Психологические причины невнимательности школьников

Рассеянность

Психологи выделяют два основных вида рассеянности внимания: подлинную и мнимую.

  • Подлинная возникает, когда есть какие-то проблемы со здоровьем: депрессия, бессонница, головные боли, сильное переутомление и хроническая усталость. Такое состояние еще иногда возникает от нудной монотонной работы. Во всех этих случаях люди с трудом могут сосредоточиться.
  • А мнимая рассеянность чаще всего возникает как раз по причине излишней сосредоточенности. Когда все мысли человека направлены на решение какой-то одной проблемы и все остальное просто перестает существовать. 

Мнимую рассеянность принято, в свою очередь, делить на два вида: поэтическую и профессорскую.

  • При поэтической рассеянности человек витает в облаках.
  • При профессорской — не может отключиться от решения сложных задач. Профессорскую рассеянность еще называют рассеянностью гениев. Особенно часто ею страдают почему-то математики.

Великий немецкий математик Давид Гильберт был гением. Он разработал огромное количество фундаментальных идей во многих областях математики. В отличие от многих великих ученых, он был очень общительным, жизнерадостным и доброжелательным человеком. Но — как и многие великие — в быту был страшно рассеянным. Однажды Гильберты ждали гостей. Все было уже готово, стол накрыт. И тут жена Гильберта Кете заметила, что ее муж надел не вполне подходящий галстук. Она попросила Давида переодеться. Гильберт отправился в спальню, снял галстук, а затем, думая о чем-то своем, продолжил по инерции раздеваться дальше. Он снял брюки, снял рубашку, надел пижаму и лег спать.

Психологические причины невнимательности школьников

Похожую байку рассказывают про советского математика Лазаря Ароновича Люстерника. Однажды Лазарь Аронович вместе со своей женой Ираидой Фоминичной пошел в театр. Не потому, что любил большое искусство, а потому что жена настояла. В антракте Ираида Фоминична попросила мужа спуститься в гардероб и принести ей платок. Лазарь Аронович взял номерок и отправился в гардероб. Пока шел, забыл зачем идет. Платок выветрился из головы, заполненной решением проблемы нелинейного анализа. В гардеробе Люстерник отдал номерок, получил свое пальто, оделся, вышел на улицу, взял такси и поехал домой.

Еще один великий рассеянный — шахматист Михаил Таль. Он обладал феноменальной памятью. Знал семь языков. Помнил наизусть не только свои, но и тысячи чужих шахматных партий. Помнил, где они были сыграны, кем и когда. За ночь Таль мог прочесть две толстенные книги, страниц по 600 каждая и запомнить текст почти дословно. Но во всем, что касалось быта, Таль был очень рассеянным. Например, путал левый и правый ботинки, и потом жаловался жене Салли, что у него болят ноги…

Рассеянность, конечно же, не является признаком гениальности. Если вы каждый день теряете свои очки, не помните, куда положили ключи, или идете на Одессу, а выходите к Херсону, это еще не значит, что вам по силам доказать хотя бы одну из Millennium Prize Problems.

Но рассеянность точно также не означает, что у вас началась старческая деменция или имеются какие-то системные заболевания. Мнимая рассеянность — не врожденная черта, а приобретенная. А от всего приобретенного, как известно, можно избавиться.

Один из самых частых симптомов рассеянного внимания — это потеря мелких вещей в собственной квартире. 

Как просто избавиться от рассеянности

Рассеянность – не такое уж безобидное свойство характера, поэтому изучением ее причин занимаются психологи. Ведь невнимательность людей, которые обслуживают, к примеру, опасное оборудование, может стать причиной катастрофы или техногенной аварии.

Рассеянность лечится или корректируется в зависимости от причины ее возникновения. При депрессиях или тревожности психотерапевт подбирает антидепрессанты. Если она вызвана переутомлением, то проблему решит отдых, смена обстановки и пр.

