Лечение детских неврозов
Виды неврозов у детей
Как проявляется невроз у детей? Существует достаточно много видов детских неврозов, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.
Тревожный невроз или невроз страха
Данный невроз может себя проявлять в виде приступов страха, возникающего при засыпании, при нахождении ребёнка в одиночестве, иногда может сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными. Так, среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты (никтофобия), персонажей страшных мультфильмов или фильмов, видеоигр. У младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Иногда эти дети из-за страхов прогуливают уроки.
Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.
Невроз навязчивых состояний у детей
Часто родители не замечают первые признаки неврозов, сводя эти проявления или к вредной привычке, или принимая за повторяющуюся случайность. Хотя по сути любая вредная привычка – это навязчивые состояния, например, непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша. В этот момент ребёнок может моргать, морщить нос, вздрагивать, притопывать ногой, шмыгать носом и т.д.
Один из видов навязчивых состояний – это нервный тик, т.е непроизвольные подёргивания, возникающие как оправданная моторная реакция на заболевания, а затем – как навязчивые состояния. Например, при болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз. При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыганье носом или покашливание.
Такие навязчивые состояния обычно проявляются в период после 5 лет. Тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает.
Депрессивные неврозы
К ним больше склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. При данном неврозе ребёнок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Может снижаться физическая активность, возникать бессонница, ухудшается аппетит, речь становиться тихая и скудная, постоянно проявляется грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжёлым последствиям.
Причины детских неврозов
Считается, что главные причины развития неврозов в детском возрасте лежат в семье, в отношениях между ребенком и его родителями. Выделяют следующие факторы, которые могут спровоцировать формирование устойчивого детского невроза:
- Биологические. К таковым относятся особенности внутриутробного развития ребенка (недостаточность кислорода), возраст (критическими для возникновения невроза считаются первые 2-3 года жизни), хронические недосыпания, перегрузки в умственном и физическом развитии.
- Социальные. Сложные отношения в семье, непререкаемый авторитет одного из родителей, выраженный тиранизм отца или матери, особенности ребенка как личности.
- Психологические. К эти факторам можно отнести любое психологическое воздействие на ребенка отрицательного характера.
Обратите внимание: перечисленные факторы являются весьма условными. Дело в том, что для каждого ребенка понятия «психологическое воздействие, психотравма» имеют индивидуальную эмоциональную окраску
Например, многие мальчики и девочки даже внимания не обратят, если на них родители повысят голос, а некоторые дети начинают испытывать панический страх перед собственными мамами/папами.
Главные причины неврозов у детей:
- неправильное воспитание
- сложные отношения между родителями;
- развод родителей;
- семейные неурядицы даже бытового характера.
Патогенез неврозов у детей и подростков:
Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в том, что у него имеется невроз любого вида – он в этом не виноват, следует искать причину в семье, конкретно – в родителях.
Обратите внимание: более подвержены появлению неврозов дети с ярко выраженным «Я», которые с малых лет могут иметь собственное мнение, они самостоятельны и не терпят проявления даже намека на диктат со стороны родителей. Такое вот поведение и самовыражение ребенка родители воспринимают, как упрямство и капризы, стараются воздействовать силой – это прямой путь к неврозам
Лечение
Лечение детских неврозов проводится в двух направлениях — медикаментозном и психотерапевтическом.
Медикаментозное лечение
Обычно назначаются седативные препараты, имеющие успокаивающий эффект. Они снижают остроту проявлений заболевания. Это могут быть ноотропы и лекарственные травы. Применение антидепрессантов и транквилизаторов при таком диагнозе многими специалистами не приветствуется. Однако они могут быть назначены подросткам в крайне запущенных ситуациях.
Помогает наладить функционирование нервной системы витаминотерапия. Особую роль в лечении неврозов играют аскорбиновая кислота и витамины группы В. Они могут быть назначены как отдельно, так и в поливитаминном комплексе.
Помимо этого, проводится лечение того заболевания, которое послужило причиной развития неврозоподобного синдрома. Назначаются препараты для устранения симптомов (энуреза, диспепсии).
