10 утверждений о генетике: что передается ребенку по наследству, а что

Миф пятый

Люди разных народов различаются по интеллекту.
В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.

А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.

Можно ли унаследовать интеллект

Наследуемость описывает, до какого предела наблюдаемые между нами различия связаны с генетикой. Кажется логичным предположить, что наследуемость со временем снижается из-за различий в окружающей среде, несчастных случаев, болезней. И чем дольше живут люди, тем больше различия между ними должны быть связаны с влиянием окружающей среды. На самом деле ситуация диаметрально противоположна, и исследования показали, что наследуемость интеллекта со временем только растет.

Психогенетики знают, что индивидуальные различия в уровне интеллекта наследуются. Массив работ в этой области — сотни исследований близнецов, приемных детей и их семей — показывает 50% наследуемости. Существует линейный рост наследуемости интеллекта: в младенчестве — 20%, в детстве и подростковом возрасте — 40%, во взрослой жизни — 60%, а в поздней жизни — 80%.

В ДНК не запрограммированы результаты тестов на интеллект, гены только позволяют вам легче учиться. Вы можете изучать более сложные дисциплины и выбрать среду, которая им соответствует, в которой комфортно читать серьезные работы, вступать в дискуссии, общаться с теми, кому нравится обсуждать интеллектуальные вопросы. Таким образом вы создаете условия жизни, которые коррелируют с генетическими задатками. Небольшие различия, которые в младенчестве достигают 20%, растут как снежный ком с течением жизни, когда человек выбирает окружающую среду, соответствующую его генетической предрасположенности. Поэтому наследуемость интеллекта растет в течение жизни, и это нужно учитывать в образовании.

и против

Однако в научных кругах существуют и диаметрально противоположные мнения. В частности, Вольф Кицес привел в своем дневнике подборку таких фактов:• Воспитывающиеся вместе однояйцевые близнецы не достигают максимума в умственном развитии, так как они очень ориентированы друг на друга. Однако если их разлучают (или один ребенок умирает), IQ индивидуума может возрасти на 10 единиц. Этот пример наглядно иллюстрирует важную роль внешних развивающих, а отнюдь не наследственных факторов.• Выявлено, что в среднем уровень IQ наиболее высок у самого младшего учащегося в классе и старшего сына в семье (при прочих равных условиях). Наиболее юный ученик зачастую оказывается и самым слабым, а потому ему приходится активнее развиваться, чтобы «догнать и перегнать» одноклассников. Что же касается первенца, то исследователи полагают, что в семьях при воспитании детей существуют отличные друг от друга интеллектуальные ниши. Обыкновенно первому ребенку достается максимум развивающего внимания, что положительно сказывается на его интеллекте.

Кроме того, ученые определили, что население развитых стран стремительно умнеет. Специалисты полагают, что интеллект людей растет за счет появления новых типов школ, расширения доступа к образованию, обретения инновационных способов обучения, внедрения в жизнь плодов научного прогресса и пр. Все эти моменты позволяют по-настоящему заинтересовать талантливых детей, развить их умственные способности.

Как рассматривают интеллект

В своих исследованиях Флинн использовал тест Стэнфорда — Бине. Это первый тест на измерение интеллекта. Альфред Бине разработал его для проверки школьников. Усовершенствовал тест Лев Термен из Стэнфорда, отсюда и название. Бине рассчитывал, что можно будет вовремя скомпенсировать детей с недостаточным развитием и вернуть в стандартные классы, а вот Термен был пессимистичен и надеялся отделить асоциальные элементы от прочих. Он обрисовывает детей, которым потребуются специальные классы и методики, как «все трудные случаи: слабоумные, физически неполноценные, просто отсталые, прогульщики». Он же замечает, что тесты на интеллект позволяют определить связь умственной отсталости с деликвентностью и заранее оградить общество от таких детей.

Тревога Термена за бедное общество, которое обидят глупые дети, демонстрирует потенциальную проблему всех исследований IQ разом.

С одной стороны, условные ультраконсерваторы смогут подхватить на знамя евгенику. Как позитивную — размножать умных, так и негативную — превентивно давить глупых. А не то мы, мол, получим мир «Идиократии».

10 утверждений о генетике: что передается ребенку по наследству, а что

С другой, общество не так давно согласилось принимать в расчет генетику. Исследователи Роберт Пломин и Йан Дж. Дири пишут:

В 1960-е годы научная среда в очередной раз обсуждает, чтó всё-таки формирует человека, окружающий мир или наследственность. В 1969 году Артур Дженсен публикует в Harvard Educational Review статью об IQ и школьной программе раннего образования. В ней он последовательно заявляет, что:

В общем, Дженсен погулял на всё. Тогда, конечно, не сейчас, но шины ему прокололи, угрозы отправляли, уволить требовали. Хотя он и говорил, что его неверно поняли. Артур Дженсен ошибся. Он воспользовался неверными источниками данных.

Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой

Неважно, будет результат ангажирован группой А, группой Б или, может, корпорации на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях

Научный журналист Оливия Голдхилл цитирует Саскию Селзам, исследователя поведенческой генетики в Королевском колледже (Лондон):

Среда заедает или гены гнилые? Казалось бы, нет разницы, кто виноват, мы и так знаем, что делать: создавать благоприятную среду, ведь генетическая склонность к чему угодно — не приговор, а повышенная вероятность. Но там, где мы говорим об интеллекте, мы говорим о равенстве. Заслуживают ли одни люди больше шансов, чем другие? Почему я так стараюсь, а он всё равно умнее? Мама, мне поставили два, но я не дура, правда, не дура.

Как передают интеллект

Нет и не может быть одного-единственного гена, который кодировал бы интеллект и в теории мог бы передаваться или не передаваться ребенку от родителей. Да, интеллект — полигенный признак. Его составляющие, когнитивные навыки, тоже. Ткнуть пальцем и крикнуть: «Во, интеллект!» — не выйдет. Мы видим лишь частности: так, наблюдается связь между скоростью восприятия и IQ через общие генетические признаки. А ген FNBP1L связывают с и детским, и со взрослым интеллектом.

Наследуемость интеллекта изучали на семьях, на близнецах, на сиблингах (братьях и сестрах), в частности на усыновленных, а теперь еще на огромных массивах данных. Так, исследование интеллекта 2011 года было проведено на данных 3511 взрослых. Было изучено 549 692 снипа — однонуклеотидного полиморфизма (то есть отличия в ДНК в размере в один нуклеотид).

10 утверждений о генетике: что передается ребенку по наследству, а что

При этом авторы полагают, что индивидуальные эффекты конкретных снипов слишком малы, чтобы быть значимыми на уровне геномов, поэтому для их выявления нужна очень, очень большая выборка. Ученые всё ближе подбираются к ней. Так, в исследовании 2018 года исследуется уже 248 482 человека; 187 новых геномных локусов, 538 генов, связанных с интеллектом… Роскошно.

Уровень наследуемости интеллекта при этом линейно варьируется из года в год: от 20 % наследуемости в детстве до 60 % во взрослом и 40 % в подростковом возрасте. С возрастом наши генетические различия всё сильнее определяют наш интеллект, а влияние окружающей среды сходит на нет.

Раньше в науке преобладал взгляд, по которому ребенка формировало окружение, какое бы ни дали. Теперь ученые полагают, что мы, становясь старше, начинаем сами создавать для себя среду, которая коррелирует с генетическими наклонностями, и интеллектуально меняться в соответствии с ней.

В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. Ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. Бабушка была права

А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.

Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта). Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери. Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.

Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. Образование матерей сказывается на школьных успехах детей

Это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.

Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.

Мы могли бы верить в тренировки когнитивных навыков, но пока не видно, чтобы они давали однозначный результат. Кроме одного: к 2020 году индустрия приложений и программ по «тренировке мозгов» превысит 6 млрд долларов.

Гены и хромосомы, передаваемые ребенку

Фотогалерея: Гены и хромосомы, передаваемые ребенку

Факт

Младенцы чаще похожи на пап. Природа «задумала» так, чтобы мужчина сразу увидел в дитяти себя и инстинкт отцовства сформировался быстрее.

На маму или на папу?

Ребенок, как правило, наследует цвет глаз того из родителей, у кого они темнее. Например, у кареглазой мамы и голубоглазого отца, даже если малыш — папина копия, глаза будут, скорее всего, карие.

Если у одного из родителей вьющиеся волосы, то у первенца, скорее всего, тоже будут кудри.

Первый ребенок мальчик? Тогда он наверняка будет похож на маму при помощи ген и хромосом, передаваемых ребенку. Девочка — на папу. В таких случаях говорят: «Счастливым будет».

Ум и сообразительность кроха наследует от мамы. Последнее, кстати, подтверждает и наука. Дело в том, что гены, «отвечающие» за IQ, находятся в Х-хромосомах, которых у женщины две (XX), а у мужчин одна (XY).

Рожденная от гениального отца девочка имеет намного больше шансов прослыть умницей-разумницей, а вот на сыне гениальной личности природа, скорее всего, «отдохнет».

Светлоголовым «в маму» малыш будет только в том случае, если блондины были и среди родственников отца.

Вредные привычки кодируются на генетическом уровне. Алкогольную зависимость определяет ген, ответственный за синтез фермента, расщепляющего спирт. Если ген мутировал, то у ребенка родителей, любящих выпить, возникает склонность к алкоголизму.

