Исследование локуса контроля дж. роттера
Интересная закономерность
Основываясь на вышеизложенной информации можно сказать о том, что внутренний локус имеет значительно больше благоприятного влияния на человеческую жизнедеятельность. Именно этот полюс увеличивает продуктивность труда, приносит человеку удовольствие от совершаемых действий, а также способствует выработке стойкости к внешнему воздействию. Однако при чрезмерной выраженности этого полюса, имеются и негативные последствия. Перед каждой личностью должны стоять только реалистичные стимулы, которых можно добиться путем целенаправленных действий. Желания изменить обстоятельства, которые неподвластны внешнему влиянию, могут спровоцировать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.
Объективная оценка собственных возможностей тесно взаимосвязана с состоянием общества
Именно поэтому, заокеанские исследователи уделяют локусу контроля столь пристальное внимание. Многие зарубежные страны отличаются стабильностью в сфере права и экономики
Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.
Важно обратить внимание, что методика, использующаяся для определения принадлежности к одной из условных групп, имеет несколько интересных нюансов. По словам её автора, локус контроля является нестабильным значением и может изменяться на протяжении человеческой жизни. Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере
Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности
Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере. Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности.
Воспитательный процесс подразумевает обучение самостоятельности и взятию ответственности за все принятые решения и совершаемые действия. Методы и строгость воспитания являются решающими факторами в выборе локуса контроля.
https://www.youtube.com/watch?v=246Jx9BeZAk
Общая информация
В статье об основных типах темперамента, мы уже познакомились с такими понятиями, как экстраверт и интроверт. Соответственно, такое определение, как экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний) более менее должно быть вам понятно. Этот локус контроль играет значительную роль в нашей жизни, потому что влияет на отношения, успех, здоровье, карьеру и восприятие мира в общем. Формируется с детства, в процессе социализации и однообразный тип реагирования проявляется в разных сферах деятельности.
Хотя чисто выраженной ориентации на обстоятельства не существует, к тому же она способна меняться в течение жизни, особенно, если человек занимается саморазвитием. Так же огромную роль в формировании играет экономика и правовая защищенность личности. Хотя родительское отношение имеет самое огромное влияние на умение брать на себя ответственность.
К примеру, если к ребёнку проявляют любовь, признают его, прививают привычку отвечать за себя и свои поступки – то маловероятно, что в более старшем возрасте он будет вести себя совсем противоположно. А вот у малыша, родители которого были авторитарны и совсем непоследовательны, редко хвалили, предпочитая высказывать только своё недовольство , не знаешь порой что ожидать, то ли наказания, то ли поощрения – мало шансов иметь внутренний локус контроля.
Основные характеристики
Внутренний локус контроля личности обычно свидетельствует о том, что у его обладателя присутствует много положительных черт. Среди них – внимательность к информации, устойчивость к психологическому давлению, стремление самосовершенствоваться, адекватная самооценка и т.п.
Но есть и такие качества, которые весьма мешают процессу развития личности. Например, такие люди могут ставить перед собой нереальные цели или пытаться изменить то, что невозможно изменить. Кстати, методика многих исследований доказала, что в странах с развитой экономикой внутренний локус контроля у людей более развит, чем в тех, где экономика находится на низком уровне развития.
Рекомендуем: Задатки и способности
Типы людей и локус контроля очень связаны, причем дело не только в типологии личности или в стране в целом, но и, например, в семье. Родители, которые стремятся научить ребенка быть ответственным и принимать самостоятельные решения, скорее всего, воспитают в нем личность с внутренним локусом контроля, и наоборот – чем больше внушать ребенку веру в судьбу, тем более непоследовательным он вырастет.
Кстати, в современной психологии имеется методика, и даже не одна, которая помогает приобрести внутренний локус контроля, а вместе с тем развиваться как личность и наконец-то научиться отвечать за свои поступки.
Тест на локус контроля
Определить направленность Вашего личного локуса контроля поможет опросник, созданный американским психологом Джулианом Роттером, автором концепции о локусе контроля. Он используется с конца 1990-х, его валидность доказана многочисленными исследованиями.
