Книги про скорочтение и памяти
Приемы эффективного чтения
Приведенные ниже пункты позволят вам по-новому взглянуть на такую естественную способность как чтение, повысить его скорость и, как результат, скорость своего мышления!
1. Для повышения скорость мышления рекомендуется читать про себя.
Когда люди читают вслух, язык не успевает проговаривать слова настолько быстро, насколько их может воспринять разум. Чтение в слух может значительно замедлить скорость восприятия информации.
2. Необходимо полностью сконцентрироваться на чтении.
Без умения концентрировать внимание человек не может запомнить текст, как бы медленно или быстро его не читал. Концентрацию внимания нужно тренировать
3. Нужно расширить уровень восприятия текста.
В детстве детей учат водить по тексту пальцем, чтобы не потерять место в тексте, где ребенок читает. Но это замедляет мышление – палец не успевает за мозгом! Полезно развивать концентрацию ребенка с самого детства, приучая его повышать скорость чтения и мышления.
4. Полезно заняться тренировкой глаз.
Человек может читать с помощью глаз. Способность быстрее быстро воспринимать, перерабатывать изображение в сигнал и передавать его мозгу – это навык, который можно и нужно развивать.
Постоянное применение описанных ниже приемов позволить эффективно натренировать этот навык:
во время прогулки нужно смотреть на номера машин, проезжающих мимо;
осознанно переключать внимание на самых различных предметах вокруг себя.
Например, внимательно рассмотреть детали на окне, а потом – быстро переключаться на вид за ним. Таким образом быстрое переключение внимания между различными предметами научит быстрее делать выводы и понимать, что происходит “здесь и сейчас”;
слушать спокойную музыку во время чтения.
Это способствует развитию устойчивого намерения² и сосредоточенности разума человека;
проговаривать вслух скороговорки.
Помимо того что это положительно влияет на дикцию, делает ее четкой, скороговорки учат быстро воспринимать смысл и переключать внимание на новую информацию. Для этого полезно проговаривать несколько скороговорок без паузы
Следование указанным выше правилам, тренировка быстрого чтения со временем научат человека быстрее воспринимать информацию, значительно повысят скорость мышления. Это позволит добиться большего успеха в жизни и будет способствовать самосовершенствованию практика.
Эффективные методики скорочтения
Методика Теодора Рузвельта
Позволяет увеличить скорость чтения в 3-4 раза, доводя объём прочитанного материала до 600 слов в минуту.
Важно освоить принципы этой методики:
- Избегать субвокализаций (мысленного проговаривания слов) за счёт переключения внимания с вокального восприятия читаемого слова на зрительный образ. Другими словами, нужно научиться читать глазами, а не ртом;
- Не возвращаться к уже прочитанному. Поможет в этом простой карандаш, которым можно водить по строчкам, следя за ним глазами;
- Тренировать периферийное зрение, позволяющее охватывать в процессе чтения не одно, а сразу несколько слов. Хорошим подспорьем в развитии такого навыка может стать чтение колонок газет или журналов;
- Освоение быстрого чтения по диагонали, путем сужения угла просмотра строчек текста, которым нужно овладеть;
- Поверхностное просматривание текста, или выборочное чтение за счет отбора ключевых слов и фраз, несущих основной смысл прочитанного.
Интерактивная методика
Данная методика скорочтения напрямую связана с изменением главных стереотипов чтения.
Например, стоит чаще практиковать чтение текста вверх ногами, в обратную сторону, зигзагообразное чтение, чтение «плавающего» текста, когда буквы иерархически движутся. Такие способы нацеливают мозг на восприятие целой оболочки слова, а не его буквенного состава.
Развитие бокового зрения при использовании тренажерной таблицы Шульте
Эта необычная методика скорочтения позволяет фокусировать внимание на центральных, самых важных элементах, развивая способность выделять в тексте главную мысль, искать слова-опоры, содержащие в себе основную информацию. Для примера представляем вам одну из таблиц Шульте
Для примера представляем вам одну из таблиц Шульте.
