Метамодель
Условия хорошо сформулированной цели
Хорошо сформулированный результат — это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь.
В НЛП (и не только) используется модель описания поведенческих стратегий TOTE: Тест — Операции — Тест — Выход (Test — Operations — Test — Exit). «Хорошо сформулированный результат» — это способ думать о цели максимально оптимально, с точки зрения этого самого TOTE.
Предложена эта модель Лесли Камерон, но она говорила о пяти условиях:
- позитивная формулировка;
- демонстрируемость в чувственном опыте;
- правильная контекстуализация;
- человек может его инициировать и поддерживать;
- сохранении позитивных побочных эффектов (экологичность).
Здесь будет описан более подробный вариант — девять пунктов.
Условия хорошо сформулированной цели:
1. позитивно сформулирована;
2. контролируется вами;
3. описывается сенсорным языком;
4. соответствует контексту;
5. подходящего размера;
6. экологична;
7. включает необходимые ресурсы;
8. исследованы препятствия;
9. определён первый шаг.
Способы воздействия
С тем, что нужно получить в результате раскручивания убеждения, вроде как разобрались. А что именно делать? Есть основные способы обработки информации: укрупнение, разукрупнение, аналогия и оценка из метапозиции.
Укрупнение
Укрупнение, как понятно из названия, предполагает увеличение. При этом укрупнять можно двумя способами: перейти к более общей категории или расширить диапазон. Переход от «мальчика» к «людям» – это как раз переход от меньшей категории к большей (объединение, индукция): трамвай – транспорт, стул – мебель, собаки — животные. А вот если мы что-то делаем больше, шире, выше, большего количества, массивнее и протяжённее – это увеличение диапазона (расширение): два человека – много человек, один метр провода – километр провода, пять килограмм – тонна. Если мы меняем убеждение, то нам нужно либо увеличить контекст – по времени, людям, размеру, — или увеличить какую-то часть убеждения. — Только тяжелый труд может привести к успеху. — То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились? — Жена должна слушаться мужа. — Тебя возбуждают безвольные женщины? Или перейти к ценности более высокого уровня: — Любовь делает людей зависимыми. — Может лучше подумать о том, как не остаться в одиночестве? Можно перейти на более высокий нейро-логический уровень — например от уровня способности на уровень личностного своеобразия, от уровня личностного своеобразия – на уровень миссии и т.д. — Я не умею говорить красиво. — То есть вы — человек, который не умеет разговаривать? — Я – неудачник. — Твоя цель в жизни – потерпеть неудачу где только можно?
Разукрупнение
При разукрупнении мы поступаем наоборот – сужаем, укорачиваем, уточняем и уменьшаем количество, — при работе с диапазоном (сужение). И переходим к включённой категории при работе с категориями (разделение, дедукция) — Успех – это удача. — Да, если ты можешь сделать хоть что-то – это большая удача! Логический уровень можно не только повышать, но и понижать: — Успех – это удача. — Да. Если способен сделать хоть что-то – это большая удача!
Аналогия
Аналогия – сдвиг «по горизонтали», искажение. Например, можно переместить всё в другое время или место, применить убеждение к другим людям (абдукция). — Не на что надеяться. — Если бы так думал Робинзон Крузо, он бы не дождался спасения. Сюда так же относятся ассоциации и метафоры и т.д. — В трудные времена нужно себе во всём отказывать
— Это всё равно что во время шторма предложить матросам расслабиться и не обращать внимание на ситуацию. Точно так же, можно поискать аналогичную категорию в другой иерархии (традукция): — Семья – это рабство! — Когда люди объединяются ради достижения общей цели, они подчиняются определённым правилам
Но вы же не скажете, что альпинисты в связке, идущие к вершине – это рабы?