Характер по наследству

То, что характер передается по наследству при помощи ген и хромосом, передаваемых ребенку, пока научно не подтверждено. Хотя открытый несколько лет назад учеными «ген агрессивности» уже дал почву для подобного рода разговоров. Правда, практические опыты их опровергли. И все же не зря русская молва советовала, выбирая себе жену, смотреть на будущую тещу. Сколько раз вы уже говорили, глядя на дочурку: «Ну, упрямая — вся в деда!» или замечали в сыне: «Эх, характер — отцовский». Да, все это можно списать на так называемые издержки воспитания. На то, что дитя несознательно копирует поведение родителей, замечая, как они ведут себя в определенной ситуации. Затем повторяет поступок в похожих условиях. Между тем ученые, работающие над расшифровкой генетического кода человека, уже установили, что склонность к вежливому или грубому поведению на 34 % заложена в нас генетически. Остальное определяют воспитание и окружение. И даже выбору профессии мы на 40 % обязаны определенному сочетанию хромосом. По крайней мере, лидерские качества в большинстве случаев передаются по наследству. Быть может, именно поэтому на Руси существовал династийный принцип передачи царской власти — от отца к сыну.

«Ни в мать, ни в отца. »

Действительно, случается так, что сын или дочь совсем не похожи на своих родителей. Они легко могут повторить генотип какого-нибудь дальнего родственника. Или очень дальнего. Причем давно уже покинувшего этот мир.

Непохожесть ни на кого зачастую очень тревожит отца. Скажите любимому мужу, что ваше дитя похоже на вашу прапрабабушку или — и тот на время успокоится.

А еще пересмотрите детские фотографии мужа, свои и увидите: внешность взрослеющего ребенка меняется постоянно и уже через год — два у вашего крохи может проявиться немало ваших черт.

Генетик и доктор философии Дин Хеймер первым заявил о существовании «гена гомосексуализма» в 1993 г, а в 2004 г написал книгу об открытии «гена веры в Бога».

Ученые Великобритании проанализировали характер 609 пар близнецов и оказалось, что если способности к ведению собственного дела, общительность и интравертностъ были свойственны одному из братьев, то они обязательно присутствовали и в характере другого. Даже такая привычка, как желание подолгу сидеть перед телевизором, на 45 % унаследованная. А о «гене гениальности» и возможности его выделения, и даже его внедрения, в генотип какого-то конкретного человека давно и всерьез спорят ученые. При этом предметом спора является нравственная составляющая вопроса, а вовсе не научные гипотезы. Как сказал некогда Шерлок Холмс, глядя на портреты династии Баскервилей: «Вот и не верь после этого в переселение душ!»

Черный, и в полосочку

В 19 веке популярной была телегония. Теория о том, что за внешность крохи отвечают не гены отца, а первый партнер матери. Возникла она после случая, произошедшего в мире лошадок.

Один заводчик решил скрестить зебру с кобылой. Производить потомство от чужака она не захотела. Родившиеся же потом от соплеменника жеребята оказались с зебриными полосками.

Факторы, предопределяющие уровень IQ

За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери. Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела. Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.

Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.

Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.

Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.

10 утверждений о генетике: что передается ребенку по наследству, а что

Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.

Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.

Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.

Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.

Х-фактор

10 утверждений о генетике: что передается ребенку по наследству, а что

Психолог Дженнифер Дельгадо, которая исследовала эту особенность, говорит, что интеллект передается по наследству. Это ученым уже удалось установить. Однако буквально несколько лет назад практически все думали, что умственные способности ребенку передаются в первую очередь от отца.

Сейчас уже можно с уверенностью уверять, что дети наследуют интеллект от матери, потому что гены интеллекта расположены на Х-хромосоме.

10 утверждений о генетике: что передается ребенку по наследству, а что

Разработки и эксперименты ученых доказывают, что интеллектуальное развитие новорожденного изначально определяется Х-хромосомой. Поскольку у представительниц прекрасного пола их две, они чаще оказывают решающее влияние на умственные способности ребенка.

Мир нестандартных размеров: простые правила в одежде для миниатюрных женщин

Раньше вставать и не только: оказывается, стать счастливой — это так просто

Свобода выражения и большие возможности: в чем преимущества славы

Кроме того, исследователи из немецкого университета в Ульме опубликовали итоги изучения генов, которые видоизменяются в результате травм головного мозга. Они выяснили, что большинство из них оказались в Х-хромосоме.

Дельгадо приходит к выводу, что это не случайно. Подчеркивает, что данный факт является еще одним объяснением того, что умственная отсталость чаще встречается у мужчин. Среди представителей сильного пола этот показатель выше на 30%.