Психотерапия
Психотерапевтические методики, занимающиеся в первую очередь устранением причин заболевания, называются патогенетическими. К ним относятся:
- психодинамика;
- экзистенционализм;
- гештальт-терапия;
- интерперсональная психотерапия;
- когнитивная (ведущая техника — обучение адаптивности);
- системная;
- интегративная.
Психотерапевтические методики, занимающиеся устранением основных проявлений заболевания, называются симптоматическими. Они являются вспомогательными, идут как дополнение к патогенетическим. Без них оказывают лишь временный эффект. К ним относятся:
- арт-терапия;
- гипноз (имеет возрастные ограничения, определяемые индивидуально);
- музыкотерапия;
- дыхательные гимнастики;
- телесно-ориентированная;
- экспозиционная.
Формы занятий могут быть разными: индивидуальные, групповые, семейные.
Работа с родителями
Важная роль в лечении детских неврозов отводится родителям. Без их непосредственного участия выздоровление невозможно. Во-первых, они не должны стесняться обращаться за помощью к специалисту, если увидели, что с ребёнком не всё в порядке. Во-вторых, весь терапевтический курс нужно пройти до конца. Некоторые родители, видя первые изменения в поведении, прекращают посещение психотерапевтических консультаций, не понимая, что вскоре заболевание проявится с новой силой. В-третьих, именно семья должна поддерживать начатое лечение в домашних условиях.
Психотерапевты дают родителям рекомендации, как помочь ребёнку быстрее избавиться от невроза:
набраться терпения, не наказывать и не ругаться за то, что он боится спать один, описался, грызёт ногти или стал плохо учиться;
оказывать ему всяческую поддержку;
вызывать как можно больше положительных эмоций подарками, праздниками, поездками;
окружить заботой и вниманием;
проводить больше времени вместе;
наладить контакт, установить доверительные отношения, ежедневно разговаривать по душам;
исключить психотравмирующие ситуации.
Если у ребёнка диагностировали невроз, психотерапевты советуют родителям хотя бы на время отложить такие серьёзные изменения в жизни, как развод или рождение второго ребёнка. Они могут ухудшить состояние.
Если детский невроз начать лечить своевременно, прогноз обычно благоприятный. При соблюдении всех врачебных рекомендаций по окончании терапевтического курса наблюдается полное выздоровление.
Признаки неврозов
О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:
- необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
- стук пальцами о поверхность;
- дерганье губой;
- щелканье пальцами;
- привычка грызть ногти.
Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.
Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).
Основными симптомами могут быть:
- учащенный пульс;
- потливость;
- затрудненное дыхание;
- головокружения;
- бессонница;
- озноб.
В зависимости от возраста мальчиков и девочек, страхи могут варьироваться. Крохи боятся персонажей мультфильмов, мифических существ, темноты, чужих людей и т. п. У ребят постарше распространены страхи публичного высмеивания, унижения, плохих оценок, строгих учителей, конфликтов с одноклассниками.
Неврастения у детей возникает в результате чрезмерных физических и умственных нагрузок. Причинами могут служить посещение большого количества кружков, большая нагрузка в школе, недосыпание. Основным синдромом является раздражительная слабость.
Также для неврастении характерны:
- вялость;
- пассивность;
- быстрая утомляемость;
- заторможенность;
- неусидчивость;
- сбои механизмов сна.
Довольно часто неврастения возникает на фоне болезней, ослабленного здоровья.
Разновидность расстройств в детском возрасте
Разновидность расстройств в детском возрасте
На сегодняшний день неврозывстречаются не только у взрослого человека. Нарушения возникают у детей тоже. Родители не обращают внимания на подобные явления, считая, что это очередные капризы малыша, которые с возрастом пройдут. Но это неправильный подход, необходимо разобраться в состоянии ребенка.
Классификация:
- Невроз страха. Появляется, когда малыш засыпает, возникает приступами, иногда сопровождается галлюцинациями. Чаще встречается, когда родители придумывают строгий образ в воспитательных целях, а чадо его боится.
- Невроз навязчивых состояний у детей развивается на фоне эмоционального напряжения. Делится на обсессивный и фобический. Ребенка посещают противоречивые мысли, которые пугают его.