Опросник состоит из 44 утверждений, с которыми нужно согласиться или не согласиться. Напротив каждого номера на листке бумаги ставится + при написанное верно и – если не верно. Как и у всех других психологических тестированиях, самое первое впечатления и ответ наиболее верны, поэтому не рекомендуется долго засиживаться и раздумывать.
Вот отрывок из опросника:
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Болезнь – дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
Далее подсчитывается количество плюсов и минусов в определённых блоках с вопросами-утверждениями, например, в 1, 3, 10, 20, 25 и т.д.
Подсчитав чего больше, плюсов или минусов, можно довольно разнообразно выяснить локус контроля испытуемого в тех или иных сферах: общий, как мировоззрение личности; семейные отношения; межличностные взаимоотношения; собственное здоровье; деловая сфера; отношение к неудачам; отношение к успехам.
Тест локус контроля
Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.
Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.
Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.
В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.
Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.
Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.
Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.
Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.
Типы
Экстернальный (внешний)
Характерен для людей которые более уступчивы, склонны поддаваться влиянию и давлению. Работают и проявляют себя лучше в тот момент, когда за ними наблюдают или снимают на видео. Экстерналов в каком-то смысле можно назвать фаталистами, так как ответственность за качество своей жизни они отдают судьбе, мало веря в свои силы и возможности влиять на события. Если претерпевают неудачу, то на время могут «залечь на дно», справляясь с возникшими чувствами, и не испытывая желания активничать. В то время, как при успехе они очень мотивируются и вдохновляются.
Такие личности, когда планируют свою деятельность, имеют свойство ставить перед собой цели, которые не соответствуют возможностям. При провале не способны понять свою ошибку в нереальности задачи. Более тревожны, и часто действуют под влиянием эмоций, поэтому окружающие порой не понимают, чего могут от них ожидать. Чаще вступают в конфликты, нуждаются в общении, тяжело проживая одиночество, из-за чего попадают в зависимые отношения.
По статистике, более высокий процент в совершении суицида составляют именно экстерналы. Часто ситуацию пускают на «самотёк», не берут ответственность за поиск решения или информации. К примеру, люди с внешним локусом контроля при возникновении серьёзного заболевания помимо того, что расстраиваются, задаются единственным вопросом: «За что мне это?». При чём обнаруживают чаще всего на последних сроках, так как редко обследуются с целью профилактики. В то время, как интернал будет искать информацию о возникшей болезни, возможные способы лечения и консультироваться у разных специалистов, чтобы рассмотреть ситуацию с разных сторон, прослушав разные мнения.
Интернальный (внутренний)
Психология такого человека более ориентирована на успешную деятельность, чем у предыдущего вида. Так как он понимает, что именно от него зависит и его здоровье, и отношения, и карьера. При неудачах и сложностях не пасует, а ищет варианты решения, предпринимая новые попытки и шаги. Не поддаются давлению окружающих, а свою свободу ценят превыше всего. Поэтому при попытках манипулировать ими будут сопротивляться и агрессивно отстаивать свои границы. Более успешны и продуктивны, если работают в одиночестве.
Социально активны, хорошо осведомлены о нормах поведения, своих правах, и прочих нюансах, так как полагаются только на свои знания и ресурсы, считая, что должны быть осведомлены во всём, что непосредственно касается их жизни. Считается, что внутренний тип более популярен в обществе, так как более позитивен, уверен в себе и более осознан, то есть, понимает, что и зачем делает, и при этом не винит других в своих неудачах.
Последователен в своих действиях, эмоционально стабилен. Обладает очень ценным качеством – умением не идти «на поводу» сиюминутного желания, то есть сдерживает себя, если есть необходимость подождать, чтобы реализовать более значимую цель. Иногда случается, когда слишком высокий уровень интернальности, человек «перегибает палку» в плане самообвинения и самобичевания, ведь не всегда возможно проконтролировать события, что он усердно пытается делать. В таком случае слишком высокий уровень напряжения вызывает психологическую нестабильность, а также влияет на здоровье, вызывая целый ряд психосоматических заболеваний.
История создания
Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950-х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий. Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, «молекулярные» формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента.
Основная задача теории Роттера — прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления.
Затем, пытаясь дать анализ этих составляющих и переходя к рассмотрению «ценности», Роттер выходит на уровень «молекулярных» форм поведения. «Ценность» результата действия выражается в интеграции «ценности» самого действия и «ценности» сопутствующих ему следствий.
