Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

Развитие лидерских качеств

Невозможно стать неформальным лидером за день или неделю, для этого потребуется определенное время. Всеобщее признание зависит от многих факторов, на которые можно стараться повлиять. Для этого определите, к какому типу лидерства вы хотите стремиться и распишите подробный план действий.

Залогом успешного лидерства является искренность и открытость. Каждый подчиненный хочет, чтобы его начальник не обещал его уволить каждый раз, когда тот совершит ошибку, а руководитель — чтобы сотрудники уважали и ценили его как личность.

Шесть главных правил успешного лидерства:

  • брать инициативу в свои руки;
  • никого не обвинять;
  • отбросить конфликты;
  • создать вокруг себя дружескую атмосферу;
  • не сравнивать себя с другими;
  • не бояться ошибок.

Лидерство может быть как формальным, так и неформальным. Если вы доброжелательный начальник или активный сотрудник, который хорошо относится к своим подчиненным и коллегам, у вас есть все шансы получить звание «успешный неформальный лидер». Для этого не нужно прилагать много усилий. Выберите стратегию действия, двигайтесь навстречу цели, и у вас обязательно все получится!

Роль реального лидера

Реальный лидер может выполнять несколько разных ролей:

«Дирижер». Выполняет задачу, поставленную перед ним руководством, не стремящимся к излишнему демократизму. Выстраивает отношения в коллективе в соответствии с заданным ему начальством курсом

Для него важно осознавать собственную значимость благодаря испытываемой руководством потребности в его помощи.
Отличается исполнительностью и дружелюбием, благодаря чему медленно, но верно движется по карьерной лестнице.

«Рубаха-парень». Общительный и обаятельный человек, который легко втирается в доверие к отдельным представителям коллектива

При помощи позитивного настроя, которым заражает других людей, настраивает коллег на выполнение изначально нудных и рутинных задач с энтузиазмом. Испытывает удовольствие от ощущения, что находится с руководителями на одном уровне.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

«Серый кардинал». Скрытный и немного занудный человек, который предпочитает действовать тихо и эффективно. Он с удовольствием находится формально на вторых ролях, прекрасно осознавая реальную важность своего положения. Подобная тайная власть доставляет ему удовольствие. Обращает внимание на мелочи и нюансы, благодаря чему всегда находит подход к любому человеку. Прекрасный манипулятор и первоклассный стратег.

«Бунтарь». Выбирает свою позицию негласного лидера только из-за желания влиять на массы с целью организации бунта. Цель его деятельности заключается в постановке условий, борьбе за права ущемленных и других агрессивных действиях, никак напрямую не связанных с реальными целями группы. Он борется ради самой борьбы, а конечная цель вторична.

Формальный и неформальный

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

Все специалисты склоняются к делению лидеров на два типа: формальный и неформальный.

Формальный (номинальный) — занимающий определенный социальный статус или должность человек, в соответствии с которыми он наделяется определенными властными полномочиями.

Это руководители различного уровня: начальники отделов, заведующие, директора и т.д. Такие люди несут персональную ответственность за ошибки, допущенные их коллективом. Их задачей является организация работы, достижение поставленных целей.

Неформальный (реальный) — человек, которого уважают и ценят все члены группы не из-за его статуса или положения, а из-за присущих ему моральных качеств. Такая личность обладает умом, харизмой, обаянием.

Это всегда сильный и позитивный человек, который внушает окружающим уверенность и спокойствие. Он способен оказать влияние на членов группы и направить их деятельность.

В чем разница?

Формальный лидер всегда действует в рамках тех полномочий, которыми его наделили. Если его профессиональные качества соответствуют занимаемой должности и дополняются высокими моральными характеристиками, то такой руководитель может иметь действительную власть над коллективом.

Если же уровень его профессионализма не вызывает доверия подчиненных или личные качества мешают установлению положительного психологического климата в коллективе, то функция вожака остается лишь номинальной.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

Члены группы будут подчиняться такому человек только в рамках исполняемых ими обязанностей, но ни о каком признании авторитета здесь речи идти не будет.