Мета
Выход на новый уровень или выход за пределы. Например, убеждение об убеждении: — Семья – это рабство. — Шикарное ограничивающее убеждение! Или выяснение внутреннего представления: — Как именно ты внутри себя представляешь это утверждение? Анализ структуры убеждения: — Её непоследовательность раздражает меня — Каким образом её поведение влияет на ваши чувства?
Три разных аспекта любой области знаний.
Мы можем использовать такую область знаний и исследований, как физика, в качестве образца для понимания различных аспектов НЛП. Физику можно разделить на три разных уровня:
1. Практическая технология, посвященная конкретному применению науки в реальном мире, от строения мостов, устройства сотовых телефонов и космических аппаратов, до определения свойств атомов, вирусов и жизни в целом — включая все, что находится между двумя этими полюсами. Эта технология имеет форму рецепта, рассказывает нам, что нужно сделать для того, чтобы достичь определенных целей или результатов, так же, как рецепт приготовления торта является надежным способом получить этот торт. Как сказал Пол Валери, «Термином наука не нужно называть ничего, кроме собрания тех рецептов, которые всегда успешно работают. Все остальное — литература.»
2. Методология или теория, набор понятий, который направляет дальнейшее развитие и использование этой технологии. Методология включает в себя все идеи, которые у нас есть по поводу технологии, и то, как они, по нашему мнению, связаны. Как сказал Эйнштейн, «Нет ничего настолько практичного, как хорошая теория.»
Основной принцип — определенный множеством психологических экспериментов — мы не можем знать объективной реальности, у нас есть только «карта» реальности, сформированная нашими органами чувств. Этот принцип был сформулирован Альфредом Коржибским в книге Наука и психическое здоровье: «Карта — не территория.» В нашей карте всегда будут пробелы, ошибки и опущения. Карта может быть очень полезной и практичной, но она никогда не будет полностью соответствовать реальности, которую она пытается описывать. Если бы она полностью соответствовала, она была бы настолько полной, сложной и приводящей в замешательство, что она не была бы уже полезна как карта.
3. Эпистемология, как мы знаем то, что мы знаем; способ, с помощью которого решаем, какие свидетельства использовать для определения истинности когда мы проверяем и технологию, и методологию. В основе эпистемологии физики лежат научные эксперименты: проверка наших прогнозов и результатов всеми способами, которыми мы можем, используя столько элементов управления, сколько мы можем использовать. Эта проверка и отличает науку от догадок, откровений и предрассудков.
Пошаговое описание
0. Намерение и вторичные выгоды
Вначале нам нужно найти намерение и вторичные выгоды проблемного поведения. Для выяснения намерения вы задаёте вопросы: — Зачем ты это делаешь? — Что тебе это даёт?
Понятно, что вместо слова «это» вы подставляете проблемное поведение: курение, переедание, грызение ногтей и т.д.
Для выяснения вторичных выгод вы задаёте вопросы: — Что ещё ты от этого получаешь? — Для чего ещё ты это используешь?
Потом вы выясняете, что получит человек от нового состояния. — Зачем ты хочешь прекратить это? — Что тебе даст твое новое состояние?
Проверьте экологию: — Это изменение может тебе как-то навредить в жизни? — Согласен ли ты с этой потерей? — Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?
1. Определение визуального ключа
Для того, чтобы можно сделать взмах, нам нужно определить либо триггер, который запускает поведение, либо образ, который обязательно присутствует в процессе.
И триггер, и внешний образ могут быть в любой модальности: аудиальной, визуальной или кинестетической.
Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы: — Как ты узнаёшь, что пора начать делать это? — Что тебя заставляет делать это?
Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа, который обязательно присутствует в ситуации. Например:
- курение – образ руки с сигаретой;
- переедание – образ руки с вилкой;
- раздражение – образ разъярённого лица начальника.
Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а рука с сигаретой
Этот образ должен быть ассоциированным.
2. Образ желательного состояния
Создайте образ желательного состояния.
Критерии «- Я-образа»:
|
3. Замена
Теперь замените эти две картинки.