Метод инсайта
Для упражнения необходимо выбрать незнакомый текст. Сначала он должен быть небольшого объёма, затем можно использовать большие тексты. В выбранном тексте некоторые слова (а чуть позже группы слов, предложения, абзацы) прикрываются наклейками или маскируются специальными маркерами.
Суть метода состоит в том, что нужно прочесть текст, восстановив его содержание логически и по смыслу. Такой способ позволяет читать бегло, не зацикливаясь на мелочах, выделяя в тексте самую суть.
Методика Олега Андреева
Данная техника чтения подразумевает под собой поэтапное усвоение всех видов скорочтения:
- Чтение сверху вниз и наоборот;
- Быстрый поиск в тексте слова, на которое укажет другой человек (слово может располагаться как на странице текста, так и в главе). Подобное действие можно видоизменить. Например, если один человек начинает читать любое предложение из текста, а тот, кто желает освоить скорочтение, находит предложение и дочитывает его вместе с первым;
- Логическое прочтение текста (пропуская строчку или две заданного текста), требующее восстановления всего текста;
- Сканирование текста (за 20 секунд просмотреть содержимое страницы). Этот прием позволяет выделять главное и восстанавливать весь текст, не теряя его основного смысла;
- Чтение на одном дыхании, без остановок;
- Чтение вдогонку (скользя по строчке карандашом или пальцем, опережая глаза).
Любые из рассмотренных упражнений позволяют повысить технику чтения, увеличить объём запоминания материала, способствуют развитию внимания и памяти.
Секрет великих людей
Правильный подход помогает повысить скорость чтения, с которой человек полностью понимает прочитанное. Школьная учительница и исследователь Эвелин Вуд была первой, кто начал обучать методу повышения скорости чтения, сначала в университете Юты. В 1959 году методика о том, как можно быстро научиться читать, была представлена в Вашингтоне. «Динамичное чтение» включает обучение чтению сразу нескольких слов и пониманию их с первого взгляда, а также развитие способности читать слова не только по горизонтали, но и по вертикали.
Вуд была достаточно минута, чтобы прочитать 2700 слов, разделяя характерные черты прочитанного на странице; не слева направо, не отдельных слов, а читая группы слов или полных мыслей, избегая непроизвольного перечитывания материала. Разрабатывая программы, она, в конечном итоге, установила методологию использования пальца или указателя, чтобы помогать отслеживать строки текста, исключив при этом вокализацию. Среди тех, кто изучал навыки скорочтения Вуд, был американский президент Джон Ф. Кеннеди, заядлый читатель. Впоследствии многие сотрудники Белого дома в администрациях Кеннеди, Форда, Картера взяли курс на программу скорочтения Эвелин Вуд.
Метод скорочтения, обнаруженный Эвелин Вуд, известен как мета-ориентирование (мета-гид). Техника включает использование визуального руководства или указателя, чтобы усилить фокусировку и помочь движению глаз. Он эффективно направляет наши глаза на место, где мы находимся в тексте, и помогает увеличить скорость чтения. Самым простым указателем является палец, с помощью которого можно проследить слова, что мы прочитываем. Утверждается, что мета- ориентирование уменьшает субвокализацию, тем самым ускоряя чтение. Формами мета-гидов могут быть ручка, карандаш или лист бумаги, который направляет зрение, охватывает слова, которые уже прочитаны, чтобы уменьшить отвлечение внимания и исключить перечитывание.
Самым быстрым читателем в мире был признан Говард Стивен Берг, благодаря передовым методам ускоренного обучения, как научиться читать быстро и правильно, которые он разработал, превращающие информационную перегрузку в информационные активы. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса 1990 года благодаря тому, что читает со скоростью 25 000 слов в минуту и пишет более 100 слов в минуту.
