Психологическая защита. Защитные механизмы личности
Механизмы психологической защиты
Отрицание
Замещение
Вытеснение
Изоляция
Проекция
Реактивное
Образование
Идентификация………………………………………………Рационализация
Регрессия
Рис.
15. Механизмы психологической защиты
Вытеснение
—
механизм избавления от внутреннего
конфликта с помощью активного исключения
из сознания неприемлемого мотива или
нежелательной информации. Феномены
забывания чего-либо очень часто связаны
с вытеснением. Например, особенно
неудобные для нас факты легко забываются.
Ущемленное самолюбие, задетая гордость,
катастрофическое сообщение вытесняются
и маскируются другими содержаниями,
приемлемыми для самого субъекта.
Например, мать, получившая извещение о
гибели сына, убеждена, что такого
извещения она не получала, она не помнит
об этом. Наоборот, готова рассказывать
о том, где сейчас ее сын, чем он занимается
и т.д.
Проекция
—
процесс приписывания (переноса)
собственных чувств, желаний и личностных
черт, в которых человек не хочет себе
сознаваться из-за их неприемлемости,
на другое лицо. Подмечено, что скупой
склонен отмечать в других людях жадность,
агрессивный — жестокость и т.п. Человека,
постоянно приписывающего другим
собственные неблаговидные мотивы,
называют ханжой.
Идентификация
—
защитный механизм, при котором человек
видит в себе другого, переносит на себя
мотивы и качества, присущие другому
лицу. В идентификации есть и позитивный
момент, так как это механизм усвоения
социального опыта, овладения желательными,
но отсутствующими у индивида свойствами
и качествами. Эмоциональное сопереживание
зрителя или читателя героям художественного
произведения основано на механизме
идентификации с ними. Из практики
воспитания известно, что в семье сын
идентифицирует себя с отцом, а дочь —
с матерью.
Регрессия
—
защитный механизм, посредством которого
субъект в условиях повышенной
ответственности стремится избежать
внутренней тревоги, потерять самоуважение
с помощью тех способов поведения, которые
были адекватны на более ранних стадиях
развития. Регрессия есть возврат человека
от высших форм поведения к низшим.
Инфантильность в поведении и отношениях
— яркий феномен регрессии.
Реактивные
образования
—
защитный механизм трансформации
травмирующего мотива в свою
противоположность. Безотчетная, не
имеющая разумных оснований неприязнь
к человеку может оборачиваться особой
предупредительностью к нему, посредством
которой субъект старается преодолеть
собственные агрессивные чувства. И
напротив, нередко симпатия к человеку
может демонстрироваться в формах,
характерных для неприязненного отношения.
Педагоги в агрессивном преследовании
мальчиком-подростком своей одноклассницы
«прочитывают» чувство первой влюбленности,
видят в этом характерный для подростков
ритуал ухаживания.
Рационализация
понимается как приписывание логических
или благовидных оснований поведению,
мотивы которого неприемлемы или
неизвестны, как оправдание перед другими
или перед самим собой своей несостоятельности.
В частности, рационализация связана с
попыткой снизить ценность недоступного.
Переживая психическую травму, человек
защищает себя тем, что переоценивает
(обесценивает) значимость травмирующего
фактора в сторону его снижения. Этот
механизм еще называют «зелен виноград»
(по известной басне И.А.Крылова «Лисица
и виноград»).
Замещение
—
защитный механизм, связанный с переносом
действия с недоступного объекта на
доступный. Замещение разряжает напряжение,
созданное нереализуемой потребностью,
недостижимой целью. Например, одна
испытуемая в опытах Т.Дембо после
длительных неудач в решении экспериментальной
задачи, состоящей в набрасывании колец
на бутылки, вышла, расплакавшись, за
дверь и в сердцах нацепила все кольца
на вешалку.
Изоляция,или
отчуждение,
—
обособление и локализация внутри
сознания травмирующих человека факторов.
Доступ в сознание травмирующим чувствам
блокируется, так что связь между
определенным событием и его эмоциональной
окраской не отражается в сознании.
Явления «раздвоения (расщепления)
личности» могут быть связаны с такой
защитой. Как свидетельствуют клинические
данные, двойник воплощает то, что чуждо
первому «Я»; при этом разные «Я» могут
ничего не знать друг о друге.