- Депрессивный невроз. Нарушения развиваются в подростковом возрасте, когда молодые люди сталкиваются с заниженной самооценкой, нарушением сна, ухудшением аппетита. Ребенок больше времени проводит в одиночестве, для него это комфортная обстановка.
- Истерический невроз у детей развивается в дошкольном возрасте. Состояние, при котором ребенок падает на пол, бьется головой о твердые поверхности, с криком и воплями.
- Астенический невроз (неврастения) возникает в дошкольном или подростковом возрасте. Нарушения развиваются на фоне тяжелой школьной программы или после дополнительных нагрузок. Физически слабые дети чаще сталкиваются с подобными проблемами.
- Ипохондрический невроз.Развивается у подростков, которые боятся заболеть, они чрезмерно озабочены состоянием своего здоровья.
- Невротическое заикание. Нарушения развиваются после сильного испуга или серьезных психологических травм. Чаще с ними сталкиваются мальчики в возрасте от 2 до 5 лет.
- Невротический тик. Источником проблем являются психологические факторы или различные заболевания. Вместе с нарушениями возникает энурез и заикание.
- Невротическое нарушения сна. Ребенку тяжело уснуть, его тревожат кошмары и ночные страхи. Сон беспокойный, он может ходить или разговаривать при этом.
- Невротическое нарушение аппетита (анорексия), нарушения, развивающиеся в раннем и дошкольном возрасте. Подобными неврозами дети страдают после попытки родителей перекормить их или на фоне сильного психологического стресса.
- Невротический энурез. Неконтролируемый процесс мочеиспускания, возникает у детей в ночное время. Причиной может быть наследственность или факторы, травмирующие психику маленького пациента.
- Невротический энкопрез. Непроизвольное испражнение кишечника. Чаще страдают мальчики дошкольного возраста. Нарушения развиваются после психологического стресса или на фоне слишком строгих воспитательных мер.
Кроме того, у детей развиваются привычные патологические привычки. Они сосут пальцы, обкусывают ногти, раздражают руками половые органы, совершают ритмичные движения телом. Подобные нарушения развиваются у детей в возрасте до 2 лет, но могут проявиться и позже.
Причины
Тяжелая обстановка в семье, частые скандалы — могут стать причиной развития невроза у ребенка
Факторами, которые чаще всего провоцируют невротическое состояние, являются проблемы в семье, в частности, характер взаимоотношений малыша с родителями.
- Социальные. К предрасполагающим факторам относятся:
- проблемные отношения в семье;
- авторитет одного из родителей (тирана);
- определение ребенка, как личности.
- Биологические. К ним относят:
- то, как малыш развивался внутриутробно, в частности гипоксия;
- критический возраст малыша (до трех лет);
- умственные или физические перегрузки;
- хроническое недосыпание;
- плохое питание;
- наследственная предрасположенность к неврозам;
- перенесенное заболевание, в частности инфекционного характера.
- Психологические. Относится:
- негативное воздействие психологического характера на детскую психику;
- частые стрессы;
- психотравма. Невроз, возникший по такой причине, может перерасти в фобию.
Необходимо также учитывать и индивидуальные особенности организма каждого ребенка, его психологическое состояние. Дело в том, что какой-либо фактор для одного карапуза может стать причиной развития невроза, тогда как для другого — останется незаметным.
К наиболее частым причинам относят:
- развод родителей;
- неправильное воспитание;
- надмерная гиперопека;
- переезд на новое место;
- первое посещение детского сада;
- семейные проблемы бытового характера;
- сложные взаимоотношения родителей.
Болезнь может протекать по-разному и сопровождаться различными проявлениями, иметь разную продолжительность. Это будет зависеть от воспитания, особенностей темперамента, возраста малыша, его пола, типа конституции.
Наиболее подверженными являются такие детки:
- с повышенной чувствительностью;
- эмоциональные малыши;
- детки из неблагополучных семей;
- малыши, которые часто болеют, имеют слабый иммунитет;
- карапузы, которые не умеют защитить себя;
- ребята с лидерскими задатками;
- детки с повышенной тревожностью, сильной впечатлительностью;
- ребята с неустойчивой психикой.
