«ужасный» интерес: когда близкий увлечен «ужастиками»
«Страшилки» для детей: польза
1. Страшные истории могут принести пользу, но только в том случае, когда взрослый обсуждает их с ребенком. Почему сказка о волке и семерых козлятах закончилась плачевными последствиями? Вспомните, наказ матери – не открывать дверь посторонним – козлята нарушают. Почему стрекоза из басни Крылова замерзла насмерть? Потому что была легкомысленной и не построила себе убежища на зиму, при этом понадеявшись на чужую помощь «за так». Для детей подросткового возраста примером того, как вести себя не следует, могут стать фильмы-ужастики. Они, пусть и преувеличенно, но вполне доходчиво доносят, что не стоит ходить на свидания с малознакомыми парнями или девушками, открывать дверь посторонним, заходить в темные подвалы и пользоваться включенным феном в ванной.
2
Важно также помнить о том, что все страшные истории в иносказательной форме затрагивают темы, на которые трудно и не принято говорить вслух с детьми: одиночество, потеря близких, страх смерти. Эти вопросы, как ни странно, начинают волновать детей уже в 5-7 лет, а порой и раньше
С одной стороны, не стоит замалчивать их. С другой стороны, прочесть или рассказать страшную сказку без каких-либо комментариев – значит оставить «страшную тему» открытой, но незавершенной. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» отражает еще один детский страх – страх потерять любимого человека. Брат и сестра – люди, близкие друг другу, оказываются в ситуации, когда под угрозой не только их семья, но и сама жизнь. Аленушка готова пожертвовать всем ради спасения брата, а братец Иванушка не останавливается пред опасностью и, рискуя собой, спасает сестру. Сказка учит дорожить семьей, беречь близких людей, не рисковать собой и родными понапрасну.
3. Психологи утверждают, что «немножко побояться» – нормальная потребность ребенка. Чувство страха возникло в природе как средство самозащиты. Чтобы не бояться воды – нужно научиться плавать! Так и во всем остальном. Чтобы не бояться публичных выступлений, полезно пойти на курсы риторики, где участники получают удачный опыт выступлений. И чем больше такого опыта, тем меньше страха, до полного его исчезновения.
«Страшилки» для детей: вред
1. Столкнуться с негативными последствиями страшной истории очень легко, если познакомился ребенок не того возраста. Истории про малышей, брошенных родителями в лесу, слишком страшны для трехлетнего ребенка: он еще не отличает сказку от были и может действительно поверить, что родители способны бросить детей в чащобе. А детям малдшего школьного возраста крайне не желательно стоит смотреть «Кошмар на улице Вязов», читать повесть «Вий» или играть в компьютерную игру «5 ночей с Фредди» – детская психика еще не готова к столь подробной визуализации ужаса и насилия. Страшилки «не по возрасту» действительно могут привести к появлению страхов, ночных кошмаров и прочих невротических последствий. Если такое случилось, стоит обязательно поговорить с ребенком и убедить его, что все увиденное или услышанное – выдумка, а при необходимости сходить на консультацию к детскому психологу.
2. Есть совершено непугливые дети, а есть, напротив, тонко чувствующие и робкие. Что для одних будет нормальной сказкой, для других – уже «ужастик»
Если ребенок плачет над историей про муравья, которого могли не пустить в муравейник после захода солнца, то читать ему про то, как Баба-яга сажала детей на лопате в печь, следует с осторожностью. Не нужно «закалять» ребенка страшными историями, если вам кажется, что он по своей натуре слишком чувстивтельный – скорее всего, это даст обратный результат
И если малыш просит вас остановиться и не читать дальше, потому что ему слишком страшно, обязательно выполните его просьбу.
Почему детям интересно читать сказки, местами страшные? Наверное, потому что они понимают, что финал будет все-таки счастливым. И взрослые нам читают в детстве сказки, чтобы научить преодолевать страхи, научить быть смелыми и добрыми.
Подготовила Марьяна Чорновил
Темная сторона фильма ужасов
Фильмы ужасов способны оказывать не только положительное влияние на человека.
Конечно, не стоит забывать о плохом. Думаю, некоторые из вас уже слышали или читали в криминальной хронике историю о том, как российские подростки, насмотревшись фильмов ужасов, группой совершали неоднократные акты насилия и убийства. Более того, они издевались над телами своих жертв, как это происходило в хоррорах, по мотивам которых следовали убийцы. Здесь мы видим ситуацию, когда психика человека пострадала от просмотра фильмов ужасов.
