Мышление и интеллект

Философия ИИ

Философия искусственного интеллекта (ИИ) – это отрасль философии, пытающаяся ответить на следующие вопросы:

  • В чем суть интеллекта? Может ли машина полностью заменить мышление человеческого разума?
  • Одинакова ли природа компьютера и человеческого мозга? Какие методы использует человеческий мозг для создания сознания (или, по крайней мере, его иллюзии)?
  • Может ли машина иметь ум, психические состояния, сознание, похожие на человеческие? Может ли машина чувствовать себя?

Эти три вопроса в отношении мышления и интеллекта в философии отражают разные интересы ученых, занимающихся ИИ. Научный ответ на эти вопросы полностью зависит от используемых определений «интеллект», «сознание», «машина».

Некоторые из основных установок в философии ИИ включают:

  • «Вежливая конвенция» Тьюринга: «Если машина ведет себя так же разумно, как человек, то она столь же умна, как и человеческие существа».
  • Предложение Дартмута: «Каждый аспект обучения или любой другой элемент интеллекта можно так точно описать, чтобы машина могла имитировать его».
  • Гипотеза физической системы символов Ньюэлла и Саймона: «Физическая система символов имеет все необходимые и достаточные средства для общей деятельности интеллекта».
  • Аргумент Джона Серла: «Идеально запрограммированный компьютер с правильными входами и выходами имел бы ум, неотличимый от человеческого разума».
  • Механизм Гоббса: «Разум – это не более, чем подсчет».

Тема интеллекта в психологии и философии по-прежнему открыта. До сих пор ни одна концепция не была принята как единственно правильная, исследования в этой области продолжаются. В дополнение к биологическим основам познания, психологи сосредоточены на исторических, эволюционных, социальных, эмоциональных, моральных, культурных аспектах и ​​контекстах. Концепция интеллекта не применяется только в теоретической или абстрактной плоскости, но также распространяется в реальный мир.

Мышление, что это

Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Характеристики интеллекта и смежные способности

Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.

Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.

  1. Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
  2. Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
  3. Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
  4. Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
  5. Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
  6. Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
  7. Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.

Мышление и интеллект

Интеллект

Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:

  • справляться с новыми или трудными ситуациями;
  • учиться на собственном опыте;
  • приспосабливаться к новым обстоятельствам;
  • адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.

Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.

Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:

  • аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
  • творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
  • практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.

Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • двигательный;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • природный.

Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.

Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:

  • теоретический (абстрактный);
  • практический (конкретный);
  • социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).

Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.

Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:

  • обращение к людям;
  • впечатление;
  • хорошая работа в команде и с начальством;
  • создание соответствующей сети контактов, знакомых;
  • проникновение в секреты организационной структуры;
  • понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.

Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.

Мышление и интеллект

В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны

Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги

Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.

Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.

У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.

2.Виды мышления. Наглядно-действенное. Допонятийное и понятийное мышление

Наглядно-действенное
свойственно и животным. Обезьяны
в экспериментах Келера не могли достать
подвешенный к потолку банан, пока Султан
не догадался использовать ящик, который
был в помещении, но его необходимо было
перевернуть и использовать как подставку,
позволяющую дотянуться до банана.

Дети
Пиаже на уровне сенсомоторного интеллекта
– у них развивается наглядно действенное
мышление.

В
1980-х годах американским психологам
супругам Гарднерам удалось обучить
шимпанзе языку глухонемых (не могут
говорить в связи с ограничениями
артикуляторного аппарата и фонематического
слуха). Обезьяны конструировали фразы
из нескольких слов, некоторые даже
употребляли слова в переносном смысле,
например, слово «грязный» — для человека,
не выполняющего их желания. Но по уровню
развития шимпанзе не преаосходят 3-5
летнего ребенка.

Допонятийное
мышление
.