A. Представьте образ «ключа» (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения.) B. Очень быстро замените его на образ желательного состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка желательного состояния в углу большой (ключа) и, вырастая, заслоняет его и т.д.) C. Отвлечение: погасите все образы, посмотрите вокруг. D. Повторите процедуру 5-7 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на образ «желательного Я», но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки…
4. Проверка новой стратегии
а) Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа (если всё сработало, Клиент будет говорить, что «он размывается», «его трудно удержать», «он ускользает»).
б) Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать то, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?
5. Экологическая проверка и подстройка к будущему
Спросите Клиента: — Может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни. Если может — вернитесь на 2-ой шаг (образ желаемого состояния) и внесите туда необходимые ресурсы.
Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили, или можете сделать что-то еще, чтобы этот процесс заработал.
Уровни неконкретности речи
Маленький эксперимент. Представьте себе кошку. Представили? Она у вас белая? Чёрная? Серая? Рыжая? Трёхцветка? Пушистая? Это кошка или кот? Я говорю неопределённую фразу, но люди обычно представляют что-то вполне определённое. Слова преобразуются в сенсорное представление. Сказал «берёза» — представили, сказал «звук скрипки» — тоже представили, «вкус лимона», «тепло солнца», ну и так деле. Но кто какую именно берёзу представил, они же разные? И не только по породам – за полярным кругом берёза больше на кустарник похожа, а в Подмосковье вымахивает до седьмого этажа. Так что вроде бы слова одни и те же, но у каждого наполнение этих слов разное.
Сравните несколько описаний одного и того же кота:
— Пушистый рыжий кот с зелёными глазами.
— Рыжий кот.
— Животное.
— Существо.
— Это.
Каждый следующий «уровень» более неконкретен, чем предыдущий. А при помощи местоимения «это», можно описать почти что угодно. Теоретически можно что-то вытащить из сопоставления слов и контекста – только вместе они дают смысл, то есть внутреннее значение. «Встречаемся где обычно» для разных людей обозначает совершенно разные вещи: одни регулярно встречаются в определённом кафе, другие у кинотеатра, третьи в курилке на фирме. Проблема возникает, когда один приходит в кафе, а другой – к кинотеатру, но это то как раз и обозначает, что контексты не совпали.
Конкретность значимого слова
Но не всегда что-то можно из контекста вытащить. То есть контекст есть всегда, просто у каждого человека он в голове свой. Вроде кошки. У каждого в голове свои диван, обычное место встречи, хорошая работа и любовь. А у другого человека — свои.
Каждое слово описывает категорию – вещей, действий, понятий. Слово «лампа» обозначает «устройство, предназначенное для излучения света», а «гулять» — «спокойно для отдыха или удовольствия ходить на открытом воздухе, совершать прогулку». Эта категория может быть больше (шире, объёмнее), в неё может входить больше элементов. А слово, описывающее эту категорию, будет более неконкретным. Слово «шкаф» более конкретно, чем «мебель», а «мебель» более конкретно, чем «вещь». Слово «младенец» описывает категорию, к которой относятся человеческие детишки в возрасте от момента рождения этак лет до двух. Категория «дети» уже шире — это по возрасту от нуля и лет до 12-14. А к «людям» относятся все человеки любого возраста. Слово «это», как я писал выше, обозначает практически любое живое существо – инопланетянина, кота, птицу, а так же и вообще почти что угодно: бег, дохлого голубя или империализм.
С глаголами тоже самое: сказал более конкретно, чем сообщил, потому как сообщить можно кучей разных способов – написать смс или письмо, позвонить по телефону, попросить пересказать, оставить записку и т.д.
Более «широкие» категории могут включать в себя более «узкие» — категория «транспорт» включает в себя «трамваи». Могут категории и как-то более хитро пересекаться, но нам сейчас это не очень интересно, так что углубляться в это не будем, главное чтобы вы поняли, что слова, обозначающие более «общие» категории более неконкретны – ну просто потому, что в этой категории объектов больше и пойди найди тебе нужный.
