11 неудобных фактов, как IQ влияет на вашу жизнь
Что означает термин умственный возраст
Термин «умственный возраст» используется в тестировании интеллекта. Это означает, что человек получил количество баллов в стандартном тесте IQ, сравнимое с уровнем среднего человека этого возраста из выборки населения.
Классификация степеней умственной отсталости:
- Легкая (IQ 50-69).
- Умеренная (IQ 35-49).
- Тяжелая (IQ 20-34).
- Глубокая (IQ 0-19).
- Неуточненная.
- Другие виды нарушений.
Легкая степень нарушения интеллекта
В лучшем случае, мышление человека с легкой степенью умственного дефицита находится на уровне ученика средней школы. Он может учиться в специальных образовательных заведениях.
Обычно такой человек достигает способности эффективно использовать речь в повседневной жизни, поддерживать беседу, проходить клиническое собеседование.
Большинство людей с легкой степенью нарушения интеллекта также достигают полной независимости в личной гигиене (еда, стирка, одевание, контроль мочевого пузыря и кишечника). Основные трудности обычно проявляются в теоретических школьных занятиях.
Умеренная степень нарушения интеллекта
Мышление человека с умеренной степенью умственной отсталости можно сравнить с мышлением ребенка дошкольного возраста. Он может учиться только механически, преимущественно на практическом уровне, способен освоить общие привычки и простые навыки.
Во взрослом возрасте люди с умеренным интеллектуальным дефицитом обычно могут выполнять простую ручную работу при условии тщательного структурирования задач и наличия профессионального надзора.
Тяжелая степень нарушения интеллекта
Пониженный уровень навыков и эмоционального развития в этой группе обычно более выражен. Большинство людей в этой категории страдают от значительной степени двигательных расстройств или других связанных дефектов, опосредуемых наличием существенного повреждения или нарушенного развития ЦНС. IQ обычно составляет 20–34.
Глубокая степень нарушения интеллекта
Человек с глубоким умственным дефектом серьезно ограничен в способности понимать или выполнять требования, инструкции. Большинство людей в этой категории неподвижны или сильно ограничены в передвижении. Они мало способны (или вообще неспособны) заботиться о своих основных потребностях, им требуется постоянная помощь, надзор.
Другие виды нарушений
Оценка степени интеллектуальных дефектов затруднена из-за сопутствующих расстройств, аутизма, поведенческих нарушений.
Неуточненная умственная отсталость
Этот термин применяется, когда психическое поражение доказано, но его степень трудно или невозможно оценить и, таким образом, включить человека в одну из предыдущих категорий.
Основные виды IQ-тестов
Всего существует восемь разновидностей интеллектуального теста Айзенка. Пять из них дают общую картину об уровне развития человека. Задания составлены на основе задач с использованием слов, изображений и цифр. Вербальная, визуальная и математическая составляющие тестов позволяют определить, какого рода интеллект в каждом из нас преобладает.
Каждый из трех других тестов имеет свою специализацию. Зрительно-пространственные, числовые и словесные задания определяют специфические способности тестируемого, которые в общем тесте не всегда можно разглядеть.
Максимальный уровень IQ по тестам Айзенка — 160 баллов. Если показатель ниже 70, значит, интеллект находится на уровне умственной отсталости. Среднее значение в этих тестах — 90-110 баллов.
IQ -тесты Равена
Эта методика разработана для измерения общего интеллекта и построена на выявлении взаимосвязей между абстрактными фигурами. Наиболее часто используемые варианты теста в черно-белом и цветном исполнении.
Черно-белый тест состоит из пяти серий по двенадцать заданий в каждой.
Первая серия построена на целостности структуры фигуры, вторая —аналогиях между двумя фигурами, третья — прогрессивных изменениях в структурах, четвертая — перестановках фигур, пятая — их разделении на составляющие части.
Самый высокий уровень интеллекта присваивается, если показатель правильных ответов составляет 95%, средний — до 75%, низкий — 25% и ниже.
IQ -тест Амтхауэра
Такой вид интеллектуального тестирования определяет общий уровень развития и ориентирован на профессиональную ориентацию человека. Для этого диагностируют вербальный, пространственный, счетно-математический и ассоциативный, аспекты интеллекта. В тесте 9 разделов, в каждом из которых до 20 заданий.