Суждения
детей — единичные, о данном конкретном
предмете, относятся к наглядной
действительности. Часто это суждения
по сходству или различию. Самая ранняя
форма доказательства – пример. Особенность
допонятийного мышления – эгоцентризм, то есть отсутствует способность к
свободному переносу начала координат,
децентрации по отношению к собственному
«я». Другие свойства –синкретизм(тенденция связывать все со всем,
оперировать единичными случаями),трансдукция(переход от частного
к частному, минуя общее, смешение
существенных и несущественных свойств),
несогласованность объема и содержания.
Пример. На карточках представлены
следующие предметы: 2 камня, 3 ведра, 7
собак и 2 лошади. Вопрос: чего больше
живых существ или физических тел? Ответ:
живых существ.

Нечувствительность
к противоречиям.

Живое
солнце ?– да. Почему? – Оно двигается.

Смешение
отношений естественной причинности с
отношением намерения человека и его
реализации.

Опрошенные
Пиаже дети считали, что реки вырыты
людьми, а из образовавшейся при этом
земли возникли горы.

Отсутствие
представлений о сохранении количества
:
судят о количестве вещества по одному
параметру, высоте жидкости в сосуде, не
учитывают объем. Шарик из теста на глазах
ребенка превращают в лепешку и кладут
на стол. Вопрос: где больше теста? – В
лепешке. Осознание тождественности
изменяющего объекта приобретается
постепенно.

Заметные,
легко воспринимаемые свойства, кажутся
более важными, чем существенные.

Большие
вещи всегда тяжелые, маленькие – легкие.
Отсюда недоступность такого фундаментального
физического понятия как масса.

Понятие

Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.

Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.

Мышление и интеллект

Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.

Основными свойствами интеллекта являются:

любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления;
глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное;
логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей;
гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем;
широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи;
критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный;
доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.

В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.

Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.

Отличия ума и интеллекта

Сравнивая ум и интеллект, можно сформулировать следующие отличия:

  1. Интеллект позволяет получить и усвоить знания. Познания человека с высоким интеллектом более обширны. В то время как ум дает возможность применить полученные знания в реальной жизни.
  2. Интеллект аккумулирует готовые ответы и решения, иногда превращаясь в эрудированность. Умный человек мыслит и лучше и глубже, и способен создавать новые пути и подходы в решении проблем. Другими словами, наличие ума позволяет более широко и глубоко понимать окружающую реальность и действовать сообразно ситуации.
  3. Интеллект склонен к теоретизированию, тогда как ум направлен на постижение конкретных, реальных, чувственно-воспринимаемых явлений.
  4. Человек с умом рационально и грамотно действует в реальной жизни. Человек с интеллектом может одержать уверенную победу в научном споре благодаря своей начитанности, эрудированности, логике, но при этом в жизни совершать много ошибок.
  5. В ситуации неопределенности и необходимости принимать решение нужен ум, а не интеллект. Поскольку именно ум способен прогнозировать результат действий и дальнейшее развитие ситуации.
  6. Образование упорядочивает и совершенствует ум, но не заменяет его. Поэтому в среде интеллектуалов иногда можно встретить не сильно умных людей.
  7. Ум возможен без интеллекта, хотя в этом случае интеллект может быть в зачатке (например, у животных). Интеллект без ума, в смысле рационального или житейского ума, также может быть.

Развитое мышление как основа ума способно компенсировать плохую память, недостаток информации или фактических знаний, поэтому наличие ума для жизни более значимо, чем интеллекта.

Рациональное мышление

Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, чтобы идти в ногу со временем, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям. Умный человек не станет изобретать что-то новое, если для этого нет причин. Он способен проявить гибкость мышления и рациональность, и найти другой, более простой и оптимальный путь решения задачи.

Мышление и интеллект

Нужно уметь рассматривать проблему с разных сторон, искать не одно решение, а иметь несколько запасных вариантов. Высокоинтеллектуальный человек может критически относиться к своим решениям и мыслям, уметь признавать собственное несовершенство и ошибки.

Он не считает себя выше или умнее других, он способен адекватно оценить собственные знания. Самосовершенствование и тяга к знанию помогут сделать себя лучше. Человек с высоким интеллектом никогда не останавливается на достигнутом, он всегда стремится к улучшению.

