Образование как фактор развития личности

Преимущества высшего образования

Самое важное значение в жизни каждого человека имеет высшее образование. Высшее образование предоставляет возможности получения престижной должности в солидной фирме

Основные преимущества:

  • Многие направления закрыты для людей, не имеющих высшего образования. Это касается медицинских, юридических, образовательных и научных государственных учреждений. Так же и частные компании не желают видеть среди сотрудников, людей без диплома;
  • Во время учебы в вузе, называют временем экспериментов, когда есть возможность попробовать себя в разных сферах деятельности. Такой эксперимент ничем не грозит, зато можно найти что-то действительно стоящее;
  • Высшее образование, это своего рода интеллектуальная инвестиция в будущее, наличие диплома открывает многие двери, а с ним можно найти работу с достойной оплатой, компенсирующей не только материальные, но и моральные расходы;
  • Все без исключения вузы — это открытые структуры, сотрудничающие и друг с другом, и с финансовыми компаниями и общественными организациями. Это открывает массу возможностей, таких как получение грантов, стипендий, стажировок, а значит узнать и научиться чему-то новому и приобрести больше шансов, реализовать себя в будущем.

По статистике, безработных среди людей с высшим образованием на 40% меньше, чем среди людей со средним.

Что мы узнали?

Роль и значение образования в жизни человека и общества, в которое он потом вливается, очень велика и пренебрегать этим не стоит. Процесс обучения многогранен, бывает труден и тернист, но за свои старания, каждый получает соответствующее вознаграждение. От малых лет до глубокой старости мы продолжаем учиться, часто сами этого не понимая. А знания, важны ещё и тем, что раз приобретя их, потом уже невозможно будет потерять, в отличие от положения в обществе и материальных ценностей. Малообразованность граждан – это одна из главных проблем современного общества.

Человеческое развитие и образование

Динамичное
развитие образования за последние сто
лет превратило его в один из важнейших
факторов развития человека и общества.
Образовательные учреждения в современных
условиях способствуют передаче от
поколения к поколению культурного
наследия общества, в них получают
профессиональные знания и навыки,
которые в значительной мере предопределяют
экономический и социальный статус
человека. В то же время в период обучения
дети и молодые люди не просто готовятся
к выполнению новых
ролей.
У них формируются нравственные идеалы,
многие стереотипы поведения, взгляды
на отношения в окружающем мире.

С
точки зрения человеческого развития
образование существенно расширяет
возможности человека. Целый ряд
исследований показывает, что уровень
образования влияет на различные стороны
жизнедеятельности людей, например
состояние здоровья, политическую
активность, потребление табака, восприятие
классической музыки, скорость
распространения информации и др. (Michael
R.T. The Effect of Education on Efficiency in Consumption. New York:
National Bureau of Economic Research, 1972; Becker G.S. Human
Capital. A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference
to Education. The University of Chicago Press. Chicago,
1993.)

Образование
позволяет использовать новые знания и
технологии в ведении домашнего хозяйства,
воспитании детей, организации их питания,
охраны здоровья и обучения. С ростом
уровня образования матери снижается
младенческая и детская смертность,
поскольку независимо от уровня дохода
в семье улучшается качество ухода за
детьми и их питания.

Образованные
люди получают возможность выполнять
более сложную, а следовательно, и более
высокооплачиваемую работу. Они более
эффективно используют физический и
природный капитал, в результате чего
он становится более производительным.

Есть
еще одна задача, которую выполняют
учебные заведения, в первую очередь
университеты и институты, — это выработка
нового знания и применение его во всех
областях социальной и экономической
жизни. Стремительный рост научных знаний
и их использования в сфере техники и
медицинского обслуживания представляет
собой наиболее заметную часть радикального
изменения роли знания. Поиск нового
знания и новых способов его применения
превратился в современных обществах в
важную сферу деятельности — науку, в
которой занято большое количество людей
и на которую расходуются огромные суммы
денег. Образованные люди больше
предрасположены к введению новшеств,
скорее делятся полученными результатами
с коллегами, а опытом — с молодежью. В
итоге с образованием связано не просто
накопление и передача знаний научного
и социального порядка, но и формирование
интеллектуального потенциала нации в
целом.

Следует
отметить, что с образованием непосредственно
связаны такие аспекты развития человека,
как наделение полномочиями и развитие
демократических институтов управления,
сотрудничество между людьми, справедливость
(по отношению к каждому человеку),
устойчивость (в смысле удовлетворения
потребностей нынешних поколений без
ущерба для последующих), безопасность
людей. От реализации этих аспектов в
значительной мере зависит устойчивость
развития всей социальной системы.