В
заключение отметим, что работа с
сознанием, в том числе преодоление
психологической защиты в случаях, когда
они препятствуют формированию адекватной
самооценки и самосовершенствованию
личности, составляет центральный предмет
психотерапевтической практики. С полным
основанием сказанное можно отнести и
к педагогической практике.
Что такое психологическая защита
Впервые разные виды психологической защиты и их действие описал З. Фрейд
Важное место в его теории занимает проблема конфликта между «Оно» и «Я», между подавленными или неосознанными желаниями бессознательного и социальным контролем сознания. Невозможность удовлетворить эти желания, их противоречие нормам общества или объективной реальности вызывает у человека чувство дискомфорта, тревогу, а нередко и более сильные переживания
Нарастание неудовлетворенности и внутреннего конфликта может привести к серьезным психологическим проблемам и даже заболеваниям.
В этой ситуации вступают в силу выработанные тысячелетиями эволюции средства психологической защиты. Это неосознанная и плохо контролируемая реакция на внутреннюю дестабилизацию. Защитное поведение нередко выглядит странным и нелогичным даже для самого человека, не говоря уже об окружающих. Но на какое-то время оно помогает ослабить неприятные переживания, блокировать внутренний конфликт и стабилизирует психику.
А что можно самостоятельно сделать сознательного
Механизмы психологической защиты включаются на бессознательном уровне, то есть сам человек может использовать другие методы решения конфликтов
Прежде всего, важно знать особенность трансформации информации, собственно, почему возникает так много конфликтов (рисунок ниже)
Трансформация информации при общении
Таким образом, важно хорошо управлять своими эмоциями, максимально точно определять чувства. Но вместе с этим нужно учиться выражать эти чувства, то есть развивать коммуникативные навыки и самоконтроль
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми способами саморегуляции и оптимизации психического состояния.
Самомассаж
Идеально подойдет для снятия напряжения. Пройдитесь тыльными сторонами рук по своему телу ото лба до пят. Вы расслабите мышцы, за счет чего снизится тревога и стресс, уменьшится возбуждение.
Релаксация
Ежедневно отводите себе 15 минут для расслабления тела и высвобождения мыслей. Проводить занятие рекомендуется при тусклом свете, в кресле, максимально освободив себя от одежды и других аксессуаров (в том числе контактных линз). По 2 раза на 5 секунд напрягайте поочередно группы мышц. Выполняйте какое-либо действие, например, максимально высоко поднимайте ногу, а потом отпускайте. Дыхание сохраняйте ровным.
Дыхательная гимнастика
Выдохните максимально глубоко, медленно вдохните весь воздух в помещении, задержитесь на 5 секунд. Теперь плавно выдохните. Вы чувствуете изменение сознания и мыслей? Повторите упражнение. После нескольких повторений успокойтесь, посчитайте до десяти, ощутите, как с каждым счетом ваше сознание становится все более ясным.
Нейролингвистическое программирование при тревоге
НЛП (нейролингвистическое программирование) – популярное направление в психологии коррекции сознания
Предлагаю вам методику, снижающую тревожность, что так важно, ведь именно она предвестник включения защитных механизмов
- Подробно опишите свою тревогу: ее суть, форму, содержание или даже внешность.
- Сколько раз за день (неделю, месяц) и как долго вы ей придаетесь?
- Определите место и время, когда и где тревога никогда не посещает вас.
- В это время предлагайте мозгу шутливую игру «давай потревожимся». Да, вот так, клин клином. Думайте только негативное, но именно в это время и в этом месте. Постепенно вы запрете свою тревогу именно там.
- В завершение поблагодарите свой разум: «Спасибо тебе, мозг, мы неплохо поработали. Я знал, что ты меня не подведешь».
В результате таких регулярных занятий повысится ваша стрессоустойчивость и изменится отношение к неудачам. Вы не будете переживать их так эмоционально и тяжело, как раньше.
Техника НЛП не имеет однозначного отношения к ней специалистов и клиентов, кто-то считает ее сомнительной, кто-то – оптимальным методом коррекции сознания. Я считаю, что сам метод неплохой, но подходит не всем.
Воображариум
- Представьте свое самое сильное и актуальное негативное чувство на данный момент или то, от чего вы хотите избавиться.
- Представьте себя в виде персонажа мультфильма (фильма). Не ограничивайте себя. Единственное, что у вас с ним должно быть общего – эмоции и чувства, а остальное – на ваше усмотрение.
- Присмотритесь теперь к окружению. Что и (или) кого вы видите?