Неформальный лидер обладает способностью оказывать влияние на остальных членов группы благодаря своим деловым и личностным качествам.

В трудовом коллективе реальными представителями власти, как правило, являются опытные специалисты с высоким уровнем знаний своих обязанностей.

Кроме профессионализма эти люди демонстрируют уверенность в себе, надежность, ответственность. Также они всегда обаятельны, общительны, справедливы. Такой неформальный авторитет обладает гораздо большей властью, чем реальный руководитель.

Это объясняется тем, что в организации с полноправным действующим руководителем, пользующимся уважением подчиненных, неформальный лидер в принципе не может появиться.

Формальное и неформальное лидерство — что это значит и в чем разница:

Типы неформальных лидеров

Роль неформального лидера заключается в управлении коллективом без официального статуса и полномочий руководителя. Выделяют два типа неформального лидерства: операционный и эмоциональный. Оба типа может сочетать один человек, или это могут быть разные люди.

Операционный лидер — эксперт, который выступает авторитетом для коллег

Операционный лидер влияет на стиль работы, создавая культ определенных технологий. Если такому человеку понравилась какое-либо программное обеспечение, то он будет активно о нем рассказывать, обучать других и всячески его продвигать. В коллективе операционный лидер — образец того, как надо работать.

Эмоциональный лидер — человек, который влияет на отношение к работе 

Часто такие люди не являются экспертами и признанными специалистами, но это обязательно яркие личности. Иногда это «мамонты», которые дольше всех работают в организации, помнят приход каждого сотрудника, его рост и становление.

Эмоциональный лидер знает все традиции и ратует за сохранность привычного уклада. В этом кроется опасность, потому что каждая организация сталкивается с необходимостью изменений. Смена руководства, расширение или переориентирование рынка, реструктуризация производства, экономический кризис и другие факторы диктуют необходимость перемен. Это всегда сопряжено с напряжением и часто служит причиной конфликтов. 

Причины появления «неформала»

В первую очередь важно выявить причины появления неформального лидера. Как правило, он «закрывает» те позиции, которые «не вытягивает» лидер административный

В управлении людьми есть формальная сторона — выдача задач и распоряжений, контроль, поощрение и наказание и т.д., а есть другой аспект — создание и поддержка рабочих межличностных отношений (мотивация, обучение, решение конфликтов внутри коллектива). Вспомните: в армейских подразделениях были две руководящие персоны, отвечавшие за коллектив, — командир и комиссар. Задача командира сводилась к достижению внешних целей, реализации приказов. Задача комиссара — поддержка внутреннего климата коллектива. И это разделение было вполне оправдано: одному человеку очень сложно быть и командиром, и «отцом родным», отвечать и за высокие результаты, и за позитивные внутренние процессы.

Со временем за официальным руководителем сохранились роль и полномочия командира: именно на нем ответственность за результат, административные права, ресурсы, позволяющие осуществлять власть над людьми. Но второй пласт — влияние и управление психологическим климатом коллектива — никуда не исчез

Поэтому, помимо официального начальника, в коллективе появляется неформальный лидер, который реализует упущенные управленческие функции (чаще всего это внимание к сотрудникам, психологическая поддержка и помощь, мотивация и обучение персонала)

Первый и идеальный вариант для организации — умение руководителя совмещать и реализовывать обе составляющие управления. Такой подход особенно важен, если сам коллектив небольшой — пять — семь человек, и появление второго лидера может вызвать противостояние просто по закону «маленькой территории».

Второй вариант — введение должности, по которой будет закреплена ответственность за психологический климат и внутренние процессы работы с персоналом. Так, во многих организациях и фирмах за последние пять — десять лет появилась позиция директора по персоналу, а в крупных компаниях — целые отделы по работе с сотрудниками и организационному развитию.