Всемирная
конференция по образованию для всех
1990 г

призвала к обеспечению всеобщего
качественного образования, уделяя при
этом особое внимание самым бедным
гражданам мира. Образование было признано
наиболее важным элементом борьбы с
бедностью, обеспечения прав женщин и
предоставления им более широких
возможностей, защиты детей, соблюдения
прав человека, демократии и охраны
окружающей среды

Однако
движение к образованию для всех идет
сравнительно медленно. По данным ЮНЕСКО,
855 млн. чел., почти шестая часть человечества,
вступят в XXI в., не умея прочесть книгу
или расписаться, понять, что написано
на простом бланке, а тем более работать
с компьютером. В то же время более 130
млн. детей школьного возраста в
развивающихся странах не имеют доступа
к базовому образованию, а миллионы
других, хотя и посещают школы, мало чему
могут там научиться. Следовательно,
задача реформирования образования и
образовательных систем остается
по-прежнему актуальной.

Список литературы

  1. Человек в системе образования, система образования в человеке / Иткина А.Я.В сборнике: Личность в природе и обществе Научные труды молодых ученых. Сер. «Психология и педагогика» 2014. С. 69-75.
  2. Человеку, идущему в завтра – достойное образование / Полозова Т.А.-Гуманитарные исследования. 2007. № 2. С. 79-86.
  3. Возвращение к человеку в образовании / Врублевская Е.Г. Научные исследования в образовании. 2007. № 5. С. 31-36.
  4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб.:Питер, 2010. –288 с.
  5. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХІ / Борис Семенович Гершунский. – М. : «Совершенство», 1998 – 605 с.
  6. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. – М.: Мнемозина, 2002. – 416 с

Образование как способ вхождения человека в мир культуры.

Образование – это
не только культурный феномен, но и
социальный институт, одна из социальных
подструктур общества. Содержание
образования отражает состояние общества,
переход от одного его состояния к
другому. В настоящее время – это переход
от индустриального общества XX в. к
постиндустриальному или информационному
XXI в. Развитие и функционирование
образования обусловлено всеми факторами
и условиями существования общества:
экономическими, политическими,
социальными, культурными и другими.
Вместе с тем цель образования – развитие
человека, отвечающего требованиям того
общества, в котором он живет, что находит
свое отражение в связи образования и
культуры.

Связь образования
и культуры является наиболее тесной,
уже самые ранние стадии становления
института образования связаны с культом,
ритуалом, так как культура требовала
постоянного воспроизводства. Это не
просто обуславливание, это сущностная
взаимозависимость, что проявляется, в
частности, в том, что одним из основных
принципов существования и развития
образования является «культуросообразность».
При этом образование рассматривается,
прежде всего, как социальный институт
с функцией культурного воспроизводства
человека или воспроизводства культуры
человека в обществе. Данный принцип
пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским
положению «природосообразности»
обучения. Как полагал Я.А. Коменский,
учиться можно легко, только «идя по
стопам природы», в соответствии с чем
и были сформулированы основные постулаты
обучения, отражающие принципиальные
законы природы и человека как ее части.

Принцип
«культуросообразности», императивно
сформулированный еще А. Дистервегом:
«Обучай культуросообразно!»,
означает обучение в контексте культуры,
ориентацию образования на характер и
ценности культуры, на освоение ее
достижений и ее воспроизводство, на
принятие социокультурных норм и включение
человека в их дальнейшее развитие.
Культура понимается как воспроизводящаяся
при смене поколений система образцов
поведения, сознания людей, а также
предметов и явлений в жизни общества.

Продуктивным
является понятие типа культуры (например,
архаичной, современной) и положение,
что само определение типа культуры
может быть соотнесено с характером
обучения, образования.

Известный этнограф
М. Мид по этому основанию выделяет три
типа культуры.

Постфигуративный
тип культуры(примитивные
общества, маленькие религиозные
сообщества, анклавы и т.д.). Дети, прежде
всего, учатся у своих предшественников
и взрослые не могут вообразить себе
никаких перемен и потому передают своим
потомкам лишь чувство неизменной
«преемственности жизни», прожитое
взрослыми – это «схема будущего для
их детей». Этот тип культуры, согласно
М. Мид, тысячелетия характеризовал
человеческие сообщества вплоть до
начала цивилизации. Проявление этого
типа культуры встречается и в наше время
в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях,
национальных укладах.