- Теперь представьте такой сюжет, где эмоции вашего героя меняются в лучшую сторону. Не ограничивайтесь реальностью. В воображариуме можно все.
Это упражнение раскрывает ваши внутренние резервы, подсказывает ответы, развивает способность чувствовать и выражать свои чувства.
Самозащита личности
Считается, что человеческая психика имеет свойство бессознательно защищать себя от влияния негативных (неблагоприятных) факторов и событий. Это характерно как для взрослых сформировавшихся индивидуумов, так и для маленьких детей, защита которых (по мнению некоторых ученых) еще более сильна, что обусловлено слабым эго и чрезмерным влиянием инстинктивной энергии на сознательную часть личности.
Основная функция, которую выполняют механизмы психологической защиты личности, заключаются в предохранении психики от излишних стрессов и разрушительной тревоги. Поскольку (как было отмечено ранее) защита работает на уровне бессознательного, человек не имеет возможности ее контролировать.
Единственный способ – это анализ своего поведения и осознание некоторых его закономерностей, которые впоследствии можно при желании пытаться подавлять или изменять. Однако считается, что само осознание факта использования какой-либо бессознательной защиты приводит к ее уменьшению и стабилизации душевного состояния.
Однако защитные механизмы не являются исключительно положительным образованием (как может показаться на первый изначально). Множество современных психотерапевтов делают акцент на негативной роли защит, указывая на то, что они тормозят развитие личности, мешая достижению жизненно необходимых целей. Деструктивное влияние можно наблюдать при частом повторении одних и тех же защит за короткий промежуток времени, что означает невозможность для данного человека справляться с определенного рода нагрузками.
Социально-психологические механизмы социализации чем-то схожи с описываемыми нами защитными свойствами психики. Они тоже имеют влияние на личность и способствуют ее адаптации к окружающей среде. Это объясняется тем, что приобретение защитных механизмов происходит в процессе первичной социализации ребенка. Основным эталоном для ребенка всегда является родитель, поэтому и психологические защиты будут усвоены аналогично тем, которые есть у мамы и папы.
Стоит помнить, что психологические механизмы защиты есть у всех и это есть нормальное явление, означающее гармоничное существование личности. Однако если человек использует исключительно примитивные детские механизмы (или же данные стратегии мешают его активной жизни), то стоит подумать о помощи квалифицированного специалиста.
Группы защит
В своё время З. Фрейд выделил группу наиболее распространенных психологических защит.
- Вытеснение – перемещение некой информации на бессознательный пласт при желании индивида избавиться от нее. При этом травмирующие аспекты все равно влияют на психику, однако человек не может на них повлиять, так как не осознает их наличие.
- Идеализация – завышение качеств другого субъекта с целью сосредоточения в нем всего хорошего, и, как следствие, восприятие его как абсолютно доброго и безопасного. Данный механизм свойственен людям, считающими себя плохими и нуждающимся в помощи.
- Идентификация — отождествление себя с другим субъектом, принятие на себя его хороших и плохих качеств в зависимости от ситуации.
- Изоляция – уход вглубь себя для защиты сознания от травмирующих впечатлений внешнего мира.
- Интроекция – помещение внутрь своей психики целостных внешних объектов и восприятие их как собственных.
- Конверсия – трансформация психологических тревог в физиологические симптомы, описанная особенно подробно В. Райхом в теории мышечного панциря.
- Проекция – наделение другого субъекта своими эмоциями, переживаниями, мыслями.
- Регрессия – преобладание детских форм поведения.
- Рационализация – попытка дать всем событиям логичное, рациональное объяснение.
- Сублимация – перенаправление энергии либидо на несексуальные источники удовлетворения. Например, творчество или работу.
Последние два защитных механизма считаются зрелыми и наиболее продуктивными для социального функционирования личности.
От чего, кроме неудовлетворенных потребностей, мы конфликтуем
Усталость – основа внутренней нестабильности. Вы замечали, что можно долго позитивно смотреть на ситуацию, предотвращать конфликт, но в это время влияние негативных факторов продолжает накапливаться, как и усталость. И тогда вывести нас из равновесия может любой пустяк. От чего мы устаем и становимся уязвимы к конфликтам?
- Избыток или дефицит физической либо интеллектуальной активности.
- Переедание или голод.
- Недостаток или переизбыток сна.
- Однообразная или наоборот переменчивая деятельность.
- Озадаченность чем-либо и повышенное беспокойство.