Мышление и интеллект

Интеллект
— совокупность
умственных способностей человека
,
обеспечивающих успех его познавательной
деятельности. В широком смысле под этим
термином понимают совокупность всех
познавательных
функций индивида

(восприятие, память, воображение,
мышление), а в узком — его мыслительные
способности1. В психологии существует
понятие структуры интеллекта, однако,
понимание этой структуры варьирует в
широких пределах в зависимости

Мышление
и интеллект — близкие по содержанию
термины. Родство их стано­вится еще
яснее, если перейти на обыденную речь.
В этом случае интеллекту будет
соответствовать слово «ум». Мы говорим
«умный человек», обозначая этим
индиви­дуальные особенности интеллекта.
Мы можем также сказать, что «ум ребенка
с воз­растом развивается», — этим
передается проблематика развития
интеллекта. Терми­ну «мышление» мы
можем поставить в соответствие слово
«обдумывание». Слово «ум» выражает
свойство, способность, а «обдумывание»
— процесс. Таким образом, оба термина
выражают различные стороны одного и
того же явления. Человек, наде­ленный
интеллектом, способен к осуществлению
процессов мышления. Интеллект
— это способность к мышлению, а мышление
— процесс реализации интеллекта.

В
психологии существует понятие структуры
интеллекта
,
однако, понимание этой структуры
варьирует в широких пределах в зависимости
от взглядов того или иного психолога.
Например, известный ученый Р.
Кеттел

выделял в структуре интеллекта две
стороны: динамическую — «текучую»
(fluid),
и статическую — «кристаллизованную»
(crystallized).
Согласно его концепции «текучий
интеллект» проявляется в задачах,
решение которых требует быстрой и гибкой
адаптации к новой ситуации. Он больше
зависит от генотипа человека.
«Кристаллизованный интеллект» больше
зависит от социальной среды и проявляется
при решении задач, требующих соответствующих
навыков и опыта.

Можно использовать
и иные модели структуры интеллекта,
например, выделив в нем следующие
компоненты:

  • способность
    к обучению (быстрому освоению новых
    знаний, умений и навыков);

  • способность
    успешно оперировать абстрактными
    символами и понятиями;

  • способность
    к решению практических задач и проблемных
    ситуаций;

  • объем имеющейся
    долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты
на интеллект включают в себя несколько групп
заданий. Это тесты, выявляющие объем
знаний в определенной области; тесты,
оценивающие интеллектуальное развитие
человека в связи с его биологическим
возрастом; тесты, определяющие способности
человека решать проблемные ситуации и
интеллектуальные задачи. Помимо этого,
существуют и специальные тесты. Например,
на абстрактно-логическое или
пространственное мышление, на вербальный
интеллект и пр.

К наиболее известным
тестам такого вида относятся:

  • тест
    Стенфорда-Бине
    — оценивает
    интеллектуальное развитие ребенка;

  • тест
    Векслера
    — оценивает вербальный и
    невербальный компонент интеллекта;

  • тест
    Равена
    — невербальный интеллект;

  • тест Айзенка (IQ)— определяет общий уровень развития
    интеллекта.

Первичные умственные способности

Данные способности составляют основополагающие элементы интеллекта и всей человеческой деятельности. Количество таких первичных умственных способностей довольно велико. К примеру, известный исследователь интеллекта Дж. Гилфорд обнаружил 120 подобных элементарных факторов, благодаря развитию которых повышается качество умственной деятельности любого индивида.

Некоторые первичные умственные способности можно разделить на ряд категорий, перечисленных ниже.

  1. Умение выполнять мыслительные операции. Включает в себя анализ, синтезирование и сравнение объектов и явлений. Сюда же относится создание сложных мыслительных конструкций и умение составлять грамотные выводы.
  2. Вербальные способности. Определяют возможности понимания речи и использования речевых единиц как в ходе собственных измышлений и рассуждений, так и для коммуникации с другими людьми.
  3. Память. Подразумевает максимальные объемы хранимой информации, скорость усвоения и длительного запоминания, а также продолжительность ее доступности для использования в любое время.
  4. Способность к элементарным арифметическим операциям, устному и письменному счету в приемлемо быстрые сроки.
  5. Умение ориентироваться в пространстве, а также визуально определять размеры, объемы и формы различных объектов.

