Духовно-нравственная культура личности как основа развития социального доверия в образовательном процессе

Есть ли духовно-нравственный кризис в России?

Социологи и здравомыслящая общественность обеспокоены состоянием духовно-нравственной культуры в России. В жизненные планы молодежи включены собственное материальное благополучие, карьера, получение удовольствий. В иерархии нравственных ценностей патриотизм, долг, совесть находятся на последних местах или не значатся вовсе.

Вам будет интересно:Происхождение слова «медведь»: о чем говорят этимология и литература

В результате всеобщей деидеологизации и многочисленных атак на умы и сердца, у молодого населения страны нет единства в восприятии истории России как великой державы, одного из культурных и духовных центров мира. Целенаправленное формирование у молодежи «комплекса вины» за отдельные исторические события приводит к обесцениванию проявлений патриотизма и активной гражданской позиции, к дегероизации известных исторических личностей. Героями становятся военные преступники и уголовные авторитеты.

Вам будет интересно:Что такое эскадра? Значение и происхождение слова

Именно национальные герои от древних до новейших времен являются проводниками духовности и нравственности между поколениями. Подмена понятий о добре и зле приводит к эгоизму и социальной разобщенности, отторжению основ нравственной культуры.

Семья как первая ступень в воспитании нравственной культуры у детей

Давно стала банальностью мысль о том, что все начинается с детства, с семьи, в которой растет ребенок. В том числе его духовно-нравственное становление и развитие. Именно из уст родителей, подготавливающих его к самостоятельной жизни в обществе, он должен услышать первые наставления о том, как и почему следует себя вести в конкретной ситуации общения, что при этом чувствую люди, как они могут оценить его самого и на что это может повлиять в дальнейшей его жизни.

Правило «Мое поведение — не мое личное дело» родители должны подтверждать собственным примером отношений в семье и вне ее. Самые правильные слова взрослых становятся враньем для растущего человека, если они противоречат их поступкам.

Педагогические ошибки — трагические последствия

По мере взросления ребенок все пристальнее вглядывается в окружающий мир и требует все более полных разъяснений. Иногда родители испытывают недостаток информации или опыта по тем или иным темам и боятся это показать ребенку, чтобы не уронить в его глазах свой авторитет. Некоторые, чтобы уйти от сложных вопросов, прибегают к запугиванию, стращая чадо грядущими проблемами взрослой жизни. Он всегда полон сомнений, неуверенности в себе или, наоборот, обуреваем чувствами собственного превосходства над другими и нравственной неуязвимостью. В силу занятости родители могут интересоваться лишь школьной успеваемостью, поведением и упускают контроль над внутренним, душевным состоянием растущего человека.

Это крайне неправильная позиция. Ребенок начинает искать ответы на свои вопросы в сомнительных источниках: в компании таких же неопытных друзей, на сайтах Интернета, в сектах. Постепенно у него формируется неправильное (а порой и порочное, опасное) представление о животрепещущих вопросах бытия: что такое добро и зло, жизнь, какова ее ценность, что первично — долг перед обществом или собственные интересы. Искажение сознания приводит к деформации воли и поведения, страху перед сложными жизненными проблемами, к отсутствию усилий к самовоспитанию. Появляется желание избавиться от проблем любой ценой. Отсюда — путь в никуда. Детские и подростковые суициды, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании, иждивенчество, социальный паразитизм.

Религия как союзник в формировании этических основ общества

До революционных преобразований 1917 года основой духовно-нравственной культуры России было православие. Однако массовая антицерковная пропаганда, физическое уничтожение священнослужителей и церквей привели к постепенной утрате населением духовно-религиозных потребностей. Конституция СССР провозгласила отделение церкви от государства. И для религии стали недоступными такие важные сферы влияния на население, как образовательные учреждения, культура, наука, армия.

В современной России, по данным разных источников, истинно верующими считают себя лишь 4-5 % населения. Формально посещают церковь и при этом ведут светский образ жизни — 12-14 %. Остальные не интересуются религиозными учениями вовсе.

Революционное отторжение народа от вековых религиозных верований (а затем и от веры в «светлое коммунистическое будущее» в 90-е годы прошлого века) привело к отрицанию молодежью национальной духовно-нравственной культуры России. Ориентирование ее на европейские образцы поколебало и разрушило представления о таких жизненных ценностях, как семья, Родина, патриотизм, честь, достоинство, национальное и гражданское единство.

Эти регрессивные тенденции морально-нравственного разложения общества грозят постепенным вымиранием уникальной русской нации. И это заставляет всерьез побеспокоиться передовых научных и общественных деятелей. В православной церкви они видят союзника в деле возрождения и развития духовно-нравственной культуры народов России. Ее фундаментом должно стать восстановление духовного родства и вековых связей, искоренение нацизма и русофобии.