С помощью теста Амтхауэра можно определить творческие наклонности человека, выявить его способность к прикладной математике и программированию, распознать склонность к теоретической или практической работе, а также установить наличие или отсутствие способностей пространственно мыслить.
IQ –тест Кеттела
Это методика многофакторного исследования личности и оценки индивидуальных психологических особенностей человека. Теория ученого строится на представлении интеллекта как совокупности множества способностей, которые по-разному соединяются между собой и позволяют сформировать человека с исключительными, индивидуальными, формами интеллектуального развития.
Тест построен на абстрактных заданиях, с помощью которых можно определить шестнадцать первичных характеристик умственных способностей человека.
История появления IQ- тестов
Кто же первым додумался измерять человеческий ум? Считается, что к созданию системы интеллектуального «сканирования» причастны трое ученых: британский психолог Ганс Айзенк, философ и психолог из Германии Уильям Штерн, а также Альфред Бине, юрист и психолог из Франции.
Появление метода определения умственных способностей с помощью тестов можно назвать курьезным. В начале 20 века во Франции уровень развития ребенка определяли по… размеру черепа. Основатель первой в стране лаборатории экспериментальной психологии Альфред Бине, который увлекался именно детской психологией, понимал, что параметры головы не имеют отношения к тому, насколько развит ребенок.
Бине разработал, а затем опробовал на своих дочерях-подростках придуманную им методику тестирования детского интеллекта. Для этого ученый выбрал два основных параметра — возраст и уровень образования. Вместе с коллегой Теодором Симоном, они создали первую в мире шкалу умственного развития, которой впоследствии было присвоено название «шкала Бине-Симона».
Штерн первый из психологов напрямую связал зависимость умственного развития ребенка от его способности к познанию. Ученый определил, что развитие каждого человека с раннего возраста происходит индивидуально и может быть разным в зависимости от возрастных периодов и методов умственного воспитания. Кстати, большое значение в повышении умственных показателей растущего ребенка Бине придавал играм.
Идеи Бине и Штерна подхватил Ганс Юрген Айзенк, который предложил использовать систему определения детских умственных способностей для интеллектуального тестирования взрослых. Позднее кроме IQ-тестов Айзенка появились и другие, но методика английского ученого считается самой эффективной и точной.
Всегда доказывают свою правоту
В спорной ситуации интеллигентные люди имеют больше шансов стать на место оппонента, понять его аргументы, интегрировать их в свои мыслительные цепи, пересмотреть текущие взгляды. Явное проявление интеллекта – это умение с другой точки зрения смотреть на вещи, понимать их. Интеллектуальные люди открыты для новой информации, изменениям общепринятых принципов.
Наоборот, люди с низкими мыслительными способностями продолжают споры, не уступают со своей позиции, не разбираясь в имеющихся аргументах, не замечают ума и компетентности оппонента. Такая повышенная оценка самого себя называется эффектом Даннинга-Крюгера. Речь идет о когнитивной предвзятости, заставляющей менее компетентных людей переоценивать свои способности, недооценивая разум других.
Умный человек также доказывает свою правоту, но он умеет слушать, рассматривать имеющиеся аргументы, основывая на них конечное решение.
Как узнать человека с высоким интеллектом
Как выражается высокий интеллект у девушки или парня? Что выдаёт умного человека?
Несколько признаков высокого уровня интеллекта.
Умение не отвлекаться на посторонние раздражители
Умные люди способны фокусировать внимание на важном на протяжении длительного времени.
Поздно ложится спать и поздно вставать. Считается, что «совы» умнее «жаворонков»
Были проведены два исследования, в которых участвовало больше 1000 человек
В ходе тестирования доказано, что высоким интеллектом обладают именно «совы».
Способность быстро приспосабливаться к новому. Это связано не только с новой работой, но и с поиском оптимального пути, который сможет более эффективно изменить ситуацию.
Человек с высоким интеллектом умеет признавать, что многое не знает. Он не боится сказать, что не имеет ответа на заданный вопрос, понимает, что чем больше знаешь, тем чаще сталкиваешься с неизвестным.
Умные люди невероятно любопытны. Именно любознательность — один из основных признаков высокого интеллекта.
Способность искать и принимать новые идеи, возможности. Такие люди не мыслят стандартно, они всегда ищут альтернативу, которая сможет привести к цели с наименьшими потерями.
