Шесть работ макса вебера
Идеальный тип
Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.
Социальное действие
Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:
- Целерациональное социальное действие – основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и регулируемы (например, успех);
- Ценностно-рациональное социальное действие – основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую, этическую или любую другую безусловную ценность какого-либо поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;
- Аффективное социальное действие – это, главным образом, эмоциональное действие, которое обусловлено аффектами или интенсивными эмоциональными состояниями человека;
- Традиционное социальное действие – основывается на привычном поведении человека.
Жизнь и творчество Макса Вебера. Родители
Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.
Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.
Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.
Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.
Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.
В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.
Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.
Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.
«Жизнь и творчество Макса Вебера» (РОССПЭН, 2007) в Экспресс-рецензиях «Русского журнала».
Экспресс-рецензии на книги по социологии
Александр Бикбов
Рецензия на: Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера / Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: РОССПЭН, 2007. 656 с.
Биография, ставшая ступенью к канонизации Макса Вебера, была написана его женой Марианной в 1924 – 26 годах, вскоре после смерти мужа (1920). Этот текст был актом примирения с его уходом и прологом к возвращению Марианны в интеллектуальный и политический мир Германии: к роли хозяйки влиятельного интеллектуального салона, активной участницы женского движения и издательницы десяти томов сочинений мужа — настоящего памятника Веберу.
Макс Вебер интересные факты.
Интересные факты из жизни Карла Мария фон Вебера
1. Небесный знак
В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу «Сила любви и вина». Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре самым непостижимым образом этот шкаф сгорел со всем его содержимым. Причем, кроме шкафа, ничего в комнате не пострадало. Вебер воспринял этот случай как «знак свыше» и решил навсегда отказаться от музыки, посвятив себя литографии.Однако несмотря на небесное предостережение, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу «Немая лесная девушка». Опера была впервые поставлена в 1800 году. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После такого весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и разные «знаки свыше».
2. Завистник № 1
Нелюбовь Вебера к чужой славе была поистине беспредельна. Особенно непримирим он был к Россини: Вебер постоянно рассказывал всем, что Россини совершенно бездарен, что его музыка — всего лишь мода, о которой забудут через пару лет…- Этот выскочка Россини вообще не заслуживает даже того, чтобы о нем говорили! — сказал как-то Вебер.- Передайте ему, что меня бы это очень устроило, — отозвался на это Россинни.
3. Девиз
Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен — волю Бетховена, а Россини… волю венцев»
4. Сам себе Сальери
В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Вебер пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, он решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гравировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом.Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:- Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него…
5. К сожаленью, день рожденья только раз в году…
Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и мног птиц окружали семейство музыканта
Любимцем был большой индийский ворон -каждое утро он важно говорил композитору: «Добрый вечер».Однажды жена Каролина сделала ему поистине чудесный подарок. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника — поздравлять!.
Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером…Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов…Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:- Добрый вечер!Жаль, что Россини этого не видел…
6. Гадкий ангел
Когда «Волшебный стрелок» был поставлен в Праге, главную женскую партию пела Генриетта Зонтаг — очень маленькая, очаровательная и чрезвычайно робкая певица. Это была девушка ангельской красоты, однако Веберу она не слишком нравилась из-за робости и неуверенности.- Хорошенькая девочка, но пока довольно тоненькая, — разводил руками композитор.
7. Тонкости критики
В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов — Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел… сам Вебер.
8. Маэстро и его дети
Вебер был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из его четверых детей были названы именами отца-композитора: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария .
Макс Вебер (1864-1920)
Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.
Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие идеального типа. Идеальный тип — это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.
Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «ценностно-независимого» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал необходимость разработки социологии, свободной от оценочных суждений.
Исследуя социальное действие, Вебер пользуется конструкцией идеального типа действия — целерационального. Рассматривая целерациональное действие как методологическую основу социологии, он показывает, что предметом социологии должен быть индивид как субъект осмысленного целеполагания. Однако эмпирическое социальное действие не является полностью целерациональным, оно содержит и элемент иррационального, обусловленный психологией индивида.
Вебер внес значительный вклад в изучение религии и ее места в обществе, исследовал феномен власти и дат свою типологию форм господства. Однако исследователи отмечают, что, несмотря на колоссальную широту охвата конкретного материала и обилие теоретических концепций и разработок в самых различных сферах общественной жизни, основным предметом веберовских исследований является капитализм, причем взятый не водном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей все многообразие его измерений и потому представляющий собой не просто политэкономическое понятие, а в большей степени культурно-социологическое.
Основным трудом, в котором нашли отражение веберовские исследования капитализма, его сущности, происхождения и влияния на общественное развитие, является «Протестантская этика и дух капитализма», где Вебер четко выражает адекватность духа капитализма и духа протестантизма
Значение этой работы трудно переоценить, поскольку веберовское понимание феномена западноевропейского капитализма с его «духом формальной рациональности и индивидуализма» стало фундаментом для анализа капитализма и исследования путей развития человечества в целом, так как он первый зафиксировал важность культурно-этических установок протестантизма для капиталистического развития Запада. Несмотря на то что дискуссии вокруг веберовской концепции капитализма продолжаются по сей день (по мнению некоторых ученых, например П
Бергера, Вебер недооценил силу капиталистического развития в непротестантских странах и цивилизациях), научная ценность творческого наследия Вебера не может быть оспорена и подтверждается множеством научных разработок и трудов, апеллирующих к идеям и научным положениям, выдвинутым этим великим немецким социологом.
Макс Вебер
Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.