Профилактика
Избежать развития неврозов у ребенка помогут меры, которые максимально подготовят психику ребенка к возможным стрессовым ситуациям:
Адекватное воспитание. Ребенок не должен расти в тепличных условиях, чтобы не вырасти слабовольным и неуверенным в себе неврастеником. Однако и чрезмерная строгость и даже родительская жестокость тоже способны изуродовать личность малыша до неузнаваемости. Не стоит прибегать к шантажу, манипуляциям, физическому наказанию. Лучшая тактика — сотрудничество и постоянный диалог с ребенком с самого раннего возраста.
Семейное благополучие
Не так важно, в полной или неполной семье растет малыш. Большее значение имеет микроклимат, который царит дома
Скандалы, пьянство, тирания и деспотизм, физическое и моральное насилие, ругань, крики — все это дает благодатную почву для развития не только неврозов, но и более сложных психических проблем.
- Своевременная психологическая помощь. Совсем оградить ребенка от стрессов и негативных воздействий на психику не получится, как бы ни старались родители. Однако они должны быть достаточно чуткими, чтобы заметить малейшие изменения в поведении и настроении своего ребенка, чтобы своевременно отреагировать и помочь малышу разобраться в произошедшем. Если собственных сил и знаний для этого не хватает, следует обратиться к психологу. Такие специалисты сегодня есть в каждом детском саду, в каждой школе, и их задача — помочь ребенку, независимо от его возраста, преодолеть трудную ситуацию, найти правильное решение, сделать адекватный и осознанный выбор.
- Гармоничное развитие. Ребенок должен развиваться в нескольких направлениях, чтобы стать целостной личностью. У деток, родители которых требуют от них только спортивных рекордов или отличной учебы в школе, шансы стать невротиками, выше. Хорошо, если ребенок сочетает спорт с чтением книг, с занятиями музыкой. При этом родители не должны завышать своих требований и изводить чадо своими завышенными ожиданиями. Тогда неудачи будут восприниматься как временное испытание, а переживания ребенка по этому поводу не пересилят компенсаторные способности его психики.
Методы лечения невроза
В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия
Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:
- групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
- ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
- применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
- гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
- лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.
Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.
Симптомы
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
- нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
- нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
- головокружения, головные боли;
- мутизм;
- мышечные боли;
- вялость, слабость, быстрая утомляемость;
- недержание мочи или кала;
- нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
- потливость.
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
- плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
- бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
- раздражительность и резкая смена настроений;
- страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
- сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.
Диагностика и Лечение
Действия при диагностике схожи для любого возраста:
- выявление в анамнезе родителей психологических заболеваний;
- определение психологической обстановки в семье и наличия стрессовых ситуаций;
- беседа с ребенком напрямую либо в игровой форме;
- просьба выполнить различные задания и наблюдение за ребенком.
Неврозы у детей имеют различные причины происхождения, поэтому можно выделить следующие виды неврозов, проявляющихся в психологической плоскости:
- неврастения проявляется как хроническая психологическая и физическая слабость;
- депрессивный невроз характеризуется наличием постоянного угнетенного состояния;
- истерический невроз у детей проявляется в демонстративных эмоциональных реакциях, применяемых зачастую для привлечения внимания;
- невроз беспочвенного страха / тревожный невроз, который может перерастать в невроз навязчивых состояний, часто проявляющий симптомы даже у самых маленьких детей;
- невроз навязчивых состояний у детей подразумевает наличие глубоких фобий и повторяющихся успокаивающих действий. Именно поэтому невроз навязчивых состояний у детей предполагает лечение с избавлением в первую очередь от устойчивых страхов. Может быть тесно связан с ипохондрическим неврозом;
- ипохондрический невроз характеризуется чрезмерной заботой о своем здоровье и наличием необоснованных страхов по этому поводу;
- невроз навязчивых движений или не вполне логичных повторяющихся движений у детей может повлечь за собой более сложное лечение из-за возможных травмоопасных действий;
- пищевой поведенческий невроз у детей в крайней степени выражающийся в виде анорексии, также предполагающей более серьезное лечение.
