Статья: нужна ли вам личностная легенда?
Свойства внимания
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Каждое из перечисленных свойств может проявляться в любом из видов внимания – непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании познаваемых объектов.
Степень или силу сосредоточенности характеризуют концентрация или интенсивность внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или видом деятельности
Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от указанного предмета или вида деятельности при помощи посторонних раздражителей
В жизни и практической деятельности мы встречаемся с разными уровнями сосредоточенности: от поверхностного внимания (слушать, но не слышать) до глубокой поглощенности и даже одержимости. По мнению И.П.
Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки – он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.
Устойчивость — это способность человека продолжительное время удерживать внимание на одном и том же объекте или виде деятельности. И.П
Павлов говорил о своей работе:
Устойчивость внимания у каждых людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. В это же время устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
Колебания (флуктуация) внимания — это кратковременное непроизвольное усиление или ослабление внимания.
Колебания наблюдаются даже при наличии устойчивого внимания (обычно с периодичностью в 6-12 с).
Психологос: энциклопедия практической психологии Нужна ли вам личностная легенда?
Кто вы есть и что вы из себя представляете, задается не только тем, какова ваша история, но и тем, кем вы себя видите и как вы себя подаете. Человек себя строит, и личностная легенда, та или иная сказка о себе строит нас так же, как строят нас любые внушения. Легенда может быть Никогда не поздно пережить свое счастливое детство… Легенды активно используются социально ориентированными людьми для создания себе желательного образа. Александр Македонский совсем не возражал, Скандальная легенда, к сожалению, вызывает такое же Если же легенды о вас до сих пор почему-то еще нет, а вы, например, актер, бизнес-тренер, политический деятель или другой типаж, имеющий отношение к шоу-бизнесу, то обратитесь к специалистам, они вам легенду сконструируют и в массы запустят. Истории о вас будут организованы, свои рассказы вы выучите, легенда взмахнет крылами и скоро вы будете верить в нее так же, как и целевая аудитория. А какое это имеет отношение к вам, если вы пока человека Да здравствует личностная легенда, которая помогает нам двигаться вперед и открывает новые возможности развития! 1 августа — начало курса «ДНЕВНИК ЭМОЦИЙ». Ведущий Н.И. КозловЧто такое Спринт-Дистанция? Это учебный онлайн-курс по формуле «Один месяц, одна тема, ежедневные
|
Внимание
Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе
К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.
Концентрация внимания
Означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.
Распределение внимания
Нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению.
Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать.
Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.
Объем внимания
При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо.
У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе.
Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.
Переключение внимания
Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно.
Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели.
Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания
При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.
Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».
Устойчивость внимания
Это длительность сосредоточенности сознания
От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание
Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете
Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.
Другими факторами устойчивости внимания являются:
- интерес к материалу
- связь изучаемого материала с потребностями личности
- содержательность и сложность выполняемой работы
- комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа
- особенности личности (например, темперамент и волевые качества).