Исследование влияния мотивации на достижение успеха старшеклассников в преодолении школьных трудностей. 2013 год. статья по психологии (10 класс) на тему
Опыт успешных людей
Все успешные личности проходили сложный путь. Совершали ошибки, слышали мнения скептиков. Предприниматели имели неблагоприятную среду для успешной деятельности, художников признавали посмертно. Объединяло успешных личностей одно – четкие цели, выраженные мотивы. Художников, поэтов, писателей не стимулировали деньги – Франц Шуберт предпочитал жить бедно, занимаясь любимым делом.
Уолт Дисней – представитель бедной семьи, работал разносчиком газет. Родители не разделяли увлечения рисованием, поэтому мультипликатор творил ночами. Билл Гейтс был невероятно целеустремлен. Единственная цель – успешность. Будущий крупнейший акционер посвящал мечте большинство свободного времени. Стив Джобс ночевал у друзей, сдавал бутылки, добывая еду. Будущий предприниматель стремился за мечтой, добившись своего при помощи целеустремленности.
Подобных примеров бесконечно много
Важно уяснить одно – бедственное финансовое положение, отсутствие веры близких закалили успешных личностей
История и исследования
Изучение мотивации достижений имеет долгую и выдающуюся историю. Фактически, ученые сосредоточились на этом вопросе с момента зарождения психологии как научной дисциплины – когда Уильям Джеймс сделал предположение относительно того, как склонность к умениям связана с самооценкой.
В настоящее время эта тема является сферой активных исследований, особенно в области педагогической психологии, психологии спорта и физических упражнений, промышленной психологии, социальной психологии личности и развития. Исследования проводятся как в экспериментальных лабораториях (где обычно используются переменные), так и в обстановке реального мира, таких как учебная аудитория, рабочее место или спортивные площадки.
Задача состоит в том, чтобы объяснить и предсказать любое поведение, связанное в той или иной мере с принципом способностей. Примеры стремлений к цели являются повсеместными в жизни и присутствуют во множестве разнообразных ситуаций. Например, садовник, стремящийся вырастить идеальную орхидею, подросток, который хочет стать хорошим собеседником, или пожилой человек, обеспокоенный постепенной потерей своих способностей.
На протяжении долгого времени совершались многочисленные шаги в попытках понять, что такое мотивация достижений. Среди них, следует выделить:
Стремление к успеху. Уровень эффективности, которого мы хотим или не хотим достичь. Исследование Курта Левина и Фердинанда Хоппе
Потребности и мотивы. Общая, эмоциональная предрасположенность к успеху и неудаче. Исследования Дэвида Макклелланда и Джона Аткинсона
Тестирование тревожности. Беспокойство и нервозность как возможное влияние на качество работы. Исследование Чарльза Спилбергера и Мартина Ковингтона
Функционал при реализации целей. Представления о причинах положительного и отрицательного результата. Исследование Бернарда Вайнера и Хайнца Хекхаузена
Цели для достижения. Представления об успехах или неудачах, которых люди стремятся достичь или избежать. Исследование Кэрол Двек и Джона Николса
Неявные теории способностей. Изучения природы компетентности и способностей. Исследования Кэрол Двек и Роберта Штернберга
Предполагаемая осведомленность. Понимание того, что можно и чего нельзя достичь
Исследование Альберта Бандуры и Сьюзан Хартер.
Оценивание важности успеха или избегание неудачи. Исследования Жаклин Эклс, Джуди Харакевич
Многие ученые сосредоточились на каком-то одном из вышеупомянутых факторов в своей работе, а кто-то стремится интегрировать два или более из этих параметров в общую концептуальную структуру.
Пять характеристик высокой потребности в достижениях
Характеристика 1. Поход за личным рекордом
Эдмунд Хилари, который вместе со своим проводником, непальским шерпой Тенцигом Норгеем, стал первым человеком, поднявшимся на Эверест – самую высокую горную вершину на земле. Немногие из нас действительно способны сделать подобное, но те, кто это совершают, обладают неоспоримым влечением к успеху. И суть заключается не в увеличении финансового заработка. Речь идет о достижении цели, а потом – ещё более сложной цели, в стремлении к совершенству, не превращаясь при этом в навязчивого перфекциониста.
