Понятие мотива и мотивации
Методы самомотивации для достижения результата
Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:
- Метод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
- Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
- Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.
Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.
Историческая сводка
Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.
Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.
Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.
Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.
На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:
Мотивация — социально обусловленное образование
В течение жизни она может изменяться.
Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.. Изучение психологических теорий мотивации продолжается
Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций
Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.
Формы направленности личности
В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Желание
Желание как форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.
Интерес
Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает
Как правило, интерес развивается, эволюционирует, порождает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интерес — важнейшая побудительная сила к познанию окружающей действительности. Различают:
— непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта,
— опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.
Устойчивость, широта, содержание интересов — важнейшая черта личности, один из краеугольных камней личности человека. Сказав об интересах человека, мы тем самым рисуем уже довольно точный его психологический портрет.
Склонность
Во многом интерес развивается в склонность благодаря включению волевого компонента. Склонность — направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
В каком-то смысле можно сказать, что склонность это интерес к деятельности.
Интерес и склонности — фактор бурного развития способностей индивида.
Мировоззрение
Мировоззрение позволяет человеку планировать свою деятельность на многие годы вперёд: он знает, что многое может поменяться за годы, но основные законы, по которым мир существует, останутся незыблемыми.
Функции мотивов
Леонтьев
выделяет
главным образом две
функции
мотивов:
-
побуждения
-
смыслообразования
Смыслообразующие
мотивы придают деятельности личностный
смысл,
другие, сопутствующие им мотивы
выполняют роль побудительных факторов
(положительных или отрицательных) —
порой остро эмоциональных, аффективных,
лишенных смысла о бракующей функции.
Это — мотивы-стимулы,
В то же время различение обоих видов
мотивов относительно. В одной иерархической
структуре данный мотив может выполнять
смыслообразующую функцию, а другой
— функцию дополнительной стимуляции.
Слияние обеих функций мотива — побуждающей
и смыслообразующей — придает
деятельности человека характер
сознательно регулируемой деятельности.
Если ослабевает смыслообразующая
функция мотива, то он может стать
только понимаемым. И наоборот, если
мотив «только понимаемый», то можно
предполагать, что его смыслообразующая
функция ослаблена (16).
По отношению к
деятельности, мотивация выполняет три
основные функции:
1. Побуждающая, —
это двигательный импульс, эмоционально-волевое
стремление личности к чему-либо.
2. Организующая
функция, — возникновение мотивов
способствует выделению и постановки
цели.
3. Смыслообразующая
функция, — придание деятельности,
глубокого личностного смысла. Значимость
деятельности для личности определяется
мотивами, причем приоритетными в его
мотивационной сфере.
X.
Хекхаузен
рассматривает функции мотива только в
связи с этапами действия — началом,
выполнением, завершением. На начальной
стадии мотив инициирует действие,
стимулирует, побуждает его. Актуализация
мотива на стадии выполнения обеспечивает
постоянно высокий уровень активности
действия. Поддержание мотивации на
стадии завершения действия связано
с оценкой результатов, с успехом, что
способствует подкреплению мотивов
(16).
Сложность
выявления мотивов деятельности связана
с тем, что всякая деятельность побуждается
не одним мотивом, а несколькими, т.е.
деятельность обычно полимотивирована.
Совокупность всех мотивов к данной
деятельности называется мотивацией
деятельности
данного индивида (16).
Структура
Мотив зачастую путают с потребностью. Но это не одно и то же. Потребность — одна из составляющих мотива, но не единственная.
Целостная структура мотива выглядит следующим образом:
- блок потребности. В начале у человека возникает потребность физиологического или социального характера;
- блок внутренней оценки. Затем происходит анализ способа удовлетворения возникшей потребности. А также подбор имеющихся методов достижения, средств и возможностей;
- блок цели. В итоге человек находит и объект, способный потребность удовлетворить.
Рассмотрим на примере биологического мотива:
- Возникает потребность в размножении.
