Метод корнелла: как правильно и быстро вести записи
И2ВЧП SQ3R
Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.
Исследование
Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.
Вопросы
Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.
Чтение
Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.
Вспоминание
Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.
Проверка
Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.
Преимущества метода:
- Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
- Позволяет запомнить и понять текст.
- Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.
Недостатки метода:
- Не помогает организовать записи.
- Не подходит для записи лекций.
Способы и технологии эффективного конспектирования лекций
Метод конспектирования Корнелла
Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?
Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.
Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.
Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.
Способ конспектирования Билла Гейтса
Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом
Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей. Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики
Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.
Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт
В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе. Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день. Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.
Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция. Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре. Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.
Способ конспектирования лекций по методу красной строки
Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других. Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования. Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.
Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.
Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции
Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется
Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений
Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.
Метод картирования
Факты обретают форму — картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе — так что это метод для творческих людей; для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память. Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. Итак, вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите. Выбирайте этот метод, если содержание лекции хорошо организовано или если вы совершенно не знаете лектора. (Подробнее о методе рассказано в №5 за 2009 год.)
А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор и так помогает вам своей интонацией.
Как метод отступов, так и метод картирования — прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки»
Как правильно составить конспект урока или лекции
Конспектируй вдумчиво
Не хватайся за ручку с первых слов преподавателя. Старайся не просто автоматически записывать всё, что он говорит, а фильтровать информацию. Лучше дослушай предложение, осмысли его и уже тогда всё кратко запиши. Полезно помечать и комментарии преподавателя, особенно если они расшифровывают сухие определения.
Структурируй записи
Обязательно выделяй отдельные части конспекта: тема урока или лекции, заголовки, подзаголовки, определения. Делай отступы между текстовыми блоками, а основную информацию (формулы, законы, правила) обводи в рамочку. Не бойся визуализировать получаемую информацию (там, где это возможно). Рисунки отпечатаются в твоей голове и помогут вспомнить сопутствующую им информацию.
Используй сокращения
Сокращай слова так, чтобы потом разобрать их. Придумай собственные условные обозначения, чтобы ускорить процесс. Здесь помогут математические знаки и другие символы. Например, слова «повышение», «рост», «увеличение» может заменить стрелка вверх или знак больше. Только не забудь потом, что какой знак обозначает.
Выбирай удобные письменные принадлежности
Используй для конспектов тетради с бумагой, на которой тебе будет приятно писать. Хорошо, если в ней будут расчерчены поля: на них можно делать важные пометки по теме, а не только проставлять дату или помечать домашнее задание. Там, где осталось что-то тебе не понятное, ставь вопросительные знаки. Если лектор прервал свою мысль и переключился на что-то другое, оставь свободное место, а потом вернись и закончи.
Ручку для письма бери удобную и с яркими чернилами. Гелевая и капиллярная тоже подойдёт, если бумага плотная и на ней ничего не просвечивается. Разноцветные ручки тоже можешь использовать по желанию, но они забирают много времени. Удобнее будет текстовый маркер.
Один конспект — один предмет
Не стоит конспектировать все предметы в одну тетрадь. Это запутает тебя и не вызовет восторга у преподавателя. Отведи на каждый предмет по отдельной тетради. Можешь использовать тетрадь на кольцах со вставными блоками.
Пользуйся дополнительными средствами
Бывает, что учитель или преподаватель читает лекции очень быстро. В таком случае ничего не остаётся, кроме как подстроиться под его темп: делай записи тезисно, пользуйся диктофоном или ноутбуком (если это не запрещено).
Надеемся, после наших советов ты будешь вести конспекты ещё лучше!
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях
Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно
Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.
Метод Корнелла
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4. Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.
Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались)
В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером)
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку
Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем)
Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
Используйте графический конспект
. При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.
Используйте диктофон
. Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
Используйте конспект-план
. Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы
Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.
Увеличивайте скорость письма. Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий
Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
Классификация конспектов
Существует следующая классификация конспектов:
- План-конспект. Сначала нужно написать план текста, а затем на пункты плана делаются комментарии: свободно изложенный текст либо цитаты. План-конспект помогает учителю ориентироваться в процессе ведения урока: преподаватель следит за тем, чтобы успеть дать определенный объем материала и не забыть ни об одной из намеченных целей урока. Писать планы-конспекты будущие учителя учатся еще в университете и во время прохождения педагогической практики. В план-конспект записывается тема урока, его цели, ход урока (правила, упражнения, домашнее задание).
- Тематический конспект — краткое изложение данной темы с использованием нескольких источников.
- Текстуальный конспект состоит из цитат одного текста.
- Свободный конспект — цитаты и собственные формулировки.
А теперь о том, как составить конспект. Для начала определите цель написания конспекта. Когда будете читать изучаемый материал впервые, выделите его основные смысловые части, определите главное, сделайте выводы. Если вы составляете план-конспект, подумайте, какие пункты нужно в него включить, чтобы раскрыть каждое положение. Наиболее значимую информацию (тезисы) кратко и последовательно изложите своими словами либо запишите в виде цитат.
Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Используйте условные обозначения, сокращайте отдельные слова. Выделяйте пункты и подпункты, подчеркивайте, выделяйте цветом ключевые слова. Ценность конспекта заключается в том, что автор может писать его не по заданному образцу, а удобным для себя способом.
Как сделать и оформить свой ежедневник
Красиво оформленную записную книжку хочется пересматривать снова и снова.
Вести ежедневник необходимо так:
- Красивым почерком заполнять дневник чернилами одного цвета.
- Использовать декоративный скотч и вырезки с цитатами, а в преддверии праздников использовать тематические рисунки.
- Очень необычно смотрится черный дневник, заполненный белой ручкой.
- Придумать обозначения для постоянных дел, а самые важные выделять маркером.
Как выбрать блокнот для ежедневника
Чтобы дневник служил как минимум год без потери внешнего вида следует выбирать тетрадь с твердой обложкой. Ежедневник должен нравиться его хозяину. Тетради с красивой обложкой и уникальным дизайном можно встретить даже в твердом переплете. Если вы планируете постоянно носить ежедневник с собой, то он должен быть стандартных размеров. Чтобы не путаться с датами лучше сразу приобретать датированный дневник. В него также включаются различные справочные таблички и записная книжка для адресов и телефонов. Последние могут пригодиться студентам и деловым людям.
Идеи по оформлению внутри
Личный дневник – это вихрь эмоций. Поэтому лучше вести ежедневник в виде обычной белой тетради и заполнять ее по своему усмотрению. Описывая впечатления о посиделках в кафе или походе к врачу, прикрепите на страницу вещественные доказательства в виде фотографии или чека. Или нарисуйте маленькую схему, рисунок.
Иногда страницы можно оформлять в виде открыток, карточек разной формы, листы цветной бумаги или части упаковок. Сюда можно записывать мысли, афоризмы, цитаты, отрывки песен…
Акварельные краски нужно использовать осторожно. Если листы бумаги очень тонкие, то перед экспериментом следует скрепить два листка, чтобы иллюстрация получилась аккуратной.. Красиво оформляем первую страницу
Красиво оформляем первую страницу
Первая страница самая показательная. На ней помещают главные моменты из жизни владельца дневника. Это может быть рисунок распускающейся розы, которая характеризует становление личности. Или надпись STOP, свидетельствующая о том, что человек не готов делиться мыслями с окружающим миром.
Ежедневное и помесячное планирование
Основная задача дневника – эффективно распределять время. Для этого нужно планировать свой день, но не расписывать каждую минуту. Если утреннее заседание затянулось на полчаса, у вас может сорваться встреча с партнерами. Вы можете четко контролировать свой распорядок дня. Однако, о внеплановых задачах забывать не стоит. Чем жестче график, тем выше вероятность отклонения от него. Это в свою очередь чревато стрессом, плохим настроением и высасываем энергии. Поэтому между жесткими задачами следует выставлять 50% от общего количества свободного времени. Лучше испытывать удовольствие от перевыполнения плана, чем угнетение от его срыва.
Для быстрой ориентации в записях следует выделять самые важны дела ярким цветом, а неприятные («лягушки») специальными знаками
На яркие записи человек будет обращать внимание в первую очередь
Выполнение очень важного дела вызывает чувство удовлетворения. Если «лягушки» разделить на несколько этапов, то и удовольствие усилится в несколько раз
Чем больше потрачено сил, тем сильнее эмоции.
Если «лягушки» разделить на несколько этапов, то и удовольствие усилится в несколько раз. Чем больше потрачено сил, тем сильнее эмоции.
Ведение ежедневника – примеры
Личный дневник можно использовать для концентрации на определенном занятии и продвижении к цели. Ежедневно определяйте 5 успешно выполненных заданий из разных областей жизни.
Начертите в дневнике таблицу из 4 колонок:
- «Успех» — достижение.
- «Причина» — что стало стимулом.
- «Дальнейший прогресс» — способы дальнейшего продвижения в выбранной области.
- «Действия» — что нужно сделать для достижения цели.
Регулярное составление такой формы помогает двигаться вперед во всех областях.
Основные примеры использования метода Корнелла
Существует не мало ситуаций, где это метод может стать для вас палочкой-выручалочкой. Мы приведем лишь самые основные.
Метод Корнелла для конспектирования лекций
В правой графе сверху листа напишите название лекции и дату ее проведения.
Не забывайте записывать в левую колонку вопросы, которые у вас возникли при прослушивании лекции. Делайте пометки в тех местах, куда позже стоит вернуться и подробнее разобраться в написанном.
Внимание! Левая колонка заполняется при перечитывании лекции. Данную процедуру лучше всего сделать в этот же день, в крайнем случае на следующий, пока свежи воспоминания в голове
Если есть фразы, в которых имеются ошибки, то сразу же исправьте их. Не откладывайте на более позднее время.
Таким образом, в левой части должны быть:
- краткие выжимки;
- основные мысли;
- вопросы, которые у вас появились.
С правой частью все просто — там содержится основной конспект, который вы записываете с доски или под диктовку преподавателя.
В нижней части листа вы записываете резюме лекции. В него входит главная мысль и основные моменты, записанные своими словами. Если вам с легкостью удалось проделать такую работу, то вы усвоили материал занятия.
Не нужно стараться все уписать на одном листе. Разделите лекцию на части, чтобы по блокам было легче воспроизвести ее в памяти. Если перенести на следующую страницу не удалось, проведите черту между логическими частями.
Резюмировать лекцию можно не только целиком, но и по отдельным главам.
Вы будете запоминать материал по мере обработки лекции. А чтобы освежить знания в памяти — нужно лишь прочесть левую колонку и резюме.
При подготовке к экзамену можно устроить себе тест. Закройте правую часть листа и постарайтесь восстановить написанное по тем подсказкам, что видите слева.
Метод Корнелла на деловых встречах и собраниях
- Записи справа — основная информация, записанная по ходу разговора.
- Записи слева — главные идеи и мысли, которые вы вынесли из встречи.
- Записи снизу — резюме встречи.
Скорее всего, записи будут сумбурными, так как это не лекция. Собеседники будут говорить о разных вещах, иногда перескакивая с темы на тему. На первый взгляд, встреча может показаться бесполезной. Но ваше ощущение может измениться после анализа написанного.
Метод Корнелла при подготовке к выступлению
- Записи слева — основные тезисы выступления.
- Записи справа — подробное раскрытие каждого тезиса.
- Записи снизу — итоги и главная мысль презентации.
Когда вы записываете материал вручную, то более детально можете не только обдумать свое выступление, но и запомнить его. А чтобы перед выходом на сцену повторить доклад — просто прочтите основные тезисы.
- Записи слева — планы на неделю.
- Записи справа — разделение планов на мелкие дела.
- Записи снизу — главная задача на неделю или основная цель недели.
Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект
Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).
Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.
Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).
Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, , знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2
. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).
Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)