Не ругайте ребенка статья на тему

Нужно ли ругать ребенка?

Не стоит ребенка ругать, так как это слово подразумевает критику личности ребенка. А родители эту ошибку повторяют десятки раз. От них постоянно можно слышать: «Балбес», «Идиот», «Руки-крюки» и другие выражения этого плана. Это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, придавая авторитет родителям. Если же они для ребенка не несут особой ценности, то он может еще больше отдалиться от вас.

Ребенка нужно не ругать, а воспитывать. Воспитание же, в свою очередь – это больше, чем банальная критика. Человеку нужно не только указать на его ошибки, но еще и сказать, как правильно. Если ребенок делает ошибки несколько раз, то нет ничего плохого в том, чтобы обидеться

Если ваше мнение для него важно, то он постарается не повторять

Как не кричать на ребенка: причины со стороны ребенка

Не ругайте ребенка статья на темуЗадумывались ли вы когда-нибудь над своим поведением? Например, вы моете посуду и разбиваете кружку. Молча собираете осколки и со словами «это на счастье» выбрасываете их. Но если ту же кружку уронит ваш ребенок, то во многих случаях последует «Ты почему тут ходишь?!», «Будь осторожнее», «Я же просил(а) не трогать мои вещи». Это происходит без выяснения причины, не стараясь сдержать себя, не учитывая случайности ситуации, да и просто того, что ваш ребенок еще маленький, чтобы быть ловким и умелым, как вы, он не успел научиться быть максимально внимательным.

Кроме возраста, есть другие причины, по котором поведение детей портится, и они не могут сдержать последствие такого расстройства.

Вы слишком многого требуете

Если ваши личные достижения велики, это не значит, что стоит ждать от детей того же. Кроме того, сверх ожидания и упорное настояние на достижении поставленных вами целей могут поломать детскую психику, вследствие чего он вы перестанете получать доверие. Он нервничает из-за неудач и плохо себя ведет, выплескивая негативную энергию. В этом случае дилемма, как не кричать на ребенка, упирается в ваши собственные амбиции — нельзя приравнивать свои способности к тем, что имеет другой человек, тем более малыш.

Вы неправильно воспитываете

Слишком строго или слишком мягко, чересчур много балуете или неадекватно реагируете, сами не в силах сдержать себя в ряде случаев, практикуете постоянный контроль за каждым шагом. Можно проанализировать свой педагогический подход — представьте, что вы сами себе хороший психолог.

Чрезмерная усталость ребенка

И он не в силах ее сдержать. Если он ходит в детский сад или школу, после на факультативные занятия, вечером на принудительное обучение, а потом спать и опять по кругу, не удивляйтесь, что терпите постоянные срывы. Усталость даже взрослому человеку портит настроение, а каково ребенку! Разгрузите его, дайте больше времени на личные дела и отдых.

Не ругайте ребенка статья на тему

Стремление показать свое «Я»

Почти каждый ребенок проходит становление личности через конфликты. У кого-то они незаметные обыденные, а кто-то сталкивается с записками «Я ушел из дома» или заброшенной в вас игрушкой. Родителю нужно стать союзником своего чада, нельзя кричать понапрасну. Хочет экстремальную прическу? Поддержите. Если подозреваете плохие привычки (ругается матом, курит), попробуйте помочь самоутвердиться в чем-то полезном. Отличный вариант – спорт, повышение навыков в любимом деле. Собаку, в конце концов, заведите – пусть выгуливает.

Конфликты дома

Если родители часто повышают друг на друга голос, странно ждать о ребенка, что он будет послушным и прилежным. От атмосферы в семье зависит очень многое — нельзя при детях кричать друг на друга, не подавайте плохой пример, ведь этому может быть одно серьезное последствие в виде сломанного детства.

Такая наследственность

Как говорят часто детские психологи, которым родители жалуются на бунт своих детей, характер складывается из кирпичиков предков. Да, он у всех индивидуален, но, скорее всего, если задуматься, вы найдете массу сходств в поведении ребенка с вами в детстве или с бабушками, дедушками.