Третий вариант — сотрудничество или расставание с неформальным лидером. Если уж есть человек, которому коллектив доверяет, авторитет которого признан и которому люди сами передали полномочия на управление и власть, сделайте его своим союзником, помощником в достижении поставленных целей. Если же выяснится, что это «серый кардинал», нацеленный на власть и реализацию исключительно своих персональных амбиций, расставайтесь с ним, но так, чтобы это было наименее болезненно для коллектива и организации.

Для реализации третьей стратегии руководителю понадобится потратить силы и время на диагностику — определение неформальных лидеров коллектива и понимание их целей.

Неформальный лидер: враг или опора руководителя?

В зависимости от человека и его модели поведения становится понятно, кем он приходится руководителю и главе фирмы.

Опорой руководителю неформальный лидер становится в том случае, когда его идеи не идут в разрез с установленными нормами главой фирмы. Они – инициаторы, идейные личности, благодаря чему компания только укрепляется и развивается. Неформальные лидеры устанавливают положительную атмосферу в коллективе, они помогают новичкам быстрее освоиться и стать частью организации.

Деструктивный лидер – полная противоположность конструктивному. Цель такого человека – подорвать авторитет главы, чтобы его решения казались сотрудникам необъективными и необоснованными. Такой подход только понижает эффективность работы коллектива, нарушает мир и порядок внутри его.

Увольнять деструктивного лидера – не вариант, важно понять его цель и перехватить ее. Главное – оказывать мощное влияние на сотрудников и подвергать сомнению своими поведением слова лидера

Только при серьезных изменениях и ответственном подходе получится достичь желаемого результата и восстановить свой авторитет!

Разница понятий

Понятие формальный лидер означает обязательный набор характеристик:

  • в силу занимаемой должности обязан принимать решения и осуществлять координацию сотрудников, хоть и не всегда по своей природе является лидером;
  • на нем лежит ответственность за деятельность подчиненных.

Существуют ситуации, в которых формальный лидер может потерять авторитет в глазах своих сотрудников, и они по какой-либо причине могут не признавать его лидерство в коллективе.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

Преимущество, которым он обладает – официальные полномочия, являющиеся фактором, определяющим его главенство в коллективе. Но порой заверений на бумаге бывает недостаточно.

И часто это играет не в их пользу. Лидерство формальное же возникает в момент подписания акта о принятии сотрудника на работу и не имеет человеческого фактора, потому в неформальной группе всегда присутствует неофициальный лидер, а в формальной – официальный руководитель.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

Неформальный лидер – это человек, который не наделен руководящей должностью и не имеет достаточных полномочий для управления персоналом, но обладает властью над сотрудниками. Главное его преимущество заключается в том, что он имеет более тесную связь с коллегами, вследствие чего может быть более влиятельным, чем формальный лидер.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

Часто выбирают такого человека, у которого есть качества, отсутствующие у главного руководителя.

Изучите реальную ситуацию

Хороший лидер всегда думает об интересах команды. Поэтому полезно сначала изучить отношения и традиции в коллективе. Первое время можно просто наблюдать: к кому чаще всего обращаются за помощью, а кого стараются лишний раз не беспокоить. Замечайте нюансы поведения других сотрудников: как они реагируют на критику, часто ли хвалят коллег, легко ли соглашаются на дополнительную работу. Так вы будете лучше ориентироваться в обстановке.

Избегайте слишком активного или чересчур закрытого поведения. Лучше наблюдать за ситуацией, аккуратно строить отношения с новыми коллегами и не пытаться искусственно ускорить процесс сближения. Сотрудники, которые очень стараются подружиться с вами, могут преследовать собственные цели. Сохраняйте адекватную дистанцию, общайтесь со всеми коллегами одинаково вежливо, не демонстрируя никому явного расположения в первое время.

Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров

Встреча в обществе двух лидеров – формального и неформального – может привести к столкновению интересов. Умные руководители умеют усмирить пыл неформальных управленцев, а иногда и сделать их если не своими друзьями, то соратниками. Хорошо, когда от влияния неформального руководителя продуктивность работы растет, но бывают и противоположные ситуации. Все неформальные активисты делятся на два типа.