5 шагов

Если же рассеянность становится хронической и прочно поселяется в нашей жизни, можно проанализировать свой образ жизни и предпринять следующие шаги:

Определить приоритеты и сконцентрировать свое внимание на выполнении одной задачи или только на одном объекте. Большинство людей не умеют качественно делать два-три дела одновременно. Например, группе участников психологического эксперимента предложили понаблюдать за спортсменами на волейбольном матче и сосчитать количество мячей, заброшенных в корзину членами команды в синих футболках
Во время матча по полю прошел человек, переодетый в костюм гориллы, но его никто не заметил, поскольку все были заняты наблюдением за игроками и подсчетом заброшенных мячей. После повторного просмотра игры участники эксперимента были сильно удивлены, что не заметили такого явного факта;
Во время работы убрать все предметы, рассеивающие внимание и создающие хаос. Лишние предметы на рабочем столе – книги, журналы, не относящиеся к делу, фотографии, уводящие в мысли об отдыхе, тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, лучше убрать подальше;

Пользоваться визуальными подсказками. Конечно, можно вести ежедневник, куда записывать предстоящие дела

Дополнительно можно воспользоваться каким-то предметом, который напомнит с утра о важном деле. Например, с вечера положить на пол посреди комнаты обычный лист бумаги или книгу

Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память». Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;

Делать паузы, чтобы собраться с мыслями и зафиксировать свое внимание на текущем моменте. Например, выходя из квартиры, думать не о том, успеваем ли мы на автобус, а сосредоточиться на мыслях о ее безопасности: проверить электроприборы, газ, воду и пр.;

Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом. Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности.

Тимошенко Елена, BBF.RU

Понятие и разновидности

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое рассеянность, нужно сначала определиться с тем, что мы будем понимать под словом «внимание». Это такой психологический процесс, который позволяет обрабатывать информацию, поступающую извне

Другими словами, внимательность и внимание можно еще назвать способностью сосредоточиться на каком-либо объекте, предмете или действии. За счет внимания человек не только ориентируется в жизни, но и может осуществлять те или иные действия.

Рекомендуем: Конфабуляция — это

В случае, когда человек не может сосредоточиться на чем-либо и постоянно что-то забывает, можно говорить о рассеянности и невнимательности. Примечательно, что они не появляются у человека от рождения, а приобретаются в процессе жизни ввиду тех или иных обстоятельств. У рассеянных людей может возникать масса проблем, и это не удивительно, ведь с ними крайне неудобно общаться, хотя бы потому, что они постоянно все забывают.

Существует три основных вида рассеянности:

  • Функциональная.
  • Минимальная.
  • Поэтическая.

Первый вид невнимания появляется у людей, которые долго выполняют монотонную работу. Также он может возникнуть в результате головных болей или проблем со сном, а также из-за наличия хронических заболеваний (особенно связанных с центральной нервной системой).

Минимальная рассеянность характерна для тех людей, которые глубоко сосредоточены на своих внутренних переживаниях и в связи с этим мало концентрируются на том, что считают не очень важным. Такой вид невнимательности в психологии иногда называют профессорской. Под поэтической рассеянностью принято понимать такую невнимательность, которая возникает потому, что человек почти всегда витает в облаках или фантазирует. Зачастую это творческие люди – поэты, художники, писатели.

Рекомендуем: Что такое монотония?

Нарушение внимания у разных людей может проявляться по-разному. Например, это может быть недостаточная концентрация, за счет чего человек плохо запоминает то, что он увидел или услышал. Это нарушение может возникать как во взрослом возрасте, так и у детей.

Рассеянность может проявляться также в виде ригидности – это когда человек медленно и заторможенно переключается с одной темы на другую. Она может проявляться у людей с нарушениями психики или быть обусловлена типом темперамента. В частности, такое свойство присуще флегматикам.

Невнимательным может быть еще и человек, у которого имеется такая черта, как неустойчивость, т.е

скачкообразное внимание. Такие люди перескакивают с одной темы на другую и потому не могут хорошо запомнить ни той, ни другой

Часто это бывает в детстве, особенно у гиперактивных ребятишек.

