Мотивация, мотивы, потребности личности

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Методы(способы) мотивации

Способы побуждений зависят от объекта приложения усилий. Термин мотивация используют, чтобы заставить человека действовать определенным образом. Если говорить точнее, то мотивированность – повышает эффективность деятельности человека в любой сфере. Методы воздействия зависят от области применения.

Мотивация персонала

Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:

  • материальные стимулы;
  • организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
  • социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).

Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.

Мотивация учащихся

Мотивация, мотивы, потребности личностиПедагоги обязательно учитывают возрастные особенности внимания, мышления и памяти, чтобы организовать познавательную активность детей различного возраста. Чаще всего используют классичес

  • словесные – яркий, эмоциональный рассказ;
  • наглядные и практические пособия – карточки с заданиями, лабораторные занятия, которые открывают в детях желание экспериментировать;
  • репродуктивные и поисковые – методы проблемных ситуаций, направленные на развитие творческого потенциала;
  • самостоятельная работа – подготовка рефератов от группы или ученика, проведение наблюдений, которые связывают теорию с практикой.

Самомотивация

В основе самомотивации лежит внешнее и внутреннее побуждение к познавательной деятельности. Человек становится активным только тогда, когда направление деятельности совпадает с вектором развития личности.

Работа не вдохновляет, потому что – скучная, рутинная, надоела. Работа, как деятельность, в таких случаях не является самоцелью. Результат – это материальное поощрение.

Нужно вспомнить, что работа дает возможность для чего-то больше, служит финансовым источником. Что нужно? Найти деятельность, которая дает энергию для действия и выполнения рутинных обязанностей. Использовать негативное побуждение, в том числе. Искать себя в других сферах, где результат деятельности будет совпадать с внутренним мотивом.

Аффирмации

Аффирмации используют для того, чтобы перезаписать негативные установки. Вместо «У меня ничего не получится», говорить: «Я с легкостью пробую новое. Мне нравится пробовать все новое».

Вместо «Я боюсь криков начальника», повторить: «Я выслушивают любую критику спокойно. Воспринимаю только конструктивные предложения».

Самовнушение

Самовнушение – это метод вынужденной улыбки, которая запускает химические реакции в мозге. Разумеется, после бессонной ночи нет смысла говорить «Я полон сил!», а нужно просто выспаться. Установки должны быть конкретными и реальными. Перед важным разговором: «Я уверен в себе, я спокоен». Во время ссоры «Меня трудно вывести из себя». В период сомнений – «Я готов работать и действовать».

Биографии известных личностей

Время историй настало. Сейчас каждый с помощью социальных сетей может создать собственную легенду и найти поклонников, которые будут мотивировать. Ф. М. Достоевский изложил в романе «Игрок» историю собственной зависимости и превратил крах в триумф. Превратить слабые стороны в сильные – отыскать возможности – под силу каждому. Нужен тщательный анализ, изучение аналогий.

Визуализация

Мотивация, мотивы, потребности личностиМетод сонастройки с целью. Это не магический прием, подчиняющий повороты судьбы, а тот самый оазис, который заставляет идти вперед, чтобы напиться. Не стоит думать, что мысли о шикарном офисе сделают его таковым без труда. Мечта заставляет сердце биться сильнее, вырабатывает эндорфины, стимулирует мозговую деятельность.

Мотивация поведения личности и самомотивация

Американскому писателю-философу Р. Баху принадлежит мудрое наблюдение: каждый из нас является в этот мир с проектом собственной судьбы и набором инструментов, но мало кто помнит, куда он подевал весь этот арсенал.

Действительно, в юные годы мы все полны наполеоновских планов. Почему же многие из них так и не дожидаются часа своего воплощения? Психологи утверждают: мы мало заботимся о собственной мотивации.

Для тех, кто не знает, в чем она заключается, приведем 5 ключевых заповедей самомотивации:

  1. Жизнь слишком коротка, чтобы лениться, бояться, обрезать крылья своим мечтам.
  2. Нацеленность и самодисциплина – родные сестры увлеченности, и только вместе они – дети успеха.
  3. Самокритика полезна лишь в одном случае – если надо возбудить в себе азарт.
  4. Препятствия – это то, что возникает перед взглядом, отведенным от цели.
  5. Чтобы мотивации хватало надолго, нужно ее, как душ, принимать каждый день.