Характеристика 2. Постановка умеренных целей, понимание и расчет возможных рисков
Это не вычисление вероятностей с использованием холодной математики. Это компромисс между легким и слишком сложным. Давайте представим, что вы собираетесь набросить кольцо на палку. Вы можете выбрать, как далеко или как близко встанете от этого кольца. Некоторые люди встанут очень близко, чтобы каждый раз добиваться успеха. Другие рискнут встать слишком далеко, так что им удается забросить кольцо только в редких случаях, и в основном потому, что им везёт. А кто-то, чтобы достигнуть удовлетворения, выберет расстояние, на котором он будет использовать именно свой навык, необходимый, чтобы преуспеть. С условием, что не возникнет проблем, но и не будет слишком легко.
Характеристика 3. Личная ответственность при поиске решения проблем
Подобный человек получает удовольствие от чувства собственной готовности решать сложные ситуации. В некоторых случаях он идет на это полностью добровольно.
Характеристика 4. Стремление к уникальным достижениям, неутомимость и инновационность
На первый взгляд может показаться, что в природе этих людей есть элемент несоответствия, нонкомформизма. Они не являются хорошими кандидатами для работы в банке, где операции должны выполняться точно так же, как день за днем, без изменений. Вы помните имя человека, который вас обслуживал, во время последнего вашего визита в банк?
Например, Стив Джобс, в свои ранние годы был немного нонконформистом. История гласит, что он смог получить свою первую работу, просто попросив человека, который мог его нанять. При этом он не стриг волосы, а на встречу не удосуживался надеть туфли. Он просто нашел того, кто мог бы нанять его, и попросил устроить себя работу.
Насколько это отличается от нашего привычного понимания собеседования, где мы должны полностью соблюдать дресс-код, и иметь при себе резюме, которому позавидует Супермен?
Конечно, это несоответствие является как благом, так и проклятием стандартизированной организации, имеющей определенные и четко организованные процессы. Поэтому желательно, чтобы у каждого сотрудника с одинаковым названием должности было примерно одинаковое поведение. А человеку с высокой потребностью и желанием вводить новшества следует соответствовать правилам или уйти.
Характеристика 5. Поиск обратной отрицательной связи
Есть такое выражение – настоящий друг – это тот, кто говорит вам о ваших слабостях, а не хвалит за сильные стороны. Среднестатистический человек боится негативных отзывов. Мы не хотим слышать о своих ошибках, провалах и о том, что можно было сделать лучше.
Люди, которым присуща обозначенная выше характеристика, действительно в какой-то степени особенные. Они рассматривают не положительные, а отрицательные отзывы как более ценные. Причина заключается в стремлении сделать себя совершеннее. А чтобы понять, как этого достичь, следует знать, что улучшить или проапгрейдить.
Стимулирование
Стимулирование предполагает создание наиболее эффективных условий работы. Поощрение может носить материальный или моральный характер. Естественных стимулов, побуждающих работника трудиться, недостаточно для эффективной деятельности. Особенность стимулирования работников — опора на нормативный уровень труда. Сотрудник осознает степень ответственности, цель, меры наказания. Потеря материального вознаграждения выражается частичной выплатой премий, полным лишением.
Дисциплина отчасти — метод принуждения, ограничения личностной свободы. Грань между принуждением и стимулированием условна – работник, обладающий развитой ответственностью дисциплинирован всегда. Сотрудник качественно, добросовестно выполняет порученные обязанности.
Система стимулирования
- Денежные стимулы. Заработок – распространенная цель работников.
- Социальные стимулы включают в себя:
- Достойные условия. Организация рабочего места, отсутствие посторонних звуков, умеренное освещение, эффективное распределение труда, отдыха;
- Возможность замены монотонной деятельности творческим процессом;
- Наличие свободного времени. Отдых способствует продуктивной работе;
- Хорошие отношения внутри коллектива. Авторитет личности руководителя, восприятие начальника лидером;
- Возможность карьерного роста.
3. Психологическое стимулирование ориентировано на принятие работника, как многогранной личности. Восприятие сотрудника механизмом, выполняющим набор действий, порождает негативные последствия – отсутствие желания работать, увольнение.
Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха в поведении
В нашем поведении между мотивацией избегания и мотивацией достижения должен быть баланс, но с небольшим перевесом в сторону мотивации достижения успеха. Рассмотрим, почему.