Они чувствуют себя комфортно в одиночестве. Им не нужно чье-либо общество, чтобы чувствовать себя нужным, они самодостаточные личности.
Умеют взять собственные эмоции под контроль в тяжелой ситуации. Интеллектуалы могут планировать собственное время, умеют строить стратегии и оценивают результаты. Они не импульсивны, всегда принимают решение после тщательного обдумывания возможных последствий.
Хорошее чувство юмора. Было доказано, что умные люди имеют отличное чувство юмора, это подтверждают тестирования, которые проходили комики.
Эмпатия. Умный человек может поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Он сможет просчитать реакцию и повернуть ситуацию под выгодным для себя углом.
Умение находить связи, которые не видны с первого взгляда. Интеллектуалы могут найти различия и общие характеристики любых предметов, ведь они мыслят в более широком масштабе и никогда не используют шаблоны.
Задумываются о глобальных вопросах. Часто думают о смысле жизни, собственном предназначении, о существовании параллельных вселенных. Они размышляют, почему произошло так, а не по-другому, и что можно было изменить, чтобы не допустить такое разрешение ситуации.
Такие признаки не являются аксиомой, ведь люди разные, их нельзя грести под одну гребенку. Встречаются совершенно уникальные индивидуумы, которые не влезают ни в одну созданную рамку, и при этом считаются гениями.
Существует несколько неожиданных признаков высокого интеллекта, к которым относятся скептически, но они реально правдивые:
- неопрятность и склонность к беспорядку — признаки высокого интеллекта;
- умные люди имеют большой словарный запас, поэтому больше сквернословят;
- стройные люди имеют более высокий ай кью, чем полные;
- скромность, ведь они не способны хвастаться или переоценивать собственные силы;
- больше любят котов, чем собак;
- сохранение девственности в подростковом возрасте — один из показателей умного человека.
Нарушение интеллекта
Существуют врожденные дефекты, которые отрицательно влияют на развитие интеллекта малыша. Нарушения работы головного мозга или других важных отделов организма может привести к умственной отсталости. Это болезнь на научном языке называется олигофренией.
Врожденные отклонения у детей официально принято подразделять на 3 категории:
- Дебильность. Трудовая деятельность возможна, но ее выбор ограничен.
- Имбецильность. Способность к труду отсутствует полностью, но человек может самостоятельно себя обслуживать.
- Идиотия. Самообслуживание невозможно.
Умственные отклонения могут возникнуть и у взрослого человека. Этот процесс называется деменцией, наступает он, как правило, в пожилом возрасте. Симптомы умственной отсталости проявляются в частичной потере памяти, человек перестает применять ранее приобретенные навыки, эмоциональный мир становится скудным и однообразным, наблюдается безразличие к происходящим вокруг процессам и ко всему миру в целом. Формулировка мыслей затруднена, мышление становится непродуктивным.
Что воздействует на коэффициент интеллекта
На самом деле, на коэффициент интеллекта человека оказывают воздействие несколько факторов – это наследственность и окружающая среда. Кроме того, разные показатели этого коэффициента могут различаться и у людей разных социальных групп. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Фактор первый – наследственность
Различные исследования в данной области показали, что разница в коэффициенте интеллекта находится в непосредственной зависимости от генетического фактора. Причём, на развитие интеллекта влияет не какой-то один ген или группа генов, а генетический фонд, в общем и целом, который составляет приблизительно 17 тысяч генов.
В настоящее время данный вопрос изучен ещё недостаточно, однако учёные по всему миру проводят всевозможные исследования, чтобы понять, каковы генетические различия между людьми с разным уровнем интеллекта. Если генетически обусловленные причины, влияющие на интеллект, будут найдены, появится возможность создания средств, рассчитанных на повышение коэффициенты интеллекта.
Фактор второй – окружающая среда
Огромнейшее влияние на развитие интеллекта человека, в частности ребёнка, оказывает окружающая среда, а если быть точнее, семья. Учёные сумели выявить зависимость развития интеллекта от таких факторов, как способы воспитания, микроклимат в семье, финансовое положение, уровень жизни и даже размер дома, в котором семья живёт. Однако по мере взросления ребёнка эта зависимость пропадает, а ко времени совершеннолетия может исчезнуть совсем
Важно также и то, что по причине генетических особенностей, разные дети, даже в одной семье, могут реагировать на одни и те же факторы по-разному
Обобщая эти два пункта, можно отметить, что коэффициент интеллекта взрослых людей в большей степени обусловлен генетическими факторами, а не окружающей средой, как это наблюдается у детей.
