Исследовательская работа по теме: «возможности классной доски»
«Семейная доска» как средство для коммуникации
«Семейная доска» способствует развитию коммуникации в социальных системах (метакоммуникация). Расстановка фигур ближайшего окружения на доске побуждает испытуемых нарисовать картину своего, до сих пор в основном не сформулированного взгляда на структуру и способ функционирования рассматриваемой системы. При этом субъективным представлениям придается некоторая вербальная реальность. Как и при каждой коммуникации, клиенты имеют риск быть неправильно понятыми и при расстановке. Это является не столько следствием интерпретаций наблюдателя, сколько тем, что испытуемые имеют индивидуальное видение отношений. Более того, остальные члены системы будут конфронтировать с данной версией «реальных отношений, которая для них является новой и вызывает бурную реакцию. Опыт работы показывает, что «Семейная доска» способствует даже таким коммуникациям, которые не могли быть вербализованы сами по себе. Это в первую очередь касается тех случаев, когда участники с трудом могут объяснить свою внутреннюю картину или плохо владеют языком. Наряду с испытуемыми наблюдатель также принимает участие в коммуникациях. Он ни в коем случае не безучастный адресат, скорее — активный участник.
Важно, что ни параметрам фигуры, ни их возможной комбинации не может быть приписан однозначный смысл. Круглые фигуры не означают автоматически женские, а могут иметь значение мягких, понимающих, гибких
Большие фигуры, вопреки ожиданиям, могут быть не только взрослыми, но и властными, доминантными, а также просто большими людьми. Одинаковые параметры, например расстояние между двумя фигурами в 5 см, может выражать как тесные, так и привлекательные отношения между представленными персонами. Тесный круг в центре доски, а также круг, занимающий всю поверхность, могут в одинаковой мере выражать тесную привязанность. Это подтверждает положение коммуникативной теории, что значение рисунков и слов не в них самих, а в том, как и для чего они применяются. Они могут быть поняты только по отношению к контексту. Лишь после дополнительных расспросов испытуемых расстановки могут быть согласованным образом интерпретированы.
На доске лишь две исследуемые переменные имеют постоянный смысл: пространственное отдаление фигур друг от друга выражает социальную или эмоциональную дистанцию, а направление взгляда одной фигуры на другую отражает интенсивность отношений. Амбивалентные отношения могут быть представлены при помощи расстояния и направления взглядов фигур. В этом случае фигуры разносятся на достаточно большое расстояние, но при этом смотрят друг на друга. Все остальные параметры (размещение на доске, последовательность расстановки, размеры и форма выбираемых фигур) являются непостоянными и имеют неочевидное значение. Только после расспроса в контексте окончательной расстановки они могут получить свое собственное коммуникативное значение.
Как средство коммуникации «Семейная доска» позволяет исследователю влиять на процесс расстановки. Изменения, предпринятые извне, например удаление фигур или дополнение новыми фигурами членов семьи или ближайшего социального окружения, воздействуют как интервенции. Чтобы интегрировать индуцированное изменение, семья должна разработать стратегию преодоления. Такие интервенции могут быть применены, чтобы реконструировать кризисные ситуации или любые другие, интересующие исследователя. «Семейная доска» способствует прояснению специфичных для семьи стратегий разрешения кризисных ситуаций.
Например, в одном из исследований проблемным семьям было предложено провести пять совместных расстановок семейных скульптур в следующей последовательности:
- до наступления проблемы;
- на этой неделе (сейчас);
- в ситуации интервенции (отделение) — удаление фигуры пациента;
- в будущем;
- идеальная картина (то, чего семья желает для себя).
Для того чтобы расстановки были сравнимы между собой, исследователи использовали измерения направления взгляда и центра тяжести. Центр тяжести используется для определения центра расстановки. Например, близость фигуры к центру тяжести дает возможность рассматривать ее как центральную. Первая расстановка (до наступления проблем) рассматривается как исходная. Из сравнительного анализа других расстановок по отношению к ней можно определить, какое значение для семьи имели события, связанные с возникновением проблемы.
Место «Семейной доски» в истории семейной диагностики
Первое применение семейного подхода в терапии и диагностике произошло, по-видимому, в работах А.Адлера в 1920-х гг. в Вене. Современная же семейная терапия начала развиваться лишь в 1950-е гг
Врачи и психологи сводили психопатологические проявления отдельно взятого человека к процессуальным и/или структурным признакам важной для него социальной системы, прежде всего семьи. Создавались и апробировались различные диагностические методы
В 1980-х гг. произошел так называемый «конструктивный переворот», направивший семейную терапию на рельсы системного мышления. Этот переход потребовал, чтобы применяемый диагностический и интерпретационный инструментарий не слишком «замораживал» самоорганизующуюся динамику семьи. Было выяснено, что для сбора диагностической информации о семье и других социальных системах должны быть рассмотрены по крайней мере три организационных уровнях: индивидуальный, межличностный и уровень всей системы.