Вывод

Ключ к счастью, здоровью, успеху – а это и есть мотивация поведения личности – в ваших собственных руках. От каждого из нас зависит, кем он станет: режиссером своей жизни или актером, играющим в чужой пьесе.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго. Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни. Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма. Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы. Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение. Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:

внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове

Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.
Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.

Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения

Зачем нужна мотивация

Мотивация, мотивы, потребности личностиКому она нужна? Мотивация – это инструкция к поведению. Когда человек чего-то хочет, то мозг самостоятельно находит подсказки для достижения успеха. Парень добивается внимания девушки, ребенок находит подарки от Деда Мороза, женщина худеет после родов. Они мотивированы, потому что точно знают, чего хотят. Поиском мотивации занимаются те, кто в цели не уверен. Человек, который получает деньги за работу для выживания, будет ползти на работу. Его эго будет кричать о том, что лучше поспать, но за поспать захочется поесть, а еда покупается за деньги. И опять нужно работать!

Мотивация – это борьба с собственными привычками, устоями. Потому тренеры-мотиваторы предупреждают — готовьтесь менять жизнь полностью. Примерять чужой опыт на себя — мотивироваться чужим успехом. Вот и раскрывается грань между тем, как работает внешняя и внутренняя мотивация – разница между навязанной целью и целеустремленностью.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются  оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром. В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания. Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми

Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения. Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки

Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов. Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать,  установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение. Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями. Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты

От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды

Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, организованность действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Что такое мотивация и мотив?

Мотивация определяет состояние человека на эмоциональном и поведенческом уровне. Уровень мотивирование характеризуется такими факторами:

  • направленность деятельности (ориентация, вектор);
  • целеустремленность, организованность, упорство;
  • активность личности;
  • стабильность выбранного мотива.

Вид и сила мотивированности зависит от основного мотива.  Под этим термином понимают предмет или нематериальную ценность, ради которой человек готов прикладывать реальные усилия.

Выбор мотива определяется уровнем мышления и внутренней ориентацией личности. Наиболее авторитетное мнение относительно характера выбора мотивов в психологии принадлежит знаменитому психологу-гуманисту Абрахамом Маслоу. Этот ученый предложил эталонную теорию, классифицирующую все потребности людей по уровням. Сегодня пирамида потребностей Маслоу применяется психологами в качестве индикатора для поиска мотивов личности.

Принцип Маслоу заключается в возрастании потребностей (мотивов) от дифицитарных (сон, еда, вода, воздух) к более сложным (безопасность, любовь, уважение, власть, самовыражение, эстетика).

Практические советы

Мотивация нужна тем, кто хочет заставить человека выполнять требования, подчиняться. Потому управляют детьми, подчиненными, потребителями – покупателями товаров и услуг. Даже стремление обладать стройным телом- навязанный мотив. Чтобы не нуждаться в мотивации, нужно:

  • определить вид деятельности, который нравится;
  • обозначить цель, которую можно достичь в этой деятельности;
  • иметь в результате достижения цели удовлетворение финансовой и внутренней цели – благодарность, самооценка, признание мастерства.

Именно тогда в мотивации не будет потребности. Цель деятельности мотивирует сама.

Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?

Одна сторона мотивации поддерживает другую. Похвала, благодарность или отзыв клиента вызывают чувство собственного профессионализма, компетентности, что растит внутренние побуждения. Тогда ради одобрения извне хочется наращивать мастерство, эффективность, развиваться, как личность. Появляется влюбленность в работу, вдохновение деятельностью.

Взаимосвязь между внутренним и внешним показана в видах мотивации, выражающей стремление к успеху, популярности, признанию значимости, преодолению и самопреодолению (совершенствованию), призванию. Данные типы представлены в виде лестницы саморазвития человека. Они показывают, как ориентация на внешний успех создает людей, которые довольны своим делом.

«Мотивация и личность» А. Маслоу

Так называется бестселлер, написанный психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу. Это одна из самых мотивирующих книг, когда-либо созданных на земле. В ней в доступной форме изложена концепция природы человека, его движущих сил и ориентиров. Автор подводит читателя к выводам, помогающим стать реализованной и здоровой личностью.

Данная теория мотивации базируется на иерархии базовых потребностей. Если изобразить ее в виде пирамиды, то вершиной окажется потребность в самоактуализации, или самовоплощении, обретении своей идентичности, полном раскрытии природных потенций, личностном росте.