Дети часто ведут себя плохо тогда, когда болеют. Причиной может быть и душевная травма (развод родителей, переезд, смена детского сада или школы, потеря близкого). Возможно, малыш не может справиться с чем-то (построить замок, вдеть шнурок и многое-другое), от чего нервничает и поступает некрасиво, даже кричит на взрослых. Правильным будет для родителей разобраться с причиной проблемы до того, как начать кричать на малыша или, тем более, наказать физически. Нельзя применять к ребенку силу только потому, что он не доел суп или уронил вазу — вместо того, чтобы не сдержать себя, сначала разберитесь.

Воображаемый друг ребенка

То, что у ребенка появляются воображаемые друзья, это и не хорошо, и не плохо. По статистики такие персонажи появляются у детей около 3х лет и перестать проявляться в 6-7 лет. Вспомните себя в таком возрасте, вы верили в Деда Мороза, Бабайку и прочую несуществующую, хотя кто знает, живность. Маленькие дети разговаривают с игрушками, пекут куличи из песка и это нормально. В детском возрасте фантазия бьет ключом. Вас же не удивит ваш сорванец, который будет использовать свой горшок, как средство передвижения? Воображаемые друзья ребенка могут быть разными: люди или необычные животные, персонажи из прочитанных книг, собственно выдуманные существа. Может вам стоит напрячь память и вспомнить своих воображаемых друзей, чтобы лучше понять малыша? Ну, а если память вас подводит?

Чаще всего воображаемые друзья появляются у детей, которые мало общаются со сверстниками или своими родителями. В таком случае ребенок придумывает себе друга, с которым он может поговорить или поиграть. Часто родители включаются в эту игру, когда дают лакомство ребенку и его другу.

Тогда малыш съедает все сам, а другу передает от вас привет. Иногда воображаемым другом может стать игрушка вашего малыша. Даже, если ребенок каждый день среди детей, он может «завести» себе такого друга, ведь всем хочется похвастаться перед детьми в садике, о своих проделках.

Другой вид воображаемых друзей — это мальчики для битья. Это опять придуманный персонаж или игрушка, это не имеет значения. Суть в том, что ребенок часто ругает или бьет своего друга за какие-то проказы. Если прислушаться к ребенку во время его общения с воображаемым другом, то вы можете услышать знакомые слова, которыми вы браните своего малыша. Ребенок еще слишком мал, чтобы понимать взрослых и от обиды, он начинает вымещать все эмоции на игрушке. Если у вашего ребенка такие друзья, то послушав его, вы можете узнать много нового о себе.

Когда ребенку не хватает защиты или ему некомфортно в том или ином месте, он придумывает себе защитника. Это существо обещает ребенку помочь с его обидчиками или забрать его туда, где все просто. Этот факт может говорить о стрессе, который присутствует у ребенка. Ребенок пытается улучшить свою жизнь, хотя бы в своих мечтах.

В этом случае родителям стоит найти обидчиков и разобраться с ними. Возможно, вам вместе с ребенком стоит сходить к психологу, ведь дети иногда могут не делиться с родителями своими проблемами.

Бывает так, ребенок придумывает вымышленного персонажа просто потому, что ему скучно. Даже если ваш ребенок очень занят днем, он ходит на танцы, в кружок рисования и прочее, ему может это не нравиться и вызывать банальную скуку. Поэтому родители должны как-то разнообразить жизнь ребенка. Сходите с ним в зоопарк, цирк, театр на детское представление или просто в парк. Часто в своем придуманном мире дети воплощают то, что не могут получить в реальной жизни. Понаблюдайте за ребенком, поймите то, что он хочет. И может быть, если купить ему живого щенка, то вымышленный, пропадет очень быстро. Если у вас нет возможности выводить ребенка ан прогулку, рассказывайте ему много красивых сказок перед сном. Живое общение с ребенком никогда не заменят ни фильмы, ни книжки. Если ребенку не хватает самостоятельности, подумайте, может, вы его слишком привязали к себе?

Итак, что же делать с этим разнообразным миром вымышленных друзей? Лучший совет в этом деле — начать уделять ребенку больше времени. Когда-то можно подыграть ребенку, это сблизит вас.

Нельзя запрещать малышу общаться с вымышленным другом, ребенок продолжит общаться с ним в секрете от вас. Зачем вам тайны?

Когда стоит волноваться? Если фантазия ребенка носит агрессивный характер. Если у ребенка ухудшается сон и аппетит, он начал плохо с вами общаться. И не идет на контакт. У ребенка появляется депрессия. Вот тут стоит сходить к врачу.