  1. Конструктивный – влияет на рабочий процесс положительно. В его интересах выстроить доверительные отношения как с сотрудниками, так и с начальником. Он руководствуется интересами компании и реализует идеи, способствующие ее развитию, является главным создателем корпоративной культуры компании.
  2. Деструктивный лидер пользуется своим влиянием не всегда во благо начальства. Провоцирует остальных сотрудников сопротивляться решению руководителя, ставит под сомнение его авторитет и строит козни против руководителя.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

Большинство неформальных лидеров своей активной позицией показывают свое стремление к более высокой занимаемой должности. Но часто случается так, что официальный руководитель не одобряет таких начинаний. Это происходит потому, что не все «неформалы» хорошо разбираются в бизнесе компании либо у них не хватает некоторых навыков, и порой недостаточно лишь одной влиятельности.

Случается так, что, добившись своей цели – повышения, – он перегорает и перестает к чему-то стремиться либо коллектив выбирает себе нового любимчика, и решения бывшего неформального руководителя перестают быть такими же значимыми, как раньше.

Неформальный лидер — Психологос

​​​​​​​Неформальный лидер — тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности. Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Мотиватор.

Как правило, это тот человек, c которым окружающие хотят быть рядом. Хотят быть рядом не в силу договоренностей, служебной иерархии и тому подобных обстоятельств, а благодаря его качествам, привлекательности.

Неформальному лидерству можно научиться, но к этому навыку стоит относиться так же, как к навыку вождения спортивным автомобилем: можно умело на большой скорости рассекать дороги и ставить рекорды, а можно в пылу азарта и докататься до неприятностей. Часто социальная адекватность и неформальное лидерство вещи не совместимые.

С одной стороны, навык неформального лидерства тяжело выключается. С другой стороны, неформальный лидер может быть отвергнут социумом, если не примет специальных мер. Один из элементов адекватного лидерства — это самоконтроль.

Обаяние — одна из важнейших черт неформального лидера. Неформальный лидер должен уметь нравиться. Но уметь нравиться — это не означает, что он ставит перед собой цель — понравиться. Уметь нравиться — это инструмент, который может использовать неформальный лидер — средство, но никак не цель.

Неформальное лидерство прочно связано с позитивом

Очень важно уметь выдавать позитив свободно — не заискивая и не доминируя. Людям нравятся сильные и позитивные личности

Сценарии проявления неформального лидерства

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Вот некоторые типичные сценарии проявления неформального лидерства:

  1. Оно возникает ситуативно: каждый человек может стать лидером, причем разного типа, при благоприятных обстоятельствах.
  2. Неформальные лидеры могут естественным путем сменяться при появлении новых людей в коллективе. Или при смене основного лидера — то есть начальника.
  3. В принципе в коллективе могут быть несколько таких лидеров, которые неплохо сосуществуют друг с другом. Бывают случаи, когда все члены команды выполняют роль того или иного типа лидерства и работают весьма и весьма эффективно.
  4. Есть неформальные лидеры, которые страстно желают стать формальными. Такому человеку нельзя предлагать вторую роль, это его никак не устроит. Он предпочтет остаться «серым кардиналом», если ему все-таки нравится манипулировать людьми исподтишка, либо может превратиться в антилидера, что чревато кризисом. Если неформальный лидер уходит из группы, то в ней всегда начинаются брожения, которые длятся не день и не два, и нужно длительное время, чтобы в коллективе снова появился такой человек. Поэтому хороший руководитель всегда должен уметь вычленять неформальных лидеров, общаться сними, делегировать им свои полномочия и, самое главное, уметь их поощрять и мотивировать.

Все зависит от того, нужно ли человеку быть главным. Часто лидером быть небезопасно: это значит быть в эпицентре внимания, рисковать, отказываться от определенных потребностей. Но сейчас лидерство — один из самых ярких признаков социальной значимости

Это слава, внимание, лучшие куски

Поэтому многие проходят тренинги лидерства, не подозревая, что там их ожидает стресс, если они не рождены быть главными. Другое дело, бывает, что у некоторых лидерские способности проявляются ярче. И в этом случае возникает тот самый феномен неформального лидерства в рабочем коллективе.