Основанием пирамиды являются «дефицитарные» потребности – в еде, сне, воздухе, воде, – без которых невозможно само существование Homo. Их удовлетворение открывает дорогу прочим потребностям, занимающим промежуточное положение между основанием и вершиной пирамиды:

  • в безопасности: свободе от страха, защите от нестабильности;
  • в любви: привязанности, защите от одиночества;
  • в уважении окружающих: их признании, славе, а также самоуважении;
  • в познании: понимании мира, приближении к истине;
  • в эстетике: красоте слова, звука, красок, формы, движения.

Вместе с автором книги «Мотивация и личность» Маслоу, читатель делает ряд важнейших открытий:

  1. В большей степени удовлетворяются потребности низшего уровня.
  2. Удовлетворение базовых потребностей в детстве вырабатывает иммунитет к фрустрации в зрелом возрасте.
  3. Систематическое неудовлетворение базовых потребностей грозит психопатологией.
  4. Дефицит любви, красоты, знаний не менее пагубен для человеческого организма, чем дефицит витаминов.

Самоактуализация личности – главная ее движущая сила и залог душевного здоровья. Но для ее реализации требуются социальные условия, гарантирующие соблюдение фундаментальных прав и свобод личности

Невозможно постичь натуру человека, не поняв, что ему нужно от жизни, что он в ней ищет.

В отличие от психоаналитиков и последователей бихевиоризма, утверждавших, что нами руководят инстинкты (страх, секс, голод), Маслоу считал: главный мотиватор человека разумного – максимальное раскрытие личностного потенциала.

Его теория имеет в психологии столь же революционное значение, как в биологии идеи Дарвина, в физике – законы Эйнштейна, в астрономии – учение Галилея.

Виды мотивации

Мотивация, мотивы, потребности личностиЧеловек идет к чему-то или уходит от чего-то. В первом случае – это позитивная мотивация — движение «к цели», во втором – негативная – «от неудовлетворенности (страха/бедности/плохой самооценке). Но обычно позитивные и негативные мотивы сочетаются: если я брошу курить, стану здоровее, смогу заняться спортом и зарабатывать больше. «Брошу» в контексте курильщика – отрицательная установка, но конечная цель – положительная. Мотивация заставляет становиться лучше!

Внешняя мотивация – это призыв к действию, которое может приносить деньги, одобрение, продвижение по службе. Заниматься интересным делом для удовлетворения, самореализации – это внутренняя мотивация. Внешняя — может быть обусловлена мотивом изнутри – взглядом на ситуацию, внутренним состоянием человека. В итоге – внешняя и внутренняя мотивация имеют стертые границы. Мотив – то, что затрагивает сознание человека, зависит от его картины миры. Потому потребность в движении обязательно включает характеристики внутренних и внешних мотивов: предпринимая действия, человек меняет мир вокруг и отношение к нему.

«Внутренняя мотивация» — это термин, который ввел Р. Вудвортс: человек рождается с целью осваивать мир посредством поведения – эффективного взаимодействия с окружающими объектами. Другие разновидности внутренней мотивации рассмотрены Р. Уайтом, как поиск «чувства эффективности», когда человек действует ради потребности в эффективности, компетентности и мастерстве.

Классификация мотивации по другим факторам

В психологии людей разделают в зависимости от мотивации к успеху или стремлению избегать неудачи, что определяется разработанными тестами. Однако люди, мотивируемые на успех, в случае неудачи – ищут виноватых. Люди, которые стремятся избегать неудач, наоборот причину неудачи ищут в себе, потому всегда готовы изыскивать резервы для повышения эффективности деятельности.

Способы мотивации

Мотивация – психологический процесс управления действиями любого человека. Не все здесь зависит от элементарных потребностей. На желание оказывает влияние и общество, в котором человек существует. Поэтому к достижению цели двигать его жизнь будут различными способами.

Социальная

Находясь в окружении других людей, индивид подстраивает свою жизнь под существующие устои. Если физические потребности – неосознанная исходная мотивация, нацеленная на утоление голода, жажды и т.п., то социальные мотивы это в психологии определение базы приобретенных потребностей.

Факторы к их формированию – воспитание и обучение, влияние родителей, друзей и существующих норм поведения. В зависимости от культуры у каждой группы определенные мотивы.

Все индивиды стремятся занять в общественной иерархии свое место. Одни предпочитают доминировать над окружающими, другим комфортнее сосуществовать с ними на равных.

Социальные мотивы – самые мощные в управлении человеческими действиями. Именно они заставляют соответствовать нормам определенной социальной группы. Поведение нацелено в данном случае не только на достижение определенного статуса – общество влияет на вкусы и выбор стиля в одежде.