Постарайтесь записывать весь свой день, чтобы понять, на что больше всего у вас уходит энергии. Затем исправьте то, что, как вы думаете, вас опустошает. Вместе с этим возьмите за правило помогать людям, но не в ущерб себе. Осваивайте ауторегуляцию и научитесь управлять своими механизмами психологической защиты.
Современный взгляд на проблему психологических защит
Учение З. Фрейда о механизмах психологической защиты имело много последователей. И в настоящее время, хоть и с некоторыми оговорками, признается представителями всех ведущих направлений психологии. Список видов психологических защит был существенно расширен, в него вошли, например, следующие:
- компенсация – восполнение того, чего не хватает в реальности продуктами воображения, уход в воображаемый мир или увлечение религиозными культами;
- изгнание роли – снятие с себя ответственности за происходящее;
- десакрализация (по А. Маслоу) – скептическое, а то и презрительное отношение к социальным ценностям и признание их незначимыми, что помогает избавиться от давления табу и запретов;
- самообвинение – принятие роли жертвы или обвинение себя во всех неприятностях, что позволяет не бороться с их реальными причинами;
- уход в виртуальную действительность – один из новых способов психологической защиты, который помогает ограничить контакт с реальностью, не приносящей удовлетворение.
Это далеко не все виды защит, которые встречаются в различных книгах и учебниках по психологии. Но все они – и те, что описал еще З. Фрейд, и выявленные более современными психологами – имеют две общих черты:
- не осознаются субъектом, поэтому и не контролируются;
- создают иллюзию, которая мешает человеку воспринимать реальность адекватно.
Психологические защиты – это самообман. В определенных случаях и на непродолжительное время он действительно помогает человеку примириться с травмирующей психику действительностью. Но, как отмечал еще З. Фрейд, длительное использование защитных механизмов, особенно если это касается предпочтения одного какого-то вида, плохо сказывается на психике человека. Он не только утрачивает связь с реальностью, но и начинает испытывать проблемы невротического характера.
Сам человек обычно не осознает действия психологической защиты и, главное, ее причин, но последствия защитного поведения его могут беспокоить. Урегулировать действие этих механизмов самостоятельно очень сложно, поэтому лучше обратиться к квалифицированному психологу: психотерапевту или психоаналитику.
Из истории исследований психологической защиты
Термин «механизмы психологической защиты» впервые использовал создатель психоанализа Зигмунд Фрейд в работе «Защитные нейропсихозы» (1894) для описания сопротивления сознательной стороны психики болезненным, травмирующим мыслям, событиям и воспоминаниям. З.Фрейд часто использовал термин в своих работах, описывая конфликты между Я и Оно, которые могут привести к неврозу. Австрийский психолог заменял данный термин другим – «вытеснение», для описания особого метода защиты.
Более детально концепцию защитных механизмов описала дочь психоаналитика Анна Фрейд. Именно она добавила к видам механизмов сублимацию, описывая ее как способ отстранения от инстинктивных целей.
В дальнейшем многие сторонники психоанализа и психологи изучали теорию психологической защиты.
Британский детский психоаналитик Мелани Кляйн писала, что защитные механизмы развиваются еще в раннем младенчестве и могут стать причиной появления психоза тревоги, а в дальнейшем причиной развития ряда шизофренических и депрессивных расстройств, в случае негативных детско-родительских отношений.
Американский психолог, основатель телесно-ориентированной психотерапии, Вильгельм Райх считал, что человеческий организм может стать единым защитным механизмом как панцирь, если контролировать телесное состояние за счет целенаправленного мышечного напряжения. Согласно его трудам, механизмы психологической защиты сковывают организм, вызывая не только эмоциональный дискомфорт, приводя к психическим расстройствам, но и соматическим (телесным) заболеваниям.
Его коллега, Ричард Лазарус, считал эмоции стрессогенным фактором, так как не само стрессовое событие вызывает стресс, а его значимость для человека, его эмоциональный подтекст. Так как приемы психологической защиты являются бессознательными, они при любых обстоятельствах подвергают стрессу, как психику, так и организм в целом. Р. Лазарус со сторонниками развили концепцию, согласно которой негативное физиологическое и психологическое влияние стресса можно сдерживать благодаря когнитивным процессам, то есть сознательному поведению, адаптации к ситуации. Данное понятие известно как копинг, копинг-стратегии или же способы совладания с ситуацией.