Недостаток концентрации (невнимательность): описание

Дефицит концентрации или нарушение концентрации означает снижение способности человека справляться с конкретной задачей в течение более длительного периода времени. Пострадавших легко отвлекают внешние раздражители, и их мысли быстро блуждают. Недостаток концентрации может быть временным и безвредным по своей природе, например, недостаток сна и физических упражнений или спусковые механизмы стресса. Тем не менее, концентрационные расстройства также могут быть признаком серьезных заболеваний. К ним относятся, например, болезнь Альцгеймера, почечная слабость и гипотиреоз.

Как избавиться от рассеянности и забывчивости?

— если вам необходимо сделать что-то, не откладывайте это на потом. Если же все-таки что-то нужно сделать потом, попросите кого-то, чтобы вам напомнили;

— постарайтесь сконцентрироваться на предстоящем событии, отключившись от внешнего мира. Направьте свои мысли в правильное русло;

— делайте зарядку по утрам, занимайтесь спортом. Активная жизнь и спорт — отличные способы устранить рассеянность;

— давайте своему организму отдых, ведь из-за переутомляемости и появляется рассеянность и забывчивость;

— работайте с большим объемом информации правильно, без эмоций. Если у вас возникают вопросы, обязательно задавайте их. Это поможет лучше понять то, что вам предстоит сделать;Психологические причины невнимательности школьников

— не увлекайтесь виртуальным миром. Социальные сети могут привести к тому, что вы потеряете связь с реальностью. Проводите больше времени в кругу родных и близких людей, в живом общении;

— записывайте важные предстоящие события, чтобы не забыть про них;

— ваше рабочее место должно быть в идеальном порядке. Вас не должны отвлекать такие раздражающие моменты, как поиск ручки в хаосе рабочего стола.

Как избавиться от невнимательности? Больше отдыхайте и приступайте к важным делать полными сил и энергии

Есть специальные упражнения, которые помогают сосредотачиваться, концентрировать внимание на чем-то одном. Например, всем известные упражнения «Найди 10 отличий»

И помните, для того, чтобы стать внимательным, нужно не позволять себе делать какое-либо дело невнимательно.

Избавление от плохих качеств — путь к успеху

Придерживаясь наших советов, вы уже в ближайшее время заметите, как меняетесь в лучшую сторону и меняется ваша жизнь. Нет ничего невозможного, а человеческие способности еще до конца не изучены.

Попробуйте сосредоточиться прямо сейчас! Используй полученные советы или советы из картинки:Психологические причины невнимательности школьников

Также смотрите видео на эту тему:

Что делает доктор?

Сначала врач подробно расспросит пациента о его истории болезни (анамнезе). Физическое обследование и, возможно, дальнейшие методы исследования могут помочь выяснить органическую причину невнимательности.

Таким образом, врач может выполнить или томографию (при подозрении на артериосклероз или деменции)  или провести другие исследования. Применяются, например, анализы крови (например, в случае подозрения  на дефицит железа, почечную недостаточность, или гипотиреоз) или измерения артериального давления (при подозрении на гипотензию).

Немного о причинах

Можно ли справиться с рассеянностью, и какими способами это делать? Ответить на эти вопросы можно, только если разобраться в том, каковы причины рассеянности.

Сначала поговорим о том, что есть физиологические факторы, которые приводят к невнимательности. К ним относятся физическая и эмоциональная усталость, бессонница, диеты, а также наличие профессии, требующей от человека выполнения нудных и однотипных действий. Люди, которые чрезмерно сосредоточены только на одном объекте или предмете, допустим на научной работе, тоже могут страдать таким расстройством, как несобранность.

Рекомендуем: Воображение — что это?

Стоит отметить, что при этом у них не страдают другие психологические характеристики, например память. Она, наоборот, улучшается – просто дело в том, что ученые часто отбрасывают то, что им не нужно, и сосредоточиваются только на том, что их в действительности очень интересует.