Считается, что те, кто способен прочитать 10000 слов в минуту, сохраняя при этом понимание и запоминание, относятся к категории аутистов, как Ким Пик – ученый-аутист, вдохновивший на создание персонажа Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».
Методом для понимания прочитанного является процесс SQRRR или SQ3R, введенный американским ученым в области образования Фрэнсисом П. Робинсоном в книге «Эффективное исследование» 1946 года. Пять этапов: просмотр (survey), вопрос (question), чтение (read), повторение (recite) и обзор (review). Он предлагает эффективный и активный подход к чтению учебного материала. Был создан для студентов и во всем мире используется учащимися, чтобы лучше понять и запоминать, что они читают.
Выделение доминанты
Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.
Скоростное чтение и понимание текста – это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление – это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.
Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.
Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении – это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.
Описание курса
Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения. Наиболее полезен такой навык скорочтения для изучения интернет-ресурсов, информационных статей, для чтения газет, журналов, научно-популярной литературы, учебников. Быстрое чтение позволит вам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию – находить ее и запоминать в порядке приоритетности.
Данный тренинг предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). Курс состоит из 5 этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро
Для овладения навыком важно больше практиковаться – читать статьи на интересных вам ресурсах (например, понравившиеся разделы в Wikipedia), читать газеты, журналы, учебники – уделять этому не менее получаса в день дополнительно
При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете существенно увеличить скорость и качество чтения.
Ускорение времени
С каждым десятилетием, с каждым веком время ускоряется, и это факт. В 19 веке не могли представить, что вскоре люди будут летать на сверхзвуковых скоростях, что это станет совершенно естественным для современности 20 века.
В 10 веке, во времена Византийской империи, люди не представляли то, что через какое-то время изобретут сложные машины (поезда), и лошади перестанут быть основным транспортом для путешествий на дальние расстояния.
А сейчас ученые разрабатывают устройства для телепортации¹, которые позволят перемещаться мгновенно.
Каждому времени свойственна своя скорость мышления. Когда перед человеком очень быстро меняются окружающие условия, ему необходимо успевать воспринимать и анализировать информацию.
Техники скорочтения известных людей
Достаточно вспомнить вождя пролетариата – Ленина, который читал со скоростью до 2500 слов в минуту! Благодаря таким способностям он мог читать книги очень быстро. Иногда его спрашивали, читает ли он, или лишь просматривает страницы. На что вождь отвечал, что конечно, читает иначе он бы не смог получить всех знаний, которые у него сейчас существуют.
Теодор Рузвельт читал одновременно по два предложения, а потом легко мог пересказать текст, иногда даже дословно. Максим Горький имел еще более уникальные способности. Он в совершенстве овладел техникой скорочтения и когда брал свежий номер журнала, резал странички и читал текст, словно «рисуя» зигзаг. Прочитав один журнал, брался за новую литературу. Эта техника получила название — скорочтение по диагонали.
В средние века жил один монах по имени Раймон Луллия. Он одним из первых предложил некоторые техники скорочтения. Ими овладели Наполеон Бонапарт, Александр Сергеевич Пушкин, Джон Кеннеди.
Известный флегматик Иосиф Виссарионович Сталин читал каждый день по пятьсот страниц сразу. У него была очень большая библиотека, в которой находилось большое количество литературы. Начиная от словарей до собрания сочинений. Любил он произведения Пушкина и его биографию. В своем кабинете, сидя за чтением очередной книги, он подчеркивал в ней важные моменты, выбросив тем самым ненужные. Использовал для таких целей несколько цветных карандашей.
Любил загибать страницы книг и на их полях ставить пометки и Карл Маркс. Президент Рузвельт был просто влюблен в скорочтение. Он за один присест мог прочесть всю книгу. Оноре де Бальзак рассказывал своим современникам том, с какой легкостью ему удается прочесть сразу восемь предложений, и при этом выделить из них одно ключевое.