Чем опасна мотивация избегания неудач
Руководствоваться в своём поведении исключительно мотивацией избегания неудач — гиблое дело.
Мотивация избегания нередко актуализируется тогда, когда человек находится в великом затруднении насчет того, чего же ему на самом деле хочется, чего же ему такого сделать, чтобы ему было хорошо. Когда не хватает сил на поиски хорошей цели для себя, на осознание своих потребностей, человек концентрируется на том, чтобы исключить неприятные переживания из жизни. Согласитесь, неприятная ситуация. Как говорится, «плохо, когда невозможно достичь желаемого; но еще хуже — не знать, чего ты хочешь».
Руководствуясь в своём поведении мотивацией избегания, человек, часто сам того не понимая, расставляет определенные акценты: мозг занят мыслями о нежеланном, и по этой причине именно с нежеланным человеку приходится иметь дело. Здесь работает принцип «не думайте о белой обезьяне»: вы вынуждены о ней думать, чтобы о ней не думать. Парадоксально? Но факт.
Наконец, концентрируясь на мотивации избегания, на нежелательных объектах, человек зачастую забывает подумать о том, чего бы ему на самом деле хотелось. Убегать-то от чего — это понятно, но вот — к чему?.. Забывая поставить себе цель, человек сам бежит, не зная куда. Как говорится, «нам никто не может помешать идти к нашей цели, потому что мы сами не знаем, куда идём». А без чётких целей — куда бы человек ни пришёл — он вряд ли останется довольным. Убегая от тигра, можно, не заметно для себя, оказаться в яме или в глухом лесу, еще более опасном, чем сам тигр. Итог этого «убегания» вы не контролируете, он вам не подвластен, если помимо мотивации избегания неудач вы не подключаете мотивацию достижения успеха.
Чем опасна мотивация достижения успеха
Если руководствоваться исключительно мотивацией достижения успеха, то можно также придти к нежелательным последствиям. Ведь смел не тот, кто не боится, а тот, кто вопреки страху продолжает делать то, что от него требуется.
Осознавать трудности и опасности, с которыми можно столкнуться на пути к достижению своих целей, необходимо. И по возможности даже избегать их. В противном случае, добившись цели, можно придти к нежелательным последствиям, которые омрачат радость достижения.
Таким образом, для нашего же психологического благополучия и насыщенного чувства удовлетворенности жизнью, наш мотивационный акцент с трудностей и опасностей должен смещаться на достижение желаемых целей.
Примечания
- Murray, Henry Alexander. «Explorations in personality.» (1938).
- McClelland, David C., et al. The achievement motive. — Wash., 1974
- ↑ Шишканов С. О. Особенности преодоления трудностей при разном отношении к успеху и неудаче: диплом. работа. Московский гос. университет, Москва, 2015.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80. № 1. P. 1—28.
- ↑ Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer-Verlag, 1986
- Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен — Санкт-Петербург: Речь, 2001; 256 стр
- ↑ Seligman M.E.P. Helplessnes: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975
- ↑ Skinner E.A. Perceived control, motivation, & coping. Newbury Park (CA): Sage Publications, 1995
- Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191—215.
- Bandura A. Self-Efficacy Mechanism in Human Agency // American Psychologist. 1982. Vol. 37 (2). P. 122—147.
- Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy // Developmental Psychology. 1989. Vol. 25. P. 729—735.
- Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Гордеева — М.: Смысл, 2006. — 336с
- Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков. // Вопросы психологии, 1996, № 3, С. 16-27
- Виндекер, О.С. . docviewer.yandex.ru (2001). Дата обращения 17 июня 2019.
Изучение потребности Макклелландом
Теория достижений (или потребность в достижении) была в первую очередь продвинута американским психологом Дэвидом Макклелландом. Он провел большую часть своей жизни, разрабатывая идею, что три ключевые потребности приобретаются посредством обучения или опыта. Их нельзя изучить на каком-нибудь семинаре, но обучиться все-таки им можно, если практиковать в течение нескольких месяцев или года. Какие же эти три потребности:
- Потребность в достижении. Выбор ситуаций, когда успех зависит от производительности
- Потребность в принадлежности. По сути – находиться рядом с кем-то. Такой человек наслаждается взаимной дружбой с окружающими
- Потребность в силе. Те, у кого есть такая потребность, очень нуждаются в управлении событиями и вещами или влиянии на окружающих