Рассматривая пути развития семейных диагностических методов, Cierpka в своем руководстве по семейной терапии выделяет методы клинической диагностики и эмпирические диагностические методы. К клиническим методам он отнес клиническую семейную беседу и скульптурную расстановку; к эмпирическим методам — стандартизованные семейные интервью и процедуры наблюдения и целый ряд опросников.
Эти шкалы предлагали довольно простое и в то же время исчерпывающее описание семейных взаимодействий.
Степень сплоченности отражает уровень эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу и по способам взаимодействия варьирует от полного безразличия до полной зависимости.
Гибкость изменяется в пределах от ригидной до хаотичной и отражает то, насколько семья способна на изменения, касающиеся ее структуры, распределения ролей, правил взаимоотношений и т.п., для того чтобы соответствовать ситуативным требованиям.
На основании этой модели Д. Олсон и его коллеги создали различные версии опросников FACES (Family Adaptability and Cohesion Evaluation Scales). Этот инструментарий давал возможность отличить «дисфункциональные семьи», которые соответствовали экстремальным типам семей, от «нормально функционирующих», находившихся в средней зоне шкал. FACES, несмотря на спорную полноту и выразительность, до сих пор остается наиболее используемым методом исследований семейной системы.
Методика «Рисунок класса»
Yulia | 25.02.2014 |
Методика предназначена для изучения социально-психологического статуса ребенка в коллективе. Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса
Задание для детей:
«Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, ученики заняты своим делом. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию»
Учителю важно знать:
• С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
• Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
• Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Алгоритм группового проведения:
1)Раздать каждому ребёнку в классе один экземпляр методики, попросить подписать.
2)Дать задание : «Отметьте, пожалуйста, себя на этой картинке – обведите кружком свою фигурку. Теперь отметьте, где Ваш друг и обведите кружком фигурку».
3) Собрать рисунки.
Обработка результатов:
1)Посчитать, сколько детей отметили себя
• в паре с кем либо
• стоящими рядом с учителем
• стоящими в одиночестве.
2) Наиболее неблагоприятными являются позиции – один у окна, один в центре класса и выходящий из комнаты человек. Если ученик изображает себя рядом с учителем, то это говорит о том, что учитель для него очень значимое лицо, но возможно в классе нет друга. Тех детей, которые изобразили себя в одиночестве необходимо включить во внеклассные игры, командного характера, чтобы дети, которые раньше не общались познакомились ближе.
3)Посчитать, у скольких детей наблюдается учебная мотивация (фигуры с книгой), у скольких – игровая – фигуры с игрушкой. С детьми, которые обладают игровой мотивацией возможно проведение мотивирующих бесед, формирующих позицию ученика.
4)Сделать вывод о преобладающей мотивации детей и микроклимате класса – сплоченности или разобщенности. Провести соответствующие коррекционные мероприятия: игры, беседы, показы мультфильмов на тему учения, чтения рассказов (например А.Барто).
Ответы у доски: плюсы и минус
Доска и мел являются основным средством обучения на многих уроках. Они позволяют проводить фронтальную работу со всем классом, осуществлять индивидуальную проверку уровня знаний школьников, вести постоянный диалог с детьми. Практика регулярного использования ответов школьников у доски имеет много положительных сторон, поскольку способствует:
- развитию речи детей, их умения оперировать научными терминами;
- формированию критического мышления;
- формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, проверять глубину своих знаний на деле;
- формированию у учеников навыков самопроверки, самооценивания;
- воспитанию культуры выступления перед аудиторией, умения контролировать свои эмоции, не нервничать;
- созданию «ситуации успеха» (ведь в любом случае, самостоятельно или с помощью учителя, но ученик доводит решение до логического завершения; при этом он ощущает чувство удовлетворения собой, радость от того, что он справился).
Особая ценность ответа у доски в том, что все действия и размышления ученика контролируются непосредственно в ходе выступления, поэтому любые неточности, неверный ход мыслей и т.п. замечаются сразу же и указываются на них ребенку, проводится их анализ и поиск верного решения. Эти ошибки исправляются безотлагательно, с участием отвечающего.
Такое почти невозможно в ходе письменной проверки, ведь ее результаты определяются уже в отсутствие учеников в классе. Использование тестов еще больше проигрывает в практической значимости, поскольку в процессе их выполнения есть определенный процент «угаданных» ответов, чего не бывает при решении у доски.