Невнимательностью часто страдают люди пожилого возраста. У стариков с годами ослабевает концентрация внимания и возникают его расстройства. Но бывает и так, что вполне молодые люди могут быть рассеянными. У них причины этого кроются зачастую в нарушении функций организма или болезнях, таких как остеохондроз, артериальная гипертензия, атеросклероз, шизофрения, эпилепсия и т.п. Кстати, при беременности у женщин тоже нередко могут возникать нарушения внимания.

Отдельно стоит поговорить о том, какое значение имеет невнимательность в детском возрасте. Развитие внимания у детей во многом зависит от родителей – в частности, от того, насколько много они занимаются с ребенком. Самое главное, что взрослые должны стараться воспитывать в своих детях, – это самоконтроль

Если он не развивается, то у ребенка внимание будет «порхающее» он не сможет глубоко сконцентрироваться ни на чем

Кстати, ученые говорят, что причинами детской рассеянности могут быть на первый взгляд безобидные вещи: увлечение сладостями, консерванты и пищевые добавки, нехватка магния и железа и т.п. Заметить, что ваш ребенок склонен к рассеянности, легко – он гиперактивен, неусидчив, постоянно суетится, часто переключается с одного дела на другое и т.п. Уберите из рациона малыша ненатуральные продукты, а еще лучше обратиться к профессиональному психологу, чтобы он посоветовал, как преодолеть возникающие проблемы.

Всё начинается в детстве

Психологические причины невнимательности школьников

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать

В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Откуда берётся невнимательность

Не стоит оставлять всё, «как есть»: возможно, вам требуется помощь специалиста, хотя нередко с проблемой невнимательности можно справиться самостоятельно. Надо лишь разобраться и понять, что нам мешает быть внимательными.

Технологии сейчас развиваются стремительно, и всё для того, чтобы облегчить нам жизнь

В результате жизнь «облегчается» настолько, что мы почти перестаём двигаться, а малоподвижный образ жизни притупляет память и ослабляет внимание. Поэтому у многих людей возникает бессонница: хотя человек чувствует себя «вымотанным» психически, он не может уснуть, так как многие физиологические процессы нарушаются

А недосыпание тоже является причиной невнимательности: оно приводит к раздражительности и неспособности к концентрации, и работоспособность заметно снижается.

Картина, к сожалению, типичная, и невнимательность — следствие такого поведения, так что лучше обращаться со своим мозгом аккуратнее

Вместо «напоминалок» попробуйте использовать обычный ежедневник, занося в него всю важную информацию: внимание активизируется уже потому, что вы начнёте чаще держать в руках ручку или карандаш. А мобильный телефон и даже Интернет иногда стоит отключать: устроив себе отдых от них хотя бы на день, можно выполнить немало накопившейся работы и закончить множество дел

С недостатком движения и недосыпанием тоже можно справиться. В спортзал ходить получается не у всех, но делать утреннюю гимнастику нас учили ещё в школе – самое время вспомнить об этом

И ходите пешком, как только появляется возможность: свежий воздух и солнце улучшают способность ясно мыслить и концентрировать внимание. Не стоит думать, что отказ от прогулки сэкономит время – как правило, всё получается наоборот

А когда вы начнёте регулярно делать зарядку и гулять, сон нормализуется «автоматически»: бессонница уйдёт, а работоспособность и внимательность начнут улучшаться.


Психологические причины невнимательности школьников

Фото: невнимательность

Недостаток концентрации: причины и возможные заболевания

Возможные причины недостатка концентрации:

Психическая перегрузка: профессиональные и / или частные чрезмерные нагрузки, тяжелый стресс и нехватка времени до выгорания – возможные причины концентрационных расстройств.

Лишение сна / бессонница : когда человек по какой-либо причине слишком мало спит, он должен бороться в течение дня с недостатком концентрации.

Недоедание. Мозг нуждается в достаточном количестве углеводов, белков, жиров, витаминов, минералов и воды для оптимальной работы. Например, нерегулярное или недостаточное потребление углеводов вызывает колебания уровня сахара в крови. Это может привести к снижению производительности и снижению концентрации. Недостаток других питательных веществ, таких как витамины группы В, железо или магний, может вызвать проблемы с концентрацией.