Если отец — гений, его сын таким не будет

Безусловно, природой устроено так, что ребенок наследует гены и матери, и отца, но определенные доминирующие качества он перенимает только от своего папы — как хорошие, так и не слишком.

Генетические особенности и качества, наследуемые детьми именно от отцов:

1. Проблемы с сердцем.

Специалисты Университета Лестера в своих исследованиях пришли к следующему выводу.  Мужчины, имеющие определенную хромосому, практически на 50% чаще страдают болезнями, связанными с коронарной артерией (суть недуга — в ослаблении доставки кислорода к сердцу). Данная проблема может передаваться по наследству сыновьям.

2. Расстройства психики.

Среди психических заболеваний, передающихся от мужчин к их детям – шизофрения и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Чем старше отец, тем выше риск, потому что с годами ДНК мужчин поддается мутации. Женщины же появляются на свет с определенным набором яйцеклеток, и их ДНК неизменна в течение жизни.

3. Неровные зубы.

Гены мужчины, отвечающие за зубы и конфигурацию челюсти, активнее, чем женские. От папы ребенок может «получить» не только неровные зубы, но и тонкую зубную эмаль.

4. Проблема, связанная с деторождением.

Ученые утверждают, что невысокое качество спермы, возможно, генетическая проблема. Если ребенок появился на свет в результате процедуры ЭКО, то он, вероятно, также будет бесплодным.

5. Пол будущего ребенка.

Спрогнозировать пол будущего ребенка возможно, изучив генеалогическое древо папы. Если сперма имеет Х-хромосому, то в соединении с Х-хромосомой мамы – на свет появится ребенок женского пола (девочка). Если в сперме заложена Y-хромосома – родится ребенок мужского пола (мальчик). Ученые высказывают предположение, что пока не обнаруженный наукой ген отвечает за процесс распределения хромосом X и Y по сперме родителя.

6. Цвет глаз будущего ребенка.

Так как гены мужчины доминируют над генами женщины, чаще всего скульптура лица и оттенок глаз ребенка будут как у его папы.

7. Рост будущего ребенка.

Рост ребенка зависит от генов отца. У высоких отцов обычно рождаются такие же высокие дети.

Как быть с уровнем интеллекта? Давайте разберемся в этом вопросе.

 1. Уровень интеллекта от отца к его ребенку мужского пола (сыну), к сожалению, не передается. Говоря проще, если отец – гениальный человек, то его сын гарантированно не унаследует его замечательных генов.

2. Идиотизм от отца к его ребенку мужского пола (сыну) не передается (к счастью). Если отец не блещет, как говорится, умом, то его сын будет другим по уровню умственного развития. И это хорошо.

3. Уровень интеллекта от отца генетически может наследоваться лишь ребенком женского пола (дочерью). Но только наполовину.

4. Наследовать уровень интеллекта ребенок мужского пола может лишь от матери, который она наследовала от собственного отца.

5. Ребенок женского пола (дочь) гения будет ровно на 50% так умна, как ее собственный отец, но ее сын будет гением. Если же отец глуповат, то дочь будет в два раза менее глупая, чем ее папа.

6. Вот поэтому женщин-гениев настолько же мало, как и полных идиоток. Но зато гениальных мужчин и тупых мужчин достаточно много. 

Итог для мужчин:

1. Чтобы предположить интеллектуальные способности вашего ребенка мужского пола (сына), присмотритесь к отцу собственной жены (если он профессор, то ваш сын также поразит вас замечательными умственными возможностями).

2. Ваш ребенок женского пола (дочь) может унаследовать лишь 50% вашего ума. Но и ровно столько же глупости, присущей вам, она тоже возьмет себе. По уровню интеллекта дочь будет похожа на вас. А вот ее ребенок мужского пола, то есть сын унаследует все ваши интеллектуальные возможности. Если хотите иметь умных наследников — молитесь о внуке от своей любимой дочери.

3. Ваши интеллектуальные возможности наследованы от матери, а точнее — от деда (ее отца).

Итог для женщин:

1. Ваш ребенок мужского пола (сын) по уровню интеллекта необычайно похож на вашего отца, и корить его такими словами: «ты такой же глупец, как твой папочка» — не совсем правильно. Следует говорить: «ты настолько же туп, как и твой дедушка».

2. Ваш ребенок женского пола (дочка) будет иметь интеллект как у ее отца. Её же дети мужского пола (сыновья) выйдут точными копиями вашего супруга.

Как видите, вполне возможно предугадать интеллектуальные способности и внешние данные вашего будущего ребенка. Знание основ генетики в этом поможет. Главное – какого именно пола будет ребенок.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet