Зачем руководителю знать психотипы сотрудников
Психотехнологии управления
Возможно, кому-то покажется слово «психотехнологии» сухим и машинным, но на самом деле оно несет в себе глубокий смысл. А заключается он в том, что с помощью психологических приемов один человек имеет возможность влиять на другого или даже нескольких.
Хорошему менеджеру без таких способностей просто не обойтись. Ведь люди все разные, у каждого свое мнение и интересы, поэтому и подход должен быть индивидуальным. Если же начальник таких вещей не понимает, то, к сожалению, он долго не сможет удержать рабочий коллектив в нужном деловом русле.
Существует два вида менеджмента:
- «черный»;
- «белый».
Если менеджер предпочитает придерживаться постулатов первого вида управления, то в таком случае возникнет масса негативных последствий со стороны подчиненных. А все потому, что его методы управления будут базироваться на деспотизме, грубости и некорректном поведении в отношении подчиненных. Если же менеджер идет по «белому» пути, то такая работа пойдет на пользу ему и людям, находящимся у него в подчинении.
Рассмотрим некоторые советы по поводу того, как будущему руководителю научиться понимать своих подчиненных и управлять ими так, чтобы их работа приносила пользу им и организации в целом.
Как помочь подчиненным достичь желаемого результата в работе?
Начнем с того, что коллективы бывают:
- малые;
- крупные.
Численность сотрудников компании напрямую связана с ее размерами и сферой деятельности. Отрабатывать методики рациональных и положительных психотехнологий управления персоналом лучше всего именно в малом коллективе. Наиболее распространенные приемы управления психическими и функциональными состояниями сотрудников:
Отрицание кляуз и доносов. Не позволяйте своим подчиненным «ябедничать». Это не значит, что нужно отвергать каждого, кто заметил «соринку в глазу» у другого. Так, где в действительности назревает конфликт, должен вмешаться руководитель и принять решение, которое удовлетворит враждующие стороны.
Равное отношение ко всем подчиненным. Не выделяйте для себя любимчиков. Проведем аналогию с отношениями внутри семьи: родители любят всех детей одинаково, так и руководитель должен ценить всех и каждого. Нужно прислушиваться к мнению подчиненных. Так вы будете знать, чем живет ваш трудовой коллектив.
Справедливость. Буквально все отношения между людьми сопровождаются конфликтами. Трудовой коллектив исключением в данном случае не стал. Менеджер должен уметь находить правильные пути выхода из самых сложных проблем.
Помните, что любая работа начинается с должностной инструкции. Чтобы в будущем у работников не возникали вопросы по поводу того, кто и кому подчиняется, какие задачи выполняет, заранее продумайте и распечатайте инструкцию для каждого.
Правильно выберите систему поощрений подчиненных. Это может быть форма материального (денежного) и морального поощрения. Первая подразумевает выдачу работнику за особые заслуги определенных премий, доплат, бонусов
Нематериальное поощрение также очень важно. Сотрудник за хорошую работу получит не только одобряющий отзыв, но и возможность подняться на новую ступень карьерной лестницы.
Не забывайте также, что менеджер – это, в большинстве случаев, не владелец компании, а такой же наемный работник, как и другие. Только уровень ответственности за работу на него возложен значительно больший, чем на остальных.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Управленческое общение — общение с целью руководить и мотивировать подчиненных, изменить их деятельность в нужном направлении.
Руководителю необходимо:
- понимание ситуации общения — ГДЕ? КОГДА?
- личностный подход — КТО?
- знание технологии общения — КАК?
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ — цель руководить — передача и получение информации
ü круг управленческого общения
ü барьеры непонимания
ü обратная связь
ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ — цель мотивировать — установление контакта — результат: заинтересованность, преданность, лояльность, поддержка.
Законы управленческого общения:
Ø подчиненные не выполняют распоряжения руководителя не потому, что не поняли, а потому, что не приняли их, не согласились с ними;
Ø при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.
Приемы общения:
ü прием «ИМЯ СОБСТВЕННОЕ» — потребность в уважении
ü прием «ЗЕРКАЛО ОТНОШЕНИЙ» — потребность в безопасности
ü прием «ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ» — основные жизненные потребности
ü прием «ТЕРПЕЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ» — потребность в общении
ü прием «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА» — потребность в самореализации
Управленческое общение — общение с целью руководить и мотивировать подчиненных, изменить их деятельность в нужном направлении. Руководителю необходимо: понимание ситуации общения — ГДЕ? КОГДА? …
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Нерадивые подчиненные
Все довольно просто на первый взгляд. Чтобы правильно управлять рабочим коллективом, нужно всего лишь придерживаться определенных правил, норм, рекомендаций и все. Не совсем так.
Среди даже самых ответственных и прилежных работников найдется один проблемный, с которым придется повозиться. Практика управления проблемными сотрудниками показывает, что исправить ситуацию можно, проведя аналогию с семьей и детьми.
Если организация ценит каждого, кто решил ей посвятить свои трудовые будни, то она позаботится о том, чтобы каждое звено работало слаженно. Для этого необходимо также придерживаться определенных рекомендаций.
Помочь решить проблему вам сможет предварительный анализ характера и качества работы сотрудника. Самые распространенные недостатки наемных работников:
- лень;
- озлобленность на окружающих;
- излишняя эмоциональность;
- грубость;
- бесчувственность или чрезмерная чувствительность;
- хамство;
- отсутствие чувства ответственности и пунктуальности;
- замкнутость.
Список можно продолжать еще долго. Руководитель должен дать самому себе ответ, как поступить в такой ситуации. Понятно, что увольнять вот так сразу никто никого не будет. После того, как вы определили, в чем заключается проблема с подчиненным, сразу же необходимо разработать систему мер, в соответствии с которой вы будете «трансформировать» работника.
В такой ситуации панацеей станет не только задушевный разговор, но и применение на ваш выбор моральных или материальных форм поощрений. В редких случаях можно использовать штрафы, только будьте с ними осторожны. Штрафы изначально созданы для наказания, а вам нужно перевоспитание. В разговоре косвенно разузнайте, что смогло бы изменить работника. Поверьте, выполняя его условия, вы через некоторое время увидите уже первые результаты своих трудов.