В отечественной психологии защитные механизмы психики изучали Ф.В. Бассин, Б.Д. Карвасарский, Г.Л. Исурина, и рассматривали их как систему способов приспособления личности, направленную на преобразование негативных сторон взаимоотношений, для уменьшения психотравмирующего влияния.
Виды защит
В критической ситуации накала эмоций наш мозг, базируясь на предшествующем опыте, включает тот или иной механизм. К слову, человеку под силу научиться управлять своими защитами. Какие же механизмы психологической защиты существуют?
Вытеснение
Замещение мыслей о конфликте другими увлечениями, занятиями, мыслями и эмоциями. В результате конфликт и его причина забываются либо не осознаются. Человек действительно забывает нежелательную информацию, истинные мотивы. Но вместе с этим становится тревожным, боязливым, замкнутым, робким. Постепенно снижается самооценка и уровень притязаний.
Рационализация
Пересмотр ценностей, изменение отношения к ситуации ради сохранения достоинства («она от меня ушла, но не известно еще, кому повезло больше»).
Регрессия
Это пассивно-оборонительная тактика, опасная занижением самооценки. Предполагает откат к моделям поведения более раннего возраста. Это беспомощность, неуверенность, удивление, плаксивость. В результате личность становится инфантильной и останавливается в развитии. Такой человек не способен самостоятельно и конструктивно решать конфликты.
Дискредитация
Принижение достоинства того, кто критикует («кто бы говорил!»). Другая сторона медали – идеализация. Постепенно человек переходит в чередование первого и второго. Это опасно нестабильностью в отношениях.
Отрицание
Сдерживать негативные эмоции, отрицать до последнего, надеясь на неожиданный результат и изменения – суть этого механизма. Включается в ситуации конфликта мотивов личности и внешних условий (информации, убеждений, требований). Из-за такого механизма развивается неадекватное представление о себе и окружающей среде. Человек становится оптимистичен, но оторван от реалий. Он может попасть в беду из-за сниженного ощущения опасности. Такой человек эгоцентричен, но при этом общителен.
Обособление
«Даже думать не хочу об этом». То есть игнорирование ситуации и возможных последствий, эмоциональное отчуждение. Человек уходит от внешнего мира и межличностных взаимоотношений в свой мир. Для окружающих он выглядит неэмоциональным чудиком, но на деле у него высоко развита эмпатия. А уход от стереотипов позволяет нестандартно видеть мир. Так рождаются художники, поэты, философы.
Гиперкомпенсация
Утрированное, противоположное нежеланному явлению поведение. Такие люди отличаются нестабильностью, неоднозначностью. Про них можно сказать: «от любви до ненависти один шаг».
Расщепление
Разделение личностью своего опыта ради создания внутреннего мира. Ангел и дьявол, альтернативные личности (которым иногда дают имена), образы помогают человеку оставаться здоровым. Но с другой стороны – его видят разным человеком. Про таких людей говорят «Да он, да вы что?! Он не мог так поступить! Вы лжец!» И снова прекрасная почва для конфликтов.
Идентификация
Перенос своих нежелательных чувств, мыслей, качеств, желаний на других, что нередко выливается в агрессию. Кроме этого, человек постепенно себе приписывает все больше положительных качеств. С точки зрения конфликтов это самая неблагополучная защита.
Сублимация
Перенос материального и обыденного на уровень абстрактного и творческого. Это приносит удовольствие и радость. Это оптимальный и самый безопасный вариант психологической защиты. Постепенно личность самореализуется творчески и защита, как и неопределенность, отпадает сама собой. Любые неудовлетворенные потребности можно преобразовать в творчество. Это самый здоровый тип психологической защиты.
Механизмы нарушения саморегуляции
Иногда наш организм дает сбой, бессознательные механизмы отключаются, сознательные, оказывается, недостаточно освоены, что выражается зацикленностью на конфликте (проблеме), глубокими переживаниями и невозможностью адекватного разрешения ситуации. Что это за механизмы?
- Интроекция. Выделение нежелательных образцов в отдельную категорию личности, которая самим человеком не воспринимается.
- Ретрофлексия. Невозможность удовлетворения потребностей, направленных во внешнюю среду, проявляется перенаправлением энергии на себя.
- Дефлексия. Это уход от тесного межличностного взаимодействия на поверхностное: болтовня, шутовство, условности.
- Слияние. Предполагает устранение границ между внешним и внутренним миром.
В результате каждого из этих нарушений человек отказывается от части своего Я или вовсе теряет индивидуальность.