самостоятельных и несамостоятельных.