Категорию мы обозначили, но для того, чтобы по описанию найти конкретный предмет, надо как-то это всё уточнить. Предположим, вам предлагают встретиться «у известного бронзового памятника Петру Первому на Сенатской Площади в Санкт-Петербурге, у Медного всадника короче» или у «известного памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге». Предположим что Санкт-Петербург наш, российский, а не флоридский. Но, в любом случае грамотный человек во втором варианте спросил бы: «А у какого именно памятника Петру?». Известных (кому именно?) памятников в северной столице несколько, мне например, кроме Медного Всадника тут же приходит в голову шемякинский Пётр Первый в Петропавловской крепости. Тоже бронзовый, кстати.
В фразе «белая машина, седан» — значимое слово (основная категория) «машина», в фразе «молодой человек в чёрных очках и синем костюме» — значимая слово «человек». И это самое значимое слово можно довольно долго уточнять: «машина белая, марки Ауди, седан, стоящая напротив нашего подъезда». Вот всё, что после слова «машина» и есть уточнение. И
Упражнение НЛП 2 Неумелый фотограф засветил плёнку
Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».
И сделали из этого отлично работающую технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати — Симорон. А сам принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд — три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, … и так далее)..
Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.
Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу — делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.
Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.
Помогает.
Есть техника НЛП — обратная этой.
Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!
Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.
Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь расклад с нашими психологическими картами.
Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.
Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.
В этом раскладе мы будем работать с колодой «1000 Жизней», которой будет ассистировать колода «1000 Идей».
Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода «1000 Жизней» здесь как нельзя кстати.
В этом раскладе у нас всего 2 Позиции.
ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ
Кто этот человек? Осознанно (по запросу) 1 карта «1000 Жизней». (Например, учительница в школе моего ребёнка).
Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту «1000 Жизней», чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет…
ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ
Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности. В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.
Спонтанно, 1 карта «1000 Идей». Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..
Пример
1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.
2. Ну а на каком же фоне «Рекордсмен» может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.
И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.
Девятишаговая схема изменения
Есть такая статистика — каждая формула в книге снижает количество читателей приблизительно вдвое.
Конечно, если это не учебник по алгебре или физике.
Но я рискну дать вам одну формулу. Она очень простая:
Актуальное состояние + Ресурс = Желаемое состояние.
Мы добавляем в актуальное состояние ресурсы и получаем желаемое состояние — это, собственно, и демонстрирует техника «Визуальное сдавливание». Осталось только выяснить несколько моментов — где ресурсы брать, как именно добавлять, что делать, если не получилось и прочие мелочи. Так что распишем эту формулу подробнее: представляю вам девятишаговую схему изменения – это такой шаблон для построения техники.
По поводу актуального и желаемого состояний мы уже говорили. Контекст – это ситуации, для которых мы хотим произвести изменение. Просто потому что хочется быть спокойным на экзамене, а вот когда надо бежать стометровку – не хочется. И чтобы изменение было только где нужно, нам этот самый контекст для изменения и нужно определить.
Во многих техниках НЛП поиск актуального и желаемого состояний, а так же определение контекста не прописаны – это уже вполне стандартная процедура и предполагается, что это всё выясняется на этапе сбора информации.
А вот с ресурсом нужно сделать несколько действий. Во-первых его нужно всё-таки определить, хотя бы логически: «А что мне нужно для достижения желаемого состояния?». Но пока это просто логика, после этого нужно получить к нему доступ: одно дело определить, что нужна смелость, другое дело – прочувствовать, что это такое, испытать её.
То же самое: одно дело решить, что нужны деньги, другое – их достать.