В любом случае, не стоит рвать на себе волосы, просто вспомните себя в детстве. Даже, когда люди вырастают, они продолжают общаться с животными, с самими собой в зеркале, пишут о своих проблемах в дневнике. Также и ваш ребенок имеет право на личное пространство.

Стратегия и тактика — наше все

Вы, наверное, заметили, что, начиная с двух лет, в лексиконе вашего ребенка появилась фраза «Я сам!». Он стремится к самостоятельности, и вам не всегда это удобно. Пример с посудой — частный случай. Бывает кое-что и посерьезнее — к примеру, он вырывает руку перед перекрестком, чтобы самостоятельно перейти дорогу, хватает нож, чтобы нарезать хлеб… В общем, у каждого из нас найдется масса подобных примеров. Ну а нам, родителям, что со всем этим делать? Подавлять инициативу, чтобы уберечь малыша от опасности? Или поощрять его самостоятельность, чтобы потом не жаловаться на инфантилизм подростка, его неумение принимать решения?

В первую очередь надо учитывать, что возраст от двух лет в психологии так и называется — период самосознания. Ваш малыш начинает осознавать себя как личность. Не за горами пресловутый кризис трех лет, когда основным мотивом его поведения станет негативизм, то есть стремление сделать наоборот. Одновременно с осознанием себя происходит формирование привычек. Вам же хочется, чтобы ваш ребенок во взрослой жизни вел себя как цивилизованный человек? Тогда надо четко решить для себя, что поощрять, что запрещать, за что ругать и главное — как ругать. Выработайте четкую тактику поведения и не отступайте от нее ни за что!

Ребенок никого не слушается: 4 причины плохого поведения ребенка

Не ругайте ребенка статья на тему

Ребенок болеет хроническими заболеваниями. Его организм ослаблен, он обеспокоен и раздражен. Это непременно сказывается на поведении ребенка.
Постоянно простужается. Опять же ослабленный организм, который подвергается различным вирусам и инфекциям. Неокрепшая детская нервная система тоже страдает. Хорошее настроение у ребенка отсутствует, а вот раздражительности и постоянного недовольства – это с горкой.
Без режимность

Важность последовательности и режима для растущего детского организма – это залог его чувства безопасности. Когда режим отсутствует, ребенок не организован, он не понимает ему сейчас спать пора или играть? А сейчас кушать или идти купаться? У него отсутствуют правила распорядка дня и, соответственно, его раздражает непонимание и неуверенности в следующем шаге.
Причина – следствие

Только после 7 лет дети в состоянии проводить параллель между тем, что они сделают, и тем, что из этого получится. А до этого возраста, ребенок учится исключительно на своих ошибках, на своих попытках попробовать, узнать и понять. Никакие родительские попытки объяснить и уберечь просто не находят в детском понимании своего места.

Если ребенок с малку неукоснительно слушается родителей во всем, не перечит и не истерит, рано радоваться. Такие дети вряд ли вырастут в самостоятельных, инициативных и целеустремленных личностей.

Отрицательные симптомы

А вот что делать с проявлением отрицательных признаков? Когда ребенок перестает подаваться контролю, родители чаще всего пытаются призвать его к порядку, долго и нудно рассказывают о его ошибках, ругают и наказывают. Однако дите обычно даже не пытается вникнуть в то, что говорят взрослые

Поэтому важно знать, как вести себя в подобных случаях

Не ругайте ребенка статья на тему

Отрицательные симптомы:

  • Все, что просто для взрослого, ребенку непонятно. Он высказывает свое несогласие абсолютно на любое утверждение родителей.
  • Отрицание — отказ на каждое предложение, просьбу, поручение.
  • Недоступность — отсутствие реакции на обращение родителей.
  • Упертость. Ребенок настаивает на своем, продолжая спор, хотя вопрос, по мнению мамы и папы, уже давно исчерпан.
  • Неповиновение. Игнорирование обязанности, исполнение которых не вызывало раньше проблем.
  • Хитрость.
  • Требовательность. Школьник настойчиво и бесконечно напоминает родителям о том, что они ему когда-то обещали.
  • Капризность — это проявление, присущее детям более раннего возраста, но иногда характерно и для школьников 7-8 лет.
  • Болезненная реакция на критику возникает нечасто. В такие моменты ребенок обижается, может заплакать или нахамить.

