Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона

3 Диагностика

Диагноз ММД устанавливается на основе анамнеза, лабораторных и инструментальных способов исследования. Сведения, полученные от пациента, позволяют выявить возможные причины и определить первичные симптомы, а в возрасте от 3 до 6 лет — динамику клинических проявлений и их выраженность. Для верного установления диагноза существуют определенные критерии:

  • первое появление симптомов до 7 лет;
  • сохранение на протяжении полугода (минимум);
  • возникновение симптомов как минимум в двух социальных сферах.

При обследовании новорожденного большое внимание уделяется проверке рефлексов. Детям школьного возраста для установления диагноза рекомендуется осуществить осмотр психолога и пройти психодиагностические методики, такие как тест Векслера, «Лурия — 90 »

Общие лабораторные исследования результатов не дают.

Для оценки состояния головного мозга, центральной нервной системы и мозгового кровообращения проводятся электро-, рео-, эхоэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии. Последние два метода помогают определить снижение объема коры головного мозга в лобной и теменной области, уменьшение размеров мозжечка. Чтобы исключить переломы, необходим рентген костей черепа.

Нужна дифференциальная диагностика. Этот вид исследования зависит от возраста ребенка и дебюта заболевания. Он осуществляется с такими заболеваниями, как:

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • детский церебральный паралич;
  • шизофрения.

Расстройства аутистического спектра (РАС): причины, симптомы и лечение

Прогноз

В трети случаев минимальная церебральная дисфункция проходит сама по себе: ЦНС таких людей созревает позже, но без последствий.

Вторая треть компенсируется: из поведения человека могут исчезнуть внешние признаки, даже при отсутствии изменения нейрофизиологической картины. Например, человек, страдающий дислексией, научится читать; но когда ему поручают чтение при ЭЭГ исследовании, происходит характерное замедление мозговой активности. Компенсация может потерпеть неудачу из-за стресса.

Прогноз последней трети пациентов хуже: они не «перерастают» и не компенсируются. У этой группы обычно имеются социальные проблемы.

Лечение

Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней

Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения

Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона

В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.

Среди видов спорта, которые рекомендованы таким гиперактивным детям, можно порекомендовать те, которые требуют сосредоточения на секундном событии, а также улучшающие координацию движений. К таким видам можно отнести лыжный спорт, биатлон, плавание, велосипедный спорт, теннис.

Прогноз

Для всех детей с ММД прогноз благоприятный. По статистике, от 30 до 50% «перерастают» этот синдром и становятся полноценными членами общества.

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона

Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека «завязано» на детстве.

Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии

Лечение минимальной мозговой дисфункции в клинике Остмед

В лечении ММД хорошо зарекомендовал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает сразу со всеми системами, рассматривая организм как единое целое.

Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздействие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращения и венозный отток. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать. При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливают любую дисфункцию. Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лечение может быть очень эффективным.

Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А организм дальше начнёт работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления.

Более того, опытный остеопат сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.

Остеопатическое лечение безболезненно, прикосновения доктора — легкие, мягкие, нежные. При лечении детишек процедуры длятся 20-25 минут и назначаются один раз в неделю. Обычно за 4-5 процедур удается значительно оптимизировать кровоснабжение, хотя, конечно, необходимое количество процедур всегда определяется индивидуально для каждого ребенка.

Причины

Причины малой мозговой дисфункции (ММД):

  • генетические влияния;
  • проблемы со здоровьем матери при беременности;
  • тяжелые роды;
  • энцефалит (подкорковый, корковый, мозжечковый, стволовой);
  • раннее детское бессознательное состояние;
  • травмы с поражением медиобазального или мезенцефального отдела головного мозга;
  • диэнцефальный синдром;
  • влияние питания.

Продукты, поддерживающие гиперактивность, усталость, расстройства поведения и активность у детей:

  • пища, содержащая красители и искусственные ароматизаторы (их много, большинство производится из каменноугольной смолы);
  • обычные пищевые компоненты (в химически обработанных фруктовых соках, шоколаде, готовых хлопьях и т.п.);
  • различные лакомства (десерты, мороженое, орехи, молоко);
  • трудно перевариваемые продукты (яйца);
  • простые сахара (торты, конфеты, шоколад, мороженое, печенье).