Совокупность данных способностей подразумевает наличие определенного интеллектуального уровня развития индивида. Тем не менее стоит отметить, что все приведенные первичные характеристики редко бывают развиты в равной высокой степени, на что несомненное влияет в определенной степени и наследственный фактор.

Мышление и интеллект

Мышление

Мышление – один из когнитивных процессов. Речь идет, в основном, о работе с информацией, идеями, концепциями. Мышление позволяет человеку находить корреляции, решать проблемы.

Функции мышления:

  • формирование концепций;
  • распознавание и поиск отношений;
  • решение проблем;
  • создание чего-то нового.

Результатом является новая информация, опыт, знания.

Свойства

В отношении мышления различаются несколько свойств:

  • Конвергенция. Возможность придерживаться определенной темы, идти по линии логического контекста.
  • Дивергенция. Также называется художественным, творческим мышлением, характеризуется широким спектром возможностей.
  • Мировоззрение. Определяет, насколько широкие знания и проблемы человек может включить или решить в мышлении.
  • Глубина. Определяет, насколько человек может вдаваться в детали проблемы (например, посредством анализа).
  • Точность (надежность). Определяет, насколько логичны, практичны, правильны идеи.
  • Независимость. Способность решать проблемы может быть более или менее обусловлена помощью других людей.
  • Гибкость. Способность оторваться от мыслительных стереотипов, находить наиболее эффективное решение данной проблемы (например, преодоление функциональной фиксации).
  • Критичность. Способность провести критический анализ отдельных знаний, процесса решения проблемы.

Типы

Мышление делится на несколько типов по различным параметрам.

Конкретное VS Показательное VS Абстрактное:

  • Конкретное – непосредственно относится к практическим предметам, человек думает, что он сделает. Этот вариант непрактичен, длителен, утомителен.
  • Показательное – прежде чем начать что-то делать, человек представляет, как это будет происходить. Этот вариант более практичный и быстрый.
  • Абстрактное – человек не представляет никакие предметы, думает абстрактно. Так, например, решаются математические уравнения.

Аналитическое VS Синтетическое:

  • Аналитическое – анализирует целую вещь, делит ее на более мелкие части, которые снова анализирует.
  • Синтетические – объединение знаний и фактов в одну концепцию.

На практике часто используются оба типа.

Конвергентное VS Дивергентное:

  • Конвергентное – поиск одного правильного решения.
  • Дивергентное – поиск всех возможных вариантов решений.

Ввиду сходства этих типов, они также часто применяются вместе – сначала дивергентное мышление, затем – конвергентное.

Мышление и интеллект

Рассуждение

Это процесс мышления, в котором выводы основаны на информации.

Способы рассуждения:

  • Дедукция – вычитание выводов для конкретного случая из общих правил (из множества определяется один). Пример: Сократ – это человек → человек смертен → Сократ смертен. Дедукция никогда не приносит никакой новой информации.
  • Индукция – идет в обратном направлении, чем дедукция – от одного к множеству. Речь идет об установлении общих правил на основании конкретных случаев. Пример: у Петра есть машина → у Александра есть машина → у всех мужчин есть машины. Индуктивные суждения всегда применяются только с определенной вероятностью, никогда не со 100%. Все научные теории основаны на индуктивном суждении.

Мыслительная операция и решение проблем

Мыслительные операции – это целенаправленное умственное манипулирование психическим содержанием, направленное на решение, как теоретических, так и практических проблем.

Мыслительные операции делятся на 2 категории:

  • Логические операции – регулируются точными правилами, которые не следует нарушать. В процессе решения проблемы человек следует алгоритму (точно так же, как компьютер). Решение – верное и точное. Однако в повседневной жизни это непрактичный и длительный путь.
  • Эвристические операции – сокращенная практика мышления, приводящая к результатам без индивидуального рассмотрения всех вариантов и альтернативных подходов. Результаты оцениваются с точки зрения подходящих/неподходящих. Этот вариант чрезвычайно быстрый и эффективный по сравнению с предыдущим, но он также обременен высоким процентом ошибок.