Как же воспитывать ребенка?

В первую очередь, нужно во всем знать меру. Если вы будете кричать на ребенка за каждые пустяки, то ваша цена в его глазах попросту упадет. Тогда все, что вы ему будете говорить, обернется простым смехом. И в дальнейшем нужно задавать вопрос в гугле «Что делать, если ребенок смеется, когда его ругают». А причина ведь очень проста.

Если вы будете его ругать слишком мало, то он станет разбалованным и дальше вам будет еще труднее. Вы имеете право гневаться.

Обычно дети, не подростки, признают авторитет родителей над собой. Более того, они не один раз убеждались в том, что мама права.

Например, ребенку запретили сидеть долго за компьютером, когда у чада из-за этого начала болеть голова или спина.

Главное – дать ребенку понять, что, когда вы гневаетесь, это — не банальная эмоциональная вспышка. Ваше дитя должно понимать, что гнев сопровождается его непослушанием. Если говорить более конкретно, то гнев – это неконтролируемая вспышка эмоции, когда человека попросту что-то достало.

Вот ваш ребенок должен понимать, что он вас достал, если вы гневаетесь. Но не стоит это вербализировать. Он сам должен до этого додуматься. В таком случае вы его учите быть внимательным к другим людям.

За что ругать

Если самостоятельные действия малыша безобидны для его здоровья и безопасности (как, например, в случае с посудой) — не ругайте его. Понятно, что для устранения последствий такой «помощи по хозяйству» вам потребуются время и силы. Но оно того стоит. Поверьте, инфантильный подросток, которого когда-то убедили, что он неумеха, которому и в руки-то дать что-то страшно, — вызывает досаду у всех окружающих, в том числе у собственных родителей.

Разумеется, ни один здравомыслящий родитель не позволит ребенку самостоятельно переходить дорогу, хватать острые предметы — словом, делать то, что может угрожать его жизни и здоровью. В данном случае запреты должны быть озвучены категоричным тоном. Кроме того, в каждой семье есть еще дополнительные ограничения, не связанные с угрозой безопасности. Скажем, нельзя брать бумаги с рабочего стола родителей, нельзя трогать компьютер, рвать книги и т.д. Запретов хватает. Главное, чтобы они были разумными. И вот на их нарушения следует реагировать сразу и ни за что не «давать слабину»

И вот тут-то мы подошли к самому важному вопросу воспитания — как же реагировать?

Вместо того, чтобы ругать:

– Объясните

– Покажите

– Помогите

– Научите

Не ругайте ребенка статья на тему

Да, объяснять и показывать иногда приходится много раз. Но ведь и ходить ваш ребёнок научился не сразу – понадобилось время. Вы же не ругали его, пока он этому учился? К малышам у нас как-то больше терпения, умиления и поддержки.

Обучайте вместо ругани – это прекрасная помощь ребёнку в том, чтобы он знал, как действовать в той или иной ситуации правильнее, лучше, безопаснее, разумнее.

Представьте, что вы только-только учитесь играть на пианино, рядом с вами сидит учитель и твердит:

– Ты как руки держишь?

– Неправильно!

– Здесь не этот аккорд!

– Ты каким местом думаешь?

– Плохое звучание!

– Нельзя так ноты брать!

– Это никуда не годится!

Не ругайте ребенка статья на тему

И другой пример:

– Локоточки подними выше.

– Тут нужна нота «До».

– Возьми аккорд ля минор.

– Пальчики закругли.

– Тут нужно звонко и громко.

– Тут нажми тихонечко.

– Уже намного лучше, скоро получится!

– Что тебе непонятно?

Совершенно два разных подхода, правда?

В одном – учитель констатирует: всё плохо, неправильно, не так. Говорит раздражённо, недовольно. НЕ объясняет и не помогает научиться тому, что пока непонятно.

Во втором – фокус учителя на том, КАК помочь, объяснить, показать, поддержать. Говорит спокойно, доброжелательно, уточняет – что непонятно? В чём нужна помощь?

Это метафора разных подходов к воспитанию.

А как чаще всего делаете вы?