Профилактика ММД

Чтобы предупредить развитие дисфункции, необходимо следовать некоторым рекомендациям, а именно:

  • еще на этапе беременности будущая мама должна оградить себя от стрессов, следить за рационом и собственным здоровьем;
  • в раннем возрасте необходимо заниматься с ребенком и регулярно его обследовать, чтобы выявить признаки патологии на начальном этапе;
  • детей с компенсированными случаями заболевания нужно постоянно контролировать.

Вы подозреваете, что у вашего ребенка ММД? Не ставьте диагнозы самостоятельно, а обратитесь к специалистам. Они проведут комплекс исследований, которые позволят выявить наличие или отсутствие нарушений у малыша. Если диагноз подтвердится, не нужно отчаиваться. Сегодня лечение синдрома осуществляется по современным методикам, которые всегда дают положительный результат. К тому же, признаки патологии могут сойти на нет по мере взросления ребенка. Все, что нужно, это просто проявить терпение и понимание.

Нейропсихологи и логопеды центра НЕАПЛ помогают в коррекции нарушений у ребенка с ММД, оказывая ему профессиональную помощь и поддержку. Звоните и записывайтесь к нам на прием – мы будем рады помочь вам!

Стволовая дисфункция и ее диагностика

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона

Дисфункция стволовых структур головного мозга представляет большую опасность для жизни пациента. Мозговой ствол включает в себя жизненно необходимые центры кровообращения и дыхания. Поэтому его дисфункция может привести к такой проявляющейся симптоматике, как:

  • Дисфония (ослабление голосовых связок) Дисфагия (проблемы с глотанием, частые поперхивания) Дизартрия (нарушение произношения, включая расстройства восприятия речи, письма и чтения)

Диагностика дисфункции стволовых структур головного мозга производится с помощью следующих методов:

Компьютерная томография. КТ Данный диагностический метод основывается на послойном исследовании пораженного участка, с использованием рентгеновского излучения. В результате чего КТ позволяет получить высокоинформативные снимки головного мозга, определить текущее состояние его структур, а также местоположение очага поражения и нередко причину, вызвавшую данную патологию Электроэнцефалография (ЭЭГ). Метод ЭЭГ позволяет исследовать функциональное состояние головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Является неинвазивной процедурой и обладает высокой чувствительностью, тем самым отражая малейшие изменения функций стволовых структур. Является преимущественным выбором, если отсутствует характер механической травмы мозга

Дисфункция ствола является обратимым нарушением, которое можно купировать буквально за несколько восстанавливающих сеансов, которые позволят восстановить мозговое кровообращение и естественную подвижность структур мозга.

Как можно заподозрить у ребенка ММД

Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД ?

В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренны уши (избыточная лопоухость)
Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.
На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать

Скорее всего, вы считаете его «совенком».
Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.
Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)
Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.
Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.

ММД: памятка для родителей

Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:

  • Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  • Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора.
  • Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Например, чем говорить: «Отступи четыре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
  • Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
  • Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.
  • Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.
  • Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
  • Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!).
  • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему.
  • Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.).
  • Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
  • Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39 °. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
  • Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!

1. Минимальная мозговая дисфункция

Минимальная
мозговая дисфункция –
биологически
обусловленная недостаточность функций
нервной системы, приводящая к легким
расстройствам поведения и снижению
обучаемости.

Причины этой дисфункции – различные
вредности, перенесенные в период
внутриутробного развития (токсикоз,
инфекционные заболевания у матери,
алкогольная интоксикация в поздние
сроки беременности), травмы во время

родов, заболевания в течение первых лет
жизни. В результате этих воздействий
происходят более или менее локальные
поражения мозга в корковых либо
подкорковых отделах. Проявления
минимальной мозговой дисфункции
отличаются многообразием и зависят от
локализации повреждения. Чаще всего
отмечаются задержка и нарушения развития
моторики: неловкость движений, тики,
гримасничанье, двигательная расторможенность
либо повышенная медлительность, а также
нарушение сна, возбудимость, неуправляемость
поведения.