В Америке уже проводились клинические опыты и исследования по аспекту детского просмотра фильмов ужасов, то есть изучалось их влияние на детскую психику. Это испытание дало однозначный результат: детям полностью противопоказан просмотр подобного рода фильмов.
Суть опыта с просмотром ужасов
Детям разных возрастов в течение трех дней показывали ужасы. Обязательным условием было то, чтобы они никогда не смотрели подобного кино до этого момента. Родителям же нужно было каждый час делать записи о поведении своих детей, причем записи велись в обязательном порядке до сеанса, во время сеанса, после него и ночью. Так вот, несмотря на абсолютно разный возраст детей и социальное положение участвующих в эксперименте семей, сделанные родителями записи были одного и того же характера:
- дети стали плохо спать, их долго мучила бессонница, во время сна постоянно ворочались, часто просыпались, некоторые даже плакали и просили родителей посидеть с ними, то есть психика, несомненно, пострадала;
- некоторые ребята стали очень агрессивными, часто ругались с родителями и сверстниками, повышали голос, сквернословили, были случаи рукоприкладства;
- в сознании детей стиралась грань между добром и злом, они как будто переставали понимать, что делать можно, а какие поступки совершать не стоит.
- дети стали отдавать предпочтение играм, в которых присутствовали действия насильственного характера, в процессе игры проскакивали моменты подражания отрицательным героям просмотренных фильмов ужасов.
Разрушительное влияние фильмов ужасов на детскую психику
Вообще, данное испытание изначально было рассчитано на большее количество дней. Но во избежание нанесения еще большего вреда детской психике, родителями и учеными-исследователями было принято решение прервать опыт уже к концу третьего дня. Этого времени оказалось достаточно для подведения итогов эксперимента. Участники и наблюдатели пришли к единогласному выводу: фильмы ужасов оказывают отрицательное влияние на человека, не достигшего как минимум совершеннолетия, они разрушают детскую психику, которая на данный момент находится на стадии формирования. И если формироваться она будет, основываясь на таком искусстве, то мы рискуем вырастить моральных инвалидов. Чтобы не допустить данной оплошности, родителям необходимо запретить своим детям смотреть хоррор, так же, по возможности, ограничить просмотр триллеров и боевиков.
Бояться – можно
Стыдно бояться, стыдно. Взрослый человек должен быть стрессоустойчивым, это сегодня пишут во всех правилах приема на работу. Мы стараемся быть спокойными, уравновешенными, ну и бесстрашными по умолчанию. Каких сил, какого самообладания это порой требует! Да, есть ситуации, в которых можно говорить о своих страхах открыто, не боясь насмешки или осуждения. Обычно это подразумевает хорошие, доверительные отношения с кем-то из близких или работу с психотерапевтом. Правда, для кого-то такие ситуации большая редкость. Есть и люди, в жизни которых этого практически нет.
Но бояться абсолютно «безнаказанно», на всю катушку и при этом не выглядеть слабаком или истеричкой можно перед экраном телевизора. И даже в кинотеатре, где с большинством окружающих вас людей происходит то же самое. Просмотр страшного фильма – одна из тех редких ситуаций, где страх легализован. Боятся и переживают, в той или иной мере, все, иначе нет смысла смотреть такое кино. И даже если вы вскрикнете или заплачете, это не вызовет непонимания.
Счастливчик тот, кто вынесет способность проявлять свои чувства из кинозала в реальную жизнь. Иногда это просто необходимо – сказать вслух, что ты боишься, грустишь, сердишься. Научиться во взрослом возрасте этому не так уж просто. Тем более – научиться говорить именно о себе, не делая причиной своих переживаний собеседника. Но если получается – жить становится легче.
Но важно помнить, что «коробочка» для страха может иметь разные формы. Славный парень Джо из американского сериала Friends, например, клал роман Кинга в морозилку, когда становилось слишком страшно
Смех смехом, но это как раз та ситуация, в которой человек что-то делает со своим напряжением – играя, шутя, немного впадая в детство. Кстати, страх не терпит несерьезности. Поэтому нужная «коробочка» порой находится каким-то совершенно несерьезным, а то и откровенно дурацким способом. У каждого она своя.