Но автор теории социального научения делает акцент на развертывании понятия «ожидания», что дает следующую формализацию: субъективна вероятность наступления события в определенной ситуации предстает как сумма «специфического ожидания», обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и «генерализованного ожидания», основанного на опыте решения более широкого круга задач. При этом роль «генералированного ожидания» в новой ситуации будет решающей; в типичной же ситуации, наоборот, реализуется «специфическое ожидание», сформированное опытом взаимодействия с данным типом ситуаций.
Роттер не вводит понятий, которые создавали бы контекст для понятий «ценности» и «ожидания», например: «динамика мотивационно-потребностной сферы» или «Я-концепция». Это приводит к тому, что ряд эмпирических данных начинает вступать в противоречие с его теорией. В частности, «ценности» и «ожидания», рассматриваемые им как независимые, в действительности оказываются взаимосвязанными: при неуспехе «ценность» цели снижается из-за ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальные ограничения внеситуативных (генерализованных) конструктов в целом по сравнению с ситуационно-специфическими , что вызывает у нас некоторые сомнения. Возможное решение рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать описание «генерализации» как качественного процесса, происходящего вместе с развитием личностных структур. Для Роттера же генерализация — линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда опытов, поэтому данное понятие остается у него чисто описательным, не имеющим экспериментального обоснования и не выходящим на механизмы создания Я-концепции.
Теоретические основы
Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда — склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.
Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.
В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.
В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.
Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.
Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.
Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.
Тест на локус контроля
Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).
Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?
Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:
- Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
- Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
- Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
- Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
- Исполнение желаний зависит от везения.
- Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
- Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
- Я мало влияю на происходящее.
- Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
- Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
- Я верю в реализацию собственных планов.
- Удача – результат долгих стараний.
- Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
- Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
- Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
- Поведение детей – результат родительского воспитания.
- Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
- Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
- Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
- В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
- Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
- Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
- Образ жизни не влияет на возможные недуги.
- Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
- За плохое управление компанией ответственны работники.
- Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
- При желании я расположу к себе любого человека.
- На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
- В происходящем виноват я сам.
- Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
- Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
- Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
- В моих неудачах виноваты другие люди.
- Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
- С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
- Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
- От меня зависит счастье моей семьи.
- Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
- Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
- Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
- Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
- Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
- Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.
Тестирование работников организации на локус контроля
Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.
Шкала общей интернальности:
- «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
- «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
Обработка результатов:
- 0-11 баллов – экстернал;
- 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
- 33-44 балла – интернал.
Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.
Что такое локус контроля?
У всех есть знакомые фаталисты в традиционном понимании этого слова. Или, по крайней мере, те, кто верит в астрологию, гороскопы, предзнаменования и т.д. Для них предопределённость бытия – не фраза из учебника по философии, а реальный способ объяснения тех или иных событий в жизни. Например, начальству на работе не понравился отчёт – здесь свою роль сыграло то, что Луна находится в третьем доме. Из-за кризиса грядут сокращения? Ну, что поделаешь, уволят – значит, такая судьба.
В этих примерах краски сгущены специально, чтобы сыграть на контрасте с теми, кто, наоборот, всю ответственность за свою жизнь берёт на себя. В победах и поражениях таких людей только их и ничья больше заслуга. Они не видят или отрицают чрезмерное влияние внешних факторов на ход событий, напрямую их касающихся.
По сути, вот мы и описали те два типа людей, которые предопределяет понятие «локус контроля». Если же следовать научной терминологии, то это – свойство личности, проявляющееся в оценке своей способности влиять на ход событий. Сама оценка, как вы уже убедились, может быть двух видов: вера в судьбу или вера в выбор (это если поэтично, более «сухо» – ниже).
Впервые этим свойством заинтересовался американский учёный в области социальной психологии, один из наиболее влиятельных теоретиков социального научения, Джулиан Роттер. Он же предложил и сам термин в 1954 г. Позже эстафету изучения данного явления приняли его последователи и ученики, среди которых известный психолог, исследователь психологии мотивации и природы эмоций Бернард Вайнер. Сегодня им также интересуются учёные, особенно из сферы клинической, педагогической и психологии здоровья. Локус контроля остаётся актуальной темой и в силу того, что является одной из составляющих частей, влияющих на самооценку человека.