После этого этот самый ресурс нужно внести в контекст, чтобы там вместо противного актуального состояния было такое миленькое желаемое. И само-собой потом нужно проверить работает ли то, что получилось. А то может ресурсов надобавляли, а желаемого состояния всё ещё нет или оно не совсем такое, какое нужно. Если работает не слишком хорошо, то стоит вернуться на шаг определения ресурса и найти, что ещё стоит добавить. После этого стоит проверить приемлемость последствий изменения – в НЛП это называется экологической проверкой. Так как само желаемое состояние может быть крайне полезным и эффективным, но последствия этого изменения могут быть крайне неприятными. Например, Иван Петрович стал совершенно спокойно относиться к любому поведению своего начальника (желаемое состояние), тот посчитал, что его игнорируют и Ивана Петровича уволил (последствия). Для проверки экологии стоит задать вопросы: — Что Вы потеряете, если достигнешь этого? — Согласны ли Вы с этой потерей? Если последствия устраивают – идете дальше, если же нет – думайте, что можно изменить: желаемое состояние, уточнить контекст, ресурсов ещё добавить и так далее.
Обычно, когда определяют желаемое состояние на первых шагах тоже делают предварительную экологическую проверку. Но, как выяснилось на практике, этой проверки часто не хватает — конечный результат может отличаться от представлений вначале, последствия после внесения ресурса выглядят по другому и так далее.
И последний шаг – это обучение бессознательного новому поведению в контексте, «привязка к будущему». В большинстве случаев для «привязки к будущему» человеку предлагают представить себя трёх-четырёх в ситуациях, где раньше у него было актуальное состояние, через различные промежутки времени: завтра, через неделю, через месяц. И чтобы эти ситуации несколько отличались. Например, в технике «Визуальное сдавливание» мы как раз шли по этой схеме: определили актуальное и желаемое состояния и подобрали подходящие ресурсы.
Есть вариант этой техники когда желаемое состояние определяется скорее бессознательно, исходя из актуального состояния и подбирая нужные ресурсы: «Что вам нужно, чтобы справиться с этой ситуацией?» А потом определяя, стоит ли ещё что-то добавить.
Доступ к ресурсу – визуальное представление состояния (качества, убеждения, способности). Внесение ресурса – это как раз когда мы сжимали руки и образы «сдавливались», интегрировались. А дальше по схеме – определение работоспособности, экологическая проверка и привязка к будущему.
Цели воздействия фокусов языка
1. Намерение: восстанавливаем информацию о цели убеждения восстановление информации.
2
Переопределение: обращаем внимание на аналогичную структуру восстановление структуры. 3
Последствия: восстанавливаем потерянную информацию о последствиях восстановление информации
3. Последствия: восстанавливаем потерянную информацию о последствиях восстановление информации
4. Разделение: с одной стороны, мы стараемся восстановить структуру восстановление структуры, меняя убеждение на похожее, с другой – выйти за границы, показать контекст, где убеждение не работает выход за границы.
5. Объединение: с одной стороны, мы стараемся восстановить структуру восстановление структуры, меняя убеждение на похожее, с другой – выйти за границы, показать контекст, где убеждение не работает выход за границы.
6
Аналогия: обращаем внимание на аналогичную структуру восстановление структуры. 7
Изменение размера фрейма: мы ищем такой контекст, в котором убеждение уже перестаёт быть истинным выход за границы
7. Изменение размера фрейма: мы ищем такой контекст, в котором убеждение уже перестаёт быть истинным выход за границы
8. Другой результат: восстанавливаем информацию о цели убеждения и ищем более важную цель убеждения восстановление информации], выход за границы.
9. Модель мира: просто предлагаем другое, более «правильное» убеждение.
10. Стратегия реальности: восстанавливаем структуру убеждения, исследую процесс его создания и/или внутреннее представление восстановление информации], [восстановление структуры.
11. Противоположный пример: ищем контекст, где убеждение не работает выход за границы.
12. Иерархия критериев: восстанавливаем информацию о цели убеждения и ищем более высокую цель восстановление информации], выход за границы.
