Техника мозгового штурма без стыда

Методическая основа ММШ

Изучение истории указывает на то, что родоначальниками брейнсторминга были вовсе не древние викинги. Что же послужило основой теории мозгового штурма? Эвристический метод Сократа. По мнению древнего философа, искусные вопросы позволяют побудить любого человека к раскрытию им потенциальных способностей. Каждую беседу Сократ воспринимал в качестве важнейшего инструмента, позволяющего прояснить истину.

Техника мозгового штурма без стыда

Эта идея получила свое развитие в теории Алекса Осборна. Американскому копирайтеру удалось смоделировать ту обстановку, которая, с учетом применения самых простых правил, пробуждает творчество людей, находящихся в коллективе.

На примерах метода мозгового штурма был создан метод синектики, который мотивирует интеллектуальную деятельность различных коллективов и сообществ.

Популярные виды мозгового штурма

Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.

Брейнрайтинг

Техника мозгового штурма без стыда

В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.

Мозговая атака на доске

Техника мозгового штурма без стыда

Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.

По-японски

Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход.
Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:

  1. На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы.
  2. Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи.

Коллективная работа в этом случае сближает членов группы, учит работать вместе с коллегами, понимать их позицию.

Многоступенчатый

Если говорить кратко, здесь работают 2 группы:

  • те, кто создает идеи;
  • те, кто оценивает результаты работы.

Желательно, чтобы в первой группе были эрудированные люди с одинаковым темпераментом. Они должны до конца понимать суть проблемы. Достаточно 10 человек.

В оценочную группу набирайте тех, кто проанализирует придуманные «генераторами» предложения. В нее должен входить представитель от руководства. Этот человек будет принимать решения о реализации положительно оцененных идей.

В каждую группу назначается руководитель. Его главные качества – деликатность и эрудиция. От них зависит, как быстро участники найдут нужную идею.

Техника мозгового штурма без стыда
Многоступенчатый штурм выглядит так:

  1. Члены первой группы высказывают идеи.
  2. Задача остается такой же, но подходы нужны новые, нестандартные. Можно выдвигать противоположные тем, что названы.
  3. Подключается вторая группа. Она объединяет все, что было сказано на первых этапах, систематизирует информацию, ищет решения проблемы.
  4. Обсуждаются трудности, которые могут появиться при воплощении идей в жизнь.
  5. Высказанные предложения собираются в несколько принципов.

Последний этап самый интересный. Это дискуссия, в ходе которой разбиваются все предложенные ранее идеи. Критиковать нужно только их, а не участников. Имена последних называть не стоит

Важно, чтобы процесс проходил без заказчиков разработки. Только так работа даст нужные результаты

Мозговой штурм изучают в вузах

Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:

  • оригинальность мышления (способность к уникальным решениям задач и оригинальным ассоциациям);
  • гибкость семантическую (умение определить в выборке нужный объект и определить для него неожиданное использование);
  • гибкость образную адаптивную (способность усматривать в стимуле новые продуктивные направления);
  • гибкость спонтанную семантическую (умение продуцировать максимум идей в сжатое время).

Примеры мозгового штурма

Техника мозгового штурма без стыда

Представьте себе судно, на котором нужно перевезти железорудный концентрат. Транспортировка вызывает массу проблем, поскольку груз ведет себя как жидкость. При качке или крене судна он перетекает с одной стороны на другую. Участникам мозгового штурма нужно устранить этот недостаток.

Ведущий напоминает команде о том, что нельзя критиковать высказанные идеи. 6 специалистов выдвигают варианты решения проблемы:

  1. Насыпать груз до края. В этом случае перетекать ему некуда.
  2. Прижать концентрат большими щитами.
  3. С помощью перегородок разделить трюм на несколько частей.
  4. Забрызгать пенополиуретановой жидкостью. Так делают при перевозке зерна.
  5. Мочить груз, а после заморозить его.
  6. Намагнитить.
  7. Под груз подложить подушку. Накачать ее воздухом. Она поднимется и плотно прижмет концентрат к потолку.

Участники перечисляют десятки идей. В согласии с правилами, останавливать их нельзя. Но ведущий предлагает перейти к следующему этапу – критике. Здесь в разговор вступает аналитик. Путем обсуждений команда понимает, что идея со щитами и перегородками не подходит. Предложение использовать подушки с воздухом тоже. Их придется накачивать с помощью бортового компрессора. Все вместе оборудование будет слишком тяжелым.