Неформальные лидеры, как и формальные, бывают разных типов.

Дело в том, что каждому человеку хочется влиять на ситуацию. И он делает это с помощью тех средств, которыми владеет лучше всего. Иногда люди осознают, каким потенциалом они владеют, иногда — нет. Но картина в группе от этого не меняется.

Типы неформальных лидеров

Неформальные лидеры бывают разных типов. Это может быть Светлая личность, Дельный человек, Глава оппозиции, Серый кардинал…

Лидер, лидерство

Лидер – первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других. Лидер в па…

Стили лидерства

Стиль лидерства — стиль влияния, характерный для разных типов лидерства. Стиль лидерства описывается…

Типы неформальных лидеров

Формальный лидер

Формальный лидер (номинальный) — человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто офиц…

Качества руководителя

Деловой лидер должен быть настойчивым, решительным и способным отдавать приказы, принимать решения, контролировать и направлять деятельность коллектива. Лидер на работе должен уметь:

  • определять постановление задач группы, которой он руководит;
  • конструктивно доносить их до служащих;
  • убеждать в необходимости поставной цели;
  • мотивировать максимум сотрудников на быстрое выполнение задач;
  • поддерживать авторитет в коллективе;
  • сохранять спокойствие независимо от ситуации;
  • оперативно реагировать на любую смену обстановки;
  • широко и позитивно мыслить;
  • достигать поставленных целей, несмотря на препятствия;
  • прислушиваться к мнению других;
  • строить правильные вопросы;
  • идти на риск;
  • строить долгосрочные планы и достигать результата;
  • сбрасывать балласт.

Проблема лидерства и руководства состоит в том, что не всегда руководитель наделен качествами лидера. Помимо качеств, руководитель должен уметь вести себя по-лидерски.

Лидерство и руководство

Довольно часто путают лидерство и руководство. Но это не слова-синонимы. Для того чтобы понять, что такое лидерство и руководство, необходимо рассмотреть их различия.

Основные различия лидерства и руководства

Лидерство

Руководство

неофициальные отношения официальные отношения
психологическая основа социальная основа
может быть руководителем может не быть лидерским
ставит и реализует цели самостоятельно ставит цели и способы их достижения посредством усилий подчиненных
лидерство основано на доверии, ведет за собой последователей подчинение коллектива обязательно, применяются меры наград и наказания

Основные сходства:

  • лидер и руководитель могут быть одновременно и тем, и другим;
  • являются представителями власти;
  • могут оказывать влияние на окружение.

Можно сделать вывод, что лидерство — это влияние на своих последователей без использования мер принуждения и наказания. Авторитет лидера зависит от его личностных качеств и способности защиты интересов группы.

Руководство оказывает влияние посредством применения официальных полномочий. Занимаемая должность наделяет руководящими полномочиями, но не лидерскими качествами.

Основные виды

Стремление к лидерству — это желание занять достойное место в обществе. И оно свойственно всем людям. Согласно стилю принятия решений в коллективе и методов подхода к разрешению задач, определяются виды лидерства: авторитарное, либеральное или демократическое.

Авторитарный лидер

Авторитарное лидерство предоставляет руководителю возможности автономно принимать решения, а также подразумевает подчинение всех членов коллектива руководству. Выполнение принятых решений контролируется. Руководитель имеет право критиковать и без объяснения причин применять меры для наказания подчиненных, что вызывает массовое недовольство в коллективе.

Недостатки авторитарного вида лидерства:

  • высокая вероятность принятия ошибочных решений;
  • безынициативность и пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность коллектива;
  • тяжелая моральная обстановка.

Такой стиль целесообразен только в критических ситуациях: авария или угроза жизни. Авторитарный стиль способен подавить массовые недовольства.

Либеральный лидер

Либеральному виду присуще отсутствие контроля, четкости в требованиях. Существует возможность непредсказуемых мер наказания.

