Нейропсихология обучения

Глазодвигательные

Ребенок к трем годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 гр. по вертикали и 180 гр. по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других, сферах, например, в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребенок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после – он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая то, что учитель совсем не говорил.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память). Глазодвигательные упражнения помогают устранить неадекватные содружественные движения

Например, когда ребенок на что-то смотрит, у него включается язык в лучшем варианте, но, как правило, всё тело. Когда ребенок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т.п

Глазодвигательные упражнения помогают устранить неадекватные содружественные движения. Например, когда ребенок на что-то смотрит, у него включается язык в лучшем варианте, но, как правило, всё тело. Когда ребенок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т.п.

Реабилитация

Область планирования и реализации реабилитационных программ, осн. на нейропсихологических данных, находится еще в «младенческом» состоянии. Систематических научных исслед. в этой области практически не проводилось, несмотря на растущий интерес к проблемам пациентов с церебрально-васкулярными расстройствами и с травмами головы. Гораздо больше было сделано для инвалидов с периферическими нарушениями. Работы таких ученых, как Диллер, Бен-Ишей, Гертсман, Гудкин, Гордон и Вайнбергер, указывают на потенциально высокий уровень помощи, к-рую можно предложить на основе методик когнитивного восстановительного обучения даже людям с относительно тяжелыми расстройствами.

Расписание тренингов и семинаров9

21 марта
Суббота

Курс «Нейропсихологические методы диагностики, коррекции и обучения»

 
Подать заявку

2 месяца (130 ак. часов) группа выходного дня

Москва

Институт современных психологических технологий (Парацельс)
Елена Геннадьевна Тимощенко

21 марта
Суббота,
12:00

Тренинг для женщин «Путь к богатству»

 
Скидка 500Р

3 часа

Москва

Проект «Путь гармонии — тренинги развития личности»
Андрей Сахас

25 марта
Среда,
10:00

Курс ТетаХилинг «Ты и Творец. Гармоничные отношения, часть 2-я». Познай себя и создателя

 
Скидка 1000Р

2 дня

Москва

Галина Пупышева

28 марта
Суббота,
10:00

Последний в этом году выездной тренинг «Путь коуча. Мост к новым знаниям»

 
Скидка 15%

2 дня, 16 часов

Москва, Лосиный остров

Юлия Александровна Данилина
Дмитрий Лескин

9 апреля
Четверг,
17:00

Курс ТетаХилинг «Ты и Творец. Гармоничные отношения, часть 2-я». Познай себя и создателя

 
Скидка 1000Р

2 дня

Москва

Галина Пупышева

11 апреля
Суббота,
14:00

Двухдневный практический семинар «Нейрофизиология осознанности и научно обоснованная медитация с использованием нейроинтерфейсов»

 
Подать заявку

2 дня

Москва

Институт Традиционной Восточной Медицины
Максим Тихомиров

23 апреля
Четверг,
10:00

Курс ТетаХилинг «Ты и Творец. Гармоничные отношения, часть 2-я». Познай себя и создателя

 
Скидка 1000Р

2 дня

Москва

Галина Пупышева

2 мая
Суббота,
10:00

Курс ТетаХилинг «Глубинные раскопки» (Dig Deeper)

 
Скидка 1000Р

2 дня

Москва

Наталия Александровна Гладнева

Теория системной динамической локализации высших психических функций. Пересмотр понятий «функции» и принципов ее локализации.

Теория системной динамической локализации высших психических функций — оригинальная теория, предложенная Л. С. Выготским и развитая А. Р. Лурия, объединяющая мозговую организацию психических процессов; теоретическая основа нейропсихологии. Т. с. д. л. в. п. ф. тесно связана с общепсихологическими представлениями о высших психических функциях, как о системных по своему строению, прижизненно возникающих, социально детерминированных процессах, опосредованных знаками и символами (главным образом речью), произвольных по способу управления.

Согласно данной теории мозг — это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров психической функции. Совокупность этих структур составляет определенную функциональную системы или морфо-физиологическую основу конкретной психической функции. Таким образом, высшим психическим функциям как системным образованиям соответствует их системная мозговая организация. Динамический характер этой организации проявляется в онтогенезе и при компенсации нарушенных функций. Т. с. д. л. в. п. ф. смогла объяснить, почему при поражении одного участка мозга появляются одновременно нарушения не одной, а целой совокупности функций и почему одна и та же психическая функция нарушается при самых различных локальных поражениях мозга.

6 стр., 2783 слов

Тема 1. Строение и функции спинного мозга. 4

… отражения действительности. Память – это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди … литература, прочие актуальные источники информации. 1. Строение и функции спинного мозга Спинной мозг состоит из 5 отделов: — шейный; — грудной; … учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической …

Т. с. д. л. в. п. ф. позволила по-новому объяснить нейропсихологические синдромы и — главное — дать качественную оценку нарушениям высших психических функций.

Одним из существенных достижений современной физиологической науки является коренной пересмотр понятия «функции», который привел к новым взглядам на ее локализацию. В свете современных данных «функция» перестала пониматься как

свойство, непосредственно связанно е с работой определенных, высокоспециализированных клеток того или иного органа. В свете рефлекторных представлений И. П. Павлов, а она стала пониматься как результат сложной рефлекторной деятельности, объединяющей в совместной работе «мозаику «из возбужденных и заторможенных участков нервной системы, которые осуществляют анализ и синтез, сигналов, доходящих до организма, вырабатывают систему временных связей, и обеспечивают тем самым «уравновешение «организма со средой. Именно поэтому

коренным образом изменилось и представление о «локализации функций», которая стала пониматься как формирование сложных «динамических структур» или «комбинационных центров», которые состоят из «мозаики» далеко от стоящих пунктов нервной системы.

Методологические основы современной нейропсихологии.

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, их можно разделить на две группы. 1 — методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а 2 — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Что касается первой группы, то здесь выделяют сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения).

4 стр., 1879 слов

Блоки мозга и функции психического отражения

… Блоки мозга и функции психического отражения Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества … исследования, проводимые как у нас в стране, так и за рубежом, показывают, что общие закономерности высшей нервной … , детально изучена благодаря современной хирургической технике и методам электрического раздражения коры (путем введения в нее …

Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга.

Для дальнейшего чтения

  • Arnold, M.B. (1984). Memory and the Brain. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Attix, D.K. & Welsh-Bohmer, K.A. (2006). Geriatric Neuropsychology. The Guilford Press: New York.
  • Beaumont, J.G.(1983). Introduction to Neuropsychology. Guilford Publications Inc. ISBN 0-89862-515-7
  • Beamont, J. G., Kenealy, P.M., & Rogers, M.J.C. (1999). The Blackwell Dictionary of Neuropsychology. Malden, Massachusetts,Blackwell Publishers.
  • Cabeza, R. & Kingstone, A. (eds.) (2001) Handbook of Functional Neuroimaging and Cognition. Cambridge, Massachusetts: MIT Press.
  • Christensen, A-L. (1975) Luria’s Neuropsychological Investigation. New York: Spectrum Publications.
  • David, A.S. et al. (eds.) (1997). The Neuropsychology of Schizophrenia: Brain Damage, Behaviour, and Cognition Series, East Sussex,UK, Psychology Press.
  • Hannay, H.J. (1986). Experimental Techniques in Human Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Hartlage, L.C. & Telzrow, C.F. (1985) The Neuropsychology of Individual Differences. New York: Plenum Press.
  • Kertesz, A. (ed.) (1994). Localization and Neuroimaging in Neuropsychology. Academic Press: New York.
  • Kolb, B., & Wishaw, I.Q. (2003). Fundamentals of Human Neuropsychology (5th edition). Freeman. ISBN 0-7167-5300-6
  • Levin, H.S., Eisenberg, H.M. & Benton, A.L. (1991) Frontal Lobe Function and Dysfunction. New York: Oxford University Press.
  • Lezak, M.D., Howieson, D.B., & Loring, D.W. (2004). Neuropsychological Assessment (4th ed.). New York: Oxford University Press.
  • Loring, D.W. (ed.) (1999). INS Dictionary of Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Llinas, R (2001) «I of the Vortex». Boston, MIT Press.
  • Luria, A. R. (1973). The Working Brain: An Introduction to Neuropsychology.
  • Luria, A.R. (1976). Cognitive Development: Its Cultural and Social Foundations. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press
  • Luria, A.R. (1979). The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psychology. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press
  • Luria, A.R. (1980). Higher Cortical Functions in Man. New York: Basic Books.
  • Luria, A.R. (1982). Language and Cognition. New York: John Wiley & Sons.
  • Luria, A.R. (1987). The Mind of a Mnemonist. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
  • Luria, A.R. & Tsvetkova, L.S. (1990) The Neuropsychological Analysis of Problem Solving. Orlando: Paul M. Deutsch Press.
  • McCarthy, R.A. & Warrington, E.K. (1990). Cognitive Neuropsychology: A Clinical Introduction. New York: Academic Press.
  • Mesulam, M-M. (2000). Principles of Behavioral and Cognitive Neurology — 2nd Ed. New York: Oxford University Press.
  • Miller, B.L. & Cummings, J.L. (1999) The Human Frontal Lobes. New York: The Guilford Press.
  • Rains, G.D. (2002). Principles of Human Neuropsychology. Boston: McGraw-Hill.
  • Shyrochyn, V.P. Arhitectonics of Thinking: The Conception of Human Brain Organization as Multiprocessing System :   / V.P. Shyrochyn, V.E. Mukhin // Proc. of the 3-rd International Workshop on Artificial Neural Networks and Intelligent Information Processing. ANNIP-2007, Angers, France, INSTICC-Press, Portugal. — Angers, France, 2007. — № 1. — С. 21 — 29.
  • Stuss, D.T. & Knight, R.T. (eds.) (2002) Principles of Frontal Lobe Function. New York: Oxford University Press.
  • Tarter, R.E., Van Thiel, D.H. & Edwards, K.L. (1988) Medical Neuropsychology: The Impact of Disease on Behavior. New York: Plenum Press.
  • Heilbronner, R.L. (2005) Forensic Neuropsychology Casebook. New York, London. The Guilford Press.

Преподаваемые курсы:

► Нейропсихология►Патопсихология
►Психосоматика и психология телесности

►Детская клиническая психология
►Детская нейропсихология
►Детская патопсихология
►Психотерапия: теория и практика
►Методологические проблемы клинической психологии
►Психологические теории психозов
►Психология неврозов
►Семейная психотерапия
►Нарушение развития в детском возрасте
►Практикум по психотерапии консультированию
►Психологическая супервизия

Реализуемые образовательные программы:

37.05.01 Клиническая психология. Специализация «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»37.05.01 Клиническая психология. Специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»

Курсовые работы.

1.     «Вовлеченность в компьютерные игры и психологическое благополучие»2.     «Взаимосвязь внутриличностных и кросскультурных факторов в формировании академической прокрастинации»3.     «Внутренняя картина болезни у лиц с депрессивными состояниями»4.     «Особенности суицидального поведения людей с глубокими нарушениями зрения»5.     «Когнитивные личностные особенности представительниц радикального феминизма»6.     «Проявление тревожности и выраженных страхов у младших школьников с трудностями в общении с различными нейропсихологическими особенностями»7.     «Особенности личностной и эмоциональной сферы подростков с различными мотивами самоповреждения»8.     «Особенности усвоения и автоматизации базовых компонентов счетных операций у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении (нейропсихологический подход)»9.     «Сравнительная характеристика семейных отношений у лиц с созависимостью и сверхзависимостью от родителя»10. «Динамика мотивационной сферы лиц с зависимым поведением на разных этапах реабилитации»11. «Взаимосвязь параметров семейной системы и внутренняя картина болезни у детей, страдающих сахарным диабетом первого типа»12. «Субъективное благополучие и уровень самооценки у лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов — колясочников)»

Выпускные Квалификационные Работы.

1.«Динамика развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста с разным типом онтогенеза (нейропсихологический анализ)»
2. «Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями счета (нейропсихологический подход)»
3.«Психологические особенности женщин с различной динамикой снижения веса»
4.«Особенности представлений о времени  у младших школьников с различным типом дизонтегенеза»
5.«Образ родителей у подростков с зависимостью от психоактивных веществ»
6.«Исследование особенностей обоняния при гипосмии и депрессивных состояниях»
7.«Взаимосвязь агрессивности и социальной фрустрированности пациентов больных шизофренией с разным уровнем комплаенса»8.«Особенности взаимосвязи отношения к смерти и психологических защит у лиц с разным уровнем агрессивности»«Нарушения зрительных и зрительно-пространственных функций у больных шизофренией»
9.«Особенности внутренней картины болезни мужчин и женщин с различной дерматологической симптоматикой»«Нейропсихологический анализ нарушений памяти у больных шизофренией»«Отношение к телу и особенности полоролевой идентичности у девушек, склонных к развитию расстройств пищевого поведения»«Дифицит процессов переработки информации разной модальности у детей со слабостью произвольной регуляции деятельности»

Места проведения практик: 

▻ГОУ Школа 831
▻ГОУ Школа № 1321 (Ковчег)

▻ГБУЗ ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ.

▻ГОУ Школа 843
▻Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» (3 курс)
▻ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой ДЗМ»

Кафедра ежегодно организует и проводит следующие научные конференции:

1.     «Диалоги о болезни» (сентябрь)
2.     «Психиатрия и психоанализ: Клинические диалоги» (октябрь).
3.     Международные чтения, посвященные памяти Л. С. Выготского. Клиническая секция (ноябрь).

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

  1. Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.
  2. Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные.
  3. Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

Гештальт-терапия

Лучшие нейропсихологи Москвы для лечения пациентов широко применяют метод гештальт-терапии. Суть метода заключается в следующем: не объяснять пациенту, но дать ему самому возможность быть неразрывным, целостным, присутствующим сейчас и здесь, понимать и уважать себя. Первая часть названия метода означает «целостный образ». Что делает нейропсихолог, который применяет метод гештальт-терапии? Он изучает опыт пациента контактировать с собой, со средой, окружающей его, и с другими людьми.

Основной психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании следующего:

  • как человек контактирует;

  • как он может прервать этот опыт;

  • как клиент замечает или игнорирует свои потребности и желания.

Любые техники лишь являются способами реализации сути гештальт-терапии, ее фундаментального подхода. Нейропсихологи, владеющие методом гештальт-терапии, используют следующие базовые техники:

  • Экспериментирование. В ходе терапии нейропсихолог предлагает клиенту не просто рассказать о чем либо, но развернуть свой рассказ исходя из принципа «здесь и теперь»;

  • Работу со сновидениями. Сон рассматривается как совокупность проекций отдельных частей личности сновидца, позволяющих обнаружить некое «экзистенциальное послание», с которым спящий обращается к самому себе;

  • Телесную работу.

Нейропсихологи используют целостный подход к опыту пациента. Гештальт-терапевт принимает в расчет телесные и эмоциональные проявления наравне с когнитивными процессами и другими феноменами пациента.

Эмоции – частные проявления опыта человека. При патологических процессах они могут быть закрыты или нарушены. Эмоции нельзя рассматривать по отдельности, если целью работы является восстановление целостности.

Для того чтобы получить консультацию нейропсихолога в Москве, обращайтесь в Юсуповскую больницу. Вы можете записаться на прием, позвонив в любое время суток по телефону контакт-центра.

Не педагогикой единой…

Современные учителя приходят к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда всегда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. Приверженцы нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.

Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия. Во время Великой Отечественной войны врачу приходилось работать с травмами головы без должных диагностических инструментов. Он практически угадывал, с какой травмой имеет дело. На помощь пришли разнообразные тесты. В мирное время методика тестов продолжила развиваться, раскрывая ученым секреты мозга. 20-30 лет назад появилось ответвление науки — детская нейропсихология.

Как работает нейропсихология? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Нейропсихология – упражнения

В нормальном состоянии мозг регулирует сам себя, при нарушении психологического равновесия, возникновении проблем с психикой, врожденные программы регуляции дают сбой, поэтому важна своевременная коррекция. Коррекционная нейропсихология для детей и взрослых использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности, прекрасного самочувствия. Нейропсихология – игры и упражнения:

  1. Зеркальное рисование. Приготовить лист бумаги, фломастеры или карандаши. Взять в обе руки карандаши и начать одновременно рисовать обеими руками все что хочется: буквы, геометрические фигуры, животных, предметы. Упражнение синхронизирует оба полушария и создает состояние релаксации.
  2. Рисование разных фигур. Упражнение похоже на предыдущее, только рисовать надо разные фигуры одновременно, например, левая рука рисует треугольник, правая – квадрат.
  3. Медитация-концентрация на дыхании. Короткий вдох и длинный выдох, при этом концентрация на кончике носа. Расслабляет, выводит мозг на уровень альфа-ритма, ум успокаивается, возникает состояние душевного равновесия.
  4. Имитация движений различных животных. «Медведь идет» – ребенок становится на четвереньки и поднимает правую руку и ногу, глазами фокусируясь на руке, затем те же движения с левой стороной тела. «Тигр идет» – базовое положение на четвереньках, попеременно: правая рука идет к левому плечу, левая к правому и так передвигаться.
  5. Упражнение «Слон». Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Выполнить 3 – 5 раз в каждую сторону. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело».

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2