- Индивид оценивает свои возможности (как понравиться партнеру) и предпочтения (какой партнер был бы наиболее подходящим — рисуется образ).
- Индивид ищет подходящего человека в реальной плоскости в соответствии с желаниями и возможностями.
Психологическая характеристика интересов
Потребности
испытываются человеком двояко: с одной
стороны, как своеобразные переживания
действительных нужд, неотложно требующих
своего удовлетворения, с другой стороны,
как осознание потребностей в форме
тех или других представлений. Такое
осознание потребностей явилось
условием формирования интересов как
качественно особых мотивов личности.
Интересы
– это
мотивы личности, выражающие ее специальную
направленность на познание определенных
явлений окружающей жизни и определяющую
вместе с тем ее более или менее постоянную
склонность к определенным видам
деятельности.
Охватывая
все стороны жизни личности, все виды
деятельности, интересы, на которые
распространяется ее познание, могут
быть очень разнообразными. Прежде всего
они отличаются но своему содержанию,
относясь к различным областям познания
и деятельности: интерес к математике,
химии, истории, литературе; интересы
технические, конструкторские, научные,
спортивные, музыкальные, общественные
(к жизни общества) и др.
Кроме
того, интересы
делятся на виды в зависимости от
качественных психологических
характеристик, отображенных на схеме,
которые не нуждаются в развернутом,
объяснении.
Количество
объектов (предметов, явлений, видов
деятельности), вызывающих интерес
человека, характеризует объем интересов,
указывающий обычно на духовное
богатство и многосторонность развития
личности. Однако из множества интересов
должен быть выделен центральный
интерес, наиболее увлекающий личность,
или ведущие интересы в отдельных
видах её деятельности: трудовой, учебной,
научной, общественной и развлекательной
(досуг).
Особенностямиинтересов
являются:
1) активизация не
только познавательных процессов, но и
творческих побудительных усилий
человека в различных областях
деятельности;
2) большая, чем
обычно, конкретизация целей и операций
деятельности;
3)
расширение и углубление знаний человека
в данной специальной области, и развитие
у него соответствующих практических
навыков и умений;
4)
своеобразное
эмоциональное удовлетворение, побуждающее
к длительному занятию соответствующей
деятельностью.
Интересы
должны направленно формироваться.
Прежде всего для этого необходимо
показывать значимость получаемой
информации от объекта интереса для
познания самого объекта и получения
знаний, важных и необходимых в деятельности
личности.
Классификация: виды и группы, категории
Классификаций мотивов существует огромное множество, и каждая отдельная теория предлагает собственную.
Рассмотрим наиболее распространенные в общей психологии виды мотивов.
Внешние мотивы — гораздо сильнее по воздействию на человека, поскольку условия диктует окружающая среда. Большинство внешних мотивов примитивны и биологичны по своей сути: утоление голода, жажды, размножение, доминирование.
Внутренние мотивы возникают в голове самого человека и отличаются более сложной формой. Например, желание написать детективный роман.
Сама потребность более высокого уровня и обладает спецификой, персонифицируемой от личности (один человек хочет написать детективный роман, второй — любовный, а третий — неприличное слово на заборе).
Внутренние мотивы образуются из внутренних же убеждений, установок, принципов, ценностей и общего мировоззрения индивида. Это ключевое отличие от внешних мотивов.
Поскольку желание купить квартиру может быть как внешним (статус), так и внутренним мотивом (комфорт, желание уединиться, определенная степень свободы). Внутренний мотив осознается самим человеком, независимо от мнения окружающих людей.
Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Неосознанный (скрытый мотив) обращается к лимбической системе и не фиксируется сознанием. Это инстинктивные потребности.
Руководствуясь инстинктом «укради», человек добывает ресурс, а когда в суде его спрашивают, зачем он это сделал, человек теряется. Либо додумывает мозгом сознательную мотивацию.
Устойчивые мотивы. Продолжительность замотивированности может быть основана как на внешних, так и на внутренних факторах. Длительное негативное влияние окружающей среды (война, голод, отсутствие жилья) способно долго поддерживать активную деятельность человека.