Не ругайте ребенка статья на тему

Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания

Не ругайте ребенка статья на тему

Первое правил воспитания

На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).

Таким образом ребенок чувствует вашу заботу

И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться

Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.

Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.

Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.

Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.

Важно: всегда у ребенка должен быть человек:

  • которому ребенок доверяет
  • который будет его баловать
  • с которым можно повеселиться
  • который его учит чему-то новому и интересному.

Второе правило воспитания

Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.

Третье правило воспитания

Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».

Четвертое правило воспитания

Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.

Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.

Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.

Как ругать

Надеемся, телесные наказания в вашей семье не в ходу — нет нужды объяснять, почему их надо исключить сразу и безоговорочно. Можно, скажем, в ответ на нарушение ребенком запрета чего-то его лишить (скажем, просмотра мультфильма).

Мы поговорим о том, как должно выглядеть наказание словесное. Надо сказать, что мало кто умеет ругать правильно. Уверены, многие из вас, прочитав это, усмехнутся — мол, велика наука! Уж что-что, а отругать-то мы сможем. А вот и нет!

Задумайтесь, что для вас означает отругать ребенка? Накинуться на него с криком, возгласами «Что ты наделал! Как посмел!»? Смеем вас заверить, неэффективно, хотя и громко. Во-первых, информации — ноль. Не исключено, что малыш даже и не поймет, что же он такого страшного натворил. Ну а во-вторых, подобная агрессия ничего не вызовет, кроме ответной агрессии.

Нередко мы наблюдаем, как родители провинившегося малыша буквально бросают в него обвинения: «нехороший», «непослушный», «неумелый» и так далее — список можно продолжать до бесконечности, тут уж каждый ведет себя в зависимости от способностей и темперамента. Тоже не выход. Вы, наверное, слышали, читали в статьях и книгах по психологии, что если человеку много раз повторить, что он непослушный, он в конце концов с этим смирится и станет вести себя соответствующим образом. Так что умерьте свой пыл. Помните — на ваших глазах формируется личность, и нельзя ни в коем случае это развитие подавлять.

Как научиться языку общения с подростком

Да, для ребенка необходимо каждодневное общение с родителями, дом, семья – это базовая вещь. Психическое и физическое благополучие начинается для каждого ребенка с того, в какой обстановке он просыпается, говорят ему «доброе утро» или нет, ловит ли он на себе внимательный, заботливый взгляд родителей или…

Для того, чтобы понимать, что волнует вашего ребенка сейчас, в данный момент, ему нужно уделять 10-15 минут вашего времени ежедневно, а не только по выходным дням. И это только его время, без телефона, еды и телевизора. Ребенок должен чувствовать, что его любят, что он родителям не безразличен, им интересуются, интересуются его жизнью, его увлечениями. Это вроде бы звучит как общие слова, но на самом деле – это конкретные рекомендации, без выполнения которых не обойтись.

Если не получается найти общего языка с ребенком, надо идти к специалисту, к психологу. К нам в Московскую службу психологической помощи населению родители приходят часто именно по таким вопросам, жалуясь, что не могут наладить диалог со своими детьми. Когда начинаешь анализировать ситуацию, выясняется: родители не умеют разговаривать со своими детьми. Они или сразу начинают на ребенка давить, стремятся поставить его на место, дают понять, что в диалоге с ребенком они главные. Или просто пропускают мимо ушей все, что ребенок им говорит, о чем спрашивает. А с ребенком, тем более с подростком, надо договариваться, причем по-дружески, уметь выслушать его позицию, доступно и понятно изложить свою.

Нужно все время быть за столом переговоров, общаться, идти на компромиссы, обсуждать какие-то вещи – все это требует времени и большого терпения. Потому что подросток раздражает своей непоследовательностью, претензиями, самонадеянностью.

Это все надо уметь принимать. И через это, справившись с эмоциями, все равно с ним говорить и помнить, что он еще не способен самостоятельно справиться со своими чувствами и проблемами.

Если у ребенка в семье есть поддержка, он может справиться с проблемами, которые у него возникают и в школе, и на улице. Без поддержки родителей, один, он может и не справиться, и тогда здесь начинает работать принцип все увеличивающегося снежного кома: проблемы, с которыми ребенок не справляется, могут накапливаться, деформировать его личность, развиваться в комплексы, влиять на его учебу, поведение и самочувствие.

Кризис 8 лет

Если вашему ребенку идет восьмой год, это еще не значит, что кризис прекратится сразу после того, как вашему чаду исполнится 8 лет. На самом деле кризисом дошкольного или младшего школьного возраста принято считать период от 5 до 9 лет. Когда он начнется и закончится у вашего малыша, неизвестно, так как это зависит от многих факторов.

Не ругайте ребенка статья на тему

Школа — одна из причин, которая может спровоцировать кризис

Родители должны принимать во внимание, что в школе ребенку приходится следовать другим правилам, отличающимся от домашних, и заниматься по расписанию. При этом на уроках ребенок может вести себя без нареканий и замечаний со стороны учителя, но, придя домой, становиться совсем неуправляемым

Такое поведение не пройдет незамеченным для родителей.

Как ругать ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму

На самом деле, чтобы не нанести психологическую травму ребенку, его нужно ругать уж слишком интенсивно. Годам к десяти большинство детей привыкает к тому, что временами родители могут быть недовольны их поведением. Поэтому психологической травмы у них не будет.

Главное – поменьше унижать, а превносить побольше конструктивной критики. В таком случае дети будут попросту счастливы, что вы их учите жить.

Кстати, желательно постоянно ребенку говорить, что вы ругаетесь не потому, что он такой плохой. Объясняйте ему, что причина вашего крика в том, что вам не нравятся определенные действия.

Воспитывайте в ребенке личность, которая в первую очередь уважает чужое мнение, а потом только думает о том, чтобы навязывать свое. Пусть уважение других людей будет личным мнением вашего ребенка.Итак, основных законов, как правильно ругать ребенка, два:

  1. Соблюдайте меру.
  2. Используйте лишь конструктивную критику (никаких «потому что я так сказал» быть не должно. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок реагировал аналогичным образом на эту же фразу, но от других людей?)

Что делать

Не ругайте ребенка статья на тему

Проанализируйте результаты опроса и свои чувства. Не кажется ли вам, что причина кроется в родителях:

  • Непослушание и капризы ребенка – результат непонимания его просьб или подавления его как личности.
  • Переживания из-за того, что ребенок позорит, выставляет не в лучшем свете – результат зависимости родителя от чужого мнения или создания завышенных требований для ребенка.

Я говорю это не для того, чтобы усилить чувство вины, а чтобы вы поняли, что работать нужно над собой.

Крики родителей – это крик о помощи, признание собственного бессилия, педагогического провала. А может быть, вас беспокоит что-то стороннее (работа, отношения с партнером), но вы вымещаете злость на ребенке. Или так выходят ваши комплексы, неспособность управлять эмоциями. Или вы оказались заложником жизненного сценария, навязанного вам вашими родителями.

Не ругайте ребенка статья на тему

Итак, что делать:

  1. Научитесь отличать вину от ответственности. Вина – это негативная оценка, отношение к ситуации. Ответственность – это признание факта, понимание своей сопричастности к случившемуся. Чувство вины разрушительно, признание ответственности необходимо и полезно.
  2. Определите истинную причину срывов. Признайтесь сами себе, какие чувства кроме гнева испытываете. Подумайте, как это исправить, как устранить стрессогенный фактор.
  3. Изучайте возрастные нормы и особенности развития детей. Раздражение спадет, если вы поймете и примете своего ребенка. И если индивидуальные особенности понять сложнее, то есть общие принципы развития, которые прописаны в любом учебнике или популярной литературе по психологии. Например, дети 3-4 лет плохо ориентируются во времени, они не могут мыслить абстрактно, а потому понятия не имеют, сколько длится час, как быстро пройдут 15 минут. А в момент кризиса трех лет детям нужна свобода, уважение их личности, поощрение самостоятельности.
  4. Выходите из «заточения», устраивайте личную и социальную жизнь. Социальная изоляция, невозможность разделить заботу о ребенке с кем-то еще заставляет видеть причину личного неблагополучия в ребенке.
  5. Восстановите ресурсы организма. Крик – примитивная защитная реакция в ответ на усталость, перенапряжение, переутомление, недосып, недоедание, депрессию, хронические заболевания, усталость от жизни и прочее.
  6. Избавьтесь от идеализма и перфекционизма. Не пытайтесь быть лучше всех, идеальным родителем или воспитать идеального ребенка по придуманному образцу. Будьте собой и позвольте ребенку быть собой.