Единственное, в чем ответы у доски проигрывают современным технологиям — это невозможность за короткий промежуток опросить большое количество учеников.
Предварительный просмотр:
Шкала безнадёжности
(HopelessnessScale, Becketal. 1974)
Ниже приводится 20 утверждений о Вашем будущем. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое и отметьте одно верное утверждение, которое наиболее точно отражает Ваши чувства в настоящее время. Обведите кружком слово ВЕРНО если Вы согласны с утверждением или слово НЕВЕРНО, если Вы не согласны. Среди утверждений нет правильных или неправильных. Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение.
ФИО_________________________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________
01 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Я жду будущего с надеждой и энтузиазмом |
02 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему |
03 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Когда дела идут плохо, мне помогает мысль, что так не может продолжаться всегда |
04 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Я не могу представить, на что будет похожа моя жизнь через 10 лет |
05 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
У меня достаточно времени, чтобы завершить дела, которыми я больше всего хочу заниматься |
06 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне больше всего нравится |
07 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Будущее представляется мне во тьме |
08 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Я надеюсь получить в жизни больше хорошего, чем средний человек |
09 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в будущем |
10 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему |
11 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Всё, что я вижу впереди – скорее, неприятности, чем радости |
12 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу |
13 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Когда я заглядываю в будущее, я надеюсь быть счастливее, чем я есть сейчас |
14 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Дела идут не так, как мне хочется |
15 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Я сильно верю в своё будущее |
16 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Я никогда не достигаю того, что хочу, поэтому глупо что-либо хотеть |
17 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Весьма маловероятно, что я получу реальное удовлетворение в будущем |
18 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Будущее представляется мне расплывчатым и неопределённым |
19 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
В будущем меня ждёт больше хороших дней, чем плохих |
20 |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
Бесполезно пытаться получить то, что я хочу, потому, что, вероятно, я не добьюсь этого |
№ |
Ответ |
Балл |
№ |
Ответ |
Балл |
01 |
НЕВЕРНО |
1 |
11 |
ВЕРНО |
1 |
02 |
ВЕРНО |
1 |
12 |
ВЕРНО |
1 |
03 |
НЕВЕРНО |
1 |
13 |
НЕВЕРНО |
1 |
04 |
ВЕРНО |
1 |
14 |
ВЕРНО |
1 |
05 |
НЕВЕРНО |
1 |
15 |
НЕВЕРНО |
1 |
06 |
НЕВЕРНО |
1 |
16 |
ВЕРНО |
1 |
07 |
ВЕРНО |
1 |
17 |
ВЕРНО |
1 |
08 |
НЕВЕРНО |
1 |
18 |
ВЕРНО |
1 |
09 |
ВЕРНО |
1 |
19 |
НЕВЕРНО |
1 |
110 |
НЕВЕРНО |
1 |
20 |
ВЕРНО |
1 |
Интерпретация
Максимальный счёт – 20 баллов
0-3 балла – безнадёжность не выявлена;
4-8 баллов – безнадежность лёгкая;
9-14 баллов – безнадежность умеренная;
15-20 баллов – безнадежность тяжёлая.
Метод классной доски
Можно использовать школьную доску и мел для записи, можно большой лист ватмана и фломастеры. Все это должно висеть на видном и доступном месте, например на кухне. Все должно быть наглядно: наверху листа ватмана должны быть напечатанные (или написанные) правила, сам лист разделен на «хорошую» и «плохую» сторону. Каждому ребенку — свой лист. Дети, как в школе, получают хорошие оценки за хорошие дела и плохие оценки за плохие. В конце каждой недели подводятся итоги и дети получают деньги на расходы.
Метод классной доски
Метод классной доски.
Метод Классной доски — это вариант Правил Семьи, оформленный на хорошо знакомую детям школьную тему Классной доски и школьной системы оценок.
Можно использовать школьную доску и мел для записи, можно большой лист ватмана и фломастеры. Все это должно висеть на видном и доступном месте, например на кухне. Все должно быть наглядно: наверху листа ватмана должны быть напечатанные (или написанные) правила, сам лист разделен на «хорошую» и «плохую» сторону. Каждому ребенку — свой лист. Дети, как в школе, получают хорошие оценки за хорошие дела и плохие оценки за плохие. В конце каждой недели подводятся итоги и дети получают деньги на расходы.