Неумение выслушивать критику
Человек, который не может адекватно воспринимать критические замечания в собственный адрес, либо чрезмерно горделив, либо обладает одним из признаков низкого эмоционального интеллекта. Видение в критике одних лишь негативных моментов подразумевает, что индивид не способен переосмыслить собственные поступки, скорректировать свое поведение и поменять взгляды на определенные вещи и события.
Восприятие критических замечаний от кого угодно в качестве внешней угрозы является прямым признаком низкого интеллекта. Прочие индивиды обычно в какой-то степени способны к самоанализу и рефлексии. До таких людей, как правило, можно донести тот факт, что мотивация критики заключается в попытке помочь, указать на недостатки, а не обидеть и унизить.
Выбор одиночества вместо шумной компании
Было проведено целое исследование такими учёными как Норман Ли и Сатоши Каназава, которое доказало прямое влияние количества социальных связей на уровень интеллекта человека. Умные люди в основном тяготеют к тишине и спокойствию, в таком состоянии они способны эффективно мыслить и порождать идеи.
Также, любопытным признаком «гениев» является любовь к разговорам с самим собой. Чувствуя недостаток социальности, человек начинает компенсировать это диалогом с собой любимым. Не стоит воспринимать такое общение признаком безумия, скорее признаком недостатка общения с окружающим миром.
Вот 9 из некоторых классических признаков низкого эмоционального интеллекта:
- Требование аргументов
Возможно, вы знакомы с людьми, которые, кажется, всегда готовы вступить в спор по любому поводу. Друзья, члены семьи, сослуживцы и даже незнакомые люди оказываются втянутыми в спор с этими лицами, которые требуют предъявления большого количества аргументов. Из-за низкого ЭК таким людям трудно понять эмоции других, они часто готовы спорить без учета чувств окружающих.
- Непонимание чувств других людей
Люди с низким ЭК часто не обращают внимания на чувства других. Они не догадываются, что их супруги могут быть злы на них или, что их сотрудники раздражены. Более того, они испытывают досаду, когда видят, что кто-то ждёт проявления чувств от них. Эмоции, как правило, выводят из равновесия людей с низким ЭК.
- Считать, что другие люди чрезмерно чувствительны
Люди с низким ЭК могут пошутить в самое неподходящее время. Например, они могут отпустить неуместную шутку на похоронах или по поводу какого-то трагического события. Когда другие люди как-то реагируют на такого рода шутки за гранью, человек с низким ЭК считает, что окружающие просто слишком чувствительны. Эти люди испытывают трудности в понимании эмоций других людей, и не удивительно, что они не в состоянии интерпретировать эмоциональный настрой печальных событий.
- Отказ принять чужую точку зрения
Люди с низким ЭК уверены в своей правоте, они будут энергично отстаивать свою позицию, при этом отказываясь слушать то, что говорят им другие. Это особенно верно, когда им указывают на не понимание ими чувств других людей. Они часто негативны и чрезмерно критичны к чувствам окружающих.
- Обвинять других в ошибках
Люди с низким эмоциональным интеллектом имеют плохое представление о том, как их собственные эмоции могут приводить к проблемам. Когда дела идут плохо, они инстинктивно винят других. Они часто обвиняют ситуацию или действия других людей. Они уверены, что у них не было другого выбора в той или иной ситуации, и что другие просто не понимают их положения.
Эта тенденция — не брать на себя ответственность, часто вызывает в них горечь и ощущение себя жертвой.
- Неспособность справиться с эмоционально напряженными ситуациями
Людям с низким эмоциональным интеллектом трудно понять сильные эмоции, будь то свои собственные или эмоции других. Они часто избегают таких ситуаций. Скрывать свои истинные эмоции от людей — также их распространенная черта.
- Внезапные эмоциональные вспышки
Способность регулировать свои эмоции является одним из пяти важнейших компонентов эмоционального интеллекта. Людям с низким ЭК часто сложно понять и контролировать свои эмоции. Они могут выдавать неожиданные эмоциональные всплески, которые выглядят преувеличенными и неконтролируемыми.