13. Применение к себе: применяем правило убеждения к самому убеждению восстановление структуры
14. Мета-фрейм: создаёт убеждении по поводу убеждения – что позволяет и выйти за границы, и восстановить потерянную информацию, и восстановить структуру выход за границы], , [восстановление структуры
**. Причина-следствие: восстанавливаем структуру убеждения вида «Х вызывает Yвосстановление структуры
**. Чтение мыслей: восстанавливаем структуру убеждения вида «Я знаю, что Zвосстановление структуры
**. Модальные операторы возможности и необходимости: выходим за границы ограничений, попутно восстанавливая полную структуру убеждений типа «Я должен …» (которое является убеждением о причине-следствии, но при этом следствие потеряно) , .
Краткая история создания метамодели
Как известно, НЛП появилось в начале 70-х годов XX века как результат совместной работы лингвиста Джона Гриндера, работавшего в то время ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в городе Санта Круз, и Ричарда Бэндлера, в то время – студента психологии этого же университета. Сообща они изучали особенности работы трёх успешных психотерапевтов: Фрица Перлза – основоположника гештальтпсихологии, Вирджинии Сатир – выдающегося семейного терапевта, и Милтона Эриксона – известного гипнотерапевта.
Ещё в 60-х годах Гриндер на протяжении нескольких лет изучал и развивал трансформационную грамматику – науку о том, как кодирование, наделение смыслами и значениями глубинных структур (на уровне нервной системы) трансформируется в язык (на лингвистическом уровне). И уже в 1975 году Гриндер вместе с Бэндлером создали свою особую психотерапевтическую модель языка, моделируя техники Перлза и Сатир
Гриндер и Бэндлер обратили внимание на то, что при сборе информации эти психотерапевты использовали определённый набор вопросов, а при помощи другого набора вопросов они помогали людям реорганизовывать свой внутренний мир. Опираясь на их лингвистический опыт, Гриндер и Бэндлер и разработали свою метамодель, которую можно применять в эффективном общении, ускоренном обучении, личностном изменении и улучшении жизни
Приставка «мета» пришла из греческого языка и означает «вне, сверх, около, на другом уровне». Метамодель определяет то, как мы можем использовать язык для пояснения опыта. Она делает это посредством повторного соединения речи говорящего человека и опыта, на котором основана эта речь. Давайте подробнее разберёмся в том, что же такое метамодель.
Упражнения
Упражнение «Придумать рефрейминг»
В группах по три человека. Челны группы предлагают Водящему сложные ситуации — он должен максимально быстро придумать любой рефрейминг. Задача данного упражнения дать Водящему серьёзную нагрузку, но при этом не чрезмерную — если он не справляется, то уменьшайте скорость, помогайте ему найти варианты ответа, придумывайте менее сложные задания. И оставайтесь максимально дружественны друг к другу.
— Тебя уволили с работы.
— Наконец отдохну.
— Ты неудачник.
— Я бы назвал себя человеком, который не останавливается на достигнутом и постоянно ищет что-то новое.
— У нас в городе плохие дороги.
— Есть места, где дорог вообще нет.
15 минут.
Упражнение «Отпор»
Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.
Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с “зато…” (рефрейминг контекста). После “зато” идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг смысла). Где-то по 4-5 предложений каждому.
— Ты вспыльчивая.
— Зато мужчинам нравятся страстные женщины.
— У тебя косоглазие.
— Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.
Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию.
Если вы нашли подходящие рефрейминги в трёх случаях – это уже хороший результат.
20 минут.
Упражнение «Три оценки»
Для ситуации – в жизни, фильме, новостях и т.п. – придумать точку зрения, с которой эта ситуация:
будет положительна;
будет отрицательна;
будет нейтральна (не важно, не интересно, ни на что не влияет).
Сегодня пришёл на работу в 9:15
Положительно: начальник не заметил.
Отрицательно: я опоздал.
Нейтрально: важно не во сколько я пришёл, а что успел сделать за сегодня