Наиболее подходящей оказывается «магнитная» идея. Участники предлагают развесить магниты по периметру трюма в виде гирлянды. При необходимости их можно включать и выключать.

Правила эффективного применения

Каждый из предполагаемых участников должен быть оповещен о нем заранее, минимум за 2-3 дня до предполагаемого события. Это поможет ему продумать подходы к проблеме, собрать дополнительную информацию и к моменту начала уже иметь готовые предложения и идеи.

Количество участников

Таковых должно быть как можно больше, подготовленных в разных областях знаний, разных уровней и разного темперамента. В результате мозговой штурм дает большее количество идей, порой самых удивительных.

Кроме того, для студентов, посещающих подобные мероприятия, мозговой штурм – это метод обучения.

Уточнение позиций

Перед началом мероприятия нужно напомнить присутствующим о теме и сути обсуждаемой проблемы, чтобы настроить участников на одну волну восприятия. Кроме того, необходимо убедиться в настрое аудитории и правильной формулировке темы.

Фиксация результатов

На протяжении всего процесса мозгового штурма нужно вести записи и делать пометки по ходу обсуждения. Причем, лучше всего, если этим будут заниматься все участники. Это избавит от возможных потерь ценной информации и дает возможность дополнительных ресурсов, поскольку при ведении записей участник дополнительно формулирует для себя суть услышанного.

Запрет критики

Она сама по себе является тормозящим фактором. Нельзя отвергать даже самые фантастические или нелепые решения. Будучи переработанными и дополненными впоследствии, они зачастую и являются искомым результатом мозгового штурма.

«Фонтан» идей

Каждый, кто принимает участие в процессе, должен понимать, что мозговой штурм требует от него генерации максимального количества идей. Для неопытных участников свойственно обдумывать и точнее формулировать идею, взвешивая «за» и «против». Это ошибка. Нужно быстрее выпускать ее на вободу. В этом смысл идеи «мозговой штурм».

Привлечение посторонних людей

Если одним из результатов штурма должно быть генерирование большого количества идей, то намеченной численности аудитории может быть недостаточно. Тогда на мероприятие привлекают людей посторонних, на первый взгляд даже непричастных к обсуждаемой теме. Из их массы часто выдвигаются нетривиальные подходы, способствующие достижению поставленной задачи.

Модификация идей

В процессе обсуждения и анализа часто происходит видоизменение идей, объединение нескольких в одну, когда они взаимно усиливаются. Метод мозгового штурма особенно эффективен, когда в генерации принимают участие люди различных уровней знаний, статуса и положения.

Визуализация процесса

Очень эффективным способом является графическое отображение обсуждения в идее рисунков, графиков, таблиц. В процессе визуализации уточняются формулировки, идея оттачивается и принимает более совершенный вид.

Отрицательные результаты

Представим ситуацию, когда процесс пошел не так, как намечалось, а полученные результаты далеки от намеченных. Это не трагедия. Изучая и формулируя результаты обсуждения, можно вычленить дополнительные идеи, порой в самых неожиданных направлениях.

Шаг 2: Разбейте сотрудников на команды для повышения эффективности мозгового штурма

Залог успеха метода мозгового штурма — его организация: поиск решений должен происходить как игра, соревнование команд. Известно, что самый низкий уровень агрессии и самая высокая результативность достигается в командах, которые «охотятся» вместе, решают одну задачу и увлечены процессом. Дух соперничества повышает мотивацию. Команды стремятся создать, представить и выиграть. Главное, что найденное решение будет потом с радостью воплощаться в жизнь, потому что создано вашей командой, а не спущено сверху.

Когда все участники соберутся, необходимо еще раз назвать тему и общие правила участия, а именно: нет никаких правил и ограничений, полная свобода творчества. Выберите капитанов — им может стать каждый желающий. Руководителю не стоит становиться во главе команды, лучше займите место самого активного участника. Кандидаты в капитаны приглашаются на сцену, им дается время подготовить предвыборную речь, чтобы привлечь в свою команду игроков. Также не лишним будет выдвинуть несколько дополнительных кандидатов. Обычно в группе находятся люди, которые со своего места стараются помешать или сломать процесс,— идеальные кандидаты. Их цель выделиться — дайте им такой шанс.

Голосование — участники становятся рядом с понравившимся кандидатом. Команда сформирована, если в ней более трех участников. Если меньше, участникам предлагается присоединиться к другой команде. Количество команд — не менее трех. Лучше отталкиваться от количества участников, идеальные команды состоят из трех-пяти человек.

3 метода мозгового штурма

Техника мозгового штурма без стыда

Методов брейншторминга существует просто огромное количество. Самый распространенный из них — ассоциации. Представляем вашему вниманию еще несколько интересных способов.

1. Образы

Каждый участник входит в определенную роль, и в рамках этого образа описывает свои ощущения / желания / идеи. К примеру, если вам нужно придумать маркетинговую стратегию для товара, разберите свою ЦА на роли и попытайтесь описать свои ожидания от продукта.

2. Брейншторминг наоборот

Попробуйте не искать приемлемые решения, а наоборот — обозначить самые неудачные и провальные идеи. Анализ недостатков этих решений может натолкнуть вас на подходящие варианты.

3. Способ «120 комнат»

Представьте дом в котором находятся 120 пустых комнат. Вам необходимо войти в каждую из них и наполнить ее идеей. Вы можете визуализировать процесс, изобразив дом на доске. В результате, вы получите 120 разных идей. Естественно, комнат может быть и 20, и 30 или 50 — столько, сколько будет уместно в рамках вашего проекта.

Шаг 1: Метод мозгового штурма требует подготовки

Очень важно, чтобы все сотрудники заранее знали тему технологии мозгового штурма. В назначенное время его участники должны быть свободны от текущей работы, им не должны мешать внутренние и внешние обстоятельства (звонки, почта и т

д). Позаботьтесь о помещении — оно должно быть просторным, очень хорошо вентилируемым и проветриваемым. Не стоит пренебрегать этим, так как во время бурного мыслительного процесса потребление кислорода увеличивается, а его отсутствие может негативно сказаться на членах группы. Очень важно подготовить достаточное количество листов бумаги, фломастеры, маркеры, флипчарт.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

1 Этапы проведения мозгового штурма

Творческое мышление,
как правило, проходит три стадии:

  1. генерирование
    идей, их формулировка;

  2. оценка или анализ
    этих идей;

  3. использование
    идеи для решения конкретной проблемы
    или ситуации.

В мозговом штурме
эти стадии разделены, и на первом этапе
реализуется только первая функция,
потому что если выдвигаемая идея сразу
же столкнется с оценочным суждением в
свой адрес, у участника совещания, автора
идеи наступает так называемый
«аналитический паралич», который
приводит к резкому снижению потока
предложений.

Итак, мозговой
штурм состоит из следующих этапов:

  1. подготовительный

  2. генерирование
    идей

  3. заключительный
    – анализ и оценка идей

Подготовительный
этап

Первый этап состоит
в подготовке и организации процесса
мозгового штурма. Для реализации
технологии в процессе делового совещания
назначается ведущий, который отвечает
за организацию и процедурную часть
работы. Его функции:

  • Формулировка цели
    и коррекция задачи;

  • Подбор участников
    для последующих этапов работы;

  • Решение
    организационных вопросов (подготовка
    помещения, техники, флип-чарта, доски
    или транспаранта, распределение ролей
    среди участников и т.п.).

Как
правило, участники мозгового штурма
делятся на 2 группы: «генераторов»
– людей с позитивной установкой к
творчеству, обладающих яркой фантазией,
способных быстро подхватывать чужие
идеи и развивать их: «аналитиков»
– людей, обладающих большими знаниями
в исследуемом вопросе, т.е. специалистов
способных критически оценить выдвинутые
идеи. Эта группа оценивает разработанные
идеи на основе разработанной ситуации.
Однако в случае необходимости может
быть создана и третья дополнительная
группа – «генераторов
контридей».

В
начале нужен небольшой разогрев минут
на 15, чтобы мыслительный процесс вошел
в нужный темп. Можно, к примеру, решить
пробную задачу (придумать рекламу для
выдуманных проектов или посмотреть
оригинальные видеоклипы).