За что ставить оценки
Плохие оценки можно ставить: за развязывание ссор; за долгие споры или обидные обзывания; за разрушительные действия; за обман, за влияние на родителей криком, обидой и другими отрицательными эмоциями; за небрежность в порученных делах или нарушение домашних правил. За конкретные фразы типа «А чего он», «А ты сама», «Дура» и так далее.
Хорошие оценки могут ставиться например за помощь по дому, за отзывчивость на просьбы, за разрешение проблемы, за добровольную помощь, за созидательные идеи, за обучение себя полезным вещам, за дружеские отношения с родителями, за доставленную радость окружающим.
Мы никогда не должны наказывать ребенка за то, что он нарушает правила, которые нечетко определены; также мы не должны менять правила по нашей прихоти. Итак, какова бы ни была система дисциплины, которую вы используете, пусть ребенок знает, что вы ждете от него.
Чтобы система работала
Донесите до детей правила. Например, кто-то из детей читает их вслух каждое утро в течение недели, чтобы они надолго засели у них в памяти. Сделайте систему привлекательной: позаботьтесь, чтобы дети смогли с ее помощью зарабатывать на карманные деньги. Тогда эта система втягивает и меньше вызывает протеста. Если плохие оценки преобладают над хорошими, проверьте самого себя. Понятны ли правилаДействительно ли вы ищете поводы, чтобы похвалить ребенкаЕсли вы не ищете их, поверьте, вы их никогда не найдете
Когда ваше внимание сосредоточено на ошибках, вы найдете одни ошибки. Думайте о том, как ребенку заработать хорошие отметки, иначе вы уничтожите инициативу для улучшения
Лучше, если оценки будете писать не вы детям, а дети сами себе. В случае нарушений не сердитесь, не шумите, а просто скажите: «Поставь себе плохую отметку за это». Не грозите, а делайте. Когда система введена, она не обсуждается. В начале дети будут пробовать вас на прочность и пытаться сопротивляться. В этом случае не спорьте и не оправдывайтесь — просто покажите на известные правила. Если вы услышите возражения: «Я не буду это делать», «Я забыл» или «Это нечестно», на все пререкания можете отвечать «Поставь себе 2 плохие оценки». До тех пор, пока ребенок не выполнит полностью ваши указания, не комментируйте их действия, а просто добавьте еще одну плохую оценку.
Правила можно менять где-то раз в месяц, убирая уже неактуальное и ставя новые планки. Потому что дети — начнут быстро умнеть и развиваться!
Метки: семья
Похожие материалы:
- Роль детской фотосессии в воспитании детей
- Жизненный цикл семьи
- Аналитическая психология К. Юнга
Возможные проблемы
Учитель должен знать о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при организации работы учеников у доски. Как правило, чаще всего нравиться отвечать у доски отличникам, которые хорошо знают материал и любят показывать свои знания перед другими. Они просятся к доске сами и могут обидеться, если учитель их не вызывает.
Иногда после этого ребенок может демонстративно отказаться работать на уроке, и даже перестать интересоваться школьным предметом. Чтобы избежать таких последствий, нужно правильно строить работу с отличниками:
- предложить им выступить в роле консультантов, которые должны следить за ходом ответа своих одноклассников у доски, выявлять и исправлять их ошибки;
- вызывать несколько учеников одновременно, давая им разные задания (отличники работают над заданиями повышенной сложности, пока учитель будет опрашивать других учеников у доски);
- приглашать к доске для работы над новым материалом.
Отличники должны понимать, что учитель не игнорирует их, а предлагает им наиболее сложные задания, что способствует их интеллектуальному развитию.
Другая проблема связана с детьми, которые могут отказаться выходить к доске или позволяют себе во время ответа шутки и кривляния. Учителю необходимо проявить терпение и ни в коем случае не отказываться от работы с ними.
Вызывая таких детей к доске, следует быть очень тактичным, оказывать им помощь вовремя ответа. Нельзя допускать, чтобы возникали неловкости или долгие паузы. Обязательно нужно хвалить ребенка, отмечать любые его достижения.
Также определенный сложности могут возникнуть, если учитель неправильно представляет себе методику организации работы учеников у доски. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы всего лишь один ребенок «был занят делом», а остальные просто списывали с доски уже готовое решение. Все дети в классе должны оставаться активными участниками урока. Учитель может задавать уточняющие вопросы по теме задания, предложить найти другой вариант решения, объяснить действия отвечающего, прокомментировать ход его размышлений и т.д.
Вызов к доске никогда не должен рассматриваться как наказание за невыученный урок или плохое поведение за партой. Работа у доски — одна из форм работы, которая направлена на прочное усвоение теоретического материала и помогает учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы улучшить его уровень усвоения образовательной программы.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий: