Манипулятивное поведение и его влияние на общение
Как распознать манипуляцию?
Если вы не хотите стать марионеткой в руках партнеров или конкурентов, важно уметь защищаться от попыток манипулирования, направленных в вашу сторону. Но для этого, конечно, нужно сначала научиться распознавать такие попытки, чтобы успешно их нейтрализовывать
Возможно, что вами пытаются манипулировать, если…
- вас ограничивают по времени, отпущенном на принятие решения. Выясните причины этого ограничения;
- собеседник все время высказывает одну и ту же мысль, подбирая для этого разные слова, обороты и формулировки;
- вы наблюдаете резкие эмоциональные сдвиги. То есть собеседник внезапно обижается, становится раздраженным или грустным. Если эти перепады никак не связаны с ситуацией, то есть, как вам кажется, неоправданны, допускайте, что вами пытаются манипулировать. Возможно, хотят, чтоб вы почувствовали себя виноватым. Отследите, какие ваши слова влекут подобную реакцию.
Плюсы от манипуляций
Манипуляции могут быть относительно безопасны, и даже носить созидательный, конструктивный характер, то есть, для пользы и развития личности, на которую пытаются повлиять. К примеру, когда родители пытаются разными способами заставить своего ребенка лучше учиться. Или же наоборот, воздействие на личность бывает подавляющим и разрушительным, во вред.
Строится манипуляция на позиции использования манипулятором слабостей другого. Манипулятор может действовать достаточно тонко, и управляемый объект не замечает, что его просто и конкретно используют. Приемы манипуляции в общении – это и есть фактический способ управления сознанием других людей, их волей.
Модель манипуляции
Для того чтобы добиться своей цели, манипулятор должен осуществить некие последовательные действия, которые приводят к желательному для него изменению поведения адресата. На основе изучения данных о различных манипуляциях исследователи разработали модель типичной манипуляции, которая состоит из следующих шагов:
- Сбор информации об объекте будущего манипулирования. Для чего это нужно манипулятору? Изучая будущую жертву, он подмечает её сильные и слабые стороны, эмоциональные уязвимости, привычки, или, иными словами, мишени воздействия. Затем манипулятор обдумывает, какие приманки лучше всего применимы к обнаруженным слабостям адресата, какой требуется окружающий фон для успешного осуществления задуманного.
- Предъявление приманки, задача которой состоит в том, чтобы вовлечь адресата манипулирования в контакт. Как правило, приманка подчёркивает выгодные и отвечающие интересам манипулируемого стороны дела и, в то же время, способствует сокрытию действительных целей инициатора контакта. Например, в качестве приманки для жадных и алчных людей может выступать обещание гарантированного получения ими в будущем значительной суммы денег при вступлении в финансовую пирамиду или хайп. Истинная же цель манипулятора: собрать как можно больше денежных средств, — искусно скрывается за красивыми словами об ожидающем жертву обладании несметным богатством, властью, престижными вещами и т.д., все более и более распаляющими воображение адресата манипуляции и притупляющими его критическое мышление. Другими примерами приманок может быть разговор о том, что беспокоит манипулируемого, или о сфере его интересов, чем очень часто пользуются профессиональные торговцы.
- Использование необходимых фоновых факторов зачастую сочетается с предъявлением приманки для усиления её эффекта. Так, манипулятор может эксплуатировать изменённые состояния сознания индивида, например, транс, в котором волевые центры человека ослаблены и критическое мышление затруднено, или сыграть на привычках человека и применяемых им в жизни сценариях поведения. В частности, манипулятор, зная, что адресат психологической манипуляции является человеком, всегда отвечающим за свои слова, может добиться от него устного обещания выполнить какое-либо обязательство, явно невыгодное для манипулируемого. Иногда добиться своих целей инициатору манипулирования помогает благоприятный внешний фон, например, для повышения доверия мошенники используют форму сотрудников правоохранительных органов или дорогие костюмы, что позволяет им избежать многих неудобных вопросов от потенциальных жертв.
- Приманки и фон нужны манипулятору, чтобы добраться до мишеней воздействия адресата или, иными словами, до источников его мотивации. Ими могут быть эмоции, желания, интересы, идеалы, убеждения или склонности.
- Заключительный этап заключается в побуждении манипулируемого к активности, а именно: к выполнению тех действий, которые выгодны инициатору манипуляции. Этот шаг является общим результатом воздействия фона и приманок на уязвимые места психики адресата.
Виды манипулятивного воздействия
Процедурно-организационные манипуляции используют организаторы дискуссии, переговоров. Их целью может быть или срыв переговоров, или умышленное столкновение оппонентов, или подведение к результату обсуждения, который изначально неприемлем для обеих сторон.
Манипуляции с использованием логических ошибок умышленно вводят в заблуждение, преувеличивая (или преуменьшая) данные, факты и цифры с целью сокрытия истины. Об этом виде манипуляций более подробно мы говорили здесь.
Психологические манипуляции — это совокупность приемов, давящих на негативные стороны личности. Их цель — выбить собеседника из колеи, разозлить его, сыграв на чувствах стыда и самолюбия.
Как бороться с манипулятивным воздействием
1. Сказать прямо, что вы не желаете подвергаться манипуляциям со стороны собеседника.
2. Прием “Разоблачение фокусника”. Если вы сможете не только высказать предположение, что вам кажется, будто на вас направлены уловки манипуляции, но и сможете подробно рассказать окружающим, в чем именно состоит эта уловка и какова ее цель, то пресечете попытки оппонентов манипулировать вами.
3. В ходе дискуссии вторично скажите, что в данной беседе использование манипулятивных уловок недопустимо.
4. Если собеседник пытается “раскачать вас на эмоции”, не поддавайтесь. Постарайтесь вести себя спокойно и выяснить причины его эмоционального всплеска.
5. Если ничего не помогает, а оппонент продолжает “давить” на вас, скажите, что не желаете вести переговоры в таком ключе и хотите перенести общение на другой раз.
Надеемся, что, следуя этим простым советам, вы сможете оградить себя от ненужных манипуляций, по крайней мере на работе и в бизнесе. Будьте независимы!