Будьте готовы к срывам. Вам предстоит изменить привычки, сломать стереотип поведения и построить новый. На это уйдет несколько месяцев. При срывах и разочаровании в себе, возврате чувства вины перечитывайте первый пункт рекомендаций. Снова выделяйте факты и стройте новый план действий.

Как правильно наказывать

Не ругайте ребенка статья на тему

Воспитание без наказаний действительно невозможно, но нужно выбирать педагогически правильные способы и соблюдать баланс порицания и похвалы.

Как правильно наказывать детей:

Спокойным голосом выражайте свое недовольство, давайте оценку поступкам, а не личности ребенка.
Четко определяйте границы наказания, и лучше делать это заранее. Придерживайтесь двухуровневой системы наказаний: сначала предупреждение, объяснение ситуации и подробное объяснение будущего наказания, потом само наказание. Если вы еще не объяснили, что красть игрушки других детей нельзя, то нельзя и наказывать малыша за это. Объясните, а уже в следующий раз накажите. Ребенок должен заранее знать, чем он жертвует, если сознательно нарушает ваши требования. И должен понимать, за что его наказывают

Уделяйте внимание мелочам, точному указанию времени и продолжительности наказания.
Подробно объясняйте свое недовольство, почему поступок ребенка расценивается как плохой. Старайтесь понять позицию ребенка, выслушивайте его мнение, причину поступка.
Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым, но учите его ответственности

Для этого сами анализируйте каждую ситуацию и определяйте причастность ребенка.
Придерживайтесь единой воспитательной позиции с мужем, другими родственниками. Всегда сдерживайте слово, не обещайте того, что не сможет сделать («я тебя убью за это»). Избегайте двойных стандартов, например, если вы запрещаете ребенку кричать на вас и других людей, то и сами не имеете права кричать на него и кого-либо.
Проговорите, что вам неприятно наказывать ребенка, но вы вынуждены это сделать, потому что его поведение противоречит нормам семьи. Объясните, какое поведение устроило бы вас. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, почему так нельзя делать.
Не ставьте ребенка в угол – в таком положении расслабиться, успокоиться и осмыслить поведение не получится.
Не позволяйте наказанию зависеть от вашего настроения.

Нельзя оскорблять, высмеивать, бить, публично наказывать ребенка и сравнивать его с другими детьми или вами в детские годы. Недопустимо лишать ребенка еды, но оставить без десерта или пиццы можно. Нельзя игнорировать другие физиологические и эмоциональные потребности («я тебя больше не люблю», «я не буду с тобой разговаривать»). Нельзя угрожать, запугивать и унижать ребенка.

Не ругайте ребенка статья на тему

Похвалы в детско-родительских отношениях всегда должно быть больше. Мы охотнее выражаем негатив, лучше замечаем чьи-то недостатки и ошибки. Учитесь выражать позитивные эмоции, не обесценивайте хорошее поведение ребенка.

Критика должна быть конструктивной

Итак, во-первых, вам надо четко представлять, за что вы ругаете ребенка. За то, что он разорвал книгу? Вот и объясните ему по возможности спокойным тоном, почему книгу рвать нельзя. Вы уже объясняли вчера, а позавчера два раза? Охотно верим. Но поверьте и вы — малышу трудно смириться с запретами. Количество обязательно перейдет в качество. Информация, озвученная строгим, но спокойным голосом, без крика и надрыва, рано или поздно будет усвоена. Если книга для вас ценна — уберите ее подальше от соблазна. На нижнюю полку положите детскую книгу из плотного картона — ее и разглядывать интереснее, и порвать гораздо сложнее.

Во-вторых, если речь идет о том, что он что-то сделал не так — устроил на кухне потоп, пытаясь помыть посуду, разбил мамины безделушки, пытаясь вытереть пыль, испортил игрушку и так далее — ваша задача не только объяснить, что именно не так, но и дать позитивный пример, то есть показать, как надо. Это и есть воспитание.

Помогите ребенку сформировать правильные, полезные привычки и не душите его самостоятельность. Ругайте только за проступки и, кстати, не забывайте, когда надо, поощрять.