У Адольфа Гитлера была своя техника быстрого чтения. Он брал в руку книгу, журнал, научную статью и открывал на последней странице. Если видел что-то стоящее, то читал ее. Из воспоминаний секретаря Адольфа Гитлера нам известно, что вождь очень сожалел о том, что не может прочесть ни одну художественную книгу, так как в его обязанности входит лишь прочтение научной литературы.
Известный холерик Александр Сергеевич Пушкин обладал феноменальной памятью. Он помнил биографии известных вплоть до точных дат, названия географических объектов. Читал произведения он очень быстро.
Для желающих повысить свое мастерство в чтении ниже представлены специальные упражнения. Если вы предприниматель, который хочет прочитать больше литературы и достичь больших высот, или студент, желающий за меньшее количество времени поглотить больше учебного материала и оставить достаточно времени для отдыха, тогда эти упражнения для вас. Кстати для развития скорочтения полезно использовать упражнение «Подсознательная фотография» из статьи «Необычные методы запоминания«
Как научиться читать быстро Правильно используйте руки
Второй ваш инструмент для повышения скорости чтения — руки. Как я уже упоминал, их использовать вовсе не обязательно, но большинству они очень помогают. Причин тому две.
Используя руки (или карточку-разделитель), вы активнее участвуете в чтении — физически. Чем активнее вы участвуете в процессе обучения, чем больше задействован ваш организм, тем лучше результаты.
Ваш мозг «запрограммирован» природой на то, чтобы заставлять глаза замечать движения. Это явление восходит ко временам охотников-собирателей, когда движения выдавали существо, которое хотело съесть вас или было для вас желанным блюдом. С этой точки зрения у большинства материалов для чтения есть недостаток: они не двигаются. Поэтому так легко отвлечься
Телевизор, пролетающая мимо птица — практически все, что движется, может привлечь ваше внимание. Применяя руки или карточку-разделитель, вы создаете движение на странице, которую читаете, причем так, чтобы повысить внимательность и помочь глазам двигаться ритмичнее и быстрее.
Вот два метода скорочтения, которые позволяют читать эффективнее.
Палец-указка. В этом методе используется правый или левый указательный палец. Суть здесь в том, что при чтении вы ведете пальцем вертикально по странице вниз с постоянной скоростью — немного быстрее темпа, в котором способны двигаться ваши глаза. Нужно соблюдать постоянный темп, не останавливаясь и не возвращая палец вверх. Вы можете вести им вниз по левому полю, по правому полю или по центру текста. Не нажимайте слишком сильно; ведите вниз по странице непринужденно и легко.
Попробуйте этот метод на любой странице текста, которую сейчас читаете, чтобы понять, какой его вариант вам больше нравится.
Карточка-разделитель. Вам понадобится картотечная карточка (размер примерно 13×7,5 см) или чистый лист бумаги, сложенный вдвое. Или даже визитка, хотя она маловата. Единственный критерий отбора карточки — чтобы ее легко было держать одной рукой.
Главное — правильно разместить карточку во время чтения. Возьмите ее и положите над строкой, которую читаете.
«Подождите-ка! — воскликнете вы. — Мне же не видно, что я только что прочел!» Вот именно. Этот метод сразу же повышает скорость и внимательность у более чем 90% людей в основном потому, что исключает возможность регрессии, о которой мы говорили в прошлый раз, и ваш мозг это понимает. Отрезав себе путь к отступлению, вы даете подсознанию понять: надо быть внимательным, так как есть только один шанс.
Основные правила быстрого чтения
Скорость овладения навыком скорочтения находится в зависимости от индивидуальных характеристик тренирующегося. А также от следующих факторов.
- Наличие остановки чтения из-за незнакомых слов и терминов.
- Объем информации, воспринимаемой периферийным зрением — индивидуальная особенность.
- Словарный запас, обусловленный возможностями памяти, непосредственно влияет на овладение быстрым чтением. Ведь от этого зависит время восприятия материала.