А в морозилке пусть у вас будет пломбир. Или что-то не менее приятное.
Про вашего ребенка вы знаете больше, чем любой психолог
1. Психологи спекулируют на родительских страхах
Сейчас все образованные, все читают, все слышат, но, к сожалению, надо сказать, что психологи иногда на этом спекулируют. Было бы интересно составить список психологических страшилок, которые родителей, конечно, очень впечатляют, но главное, что они часто противоречат друг другу, и от всего этого крыша движется к какому-то направлению, возможно, не очень правильному.
Тут что важно понимать? Важно понимать, и это я вам как психолог говорю, что психология на данный момент не является наукой. О научности можно говорить только в отдельных частях психологии – прежде всего, в частях, связанных с почти физиологией: мозг, нейрофизиология, механизмы памяти, внимания, там достаточно много научности
Достаточно много научности там, где есть эксперимент, там, где есть эксперимент с испытуемыми, группами, — в социальной психологии.
Все, что касается отношений и воспитания детей, – с научностью здесь плохо. И понятно почему: эксперимент возможен в очень ограниченных количествах по этическим соображениям. Мы далеко не про все можем экспериментировать с детьми. Есть очень много факторов, которые определяют те или иные причинно-следственные связи. Для того, чтобы выявлять более менее внятные корреляции, вам нужны такие выборки и такие контрольные группы, которые в реальности технически невозможно осуществить.
Поэтому все, что вы читаете в книжках по воспитанию, и моих в том числе, – это спекуляции, это некие обобщения на основании опыта, некие прозрения, инсайты, которые могут быть иногда очень точными и очень полезными для вас и очень совпадающими с вами, но ценность их сводится к этому узнаванию, к тому, что совпадает, к тому, что вы чувствуете как правильно.
2. Никто не знает вашего ребенка луче вас
Если вы не чувствуете это как правильно, то надо понимать, что ваше мнение абсолютно равноценно мнению человека, с которым вы не согласны. Потому что, если он даже психолог, это говорит лишь о том, что у него больше опыта, он больше видел разных детей и семей, но при этом вашего конкретного ребенка, вашу конкретную ситуацию вы все равно знаете лучше, чем любой супер-пупер специалист.
Поэтому, если вы чувствуете, что то, что говорит и пишет человек, вам поперек шерсти, если это не подходит вашей ситуации, то вы со спокойной совестью забываете, что он говорит, и слушаете себя, потому что вы своего ребенка знаете.
Истины, которые проверены, которые научны, – их не так много. И именно с ними обычно согласие есть, и проблем они не вызывают. Ну, например, то, что ребенка не надо бить, на него орать, – это вещь, которая вряд ли вызывает сомнения. Идея о том, что маленькому ребенку нужен контакт с матерью и его не надо в 2 месяца отдавать в ясли, – мне кажется, это тоже такая очевидная вещь.
Все остальные конкретики и тонкости вырастают часто из личного опыта конкретных людей, которых растили так, а не иначе, и которым было что-то больно, а что-то было важно и хорошо. Поэтому, если вас тревожит то, что пишут психологи, – забейте
Психологи знают не больше, чем вы
Поэтому, если вас тревожит то, что пишут психологи, – забейте. Психологи знают не больше, чем вы.
Про вашего ребенка вы знаете больше. Поэтому читайте все, что считаете интересным и важным, прислушивайтесь к этим соображениям. То, что вам ложится на душу, то, что вам близко, кажется правильным, то, что заставляет вас может быть по-другому посмотреть, – то и хорошо.
Может быть, это заставляет вас как-то по-другому видеть, по-новому оценить ситуацию, увидеть новые возможности, что-то подсказать, освободить вас от какого-то страха, от какой-то тревоги, от чего-то вас избавить, что вас мучило и мешало. А все, что говорит, что вы делаете не так, как это делал Доктор такой-то и кто угодно, – вы закрываете это и не берете в голову.опубликовано econet.ru.
Людмила Петрановская
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! econet
Положить страх в «коробочку»
Собраться компанией и рассказывать страшные истории – что могло быть более захватывающим занятием в детстве. И ничего, что все эти жуткие сюжеты затерты до дыр, – всегда можно щедро добавить только что выдуманных леденящих душу деталей, а то и новую сюжетную линию на ходу сплести. Признание твоего авторского мастерства, а также несомненного дара рассказчика ясно читалось в расширенных зрачках и восторженном ужасе на лицах товарищей.
