Психологическая коррекция как направление практической психологии

3.2. Психологическая профилактика (поддержка):

— оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;

— предупреждение возможных девиаций поведения;

— оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

— содействие творческому развитию одаренных студентов;

— оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.

Общая психология

Психологическая коррекция как направление практической психологииОсновной отраслью психологии считают общую психологию. Основные ее понятия — это психические состояния, процессы и свойства, которые характеризуют особенности отдельной личности. Кроме психологий эмоций, мышления, женской психологии, к общей психологии относят и психофизику. В общей психологии проводят работу по систематизации полученных в результате экспериментов данных. Ведут разработку теоретических проблем, формулируют основные понятия, принципы и закономерности. Служит фундаментом для развития остальных отраслей науки.

Социальной психологией изучаются различные психические явления, которые появляются во время взаимодействия людей в группах.

В сферу интересов данного направления психологической науки входят:

  • вопросы формирования межличностных отношений;
  • психологической совместимости;
  • внутрисемейные отношения;
  • распространение слухов и вкусов.

Психологией личности человек рассматривается в целом. Выделяют определенную систему психических свойств, их структуру, взаимосвязи со средой.

Интерес для генетической психологии представляет изучение закономерностей человеческой психики и психики животных в течение всей эволюции.

История психологии рассматривает различные подходы и закономерности формирования взглядов на психику, изучает историю психологических исследований в различные эпохи.  Ею используются для исследований такие методы как историко-генетический метод или генетическая реконструкция.

3.1.Психологическая диагностика: 8 стр., 3528 слов Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

… родителей в организации воспитательного процесса в домашних условиях и их участия в образовательном процессе ДОУ. Задача: проанализировать … ., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004. Психологический портрет дошкольника. — Новоуральск, 1999 . 15 … Петербург, Речь, 2005. 23. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду”– М., 2001. Приложение 1 Памятка для …

— изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;

— проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;

— выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;

— выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;

— психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

Психодиагностика

Квалифицированный специалист не начнет оказывать психологическую помощь клиенту до тех пор, пока не составит достаточное представление о его личности. Оценка психики клиента осуществляется с помощью особых «инструментов» – психодиагностических методик.

Хотя психолог и занимается диагностированием, диагнозы он не ставит, а только констатирует выявленные особенности мышления или поведения и использует полученные знания в дальнейшей работе с клиентом. Порой одной психодиагностики уже бывает достаточно для того, чтобы найти причину психологической проблемы клиента и дать ему необходимые рекомендации по ее разрешению.

Психодиагностика не только позволяет узнать о личностных особенностях человека, его мотивах, способностях и так далее, но и занимается прогнозированием развития личности. Именно поэтому так популярны психологические тесты, с их помощью можно самостоятельно и познать себя и узнать в каком направлении и как дальше развиваться.

Методов психодиагностики немало, но самые популярные их них это:

  • наблюдение,
  • опрос,
  • тестирование,
  • методики самооценки,
  • проективные методики.

Методы психодиагностики применяются комплексно и подбираются индивидуально.

Семейные системные расстановки по Хеллингеру

Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.

В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.

Психологическое консультирование

Жизнь человека наполнена трудностями, которые нужно преодолеть, чтобы вырасти как личность. К сожалению, не всегда получается собственными силами справиться с психологической стороной проблемы.  В таком случае не стоит бояться обратиться за помощью к психологу-консультанту.

В работе с клиентом психолог опирается на научные знания, результаты предшествующей консультированию психодиагностики и профессиональный опыт.

Консультирование проводится в форме личных встреч психолога и клиента. Клиентом может быть как один человек, так и группа людей, поэтому выделяют индивидуальное, семейное, производственное консультирование.

Рабочий инструмент психолога – его личность. А основная миссия – раскрыть внутренний потенциал личности клиента для того, чтобы он смог самостоятельно решить свою проблему.

Многие люди заблуждаются, считая, что психологи дают советы. «Не советуй!» – это одно из правил профессиональной этики. Квалификация психолога обратно пропорционально количеству даваемых им советов.