Если у человека устойчивы ценности и убеждения, он также может в течение долгого времени идти к целям, соответствующим этим убеждениям.
Функциональные мотивы. Ориентация на процесс. В данном типе мотивации, конечный результат либо маловажен, либо отсутствует вовсе. Человеку нравится сама деятельность (общение, просмотр фильмов, видео игры).
Влияние направленности на мотивацию деятельности
Внутренняя и внешняя мотивация
В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.
Осознанность-неосознанность мотивов
— осознанными,
— неосознаваемыми.
Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.
Количество и качество потребностей, интересов, склонностей
Социальные потребности:
— стремление человека жить в обществе,
— стремление взаимодействовать с другими людьми,
— стремление приносить пользу людям, участвовать в разделении труда,
— стремление понимать других людей и общественные процессы.
Чем больше качественно разных потребностей у человека, интересов, склонностей, тем разностороннее и гибче его деятельность. Чисто человеческое качество — умение сочетать в своей деятельности сразу несколько разных интересов.
Умение ставить цель
Наличие ярких идеалов может побудить человека ставить сложные, далеко идущие цели.
Цель является основным объектом внимания, который занимает определённый объём кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.
Функции
У мотивов есть несколько функций, в т.ч.:
- управляющая, которая связана с выстраиванием стратегии;
- направляющая – устанавливает вектор на объект и результат деятельности;
- побуждающая – возникают потребности, приводящие к мобилизации человеческих сил;
- организующая – отражает планирование будущих поступков;
- отражательная – в сознании индивида находят отражение средства достижения и последствия производимого выбора;
- смыслообразующая – оценивание существующей нужды с опорой на имеющиеся обстоятельства.
Психологи и ученые активно занимались поиском методов повышения мотивации – так появилось множество теорий. Каждая их них дает свое объяснение человеческим поступкам.
Разновидности
Выделяют следующие мотивы:
- самоутверждения. Связан с самолюбием и честолюбием. Индивид стремится доказать окружающим свою значимость. Его целью является получение определенного статуса и уважения в обществе.
- идентификации. Основан на стремлении быть похожим на кумира (это может быть как известный актер, так и собственный отец). Происходит идентификация себя с объектом подражания, что ведет к повышению уровня энергетического потенциала.
- власти – является одним из самых главных движущих механизмов. При таком подходе люди стремятся занять в коллективе руководящую роль, определять и контролировать деятельность других.
- саморазвития. Связан с желанием реализовать свои способности. Часто данный вид мотивации сопровождается возникновением внутриличностного конфликта.
- достижения цели. Проявляется как стремление показать высокие результаты в деятельности. Выбираются сложные задания, появляется желание их выполнить.
- аффилиации. Потребность основана на желании взаимодействовать и выстраивать отношения с окружающими. Человек хочет познавать других людей и через это производить познание себя.
Существует разделение по степени осознанности. Согласно нему, побуждения могут быть неосознанными и осознанными. Личность может четко их осознавать (тогда они будут именоваться реальными) либо «надумывать» (в этом случае их называют мнимыми).
Есть классификация, предполагающая разделение по степени общественной значимости. Такой вариант выдвинула советский психолог Л.И. Божович. Она указала, что некоторые побуждения могут иметь значимость для общества, а другие – для отдельно взятой личности (их еще иногда называют эгоистическими).
В зависимости от актуальности для индивида А. Леонтьев выделил действующие и потенциальные мотивы.
Теории: кратко
Мотивации Маслоу
Основана на описанной им же пирамиде потребностей.
Маслоу считал, что первичны в иерархии — простейшие потребности, им человек уделяет большое внимание. Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке)
Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке)
Ожиданий
Согласно данной концепции, самого факта наличия потребности недостаточно для формирования мотива. Человек ожидает, что тот способ, который он выбрал для реализации потребности — эффективен.