Мотивация для обучения

В современном развитом обществе обучение – не просто норма, это потребность. Все дети посещают школу. Одни это делают, потому что обязаны, другим интересен сам процесс.

Получив долгожданный аттестат об образовании, кто-то на этом остановится. Но большинство, осознавая, что в социуме не достичь определенного статуса без знаний, переходит на следующую ступень обучения.

Мотивация, мотивы, потребности личности

Мотивация студента

Самого желания познавать новое здесь недостаточно. Должны присутствовать внешние факторы. Многое зависит от того, насколько педагоги заинтересованы в мотивации обучения. Одни своим отношением могут привить тягу к знаниям, другие вызвать негативную реакцию.

Самомотивация

Если у человека нет стремлений, одними стимулами извне его не подвигнешь на высокие результаты. Именно самомотивация гарантирует стопроцентный успех

Чтобы его достичь, важно придерживаться правил:

  • хотеть достигнуть цели, и она желанная;
  • доставлять удовольствие должен и сам процесс;
  • движение – непринужденное, по простому и понятному алгоритму;
  • в деле должен присутствовать азарт, избавляющий от рутины.

Мощный фактор самомотивации – амбиции. Если человек считает, что он не хуже других и способен это доказать делом, то достигнет больших высот.

Мотивация деятельности личности и ее эффективность

Процессуальная теория Porter and Lawler, разработанная психологами Л. Портером и его учеником Э. Лоулером, является популярной не менее, чем содержательная теория Маслоу. Она показала зависимость результативности труда от удовлетворенности работника.

Ее тремя китами являются:

валентность – уровень ценности вознаграждения для определенного индивида;
инструментальность – мера понимания работником важности порученного ему задания, установление им связи между качеством труда и возможным вознаграждением/наказанием;
ожидания – оценка сотрудником своих реальных возможностей.

Данные параметры позволяют измерить эффективность мотивации деятельности личности, ее желания добиться наилучших результатов своей работы.

Выводы напрашиваются сами собой: затраченные усилия, а следовательно, и плодотворность труда, зависят:

  • от способностей и компетентности работника;
  • от осознания им значимости своей роли;
  • от удовлетворения им предложенным вознаграждением.

При этом достижение успеха может мотивироваться не только внешним поощрением – прибавкой к жалованью либо подъемом по карьерной лестнице, – но и внутренней потребностью сотрудника в самоуважении, получении удовлетворения от мастерски выполненной работы.

Основные характеристики

Мотивация состоит из двух частей:

  • внутренняя психологическая установка человека на действие или бездействие;
  • способности к эффективному соотнесению возможностей и способностей для реализации цели.

Она приходит к человеку в виде специфических переживаний, которые связаны с положительными эмоциями от достижения предмета или реализации идеи. Но мотив осознается только тогда, когда он совпадает с идеалами и культурными ценностями человека и общества в данный момент времени.

Мотив имеет несколько характеристик:

  • дает энергию для активности;
  • направляет действия на достижения цели;
  • обуславливает избирательность внимания;
  • готовит к типичным сценариям реакции.

Мотив также обязательно включает саму деятельность по достижению цели. Мотивация, это не только, насколько сильно человек желает добиться цели, а то, сколько усилий он готов приложить для этого.

Виды мотивации и мотивов

Психологи чаще всего применяют классификацию мотивации, основанную на характере стимулов. По этому принципу выделяют внутреннюю (интринсивную) и внешнюю (экстринсивную) мотивированность. Внутренняя формируется исключительно на основании жизненной позиции (принципов) человека. Внешняя же зависит от обстоятельств, окружающих ситуаций, внешних факторов.

Обывателям более понятна классификация по характеру ожиданий личности. По этому принципу выделяют два вида мотивации деятельности человека:

  • положительная – выражается в формулировке «если я сделаю это, то получу вознаграждение»;
  • отрицательная – проявляется в форме мышления «если я не сделаю так, я не получу наказания».

В зависимости от уровня мотива по пирамиде Маслоу психологи выделяют устойчивую и неустойчивую мотивированность. Удовлетворение основных потребностей (голод, жажда и т.д.) носит устойчивый характер, в то время как неустойчивая мотивация требует постоянного подкрепления внешними стимулами. Например, чтобы похудеть или отказаться от употребления алкоголя, человеку необходимы дополнительные аргументы, поскольку если цель не будет достигнута, ничего критически опасного не произойдет.