Психолог помогает разобраться в проблеме и найти решение в ходе консультативной беседы. Он делится имеющейся у него полезной для клиента психологической информацией, делает выводы, обобщает сказанное, констатирует факты, прогнозирует и рекомендует, но право выбора как распоряжаться собственной жизнь, остается за клиентом.

Практический психолог, кроме принципа «Не советуй!», в работе придерживается таких «заповедей»:

  1. Не навреди!
  2. Никогда не используй в корыстных целях информацию, полученную от клиента.
  3. Не предлагай свои услуги, пока об этом не попросят.
  4. Делай выводы и выбирай методы работы, не противоречащие науке.
  5. Стой на пути профессионального и личностного роста.

Чаще всего к психологу обращаются в крайних случаях, когда проблема приобрела масштабный характер, а поиски путей ее разрешения привели в тупик. Не всякую проблему можно решить! С некоторыми жизненными трудностями психолог лишь может помочь смириться и принять.

Самые распространенные жалобы, с которыми клиенты обращаются к психологам:

  • проблема затруднений в общении,
  • стресс, связанный с работой или ее потерей,
  • страхи и фобии,
  • депрессии и суицидальные мысли,
  • семейные конфликты,
  • смерть близкого человека,
  • измены партнера,
  • кризисные периоды в жизни.

Не бывает двух одинаковых клиентов, каждое консультирование уникально. Психолог разрабатывает программу индивидуального консультирования и проходит путь личностного роста вместе с клиентом. Вместе, но не вместо него! Ни один психолог не поможет клиенту, если он не захочет помочь себе сам.

3.4. Психологическое консультирование:

— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;

— консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

4 стр., 1925 слов

Самыгин. Психологические типы акцентуации личности

ГЛАВА 4 ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 4.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ C.70-74/ Успешное деловое общение … конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — это преувеличенное развитие отдельных свойств ха­рактера в ущерб другим, в результате … поведения. На основе од­ного и того же темперамента возможна и сильная, и социально нич­тожная личность. Роль …

— консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.

Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен. 

Бихевиористы считали, что сознания не существует, а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.

Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R). Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S). Бихевиористы также считали, что поведение можно контролировать. Для этого нужно правильно подбирать стимулы, чтобы вызвать определенное, соответствующее данному стимулу, поведение.

Психологическая коррекция как направление практической психологии

Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований. Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом, в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.

Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики», в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок», и вывел законы научения. Необихевиорист Б. Скиннер  разработал концепцию оперантного научения, которая включает в себя систему поощрений и наказаний.

Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт». Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.

Узнать подробнее о бихевиоризме можно нажав на данную ссылку!

Гуманистическое направление, 1951

В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности. Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:

  • стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
  • внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
  • гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
  • для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.

Метки

  • Агрессия
  • Александр Романович Лурия
  • Алексей Николаевич Леонтьев
  • Альфред Адлер
  • Аналитическая психология
  • Аристотель
  • Беррес Скиннер
  • Бихевиоризм
  • Борис Герасимович Ананьев
  • Видео
  • Владимир Михайлович Бехтерев
  • Вольфганг Келлер
  • Герман Эббингауз
  • Гештальтпсихология
  • Госы
  • Густав Фехнер
  • Даниил Борисович Эльконин
  • Джон Уотсон
  • Дональд Норман
  • Жан Пиаже
  • Зигмунд Фрейд
  • Иван Михайлович Сеченов
  • Иван Петрович Павлов
  • Индивидуальная психология
  • Интеллект
  • Карл Юнг
  • Когнитивная психология
  • Курт Коффка
  • Курт Левин
  • Лев Семёнович Выготский
  • Лекции по психологии
  • Личность
  • Макс Вертгеймер
  • Марио Понцо
  • Нарушения
  • Отечественная психология
  • Психические процессы
  • Психоанализ
  • Пётр Яковлевич Гальперин
  • Теории
  • Ульрих Найссер
  • Чарлз Шеррингтон
  • Эдвард Торндайк
  • Эксперименты
  • Эрнст Вебер

Клиент-центрированная психотерапия

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Первоначально Роджерса интересовали методы, которые способны изменить поведение и его подход к терапии назывался недирективным. Главную роль в своем подходе Роджерс отвёл взаимоотношениям между пациентом и терапевтом, как важнейшее условие эффективного лечения. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея клиент-центрированного подхода — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс, акцентирует роль терапевта, проявляющего открытость, эмпатию, заботу, честность и конгруэнтность, когда он слушает группу или индивида и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает достоинством, самоценностью и способностью к самоуправлению. Исцеление происходит когда клиент чувствует себя понятым и принятым. Почувствовать себя принятым и понятым — редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете ревность, страх, горе или гнев. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты понимания и принятия.

Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:

— знакомиться с документацией образовательного учреждения;

— участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;

— участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;

— сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;

8 стр., 3530 слов

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

… участвует в организации обучения профессиональным навыкам; . определяет общественные работы для заключенных; . стимулирует заключенных к трудовой занятости; Заметные изменения происходят в учреждениях … открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность … ·в решении административных и финансовых вопросов. Социальная работа занимает свое особое место среди других …

— самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;

— самостоятельно формировать конкретные задачи работы со студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;

— повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

— проводить групповые и индивидуальные социально-психологические обследования;

— участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;

— участвовать в формировании корпоративной культуры;

— вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);

— консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;

— выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации,

участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;

— участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;

— обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Арт-терапия

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение, уход, забота) — метод психотерапии, гуманистической психологии, основанный на творческой деятельности и художественных приемах использующий для лечения и психокоррекции.

Работает при консультировании и терапии взрослых, детей и подростков.

Техника арт — терапии используется при решении: внутри- и межличностные конфликты; кризисные состояния; травмы; экзистенциальные и возрастные кризисы; потери; психосоматические расстройства; невротические расстройства; постсрессовые расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности; многое другое.

Психотерапия

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику. Сегодня рамки этого понятия расширились настолько, что часто смыкаются с понятием «психологическая консультация», так как во время ее проведения психолог может оказать воздействие, относящееся к разряду психотерапевтических, но не выходящее за рамки его компетенции.

Специалист, имеющий высшее психологическое образование и дополнительно обучившийся, к примеру, гештальттерапии, не только психолог, но и гештальттарапевт, а значит, он имеет право в психологическом консультировании применять гештальттерапевтический подход.

Психотерапевт – специалист, имеющий медицинское и/или психологическое образование, то есть психотерапевт – не всегда врач, он может и не обладать знаниями в области медицины.

Психотерапевт «лечит» душу, а то, к каким средствам и методам он прибегает, зависит от психотерапевтического направления, в рамках которого он работает.

Направлений и видов психотерапии множество:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • трансактный анализ,
  • логотерапия,
  • нейролингвистическое программирование,
  • психодрама,
  • арт-терапия,
  • холотропное дыхание,
  • системно-семейные расстановки,
  • когнитивная,
  • позитивная,
  • поведенческая,
  • гипносуггестивная,
  • рациональная психотерапия и многие другие виды.

Выбирать направление следует, опираясь на характер проблемы и личностные особенности. Например, фобии чаще всего лечатся методами поведенческой терапии, а в работе с детьми используют арт-терапевтические методы.

Психотерапия может быть как индивидуальной (очные встречи клиента и терапевта), так и групповой (психотерапевтические группы).

Следует различать работу психотерапевта и врача-психиатра. Эти два специалиста могут работать параллельно с одним и тем же клиентом, но при этом психиатр будет назначать психотропные препараты, воздействующее на организм, а психотерапевт – лечить психику, воздействуя на сознание и бессознательное посредством беседы и взаимодействия с клиентом.

Грамотный специалист, при обращении клиента, оценивает его проблему и определяет, вписывается ли она в рамки его компетенции. Если нет, он перенаправляет или дает рекомендации по обращению к специалисту другого профиля.

Во многих развитых странах нормально и совсем не зазорно обращаться за помощью к практикующему психологу. В нашем же менталитете сохраняется и привычка обращаться к психологу только тогда когда «тянуть уже дальше некуда» и боязнь заработать репутацию «психа»

Важно понимать, что чем раньше клиент обращается к психологу со своей проблемой, тем меньше вероятность того, что ему потребуется помощь психиатра

Ждем Вашей оценки

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2