Он надеется, что конкретный метод поможет ему достичь цели. Теория мотивации рассматривает проблему выбор человека из множества альтернативных способов достижения цели. Согласно теории, чем отчетливее личность видит будущий результат, тем больше замотивирована на его получение.
Справедливости
Согласно ей, человек сравнивает потраченные усилия с конечным результатом. И если он затратил больше ресурсов, чем получил на выходе, то возникает дискомфорт.
Дискомфорт трансформируется в чувство справедливости. Простыми словами, возникает вопрос: «Почему я столько работал, а получил так мало?».
Тогда человек начинает искать способ восстановить справедливость: либо заведомо прилагать меньше усилий (поскольку труд все равно не оценят по достоинству), либо требует «доплатить» за усилия (повышение зарплаты, повышение в должности, выдача премии или других статусных атрибутов).
Данная теория мотивов применяется в менеджменте и рассматривает, в первую очередь, мотивацию сотрудников.
Сферы применения
Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:
- Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
- Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
- Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
- Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
- Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью.
Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.
Понятие мотив что это в психологии
Ученые утверждают, что термин обозначает «совокупность движущих сил, побуждающих к действию». А. Н. Леонтьев называл рассматриваемое понятие в качестве психологического стимулятора создания.
Структурно оно состоит из нескольких частей:
- Блок потребностей – он включает социальные и биологические потребности; благодаря его наличию человек осознают нужность последующего действия и долженствования.
- «Внутренний фильтр» — сюда относится нравственный контроль, формирование оценочного суждения по поводу своих возможностей и внешней ситуации.
- Целевой блок – эта часть структуры отражает образ желаемого.
Рассматриваемое явление дает ответ на вопрос «Для чего? Зачем?». Иногда он звучит иначе – «Для кого?» Поступок может иметь не только личностный, но и общественный смысл.
Этапы и виды
В механизме формирования биологической мотивации ведущую роль играет гипоталамус. Он запускает схему появления мотива:
- Выработка гормона — биологические потребности трансформируются, посылая сигналы другим системам органов. Например, возникает чувство голода.
- Мотивационное возбуждение — возникает потребность удовлетворить желание. Индивид стремится избавиться от чувства голода.
- Выбор стратегии поведения — необходимо определить дальнейшие действия. Приходится выбирать, как устранить чувство голода: выбрать готовую еду, приготовить что-то самому или поесть в кафе.
Виды:
- Внешняя — обусловлена обстоятельствами, не связана с конкретной деятельностью. Она может быть стимулирована извне (предложение награды) или изнутри (через управление эмоциями). Подходит для решения простых задач. Для сложной творческой работы нужен другой подход.
- Внутренняя — связана с сутью деятельности. Для нее нужна не материальная, а эмоциональная награда. Выполняя задачу, человек чувствует моральное удовлетворение и это уже достаточный стимул.
- Отрицательная — основана на желании избежать неудачи. Подавляя страх наказания, индивид испытывает отрицательные эмоции. Чтобы избавиться от них, он отказывается от деятельности. Длительная отрицательная мотивация может деморализовать человека.
- Положительная — основана на положительных стимулах. Индивид стремится к реализации способностей, раскрытию психологического потенциала. Увлеченность помогает достигать хороших результатов в труде.
- Индивидуальная — помогает удовлетворить базовые потребности. Благодаря физиологическим мотивам человек стремиться улучшать бытовые условия.
- Групповая — необходима для нормальной социализации. Помогает поддерживать структуру общества, занимать свое место в групповой иерархии.
- Познавательная — направлена на удовлетворение исследовательской деятельности. Работает в детстве, когда ребенок через игру познает окружающий мир.
Для одного и того же вида деятельности могут использоваться разные способы стимуляции. В отдельных сферах используется только один, основной вид мотива, без которого невозможно достичь цели.
Иерархия
Какие бывают? Мотивы подразделяются на две категории: базовые (их также называют действующими) и потенциальные. В чем их разница?
Базовые мотивы — центральные в деятельности человека (органические мотивы). Они направлены на удовлетворение первичных, фундаментальных потребностей: еда, сон, безопасность, размножение.