- Сложности в поддержании дружеских отношений
Люди с низким ЭК часто черствы и бесчувственны, поэтому им трудно поддерживать дружеские отношения. Близкая дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки, то есть, всего того с чем борются люди с низким ЭК.
- Отсутствие эмпатии
Поскольку люди с низким уровнем эмоционального интеллекта не понимают эмоции других людей, им мало свойственно сопереживание. Они не способны принять чувства других, а значит, не могут поставить себя на место другого человека.
Слабый эмоциональный интеллект грозит неприятностями в разных сферах человеческой жизни. Школа, работа, семья, дружба и романтические отношения — вот лишь несколько областей, где человек с низким ЭК может испытать большие проблемы.
Если вы считаете, что ваш эмоциональный интеллект нуждается в небольшой доработке, узнайте о пяти главных составляющих эмоционального интеллекта.
Эмоциональные компетенции
Перечень внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций современного взрослого человека, который был разработан на основе теоретического анализа и результатов экспериментальных исследований ученых, включает следующие составляющие.
Внутриличностные эмоциональные компетенции
осознавать влияние эмоциональной сферы на жизнедеятельность, а эмоциональные переживания воспринимать как ценности, относиться с уважением к ним;
объективно воспринимать реальность;
проявлять интерес к познанию мира, его закономерностей, а также к самопознанию;
быть открытым для новых впечатлений, событий и жизненных перемен;
стремиться к гармонии, психологическому благополучию, здоровым отношениям;
творчески относиться к жизни и межличностным отношениям;
объективно оценивать и признавать свои достоинства и недостатки через самоанализ;
быть ответственными за собственные эмоциональные реакции;
идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции, переживаемые в конкретный момент за телесными реакциями, мыслями и тому подобное;
анализировать собственные эмоции, чувства; причины их возникновения;
насыщать себя, то есть использовать эмоции для самомотивации, облегчения процесса мышления, принятия решений, достижения целей;
оптимистично мыслить – акцентировать внимание на положительных аспектах жизни;
конструктивно относиться к ошибкам, приобретать жизненный опыт;
владеть приемами психофизиологической саморегуляции;
управлять вниманием, воображением.
Межличностные эмоциональные компетенции
- осознавать себя как равноценного субъекта коммуникативного взаимодействия, быть ответственным за его процесс и результат;
- идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции других;
- анализировать эмоции, чувства других людей, причины их возникновения;
- воспринимать и понимать невербальный язык тела и движений (жесты, мимика, интонация голоса и тому подобное), использовать этот опыт для улучшения коммуникации;
- владеть навыками активного слушания;
- понимать эмоции, чувства другого человека, поставив себя на его место (эмпатия);
- оказывать и принимать эмоциональную поддержку;
- вербализировать эмоции, чувства без оценки, обвинения людей или ситуаций;
- сопротивляться немедленным желаниям выплеснуть эмоции (контроль над импульсами);
- задавать вопросы для понимания эмоционального состояния другого человека;
- адекватно и толерантно реагировать на положительные и отрицательные эмоции со стороны других;
- конструктивно защищать собственные психологические границы, свою точку зрения;
- отказывать, не обижая другого человека;
- оказывать мотивирующую как положительную, так и отрицательную обратную связь: искренне выражать похвалу, комплименты, критику, претензии и недовольство;
- адекватно воспринимать обратную связь со стороны других: как критику, претензии и недовольство, так и комплименты, похвалу;
- выбирать аутентичные и адекватные ситуации способы эмоционального самовыражения;
- прощать, освобождаться от обиды;
- сотрудничать, владеть способами совместной деятельности, приходить к согласию;
- разрешать эмоционально напряженные ситуации, конфликты, преодолевать барьеры в общении;
- проявлять высокий уровень эмоциональной устойчивости и саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Одним из главных недостатков высокой интеллектуальности является постоянное чувство неудовлетворенности.
Наличие высокого интеллекта не означает, что человек будет жить полноценной жизнью. В то время как высокоинтеллектуальные люди стремятся проявить себя и живут под девизом «Я могу достичь всего», снова и снова, жизнь напоминает им, что, несмотря на их драгоценный дар, в жизни никогда не достичь всего. Это оставляет очень умного человека неудовлетворенным или чувствующим себя опустошенным.
