Характеристика наблюдения как метода психологического исследования
Этический кодекс APA и наблюдения
[https://www.apa.org/ethics/ Этический кодекс] Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Базылова Сабира 3 блок 13 вопрос
Наблюдение (в педагогике) — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым
Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации
Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется.
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
12 стр., 5763 слов
Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук
… психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется … внутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям). * Функция осознания критериев деятельности, их выбора … знаниями. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют …
Виды наблюдения
Преимущества и недостатки метода
В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:
- Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
- Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
- Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
- Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.
Недостатки:
- некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
- наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
- нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.
На результат проведения слежки процесс может повлиять:
- неправильно составленный план действий;
- усталость человека, который проводит слежку;
- гало-эффект;
- ошибки в моделировании разных ситуаций;
- неверное первое впечатление;
- наличие собственных предубеждений;
- социальный статус испытуемого, экспериментатора;
- настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.
Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Принципы проведения и этапы исследования
Последовательность проведения исследования:
- Определяется объект проведения слежки.
- Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
- Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
- Выбирается метод обработки полученных данных.
- Подготавливаются инструменты для слежки.
После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.
В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:
- Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
- Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
- Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
- Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.
Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:
- Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
- Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
- Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
- Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
- Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
- Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.
Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.
Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Плюсы и минусы[править]
Преимущества метода наблюденияправить
- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Недостатки метода наблюденияправить
- Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.
- На результаты наблюдения могут повлиять
- настроение наблюдателя,
- социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
- предубеждение наблюдателя,
- комплексность наблюдаемых ситуаций,
- эффект первого впечатления,
- усталость наблюдателя и наблюдаемого,
- ошибки в оценках,
- «гало-эффект»,
- «эффект снисходительности»,
- ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
- ошибки моделирования,
- ошибка контрастности.
- Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
- Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
- Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
- Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
- Сложность соблюдения операциональной валидности.
По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.