Вебер Макс идеальный тип. Понятие идеального типа у Макса Вебера
Пионером моделирования в социологии можно считать Макса Вебера (1864-1920), который ввел в научный оборот понятие идеального типа — одной из ключевых категорий, призванных помочь постичь смысл или смысловую связь часто повторяющегося явления. Идеальный тип показывает, «каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель… Реальное поведение чрезвычайно редко…, и то только приближенно, соответствует конструкции идеального типа». Идеальный тип (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) — это общее понятие в гуманитарном знании; прием теоретического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. Широко используется в науках о культуре, в общей и социальной философии, социологии, исторических науках, но очень редко или вовсе не применяется в экономике, психологии и естествознании. Задача идеального типа — выделить такие черты явления, которые обнаруживаются только в идеальных, вымышленных условиях, но в реальности могут быть размыты привходящим вмешательством, действием случайных факторов. Ученый строит идеальный тип в своей голове, мало обращаясь к практике, статистике, наблюдениям за реальной жизнью. Оторванность от жизни — самая слабая черта такого приема, поэтому идеальный тип именуют еще понятиями- утопиями. В то же время только отвлечение от второстепенного позволяет, опираясь на интуицию, сконцентрировать мышление и выделить главные аспекты.
Детство и юность
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (таково полное имя социолога) родился 21 апреля 1964 года в немецком городе Эрфурте. Мальчик стал старшим сыном в семье, после него родились еще шесть детей (по другой информации — восемь, но двое умерли в младенчестве).
Отец Максимилиана Вебера занимал государственный пост, а также состоял в национал-либеральной партии. Благодаря этому в доме Веберов часто собирались видные политические деятели, ученые, представители местной власти.
Социолог Макс Вебер
Мальчик рос в атмосфере политических дискуссий, разнообразных мнений и интеллигентных споров по самым различным вопросам, что не могло не сказаться на формировании его собственных взглядов на мир. Однажды, будучи подростком, Максимилиан подготовил родителям необычный рождественский подарок — самостоятельно написанные исторические эссе.
А вот традиционные занятия с преподавателями оставляли Максимилиана равнодушным: мальчику было скучно на уроках, и он иногда откровенно игнорировал задания учителей, повергая последних в справедливый гнев. Зато уже в подростковом возрасте Макс Вебер прочел отцовскую библиотеку, познакомившись с классической и научной немецкой литературой, а также книгами мировых классиков.
Макс Вебер с братьями
С течением времени отношения Максимилиана с родителями разладились. По мнению юноши, отец излишне тяготел к земным наслаждениям, которые Веберу казались приземленными. Мать же, напротив, придерживалась идей кальвинизма (основоположником которых стал богослов Жан Кальвин) и стремилась к полной аскезе.
В 1882-м Максимилиан Вебер поступил в Гейдельбергский университет, выбрав для изучения юриспруденцию. Немногим позднее юношу перевели в Берлинский университет. Первые годы, как признавался Макс Вебер, он не пренебрегал веселыми студенческими посиделками с пивом, а также увлекался фехтованием.
Макс Вебер
Однако это не мешало успехам в учебе, и вскоре молодой человек даже начал подрабатывать помощником адвоката, набираясь практического опыта. В 1886 году Вебер выдержал экзамен, позволивший молодому человеку работать самостоятельно.
Тремя годами позднее Макс Вебер стал доктором юридических наук, защитив диссертацию. После этого Вебер продолжил изучать международное право и готовить еще одну диссертацию на рассмотрение ученого совета. Параллельно Максимилиан получил место преподавателя в Берлинском университете. Также молодой человек давал консультации по юридическим вопросам.
Исследование бюрократии
В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.
Влияние понимающей социологии
Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.
Социальные институты
Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы
Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие
Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.
Вклад Макса Вебера в изучение категории социальное прежде всего характеризуется тем что он. Макс Вебер (1864-1920)
Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.
Макс Вебер социология ПРАВА. «В.А. Глазырин ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА В статье рассматривается социологическая концепция ПРАВА выдающегося немецкого социолога. Несмотря на то что М. Вебер является …»
В.А. Глазырин
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА
В статье рассматривается социологическая концепция права выдающегося
немецкого социолога. Несмотря на то, что М. Вебер является одним из классиков
правовой социологии, его идеи в области познания права и правоотношений в
научной литературе раскрыты далеко не в полной мере. Обычно они излагаются
в разрозненном виде, что не позволяет составить целостное представление о
веберовской социологии права.
Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть основные положения социологии права М. Вебера, составляющие ее «смысловое ядро». Автором раскрывается социологическая интерпретация права в рамках веберовской понимающей социологии, приводится определение права немецкого социолога в контексте объяснения им легального порядка, рассматривается веберовская концепция формально-рационального права, а также анализируется веберовский подход познания правовых институтов в социальной системе.
Социология права — одна из отраслей социологии, начало формирования которой уходит во вторую половину XIX в. (Бачинин 2001: 212–279; Глазырин 2003). Однако в социологической науке она до сих пор находится в положении «золушки», т. к.
воспринимается многими профессиональными социологами как второстепенное знание — притом, что сфера права и правоотношений является неотъемлемой частью любого общества, за исключением архаического. Современное общество не существует вне его правовых характеристик. Так, рассматривая социальную структуру общества, нельзя не обращать внимания на описание его правовой структуры. Среди совокупности социальных институтов обязательно надо выделять институты права. Составной частью процесса социализации личности является ее правовая социализация, сознание индивидов включает в себя правосознание и правовые установки, социальный статус личности содержит характеристику ее правового статуса, правонарушения и преступные деяния являются видами социальных девиаций и т. д. Одним из важнейших аспектов культуры является правовая культура. Право «пронизывает» социум на макро- и микроуровнях его организации. А правовые изменения — это часть социальных изменений. Одного этого перечня правовых компонентов общества вполне достаточно, чтобы понять, что в социологии право и его институты являются обязательными объектами познания.