Исследование, проведенное в 1992 году на 399 высокоинтеллектуальных личностях в возрасте от семидесяти пяти до восьмидесяти четырех лет, показало, что к тому времени, когда им исполнилось восемьдесят, они полагали, что не оправдали своих ожиданий в жизни и не достигли того, чего, как они верили, они могут достичь.
Что влияет на наше умственное развитие
Новозеландский политолог Джеймс Флинн первым заметил связь между уровнем жизни и показателем IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности — вот некоторые факторы, которые влияют на интеллектуальное развитие.
Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, — и так уже более 60 лет, причём тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 1990-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.
На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения: согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго — именно того, в котором Флинн вёл свои исследования — добавляют к факторам роста ещё и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объёмы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.
Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия — по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.
Гены и правда влияют на уровень IQ, причём значительно, говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды.
Тесты на коэффициент интеллекта
Тесты на коэффициент интеллекта разработаны таким образом, что их результаты описываются посредством распределения вероятностей, где средний показатель IQ равен 100, а разброс значений выстраивается так, что IQ 50% всех людей находится между 90 и 110, а оставшиеся 50% распределяются поровну ниже 90 и выше 110. Если показатель коэффициента интеллекта ниже 70 – это является свидетельством умственной отсталости.
Все тесты на IQ содержат в себе множество всевозможных заданий с возрастающей сложностью. В тестах встречаются задачи на пространственное и логическое мышление и некоторые другие. Результаты теста определяют коэффициент интеллекта, причём есть одна особенность: чем больше тестов проходит человек, тем лучше становятся его результаты.
Кроме того, тесты могут быть рассчитаны на разные возрастные группы, показывая развитие интеллекта человека, которое соответствует его возрасту. Например, двенадцатилетний ребёнок и аспирант могут иметь одинаковый показатель IQ, т.к. развитие каждого будет соответствовать конкретной возрастной категории.
Следует также сказать, что большая часть тестов, которые сегодня можно встретить, к примеру, в Интернете, не дают достоверных результатов, т.к. разработаны не профессионалами. Для проверки своего коэффициента интеллекта следует использовать только профессиональные тесты, такие как тест Кеттлера, тест Амтхауэра, тест Равена, тест Векслера и тест Айзенка. Какого-либо одного стандартного теста на IQ на сегодняшний день не существует.
Теперь стоит поговорить о том, какие факторы оказывают воздействие на коэффициент интеллекта людей, ведь у каждого человека этот показатель индивидуален.
Объективность тестов на уровень IQ
Показатель уровня интеллекта в общем смысле демонстрирует то, насколько широкая картина мира рисуется в мышлении отдельно взятого индивида. Чем обширнее представления человека об устройстве реальности, тем выше показатели IQ. У людей с низким интеллектом признаками его невысокого уровня всегда являются недостаточные способности к обучению и развитию.
Однако считать любые IQ-тесты в полной мере объективными и в точности ранжирующими людей по уровню интеллекта нельзя. Тестирование — это лишь одна из методик определения интеллектуальных возможностей. Не менее важен также и анализ поведения человека, по которому можно распознать общий уровень мышления и интеллектуальные возможности отдельно взятого индивида.
Что это такое
ВОЗ определяет расстройство интеллекта как: «состояние нарушенного умственного развития, характеризующееся определенным нарушением навыков, возникающим в течение развития, охватывающим все элементы интеллекта, а именно когнитивные, речевые, моторные и социальные способности». Оно может сочетаться с другими нарушениями либо возникать без них.
Другая характеристика: «Интеллектуальная отсталость – это неспособность достижения надлежащей степени умственного развития (
А так определяет умственный дефицит Американская ассоциация по интеллектуальным нарушениям и отклонениям в развитии (AAIDD): «Нарушение интеллекта – это понижение способностей, типичное существенными ограничениями умственных функций и адаптивного поведения. Это поражение возникает до 18-летнего возраста».
Как повысить интеллектуальный уровень
От чего зависит IQ? На этот счет существует множество версий. Назовем некоторые из них, но оговоримся, что многие являются предположениями, а не до конца обоснованными научными фактами.
Генетика
Считается, что если один из родителей имел высокий уровень IQ, то хотя бы один из двух детей будет интеллектуалом. Однако появившийся явно не на пустом месте афоризм о том, что на детях гениев природа отдыхает, подводит это утверждение под сомнение. Не понятно и то, насколько умным может родиться единственный ребенок в семье.