Этап генерирования
идей

Оптимальный
состав группы от 5 до 15 человек. Сам
процесс генерирования идей, поощряемый
ведущим, проходит, как правило, в течение
15–20 мин. Однако полная продолжительность
штурма, включающая процесс анализа и
оценивания идей, составляет 1,5–2 часа.

Все идеи записываются
или стенографируются. Участники совещания
могут выдать более ста идей.

Весьма важной
составляющей, способствующей успеху
проведения мозгового штурма, являются
особые условия его проведения, опирающиеся
на следующие правила, присущие этой
технологии:

  1. отсутствие всякой
    критики

  2. поощрение
    предполагаемых идей

  3. равноправие
    участников мозгового штурма

  4. свобода ассоциаций
    и творческого воображения

  5. творческая
    атмосфера на «игровой поляне» делового
    совещания

  6. Обязательная
    фиксация всех высказанных идей

  7. Время для инкубации
    (группе нужно дать время – час, день,
    неделю или месяц, чтобы обдумать идеи
    и затем рассмотреть альтернативные
    подходы или новые предложения к уже
    имеющемуся списку)

  8. Как уже было
    отмечено, руководитель штурма во время
    генерирования идей обеспечивает
    психологическую поддержку участников
    совещания и на протяжении всего штурма
    вводит «генераторов» в состояние
    максимальной творческой активности.

Заключительный
этап – подведение итогов мозгового
штурма

Первая
задача группы «аналитиков» – сделать
глубинный анализ проблемы. Затем
проводится систематизация и классификация
идей по группам в соответствии с
признаками, по которым их можно объединить.

Осуществляется
деструктирование идей, то есть оценка
идей на реализуемость.

Затем из общего
количества наработанных идей отбирают
наиболее оригинальные и рациональные,
а потом выбирается оптимальная идея с
учетом специфики творческой задачи,
диагностики ситуации и анализа проблемы,
прогнозирования возможных трудностей.

Составляется
окончательный список практически
используемых идей.

Итак,
рассмотрев более подробно весь процесс
принятия решения при помощи метода
мозгового штурма можно сделать вывод,
что все мероприятие делится на несколько
этапов (см. Приложение 1), каждый из
которых играет немаловажную роль в его
проведении и решении поставленной
задачи.

Пара слов про автора мозгового штурма

Американец Алекс Осборн в Нью-Йорке зарабатывал на свое образование на стройке, затем посыльным и клерком. К 21 году он уже был полицейским репортером в одном из изданий, подрабатывал продавцом и преподавателем в вечерней школе. Еще чуть позже занимал должность помощника управляющего на некрупном заводе. И однажды сумел стать одним из компаньонов рекламной фирмы. Идея мозгового штурма была придумана Осборном в 1937 году. Компания «Баттон, Бартон и Осборн» с успехом применяла ее на протяжении 20 лет, и только после этого о методе появились публикации (в 1957 году). На тот момент фирма включала в себя 14 подразделений и 1800 сотрудников.

На сегодняшний день различают более десяти различных форм мозгового штурма: индивидуальный, парный, поэтапный, многостадийный, кибернетическая сессия, конференция идей, «совещание пиратов» и пр. Любой из них не так эффективен, как мозговой штурм в чистом виде. Потому что стремление упорядочить стихийный процесс разрушает самую важную его составляющую – формирование благоприятной обстановки для рождения иррациональных идей.

Алекс Осборн назвал свой метод brainstorming. В словарях встречаются разные переводы:

  • внезапная блестящая мысль;
  • безрассудная идея;
  • блестящий план;
  • великолепная идея;
  • бредовая мысль и т. д.

Достоинства метода мозгового штурма:

— Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

— Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга.

— Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

— Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

— Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу (класс).

— Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

— Можно научить детей позитивной критике.

— Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Известно одно любопытное применение эффекта раскованности при изучении иностранных языков. На первом занятии создается совершенно раскованная, веселая обстановка. Все шутят, дурачатся, создается атмосфера, будто все уже умеют говорить на иностранном языке, — и на третий-четвертый день действительно начинают говорить. Плохо, используя и иностранные и русские слова, но говорить! Барьер — трудно начать говорить — пройден, потому что не ставился. А секрет прост: учащимся не надо опасаться критики, неудач и насмешек.