Устный рассказ, адресованный тем, кто тебя внимательно слушает, – уже в некоторой степени психотерапия. Рассказчик перестает бояться. Да и чего бояться, если в руках все сюжетные узлы, вязать которые можно всякий раз по-новому? Можно отправить монстра в клетку или превратить в котика. Можно сохранить жизнь главному герою, а можно и нет.
В психологии есть понятие «контейнирование». В общих чертах это способ придать границы бескрайнему, генерализованному переживанию, с которым человек в таком виде не в силах справиться. В случае со страхом – показать, что вместо всепоглощающей черной дыры есть нечто вполне конкретное и, возможно, совместимое с жизнью. И почти наверняка в реальности оно гораздо меньших размеров, чем кажется.
Положить в прозрачную коробочку и наблюдать за происходящим, точно зная, что тебя через закрытую крышку чудищам не достать. В какой-то момент действие можно поставить на паузу. Захочешь – выключить совсем. Ну а главное, ты волен выбирать сюжеты, в которых зло поведет себя тем или иным образом. И тогда происходящее в фильме становится проекцией того, чего боюсь лично я. Хотя по внешним признакам может не напоминать этого даже отдаленно.
Конечно, все это не значит, что любители триллеров целенаправленно и планомерно занимаются самотерапией собственных страхов – о подобных вещах вообще мало кто думает (по крайней мере, выбирая фильм для вечернего просмотра). В конце концов, страх не спрашивает человека, куда ему лучше спроецироваться. Но происходит так, как происходит: психика человека остается мудрой даже в несколько иррациональных своих проявлениях.
Победители зла
Саше около тридцати, и она, при всей своей любви к кино, никогда не смотрела фильмы ужасов. Обходила стороной психологические триллеры. Любые киносюжеты даже с легким оттенком саспенса уже вгоняли ее в тоску. Кино всегда было для Саши способом отдыха и успокоения, а потому предпочитались обычно биографии, мелодрамы, фэнтези. Хеппи-энд не обязателен, но и страшилок не нужно.
Неожиданный поворот в Сашиных кинопредпочтениях произошел в тот момент, когда в гостях у друзей она случайно увидела по ТВ сериал «Сверхъестественное» (Supernatural). Сумрачное роуд-муви, непритязательные придорожные пейзажи, главные герои – молодые и симпатичные охотники за нечистью. Ездят парни по стране с благородной миссией – истреблять зло, принимающее разнообразные, но неизменно жуткие обличья.
Ужастиком Supernatural никак не назовешь, но на человека, который «страшное» не смотрит, мистическая сюжетная линия производит сильное впечатление. Саша смотрела серию за серией. По ее словам, это довольно странное времяпрепровождение неожиданно помогло справиться с повышенной тревожностью и беспокойством, которые она в последнее время испытывала.
Друзья подшучивали над этим увлечением, считая, что истинным поводом подсесть на сериал, как и для сотен других девушек, является невероятное обаяние кинематографичных «охотников». Саша, смеясь, кивала. Не каждому расскажешь, что тебя, словно ребенка, завораживает сюжет, в котором обычный человек ежедневно побеждает зло.
Подобные истории влекут нас постоянно. Начиная с совсем малышовых сказок и продолжаясь в эпосе, фэнтези, разного рода героических сюжетах. В «страшном» кино такая победа дает зрителю особую надежду. Надежду на то, что и его личный, потаенный страх – не всесилен. Что его тоже можно преодолеть и остаться при этом в живых.
Информация о статье
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 130 человек(а).
Категории: Письмо
На других языках:
English: Write a Horror Story, Italiano: Scrivere una Storia Horror, Español: escribir una historia de horror, Deutsch: Eine Horror Geschichte schreiben, Português: Escrever uma História de Terror, Français: écrire une histoire d’épouvante, Bahasa Indonesia: Menulis Cerita Horor, Čeština: Jak napsat hororový příběh, Nederlands: Een griezelverhaal schrijven, Tiếng Việt: Viết truyện kinh dị, العربية: كتابة قصص الرعب, 中文: 写恐怖故事
Эту страницу просматривали 33 004 раза.
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет