Пособие для психологов «приёмы рефлексивного слушания»
С какими сложностями может столкнуться слушатель?
Как правило, при вопросе о сложностях, с которыми придется столкнуться тому, кто начинает овладевать искусством нерефлексивного восприятия информации, первое, что приходит на ум – это необходимость сдерживания собственной вербальной активности.
Но умение не перебивать собеседника, не вставлять в его рассказ оценочных суждений и не высказывать собственную точку зрения – далеко не самое трудное в искусстве нерефлексивного восприятия речи другого человека.
Слушающего чей-либо рассказ подстерегают следующие сложности:
- потеря концентрации, при этом смысл речи собеседника ускользает частично или полностью;
- временное «отключение» от содержания рассказа, при такой реакции часть произнесенного попросту не воспринимается;
- додумывание, своеобразная попытка «чтения мыслей».
Преодолеть каждую из данных разновидностей трудностей бывает намного сложнее, чем научиться не перебивать собеседника.
Потеря концентрации – особенное состояние, при котором человек слушает, но одновременно с этим «витает в облаках». Часто при такой реакции слушающий теряет нить рассказа, не улавливает последовательности излагаемых собеседником информационных данных. Как правило, подобная реакция характерна для разговоров на мало интересные слушателю темы
Но потерять внимание к содержанию речи рассказчика слушатель может и рефлекторно. К примеру, если собеседник много раз повторяет одно и то же
Так происходит и в случае монотонности речи, невыразительности рассказа, отсутствии в ней эмоциональной окраски.
Временное «отключение» внимания подразумевает под собой полное «выпадение» слушателя из реальности. То есть человек не просто пропускает мимо ушей какие-либо детали рассказа, он в принципе не слышит речь собеседника.
Додумывание нередко становится прямым следствием «отключения» от идущего разговора. После того как разум слушателя «включается», человек осознает, что упустил большую часть рассказа и, соответственно, пытается ее представить. А этот процесс неминуемо ведет к тому, что слушатель начинает додумывать за рассказчика и последующие речевые эпизоды. Иными словами, начинает заниматься «чтением мыслей» говорящего, вместо того, чтобы просто слушать его.
Из всех трудностей, подстерегающих того, кто овладевает искусством нерефлексивного слушания, додумывание наиболее опасно. Наличие этой реакции не позволяет правильно понять собеседника. Иными словами, слушатель приходит к каким-либо конкретным выводам, основываясь не на словах рассказчика, а на собственном представлении о содержании его речи.
> 4. Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание является объективным обратной связью с тем, кто говорит, в качестве контроля точности восприятия услышанного. Иногда эти методы называют «активным слушанием». Умение слушать рефлексивно необходимо для эффективного общения из-за ограничений и трудности, которые возникают в процессе общения.
Такими барьерами являются:
многозначность слов, когда возникает необходимость установить или уточнить содержание данного высказывания;
«закодированность» значение сообщений, когда мы говорим одно, а подразумеваем другое, поэтому часто не удается высказать мнение, чтобы слушатель правильно ее понял;
трудности открытого самовыражения: чем меньше уверенности в себе, тем дольше человек ходит «по кругу», прежде чем перейти к главному; другие субъективные факторы, которые негативно влияют на общение.
Все это указывает на необходимость умения слушать рефлексивно, то есть расшифровывать содержание сообщений. Рассмотрим четыре вида рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств, регулирования. Практически эти виды ответов используются комбинированно.
Выяснение — это обращение к собеседнику с уточнением, что помогает сделать сообщение более понятным. С этой целью используют такие ключевые фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Я не понимаю, что вы имеете в виду», «Я не понял», «Не объясните ли вы это?» и тому подобное.
Перефразировать — значит сформулировать ту же мысль иначе, то есть, с целью проверки точности восприятия информации. Перефразирование можно начать словами: «Как я вас понял…», «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете…», «Как я понимаю, вы говорите…» и т.
Отражение чувств — восприятие эмоционального состояния собеседника
Ответ или эмоциональная реакция на чувства других важны потому, что в общении люди по сути обмениваются тем, что для них лично важное значение. То есть общение во многом зависит не только от фактической информации, но и от того, что для людей значимо
Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют».
Чтобы понять чувства собеседника, нужно:
Пользоваться фразами типа: «Мне кажется, вы чувствуете…», «По-видимому, вы чувствуете…» и т.д.;
Обратить внимание на применяемые собеседником слова, передающие чувства (гнев, радость, печаль и другие), которые являются ключевыми;
Наблюдать за невербальными средствами общения (выражение лица, интонация, поза, жестикуляция)
Попытаться понять общий контекст общения, причины обращения собеседника именно к вам.
Регулирование — вывод относительно основных идей, чувств собеседника, партнера. Резюме тоже формулируется своими словами, но вступительные фразы могут быть такие: «То, что вы в данный момент сказали, может означать…», «Вашими основными идеями, как я понял, есть…» и т.
Регулирование особенно необходимо в ситуациях, которые возникают при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов, рассмотрении претензий, проведении заседаний различных рабочих групп и комиссий, а также в конце телефонных разговоров.
Стили слушания: нерефлексивное слушание и рефлексивное слушание.
Слушание становится возможным вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности слушающего. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза выше обычной, т. е. до 400 слов в минуту. Различие между скоростью речи и умственной деятельностью может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят медленно или неинтересно. Мы можем быстро поймать себя на невнимании, поскольку слушание — активный процесс, но процесс внутренний
Как таковое слушание предполагает желание услышать, внимание к собеседнику
Стили слушания
Язык поз, визуальный контакт и устойчивое внимание помогают слушать эффективно, но каждый из нас пользуется этими средствами по-разному. У каждого своя характерная походка, свои манеры говорить и смотреть, своя, индивидуальная, манера слушать
3 стр., 1247 слов
ДЕЛОВОЕ СЛУШАНИЕ
… и пассивное. Пассивное еще называют нерефлексивным (не сопровождающимся размышлением, обдумыванием), активное — рефлексивным (размышляющим). Каждый из этих способов слушания уместен при определенных обстоятельствах … быть какие-либо действия со стороны слушающего. Пассивное слушание — это вовсе не плохое слушание, а особый вид слушания, владеть которым необходимо. Это пассивное, но …
Стиль слушания определяется также служебным положением говорящего и слушающего. Обычно внимательно слушают тех, кто занимает более высокий пост, особенно в случаях, если хотят извлечь из этого для себя какую-нибудь пользу. С другой стороны, люди, занимающие более высокий пост, не всегда внимательны. В разговоре работников разного статуса или ранга человек, занимающий более высокое положение, может скорее остановить собеседника, чем наоборот.
Стиль слушания определяется и тем, кто наш собеседник — мужчина или женщина. Анализ записей разговоров позволил установить существенные различия в поведении мужчин и женщин. Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга примерно одинаково часто. Но когда разговаривают мужчина и женщина, то мужчина перебивает женщину почти в 2 раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить то направление разговора, которое было в момент, когда ее перебили.
Мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора, тогда как женщины больше уделяют внимания самому процессу общения. Средний мужчина слушает внимательно только 10−15 секунд. Затем он начинает слушать самого себя и искать, что бы добавить к предмету беседы.
Психологи считают, что слушать самого себя — привычка чисто мужская, которая закрепляется путем тренировки в уточнении существа разговора и приобретении навыков решения проблем. Поэтому мужчина прекращает слушать и сосредоточивается на том, как бы прервать разговор. В результате мужчины склонны слишком быстро давать готовые ответы. Они не выслушивают собеседника до конца и не задают вопросов, чтобы получить больше информации перед тем, как сделать выводы. Мужчины склонны замечать ошибки по существу разговора и вместо того, чтобы подождать также и хороших высказываний, хватаются скорее за ошибку.
18 стр., 8740 слов
Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина — 1000 различий
… . «Женщина любит ушами». На женщину благотворно действуют слова мужчины, прикосновения, ласки, ей в большей степени, чем мужчине, свойственно внутреннее чутье, интуиция. У мужчины же чувства обостряются … себя, так как разговор их поверхностен, не отнимает пространства руг у друга. Такой «энергетический» подход объясняет, почему мужчине с мужчиной проще находить общий …
Женщина, слушая собеседника, скорее увидит его как личность, поймет чувства говорящего. Женщины реже перебивают собеседника, а когда перебивают их самих, то возвращаются к тем вопросам, на которых их остановили.
Но это вовсе не означает, что все мужчины невосприимчивые и некорректные слушатели, как и то, что все женщины — слушатели душевные и отзывчивые. Это далеко не так. Мужчины и женщины могут занимать разное положение в обществе и играют разные роли, а поскольку у каждого свой характер, то и мужчинам, и женщинам свойственны все указанные выше стили слушания. Те, кто работает с людьми, а именно психологи, воспитатели и учителя, часто слушают, комбинируя подходящие приемы, свойственные как мужчинам, так и женщинам.
Когда уместен данный способ слушания? Примеры жизненных ситуаций
Достаточно широко распространено мнение, что сфера использования нерефлексивного слушания – это психология, всякие специальные тренинги, а в обычной жизни данному способу восприятия информации места нет. Подобная убежденность ошибочна. Ситуаций, в которых уместен именно этот тип слушания в обычной жизни, достаточно много.
Например, если люди дружат, близко общаются и у одного из них развивается сильный стресс или же депрессия, то, как правило, этот человек испытывает нужду в слушателе, а не в советчике или критике. Иными словами, человеку хочется только пожаловаться на «злого босса», «глупую жену», рассказать о том, как у него в жизни все плохо, а не выслушивать чьи-то «ценные мысли» или «дельные советы». То есть если друг хочет излить душу, не нужно пытаться объяснять ему, как выкарабкаться из сложившейся ситуации или же проявлять сомнения в сказанном, указывать на плюсы положения говорящего. Следует попросту выслушать.
Не менее частой является ситуация, когда женщины жалуются подругам на своих мужей или детей. В данном случае желанием говорящей является само сетование, а не выслушивание оценок и мнений подруг. Более того, при подобном разговоре уместно исключительно нерефлексивное, пассивное слушание и редкие утешительные фразы, да и то, если задается какой-либо вопрос. Если, к примеру, согласиться с ругающей своих детей или же других членов семьи женщиной, то можно столкнуться с ее негодованием, обидой и попросту потерять подругу. А попытки убеждения ее в обратном и описание положительных качеств тех, кого женщина критикует, приведут к новому витку жалоб, сделав беседу практически бесконечной.
Ошибочно полагать, что профессиональная нерефлексивная манера восприятия информации – удел только психотерапевтов. Примеры нерефлексивного слушания человека при исполнении служебных обязанностей можно найти практически повсюду. Допустим, почтальон принес на дом пожилому человеку пенсию. Пока заполняются необходимые документы, пенсионер что-то рассказывает, жалуется, сообщает об экономической ситуации в стране или повествует о чем-то еще. Разумеется, почтальону совершенно безразличен этот поток сумбурной информации, но заставить старика помолчать он не в состоянии. Остается единственный выход – нерефлексивное слушание. Эффективно «работает» этот способ общения и в магазинах, барах, парикмахерских. Иными словами, пример профессионального практического применения этого варианта восприятия информации можно наблюдать везде, где имеет место вынужденное общение с людьми.
Эмпатия — установка для совершенствования умения слушать.
Эмпатия означает понимание любого чувства — гнева, печали, радости, — переживаемого другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.
Эмпатия, или сопереживание, означает понимание чувств другого человека, выражает понимание этих чувств в соответствии с его внутренними переживаниями. Чтобы лучше понять человека, мы стремимся определить, какое для него значение имеют эти чувства. Мы переживаем чувства других, как если бы они были нашими собственными. Это «как если бы» и является ключом к эмпатии. Эмпатия — это чуткость к другим. Эмпатия прямо противоположна эгоцентрическому равнодушию, так распространенному в наши дни. Любой человек склонен отдавать предпочтение своим потребностям. Эмпатия помогает сочетать собственные интересы с заботами о других. Она и делает наше поведение социальным. Т. е, кто патологически лишен чувства эмпатии, как, например, психопаты, всегда заняты неотложным удовлетворением только своих потребностей и равнодушны к нуждам и переживаниям других. С другой стороны, люди, обладающие чрезмерной эмпатией, рискуют поставить под угрозу свое бытие, беря на себя непосильное бремя забот других людей. Большинство из нас находятся где-то между этими полюсами.
9 стр., 4154 слов
Мотивация 12
… сегодня информационные технологии с целью сократить численность сотрудников. Мотивация. Система оплаты труда дает возможность вызвать желательное … и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, чувство достигнутого результата, содержательность и значимость выполненной работы, … к У. В менеджменте менеджера, тяготеющего к пониманию подчиненных как людей типа У (то есть инициативных …
Когда человек слушает с эмпатией, он проявляет уважение к собеседнику, стремится понять его точку зрения. Он не дает свою оценку услышанному, не отвлекает говорящего от сообщения.
Когда человек слушает с сочувствием, он, прежде всего, проявляет свое сострадание, жалость говорящему. Помните, что многие люди не хотят, чтобы вы их жалели. Например, ваша подруга рассказывает вам о ссоре с мужем, о том, как ей больно и обидно. Если вы слушаете с эмпатией, вы скажите: «То есть ты расстроена, что муж несправедливо с тобой поступил, и ты не уверена, что хочешь делать первый шаг к примирению, не так ли?» Если вы слушаете с сочувствием: «Бедная ты, несчастная. Не переживай так, все как-нибудь образуется». Эмпатичный ответ показывает, что вы услышали свою подругу, поняли ее. Сочувствующий ответ выражает, в первую очередь, ваше сожаление по отношению к говорящему, но недостаточно проявляет понимание сообщения.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Можно ли совмещать разные типы слушания?
Итак, мы уже немного разобрались, в чем состоит нерефлексивное слушание. На практике все сводится к молчаливому восприятию слов собеседника, а значит, оно вполне может стать своеобразным «вступительным этапом» для любого разговора.
В качестве единственного типа слушания собеседника нерефлексивный вид общения используется редко. Как правило, это случается тогда, когда активные формы слушания неуместны. К примеру, если один из собеседников желает выговориться либо же слишком подавлен или, наоборот, возбужден, активная манера общения излишня, нужно просто выслушать. Также не следует переходить от нерефлексивной манеры восприятия информации к активной при вероятности развития конфликта, например при назревающем семейном скандале.
В остальных же случаях нерефлексивное слушание вполне может выступить в качестве прелюдии к активному участию в разговоре. Более того, сочетание рефлексивной и пассивной манер восприятия информации принято применять при ведении дискуссий, научных споров или же при обсуждении каких-либо актуальных для общающихся между собой людей вопросов.
Список литературы
1. Атватер, И. Я Вас слушаю. /И. Я. Атватер. / сокращенный пер. с англ. — М.: Экономика. — 1988.
2. Васильев, И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. / И. А. Васильев., М. Ш. Магомед-Эминов. — М.: Изд. МГУ, 1991.
3. Вудкок, М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджмент / М. Вудвок., Д. Фрэнсис. / Пер. с англ. — М.: Дело, 1991.
4. Морозов, А. В. Управленческая психология / А. В. Морозов. — М.: Академический Проект, 2003.
5. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов управления / А. В. Карпов, В. В. Пономарев; Ин-тут психологии РАН. — М., Ярославль, 2000.
6. Розанова, В. А. Психология управления. / В. А. Розанова. / Перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». — 2000. — 384 с.
7. Столяренко, Л. Д. Психология управления. /Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 512 с.
8. Толочек, В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. — СПб.: Питер, 2005.
9. Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности / Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 2008.
10. Эрик Берн. ЛИДЕР И ГРУППА. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. — Екатеринбург: Литур, 2000.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
В каких обстоятельствах нужен этот способ слушания?
Суть нерефлексивного слушания заключается в отсутствии активного участия в разговоре. Соответственно, уместен этот способ общения в тех обстоятельствах, в которых рефлексивный тип слушания не требуется.
Как правило, просто выслушать другого человека требуется, если он:
- желает разъяснить свое отношение к чему-либо или обозначить политическую позицию, поведать о вероисповедании;
- стремится обсудить острые, злободневные вопросы или семейные проблемы, конфликты на работе;
- пытается пожаловаться или поделиться радостью.
Кроме этого, нерефлексивное слушание необходимо и на работе, причем вне зависимости от сферы деятельности человека. К примеру, этот тип общения – лучший, если речь идет о беседах с руководителями, начальниками. Также требуется умение слушать и при переговорах
Когда важно правильно понять цели и намерения деловых партнеров либо же предугадать методы, которыми будут пользоваться конкуренты, умение нерефлексивно воспринимать информацию очень пригодится
Что понимается под техническими приемами?
Прием нерефлексивного слушания – это компонент техники данной манеры общения. К ним относят:
- мимику;
- позы тела;
- жестикуляцию;
- короткие реплики и междометия;
- действия, выражающие заинтересованность и участие;
- наводящие вопросы, заполняющие паузы и провоцирующие продолжение речи рассказчика.
Поскольку слушающий человек молчит большую часть времени разговора, собеседник ориентируется на позы его тела, взгляд, выражение лица и прочее
Поэтому крайне важно не просто научиться не перебивать рассказчика и не выносить суждений об услышанном, но и контролировать принимаемые позы, жестикуляцию и мимику
Ситуация № 9.
В лаборатории одного из институтов Российской Академии естественных наук сложилась своеобразная обстановка. Заведующий лабораторией — доктор химических наук, дело свое знает, но подчиненных «не любит», он мало ориентирован на них. Он не знает, чем они «живут», какие испытывают нужды и потребности, его интересует только научная продукция хорошего качества. Шеф общается со своими подчиненными только языком наставлений, они часто слышат от него упреки, многими из сотрудников он не доверяет. Они это чувствуют, считают себя униженными и не знают, что в дальнейшем делать. Уходить — но трудно найти достойное их знаниям место, т.к. сейчас у нас с работой очень сложно. Внутри самой лаборатории есть неформальный лидер, умница, отзывчивый человек, к которому тянутся. Между этим лидером и заведующим лабораторией существует явная неприязнь. И шеф вовсе не собирается найти с ними общий язык для пользы дела. Практически по всем вопросам науки сотрудники лаборатории идут к неформальному лидеру.
8 стр., 3813 слов
Психология рекламной деятельности 2
… Типы рекламных коммуникаций в маркетинге. Психологические проблемы исследования мотивации потребителя. Психология рекламы и проблема изучения потребностей. Пропаганда как вид … особенности создания рекламного текст Сущность рекламного текста. Главные особенности рекламного текста. Знаковая природа рекламного текста. Семантическая организация рекламного текста. Типы текстовой семантики …
Как вы считаете, может ли заведующий лабораторией мотивировать каждого научного сотрудника и всю лабораторию в целом? Как может реализоваться мотивация подчиненных? Ответьте, пожалуйста, что нужно сделать в этой ситуации, чтобы сохранить научный потенциал сотрудников, если: а) вы — неформальный лидер этой группы; б) подчиненный.
Виды слушания
Здравствуйте, дорогие читатели и посетители!Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «Какие существуют в современной психологии виды слушания»? Жду вашего личного мнения экспертов.
ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ, ОБЩЕСТВО, СЛУШАНИЕ.
ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. АНАЛИЗ — это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
ОБЩЕСТВО (в широком смысле) – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. ВОСПРИЯТИЕ (перцепция) – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.
СЛУШАНИЕ – это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения.
Так, какие же существуют в психологии виды слушания? Назовите их основные отличительные черты и характеристики. Стоит в первую очередь отметить, что в литературе описаны различные виды слушания: направленное, критическое, эмпатическое, перефлексивное, активное, рефлексивное.
1.Направленное, критическое слушание.
При таком виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения, то есть определяет, насколько правдивой, достоверной или вероятной может быть информация, и только после этого понимает, согласен ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить. На практике такое слушание бывает полезно в конкретной ситуации, где принимаются решения, обсуждается новый опыт, проекты, высказываются точки зрения (совещание, собрание и пр.).
2. Эмпатия — это способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей
При эмпатическом слушании участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, какое у собеседника отношение к тому, что он говорит.
Стоит также дополнить, что существует множество видов слушания, на этом уроке мы рассмотрели лишь ту часть слушаний, которые являются наиболее популярными и распространенными. Я надеюсь, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.
Желаем успехов в учебе и на работе, а также в творчестве!