Такая личность проявляет тенденцию регрессии, характеризуется отсутствием стимула работать, недовольством сотрудников руководством и всей работой. Климат в коллективе неблагоприятный. Негативное влияние людей друг на друга выражается скрытыми конфликтами.

Демократический лидер

При демократическом виде человек привлекает коллектив к обсуждению наиболее важных задач и целей, принятию решений. Группе предоставляется определенный уровень свободы в обсуждении и стимулировании рабочей активности.

Такой лидер является наиболее эффективным. Высокая вероятность принятия верных решений, хорошие показатели производительности труда, благоприятная психологическая обстановка. Такой вид лидерства — показатель профессионализма руководителя и хорошего лидера.

Как стать неформальным лидером

Вы прочли это, поняли, что тут про вас? Вам всегда хотелось стать первым среди равных, заслужить уважение? Вы хотите работать? Тогда вот ряд советов, с которых неплохо бы начать:

Снизьте давление на других.
Знайте тех, с кем работаете.
Помните о важности поддержки.
Будьте хорошим последователем.

Рассмотрим подробнее.

Не давите

Лидер не должен быть самым умным, быстрым, лучше всех выглядящим. Им может быть любой, но раз уж им решили стать вы, то учтите, что остальные могут не согласиться. Просто сказав, что теперь ответственность на вас, можно привлечь больше проблем, чем пользы. А мы не хотим портить отношения ни с официальным начальством, ни с нашими «последователями». Ненавязчивость — ваше лучшее оружие в превращении группы людей в команду.

Будьте выше

Вашей основной задачей является мотивация команды на обсуждение целей. Чем больше будет высказано идей и приведено примеров, тем эффективнее вы. Но, конечно, каждый из обсуждающих будет считать свой вариант лучшим. В этом случае вы должны помочь отсеять те из них, что очевидно не подходят (естественно, при помощи аргументов) и, когда останется самый состоятельный из вариантов, вы удивитесь. Ведь все будут смотреть на вас, чтобы получить финальную оценку решения. Постарайтесь звучать уверенно. Если все уже так, то к вам и вправду относятся как к лидеру.

Знание группы

Ваш босс определяет работу, которую вам нужно проделать. Но вот кто ее будет делать и как? Это уже зависит от вас. Лучшим вариантом будет, конечно, хорошо знать, кто к чему склонен, на что способен. Но в большинстве случаев это придется узнавать в процессе работы. Вы получите честные ответы. Люди, имеющие тягу к какому-то занятию, не упустят шанса показать вам в нем свою квалификацию. Если на какой-то участок работы вызвался только один человек, то пусть он ей занимается. Если их двое или больше, то пусть обсудят между собой, кто лучше подойдет. Прислушайтесь к их аргументам (и подчеркните это!), выберите того, кто, по вашему мнению, справится лучше.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

Вы не одни

Не забывайте, что вы не должны делать все в одиночку. Обращайтесь к своей группе, спрашивайте и просите помочь. Всегда принимайте лучший план действий, даже если он был придуман не вами. Прислушивайтесь к жалобам и чужим проблемам, но подмечайте и собственные ошибки. Ради выгоды команды занимайтесь работой, в которой вы хороши, даже если это не совсем то, чем вы хотели бы заниматься. Помните, что ваша основная цель — это не просто быть лидером, а быть лидером в составе команды, которая успешно справилась со своим заданием.

Вы не всемогущи

За вами нет никакой официальной силы, вам нечем прикрыться. Вы не можете нанимать, увольнять или наказывать кого-то, так что не забывайте, почему к вам прислушиваются. Ваше неформальное лидерство определяет не ваша позиция, а ваши поступки и личностные качества. Вы не можете отдавать прямые приказы, так что вы потратите уйму времени просто на то, чтобы подтолкнуть людей к правильному пути.

Но у этого есть и хорошая сторона. Ваша ответственность куда ниже, вам простительны ошибки, все ваши подчиненные — ваши друзья.