Недостаточная физическая активность: Недостаток физической активности может вызвать недостаток концентрации.

Синдром отмены алкоголя: Нарушения концентрации, а также двигательное и внутреннее беспокойство являются общими симптомами отмены наркотического алкоголя.

Нарушения кровообращения головного мозга. Недостаточная концентрация может также возникнуть, если мозг не обеспечен кровью должным образом, поэтому он недостаточно снабжен кислородом и питательными веществами. Распространенной причиной такого отсутствия притока крови к мозгу является «кальцификация» ( атеросклероз ) сосудов головного мозга.

Деменция : болезни деменции, такие как болезнь Альцгеймера, связаны с нарушениями памяти, ориентации и концентрации.

Синдром дефицита внимания без (ADD) или с гиперактивностью ( ADHD ): от ADD или ADHD могут страдать не только дети, но и взрослые. Заболевание связано, помимо прочего, с нарушением концентрации внимания.

Низкое кровяное давление (гипотония): нарушения концентрации являются типичными симптомами гипотонии, а также недостаточной работоспособности, усталости , сердцебиения и простуды рук и ног.

Химиотерапия рака может вызвать психические и концентрационные расстройства как побочный эффект. Врачи говорят о «химиобрэйне».

Другие заболевания и расстройства: отсутствие концентрации может происходить как вторичный симптом различных заболеваний и состояний здоровья, таких как низкая активность щитовидной железы, почек , слабость, депрессия , анорексия и избыток глюкозы в крови (гипергликемия)

Невнимательность (рассеянность) у детей

Возможные причины расстройства концентрации внимания у детей в основном такие же, как у взрослых. Часто, перегрузка в школе и семье или слишком плотное, переполненное планирование досуга без адекватного отдыха вызывает нехватку концентрации и как следствие – забывчивость.

  • Психический стресс: недостаток сна, стресс и эмоциональный дисбаланс также являются возможными причинами плохой концентрации у детей. Стрессовые переживания, которые ребенок не может легко отнять, негативно влияют на концентрацию.
  • Физические причины: также физические причины могут быть связаны с проблемами концентрации у детей, например, дисбаланс в гормональном или минеральном составе, недостаток физической активности, грипп, пневмония, непереносимость (например, определенных продуктов или химикатов) и токсины окружающей среды.
  • Недостаток мышечного напряжения: даже недостаточное мышечное напряжение может вызвать нарушение концентрации.
  • СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности): часто наблюдается в сочетании с забывчивостью и рассеянностью. Реже встречается синдром дефицита внимания без гиперактивности (ADD), но он также может вызвать недостаток концентрации.

Провоцирующие факторы

Невнимательность у ребенка может быть вызвана самыми различными факторами. Специалисты рекомендуют, прежде чем думать о том, как устранить рассеянность, попытаться выявить ее точные причины, а их существует немало:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Вследствие повышенной двигательной активности ребенок часто отвлекается и испытывает трудности со сосредоточением

Так как в такой ситуации удержать внимание ребенка очень непросто, от родителей и педагогов требуется максимальное терпение;
Какое-либо соматическое заболевание, протекающее в острой или хронической форме. Слабое здоровье может являться одной из причин повышенной утомляемости, в результате которой и возникает невнимательность;
Индивидуальные особенности нервной системы

Рассеянность обычно свойственна детям, нервная система которых является слабой и инертной;
Переутомление. Если ребенок вынужден испытывать чрезмерные умственные физические нагрузки, его работоспособность и концентрация внимания страдают также, как и психоэмоциональное состояние;
Частые стрессы и конфликты в семье и школе;
Неправильный режим дня при отсутствии полноценного отдыха, рационального питания и нормального сна;
Возрастные ограничения в развитии внимания. У младших школьников функция внимания может быть недостаточно развитой, тогда как уже к девяти-десяти годам ребенок учится концентрироваться и правильно распределять свое внимание;
Отсутствие мотивации. Если какая-то деятельность ребенку не интересна, даже в самом малом возрасте он не будет прилагать усилий к ее выполнению. Здесь как раз важна мотивация, которая позволила бы ребенку включиться в процесс выполнения заданий.