Внутриутробное развитие ребенка
Некоторые ученые считают — то, насколько умным родиться малыш, зависит от здоровья матери, наличия у нее вредных привычек, ее возраста, группы крови и резус фактора, а также их совместимости с показателями матери. Влияют на умственный фактор также число предшествующих родам беременностей, их периодичность, частота обследований на рентгене и количество эритроцитов в крови матери.
Количество детей в семье
Существует гипотеза о том, что каждый последующий ребенок, родившийся у матери, имеет более низкий уровень интеллекта, чем предыдущий. Таким образом, все старшие дети должны быть умницами, все младшие — … кому как повезет. Звучит неубедительно.
Экология
По утверждению ученых 25% ума в человеке зависит от качества экологии, в которой он растет. Согласно этой теории, самые умные люди живут в наиболее «диких» местах планеты. Городские жители должны уступать им в интеллекте.
Питание
Прямой связи между качеством, разнообразием пищи и видами продуктов не установлено. Но единственное, к чему ученые действительно склоняются — это влияние голода и недоедания в раннем возрасте на дальнейшее умственное развитие ребенка.
Семья
Взаимоотношения с близкими, общая обстановка в доме, забота родителей о развитии ребенка, образование и профессиональная успешность родителей — влияние всех этих факторов на IQ подрастающего или уже взрослого человека, по крайней мере, трудно отрицать.
Качество образования
В какой степени этот фактор влияет на IQ человека, ученые не определились. Но то, что образованный человек умнее неуча, это очевидно.
Они также с большей вероятностью разрушатся или почувствуют себя разбитыми под давлением.
Можно подумать, что высокоинтеллектуальные люди — наименее нагруженные люди на Земле. Однако последнее неверно, так как они постоянно стремятся к успеху. Идеальная серия побед также оказывает на них огромное давление, потому что они чувствуют необходимость постоянно доказывать, на что они действительно способны. Кроме того, они также привыкли побеждать на протяжении всей своей жизни.
Мысль о неудаче и поиске путей достижения их заставляет их беспокоиться. Исследования также показывают, что высокоинтеллектуальные люди с большей вероятностью сломаются, когда испытывают давление. Эксперты предлагают переупорядочивать и выполнять задачи по одному, чтобы уменьшить стресс и улучшить качество жизни.
Миф седьмой
В мире существует некая организация, засекреченная почище масонской ложи, к которой принадлежат люди c IQ, превышающим 170. Все они являются князьями мира сего: руководителями крупных корпораций, влиятельными политиками, известными общественными деятелями. Однако если вы являетесь дворником с исключительно высоким интеллектом, эта организация рано или поздно вас заметит, возьмет под крыло, и тогда выдающаяся карьера вам обеспечена.
На самом деле
Этот миф с гуманистической подоплекой разоблачать даже немного неловко. Пусть те, кому он по душе, продолжают в него верить. На деле существует более демократичная организация, объединяющая людей с высоким интеллектом — Mensa International (https://www.mensa.org). Ко власти над этим грешным миром не имеет никакого отношения; Mensa занимается скорее просветительской деятельностью. А вот присоединиться к этому международному братству можно только одним способом: пройти пресловутый тест на коэффициент интеллекта и показать недюжинные результаты.
Источник — журнал «Будь здорова»
Развитие интеллекта у детей
В условиях современного общества вследствие совершенствования методов обучения и воспитания детей возникает актуальность определения наиболее удачных приемов, которые являются оптимальными в образовательно-воспитательном процессе. Ведь именно уровень интеллекта является определяющим в признании индивида как личности в социальной среде.
Проблема исследования развития умственных способностей у детей является актуальной, ведь отечественные и зарубежные исследователи высказывают противоположные взгляды на сущность интеллекта и пути его экспериментального исследования
Важно отметить, что актуализирует данную проблему и непрерывное развитие информационно-коммуникативных технологий, владение которыми необходимо каждому человеку
Занятия по развитию интеллекта должны проводиться после определения уровня интеллектуального развития ребенка в соответствии его возрастом.
Для развития способностей быстро воспринимать и понимать окружающий мир детям школьного возраста рекомендуется задавать специальные задачи на интеллект. Математические задачи являются самыми эффективными при развитии умственных способностей у детей.
Существует также необходимость подготовки ребенка к восприятию и пониманию устной речи, ведь это сложный интеллектуальный процесс.