Хороший последователь

Если вы хотите вести за собой людей, то должны быть готовы сами идти за кем-то. Этот небольшой парадокс на самом деле куда логичней, чем кажется. Вы не можете быть лучшим во всем, и этот факт означает, что ради успешного выполнения цели вам придется довериться тому, кто понимает в текущей задаче больше. Не беспокойтесь, ведь от этого вы не только не потеряете авторитет, но еще и вселите уверенность в своих коллег.

Также немаловажный факт — собственное постоянство! Вам придется следовать своему собственному примеру, это тоже требует некоторых особенностей характера. Присмотритесь к советам выше. Все они подразумевают вас не только раздающим указания и определяющим правильный курс, но и самим ему следующим. Лидер не сможет вести кого-то, если за ним не будут следовать, но и сам не продвинется, если не будет двигаться вместе с командой.

Не бойтесь роли новичка

Вы не останетесь новичком навечно. Со временем вы получите больше опыта, освоитесь в команде и будете расти в том направлении, которое выберете. Но и перепрыгнуть через ступень адаптации не получится. Поэтому стоит смириться, что какое-то время вы будете находиться в роли начинающего неопытного сотрудника.

В роли новичка есть свои преимущества. Вы можете задавать любые вопросы, изучать процессы, ошибаться — другие сотрудники с пониманием отнесутся к этому. Спокойно принимайте свой временный статус. Так вы покажете, что способны адекватно оценивать ситуацию и справляться даже с не слишком комфортной для большинства ролью.

Виды

Группы неофициального лидерства наделены общими качествами, но имеют различия. Всего выделяют 5 разновидностей.

  1. Организатор. Такой лидер занимается организационными вопросами. Он налаживает тайм-менеджмент, составляет планы и графики, организовывает четкое распределение обязанностей. Он может быть недостаточно эмоционален и харизматичен, за счет чего его идеи могут остаться непризнанными, хоть и полезными.
  2. Рубаха-парень – человек, наделенный хорошей фантазией, у него в запасе всегда куча идей. Он душа компании. Обладает сильной энергетикой и обаянием, его задумки практически всегда всем импонируют. Его отличает то, что он может вдохновлять коллектив на их выполнение. Работоспособность таких людей напрямую зависит от их настроения и одобрения от коллег. Он общается как со своими коллегами, так и с руководством на равных.
  3. Бунтарь – такой сотрудник всегда знает, в какой момент и что нужно сказать, умеет правильно выразить свою мысль. Он часто спорит и доказывает свою правоту начальнику. Такой человек – борец за справедливость. Он постоянно отстаивает чьи-то интересы и провоцирует бунты, вызывает привязанность у своих коллег, и в случае, если он увольняется из-за конфликта с начальником, вслед могут уйти и другие работники компании.
  4. Дирижер – первый человек, к которому обращается руководитель, если не хочет выстраивать отношения со своими починенными, но желает донести до них информацию и получить необходимую реакцию. Такие люди отличаются дружелюбием и завоеванным доверием окружающих, поэтому являются хорошими организаторами продуктивной работы. Их нельзя назвать абсолютными лидерами, потому как самостоятельные решения даются им сложнее, чем выполнение поручений начальника.
  5. Серый кардинал – сотрудник, который не претендует на главенство, но имеет влияние в коллективе. Он внимателен к мелочам, и это дает ему возможность манипулировать людьми. Это герой второго плана, но, находясь в тени, он успешно руководит процессом.

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

История

Формальное и неформальное лидерство среди учащихся старших классов

В древности вождей нередко наделяли сверхспособностями.

Они обладали даром убеждать, подчинять. Полководцы, вожди, фараоны были наделены большим умом, властью, данной Высшими силами.

В 1517 году Макиавелли написал тракт «Государь». С этого началось серьезное изучение лидерства и выдвижение различных теорий.

Фр. Гэлтон в в 1869 году предложил теорию, согласно которой черты лидера являются врожденными

В первой половине 20 века началось серьезное изучение явления лидерства. Считалось, что у лидера должен присутствовать набор определенных черт характера.

Это умственные, физические способности, а также потребность к власти, доминировании, самоуверенность и другие качества личности.