При запоминании новых понятий и терминов техника скорочтения и развития памяти будет совершенствоваться.
Какими должны быть темпы освоения текстов и как можно их увеличить? Неосведомленному человеку с первого взгляда может показаться, что увеличение скорости понижает качество восприятия. Но на практике становится понятно: обыкновенное чтение позволяет усваивать половину прочитанного, а скоростное — до 80%. Этот феномен объясняется значительной концентрацией внимания. Побочные мысли, которые появляются у человека в обычном режиме, замедляют процесс запоминания и освоения материала.
Основные принципы скоростного чтения преподают на тренингах, посвященных данной теме. Успехи появляются уже через 5 занятий, продолжающихся до 4 часов. Специалисты при обучении формируют группу слушателей парами, что повышает результативность. Можно овладеть техникой и самостоятельно при регулярных тренировках в удобном месте по 40 минут на протяжении 21 дня. За этот период человек приобретает новую привычку к чтению.
Факторы тормозящие скорость чтения
Перечислим ряд факторов, тормозящих процесс освоения текстов.
1. Субвокализация или проговаривание «про себя», скрытая артикуляция. Речевая скорость составляет не более 500 слов в минуту, а восприятие при быстром чтении увеличивает эту цифру до 2000.
2. Регрессная техника прочитывания. То есть — непроизвольное возвращение к освоенным строкам и абзацам. Человеку кажется, что при повторении он глубже проникнется сутью, но логика изложения нарушается. Привычка, как и ситуация, усугубляется. Тренеры по скорочтению рекомендуют возврат к интересным местам лишь по окончании чтения всего объема. Устранение регрессии повышает скорость в 2 или 3 раза.
3. Ограниченное поле обзора у медленно читающих — до 5 см. Тренировки помогают воспринимать текст периферическим зрением (до 10 см).
Навыки развивающие скорочтение
К правилам скорочтения относится не только исключение факторов, мешающих скорости. Также необходимы следующие навыки.
Интегральный алгоритм при чтении, позволяющий оптимизировать объемы, выделить главный смысл. Освоить это правило можно лишь с помощью специальной программы.
Вертикальное движение взгляда избавляет от лишних перемещений глаз по тексту. К примеру, много затрат требуется при переходе от строки к строке. Если направить органы зрения через центр страницы, можно воспринимать целые фразы, а не отдельные слова.
Выделение доминирующего смыслового значения с отсечением второстепенных данных
Правило действует по двум принципам: центральные смысловые пункты и интуитивное восприятие сути.
Одновременно развивают память, внимание, концентрацию, как залог высоких результатов.
Приобретая навык, необходимо на практике ознакомиться с сущностью методик скорочтения и сопутствующего развития памяти. Рассмотрим конкретные приемы и упражнения, способствующие этому.
Учим детей скорочтению
Последнее, о чем стоит упомянуть, – обучение скорочтению детей. Как мы уже говорили, данный навык будет довольно полезен как для развития памяти, внимания вашего сына или дочери, так и для дальнейшего обучения в школе или университете.
Несколько советов тем, кто хочет узнать, как научить ребенка быстрому чтению. Для того чтобы научить детей быстро читать, нужно в первую очередь показать им, что они могут это делать. Для этого можно провести следующий опыт. Дать прочитать текст, при этом следует ограничить время чтения одной минутой. Затем подсчитайте количество слов в прочитанном отрезке текста и попросите ребенка прочитать его еще раз. При этом снова засеките время. Второй раз текст будет прочитан быстрее, а значит, вы сможете доказать ребенку, что чем больше он читает, тем больше увеличивает скорость чтения.
Обязательно расспросите ребенка после прочтения о том, что именно он узнал из текста. Это поможет научить читать не только быстро, но и внимательно.
Отметим, что любая методика быстрого чтения для детей будет интересна только в том случае, если вы будете стараться заинтересовать ребенка, заниматься с ним в игровой форме, не заставляя делать то, чего он не хочет.