Они сугубо биологичны и эгоистичны, поскольку от их исполнения зависит выживание человека.
К слову, основные мотивы покупательского поведения пересекаются с базовыми потребностями (маркетологи апеллируют в рекламе к сексуальному инстинкту, получению высокого статуса).
Потенциальные мотивы — возникают при определенных обстоятельствах. У некоторых людей в принципе нет цели им следовать, особенно, если удовлетворены простейшие потребности.
В известном роде этим видом мотивов можно пренебречь. Потенциальные мотивы имеют меньшее воздействие на человека, чем базовые.
Иерархия мотивов строится в соответствии с пирамидой Маслоу. Начинается список с безусловных мотивов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.
Чем выше в пирамиде (или дальше по списку), тем социальнее и «человечнее», созидательнее мотивы.
Первые три мотива относятся к базовым, остальные — к потенциальным.
Физиологический. Направлен на поиск пищи, утоление жажды. Поддержка организма едой. Сюда же включается сон и половое влечение (инстинкт размножения, продолжения рода).
Защищенность. Нужда в безопасности. Здесь речь и про крышу над головой, и безопасность от хищников (физическая), а также и про комфортное эмоциональное состояние, отсутствие конфликтов (психологическая защищенность).
Социальный мотив. На данном уровне подразумевается приобщенность к социальной группе
Человеку, существу коллективному по природе, важно чувствовать себя частью определенной общности. Здесь же активизируется мотив отвергания — страх быть изгнанным из группы, что заставляет человека соблюдать ее внутренние правила и порядок.
Коммуникативные мотивы (мотив аффилиации). Основаны на желании общаться, причем в идеальном случае — с единомышленниками. Делиться идеями, мыслями, переживаниями, находить общие интересы.
Мотив самоутверждения (уважения, признания). Этот уровень — не просто про нахождение в группе, а про занимаемое человеком место в ней. Когда человек стремится к более высокому положению, признанию его достоинств, заслуг и достижений. Чем выше поднимается социальный статус индивида, тем сильнее растет его самооценка и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
Жажда власти. В отличии от потребности занять высокое положение, мотив власти завязан на желании руководить другими людьми. Социальный статус программиста-профессионала может быть высок (отличная зарплата, уважаемое в обществе ремесло, признание заслуг коллегами), но при том он не занимает управленческую должность, остается исполнителем. Люди с выраженной жаждой власти идут в политику или бизнес.
Мотив саморазвития. Желание улучшать себя в разных сферах (физической — спортзал, интеллектуальной — чтение книг, познавательной — путешествия).
Человек испытывает потребность в росте над самим собой, зачастую — по нескольким фронтам.
Самореализация. Быть профессионалом в выбранной сфере, важной лично индивиду. Отличие от мотива уважения в том, что для человека первично само ремесло. Оно важно как самоцель. Профессия не обязательно приносит высокий доход или входит в список популярных. Здесь человеком движет желание быть мастером, досконально разбираться в своей деятельности.
Познавательные мотивы (учения). Возникает на высоком уровне, когда физиологические потребности хорошо удовлетворены. Выражается в желании познать, исследовать окружающий мир. Человек жаждет знаний, почему устроено так, а не иначе. Реализация мотива самая разнообразная: чтение научных книг или энциклопедий, путешествия (с целью познать жизнь и быт других народов), практика (человек ищет информацию в реальной плоскости, не обращаясь к теоретическому обоснованию учебников).
Иерархия мотивов в дошкольном возрасте и раннем школьном возрасте отличается от взрослой. Будучи взрослым, человек уже приобщен к социуму, в котором он воспитывался.
А потому, помимо биологических мотивов, подключаются сложносоциальные и личностные (самореализация, познание, эстетические потребности).
В детстве наиболее яркими мотивами являются простые социальные (общение и признание в коллективе сверстников) и познавательные (которые реализуются на примитивном уровне — ребенок познает окружающий мир на практике, пытается изучить самостоятельно).