Рассеянность школьника может являться следствием неблагополучных отношений в семье или со сверстниками

Те же причины могут помешать и взрослому человеку полноценно использовать собственное внимание. Если подобное состояние продолжается более полугода, настоятельно рекомендуется проконсультироваться с врачом-неврологом

Налаживаем жизнь

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Есть несколько советов, которые могут помочь человеку стать более сосредоточенным и понять, как бороться с рассеянностью. Не обязательно сразу обращаться к врачу или психологу. Можно начать с простых шагов: наладить режим дня, постараться избегать стрессов и конфликтов, начать сбалансированно питаться, а также отказаться от вредных привычек.

Рекомендуем: Методы релаксации

Если этого окажется недостаточно, чтобы побороть рассеянность, то причина может оказаться в недостатке определенных веществ – фолиевой кислоты и витаминов группы В, которые могут помочь преодолеть забывчивость. Первая содержится в таких продуктах, как черемша, печень птицы, шпинат, орехи, цитрусовые и яйца. Полезный витамин В12 есть в морской рыбе и других морепродуктах, сметане и сыре.

Но как справиться с рассеянностью навсегда? Только режима дня и правильного питания зачастую бывает недостаточно, чтобы ее победить. Существуют специальные методики тренировки памяти и медитации.

Стоит отметить, что от природы женщины более рассеянны, чем мужчины. Дело в том, что они обычно склонны выполнять сразу несколько действий. Например, красить губы, смотреть любимый сериал и разговаривать по телефону. От этой привычки, если вы поймали себя на мысли, что многое забываете, стоит отказаться.

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью, как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Психологические причины невнимательности школьников

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность, которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

«Порхающее внимание или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.

«Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях

Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.

«Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Что это такое

Неспособность сосредоточиваться на заданном объекте или манипуляции принято называть рассеянностью. Это качество способно доставить массу неприятных моментов их обладателям, поскольку нередко упускают из вида важные вещи. При этом надобно понимать, что рассматриваемая черта – это не плохая память, рассеянность является нарушением внимания. Большей частью эта черта носит приобретённый характер, поэтому и ликвидировать её не только возможно, но и необходимо.

Итак, как выше писалось, рассеянность бывает подлинной и мнимой. Первая появляется чаще всего в результате сбоев в организме, например, при депрессии, головных алгиях, бессонницах, хронической усталости. Также рассеянность может зародиться при выполнении неинтересной и монотонной работы.

Психологические причины невнимательности школьников

Когда индивид выполняет обыденную монотонную неинтересную работу, для реализации которой нет нужды задействовать творческую жилку, он совершает машинальные действия. Привычка ослабляет сознательный элемент внимания к производимым человеком действиям. В этом таится отрицательный и нередко опасный аспект рассеянности. Так, например, рассеянность у машиниста или простого автолюбителя нередко приводит к необратимым трагическим событиям.

Вторая зачастую возникает вследствие избыточной концентрации внимания. Когда все думы индивида устремлены на разрешение определённой задачи, а всё иное словно перестает существовать.

В свой черёд мнимую рассеянность подразделяют на два вида: профессорскую и поэтическую. При профессорской невнимательности индивид отключиться от выполнения сложных задач не может. Данную вариацию невнимательности ещё нередко именуют рассеянностью гениев. Чаще всего ей подвержены математики. Людям, склонным к поэтической рассеянности, присуще витание в облаках, вследствие чего события реальности часто остаются незамеченными.

Таким образом, рассматриваемое понятие в качестве личностной черты является неспособностью концентрироваться на внешнем объекте и совершать целенаправленные действия, склонностью невольно отвлекаться от манипуляций, размышляя об ином деле, делая что-то не к месту.

Каждый индивид способен периодически проявлять рассеянность, однако не у всякого она превратится в ярко выраженную личностную черту.