В ходе дальнейшего развития ребенка с
минимальной мозговой дисфункцией
происходит постепенная компенсация
имеющихся нарушений. При благоприятной
системе обучения, воспитания и лечения
к подростковому возрасту сглаживаются
имевшиеся раньше симптомы, и обнаружить
остаточные явления органического
поражения можно только при специальном
нейропсихологическом и
электроэнцефалографическом исследовании.
Однако при присоединении других
дополнительных вредностей (травм,
хирургических операций, соматических
заболеваний, переутомления, неблагоприятной
социальной ситуации развития) минимальная
мозговая дисфункция может привести к
развитию ряда заболеваний: эпилепсии,
психопатии, несостоятельности речевой
системы, возникновению неврозоподобных
расстройств

В связи с этим важной
задачей является выявление детей с
органическими поражениями ЦНС и
наблюдение за развитием ребенка со
стороны специалистов: невропатолога,
психолога, логопеда

При обычном патопсихологическом
обследовании у детей с минимальной
мозговой дисфункцией, при церебра-стенических
состояниях отмечается истощаемость
психических процессов, нарушение объема
и концентрации внимания, недостаточность
механического запоминания. Отмечается
значительная разница в уровне достижений
при выполнении различных интеллектуальных
проб. Такая неравномерность уровня
достижений служит критерием дифференциации
органических поражений ЦНС от олигофрении.
Отмечается эмоциональная лабильность,
высокая чувствительность к оценке
экспериментатора.

При некоторых формах органического
поражения ЦНС в большей степени страдают
психические процессы (память, внимание),
а личностное развитие сохраняется в
границах возрастной нормы. Такие дети
тяжело переживают свою несостоятельность,
у них легко возникают вторичные нарушения:
заикание, тики, страхи, расстройства
сна и аппетита

Самооценка занижена,
ребенок четко дифференцирует отношение
к себе со стороны значимых лиц.

При других поражениях происходит
преимущественно нарушение развития
эмоционально-волевых механизмов,
формирование психопатоподобного
синдрома. Это проявляется в повышенной
возбудимости, психической неустойчивости,
обидчивости. Такой тип нарушений часто
сопровождается усилением либо изменением
влечений: стремление к бродяжничеству,
агрессивность, сексуальная расторможен-ность
и т. д. При обследовании отмечаются
недостаточная критичность к своим
достижениям, экстернальный локус
контроля, часто завышенная либо
недифференцированная самооценка. От
детей и подростков с психопатией эту
группу отличает нарушение психических
процессов, неравномерное снижение
интеллекта. Результаты нейропсихологи-ческого
обследования ребенка позволяют выявить
точную локализацию органического
поражения головного мозга. Особенно
желательно проведение такого обследования
у детей после перенесенных травм черепа,
сотрясений головного мозга.

Методы лечения и коррекции

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно. Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима, то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Как распознать аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.

Как помочь здоровому развитию ребенка

Многие современные родители, которые хорошо понимают, что ММД – не особенность характера, а проблема, которую можно устранить или уменьшить, уделяют большое внимание правильному выбору безопасных и эффективных препаратов. Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами

Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров

Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами . Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров.

Научно доказано, что «Семакс 0,1%» является одним из наиболее эффективных препаратов для улучшения памяти у детей. Серьезный положительный эффект препарата в развитии нервной системы ребенка подтверждается тем, что его успешно применяют не только для лечения ММД, но и для развития детей с нарушением интеллекта.

Многочисленные исследования препарата «Семакс 0,1%» подтвердили его способность повышать концентрацию внимания, которая очень важна для занятий в школе, а также сопротивляемость стрессам, усидчивость и усвоение информации. При минимальных мозговых дисфункциях лечение с применением «Семакса 0,1%» способствует развитию речевых, коммуникативных и прочих навыков, важных для хорошей социальной адаптации и успехов в учебе.

Правила приема «Семакса 0,1%»

Прием 20 дней

По 2 капли в каждый носовой ход 2 раза в день последнее закапывание до 17:00

Курс 3 флакона 2-4 курса в год

  • во флаконе содержится 60 капель
  • закапывание производить строго на слизистую носа, не допуская протекания в носоглотку

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Характер не исправишь?

Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).

Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме

Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Признаки у детей

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.

ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:

Моторная дисфункция в легкой форме.
Гиперактивность

Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте

Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
Трудности при запоминании новой информации.
Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Проявление у взрослых

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.