Эффективные упражнения для скорочтения
Существует несколько упражнений, позволяющих развить скорость чтения до более высокого уровня мастерства. Но перед тем как к ним приступить стоит учесть несколько важных фактов. Сидите прямо, и не сгибаясь, левую руку положите на то, что будите читать: книгу, журнал, газету
Очень важно чтобы у человека были хотя бы минимальные навыки чтения, понимания прочитанного, переработки информации. Иначе, все эти упражнения никакой пользы не дадут, а могут даже причинить вред
1. Возьмите любую понравившуюся вам книгу и прочтите ее. Затем сделайте это в обратном порядке. Тренируйтесь до тех пор, пока скорость чтения не становится быстрой.
2. Второе упражнение. Попросить друга выбрать из текста любое слово. Затем очень быстро постараться его найти. Стоит вспомнить школу. Ведь находить ответ на поставленный вопрос нас учили, найдя одно ключевое слово а, не перечитывая весь текст.
3. Многие люди читают книги от начала и до конца, не пропуская ни одного предложения, не перескакивая со страницы на страницу. Но они и не нужны для того, чтобы их идеально вычитывать. Достаточно просмотреть беглым взглядом лишь те факты, которые важны, и тем самым не терять суть. Это касается любой художественной литературы. А вот некоторые законодательные акты, уставы, документы нужно читать очень внимательно, потому что каждое слово скрывает в себе более глубокий смысл.
4. Просмотр страницы – еще одно упражнение усовершенствования своей скорости чтения. На каждую страничку стоит тратить не менее двадцати секунд. Потом выберите в тексте отдельные слова, стройте из них предложения, но главное старайтесь не терять сути текста.
5. Многие люди привыкли медленно читать книги, при этом останавливаясь в некоторых местах и еще раз их перечитывая. От этого нужно избавляться. Для этого попробуйте прочесть сразу несколько предложений.
6. У большинства людей развита привычка, читать один текст по несколько раз. Чтобы этого избежать возьмите небольшой листок бумаги и положите на предложения, которые уже прочтены
Важно здесь успеть быстро, прочесть предложения пока лист не накрыл их. Вначале будет немного сложно, но потом это станет привычкой
7. В помощь глазам используют еще одно упражнение для скорочтения. Левой рукой водите пальцем по странице на расстоянии два-три сантиметра от каждого предложения.
8. Роль руки, в еще одном упражнении,– это движение зигзагообразно, впоследствии возвращаясь в начало строки. Эта техника не подходит для тех материалов или литературы, которые следует читать, вдумываясь в каждое слово. Она позволяет как бы «отсканировать» некоторые моменты и фрагменты текста и понять его суть за короткое время.
9. Одной из уникальных упражнений скорочтения является «присвоение». Часто приходится читать статьи, тексты с новыми и не известными словами, терминами либо же иностранные статьи, написанные на не родном языке. Прочитать, в минуту, можно очень мало, но главное это осмыслить и понять прочитанное. Чтение — «фильтрация», так еще можно назвать это упражнение, заключается в том, что текст читает человек, знающий все термины и факты. Он это делает быстро, опуская все известное ему ранее, в поиске нового и яркого.
10. Читая художественную литературу человек, находится в расслабленном состоянии, он четко представляет себе образы героев, иногда даже вживается в роль. Этот вид чтения называется «сопереживание»». Если читатель захочет повысить скорость чтения, то данный эффект исчезает, появляется лишь техника.
11. В военную пору использовали разведчиков, людей, которые за короткое время должны были прочесть важный документ и уяснить его суть. Это упражнение получило название «метод штурма». Этот метод заключается в предоставлении обучаемому человеку небольших кусочков статей, которые сменяются быстрыми темпами. С каждым разом тексты меняют все быстрее и человек должен едва ли не дословно запомнить их суть.
Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!
Рубрика: Психология личности