Внутренние конфликты
Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.
Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.
И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:
- гиперопека;
- авторитарное;
- неприятие и нелюбовь;
- потворство;
- контраст;
- тирания.
Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.
Трудный возраст
У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:
- истерия;
- неврастения;
- навязчивый невроз.
При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:
- чувствительность;
- впечатлительность;
- эгоцентризм;
- эгоизм;
- внушаемость;
- резкие перепады настроения.
Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.
С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.
Симптомы неврастении:
- раздражительность;
- слабость;
- утомляемость;
- невнимательность;
- головная боль по утрам;
- нарушение сна;
- ночные страхи;
- пассивность;
- бледность.
Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.
Симптомы и признаки навязчивых неврозов:
- неуверенность;
- нерешительность;
- мнительность;
- опасения;
- тревожность.
Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:
- частое мытье рук;
- подпрыгивание;
- похлопывание.
Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.
Причины возникновения неврозов
К основным факторам появления заболевания, основывающегося на психических расстройствах, относятся физические и психологические воздействия. Опытными докторами выделяются следующие причины возникновения психических недостаточностей у людей:
Большие нагрузки на головной мозг или серьёзные душевные переживания. Нагрузки умственного характера присущи для детей, а такие причины, как нежеланное увольнение, развод, недовольство жизнью — это характерно для взрослых.
Отсутствие возможности решения различных проблем. Основной причиной возникновения психического расстройства считаются различные виды давлений со стороны других людей. Например, займы денег, которые в конечном счёте необходимо возвращать, но когда их нет, то возвращать нечего. В такой ситуации лицо одолжившее начинает всячески давить на заёмщика, что обуславливает возникновение невротического расстройства у второго.
Характерные признаки забывчивости, которые в итоге приводят к серьёзным последствиям (смерти людей, повреждению собственности, болезни). Эти последствия у человека оседают в душе и не дают возможности нормального существования. Возникает состояние самообвиняемости, появление сомнений.
Отклонения развития центральной нервной системы сводятся к тому, что человек неспособен к длительным физическим и умственным нагрузкам. Данные причины способствуют развитию астенического невроза.
Болезни, посредством которых возникает полное или частичное истощение организма. Характерными заболеваниями такого рода считаются туберкулез, грипп и т. п
Немаловажной причиной, которой свойственно провоцирование неврозов является и пристрастие человека к алкогольно-табачной продукции или наркотическим веществам.
Причины неврозов
В настоящее время неврозы вошли в обыденную жизнь человека незаметно, и уже практически сложно сказать, скольким людям не известно это заболевание. Для некоторых людей это расстройство считается нормальным состоянием, а для кого-то — это страдания, выход из которых человек находит не в медицинских препаратах, а в алкоголе, религии, работе. Тем самым пытаясь уйти от основных первоисточников психических расстройств.
Бытует мнение, что неврозы являются защитными факторами головного мозга, обеспечивающими защиту от неблагоприятных социальных и психологических влияний. К таковым влияниям относятся: агрессивное отношение родителей к ребёнку или, наоборот, слишком большая забота, изоляция или унижения, пренебрежение. Не исключается и генетическая предрасположенность, которая в итоге может проявиться как в старшем возрасте, так и у детей. Когда родители ребёнку все разрешают, то он к этому привыкает, а уже при поступлении в детский садик или школу отношение сверстников и преподавателей к нему будет соответственно другим. В таком случае у детей возникают конфликтные ситуации, что отражается в первую очередь на психике ребёнка.
Из этого получается, что ещё начиная с малых лет, развивается причина последующего невроза у детей.
Невроз у ребенка
Таким образом, к психологическим причинам провоцирования невроза относятся:
- особенности воспитательских методов;
- уровень притязаний родителей к ребёнку;
- взаимоотношения человека в социальной сфере;
- характеристика развития личности.
Биологические причины, вызывающие неврозы характеризуются:
- функциональной недостаточностью;
- отклонениями на фоне врождённых патологий;
- физическими травмами;
- травмами у женщин при тяжёлых родах или посредством аборта.
На основании причин возбуждения заболевания возникают соответствующие симптомы у человека.