Кофигуративный
тип культуры
предполагает, что и дети, и взрослые
учатся у сверстников, более широко – у
современников. Однако этот тип культуры
включает в себя постфигуративную в
смысле следования старшим в нормах,
поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная
культура может проявляться в сообществе,
которое остается без старших. На примере
анализа жизни иммигрантов в США, Канаде,
Австралии, Израиле М. Мид показывает,
что новые условия жизни требуют новых
методов воспитания. В этих условиях
возникает ситуация объединения
сверстников, идентификации со сверстником
— ситуация, когда референтными, значимыми
для подростка, являются не взрослые, не
родители, а именно сверстники.

Префигуративный
тип культуры, «где взрослые учатся
также у своих детей», отражает то
время, в котором мы живем, отмечает М.
Мид. Это культура, которую предвидят,
это мир, который будет. Образование и
должно подготовить детей к новому,
сохраняя и преемствуя то ценное, что
было в прошлом, ибо связь поколений есть
история цивилизации.

Очевидно, что
разные подходы к проблеме внутренней
связи культуры (ее типов, парадигм,
тенденций) и образования вскрывают
накопившиеся в истории цивилизации
противоречия между сложившимся
«образовательным» стереотипом
общественного сознания и накапливаемыми
человечеством знаниями о ребенке,
детстве и его мире. Современное образование
и характеризуется поиском решения этого
противоречия, раскрываемого в реализации
функций образования.

Тема 8. Образование как педагогический процесс

Образование – как
ведущий механизм присвоения социального
опыта.

Методологические
основы образовательного процесса:
образование как общечеловеческая
ценность (аксилогический подход);
образование как деятельность человека
по усвоению культурного наследия и
опыта, по саморазвитию себя (деятельностный
подход); культура – ядро содержания
современного образования (культурологический
подход); ученик (воспитанник) – как
субъект образовательного процесса,
саморазвивающаяся личность: возрастные
и индивидуальные особенности ученика
(воспитанника), соотношение наследственности,
социальной среды в образовании,
Я-концепция творческого саморазвития
учащегося, возрастные, социальные и
педагогические факторы развития ученика
(антропологический и личностный подходы);
роль национального фактора в образовании
(этнопедагогический подход).

Методологическая
модель образования.

Образовательный
(педагогический) процесс как фактор
развития личности: сущность, структура,
особенности. Источники, движущие силы,
противоречия и логика развития
образовательного процесса. Субъекты
образовательного процесса. Ученик
(воспитанник) в учебно-воспитательном
взаимодействии, семья в системе воспитания
и социализации личности, учитель и
индивидуальный стиль его деятельности
Педагогическое взаимодействие.
Закономерности и принципы образовательного
процесса.

Целеполагание
в образовании. Цели образования.
Таксономия целей обучения. Образ ученика,
воспитанника как основа определения
целей образования (личностные, креативные,
оргдеятельностные качества).

Задачи
и направления развития современного
образования в России. Государственные
документы об образовании: закон РФ об
образовании, доктрина образования в
РФ.

Содержание
образования как фундамент базовой
культуры личности. Научные основы
определения содержания образования.
Культура как содержание воспитания и
образования. Направленность содержания
образования на обеспечения условия для
освоения личностью системой научных
знаний о природе, обществе, мышлении и
способах деятельности, овладение
системой интеллектуальных и практических
навыков и умений, освоение опыта
творческой деятельности, овладение
опытом эмоционально-волевого отношения
к миру, к другим людям (информационный,
операционный, аксиологический компоненты
содержания образования). Подходы к
определению содержания образования:
аксиологический, гуманистический, по
видам деятельности, по направлениям
воспитательно-образовательной работы,
по компонентам базовой культуры личности.
Критерии и принципы отбора и построения
содержания образования. Теории
формирования содержания образования.

Государственный
образовательный стандарт. Базовая,
вариативная и дополнительная составляющая
содержания образования. Носители
содержания образования: образовательные
программы, учебные планы, учебники,
учебные пособия, учебные комплекты:
сущность, виды, структура, принципы
разработки.

Концепция
общего среднего образования в 12-летней
школе.

Самообразование
в структуре образовательного процесса.
Пути самообразования личности.

В чём выражается образование человека

Вместе с образованием перенимается многосторонний опыт накопленный веками на примере предшествующих поколений, а благодаря этому, в свою очередь, открывается дорога в завтрашний день. Таким образом, роль образования в жизни человека, просто невозможно переоценить, это своего рода перекрёсток – живя в настоящем, используется мудрость прошлого, для свершений в будущем.

По словам экспертов, среди людей, получивших хорошее образование в юности, намного реже встречаются страдающие умственной отсталостью, психическими расстройствами и болезнью Альцгеймера в старости.

Аттестат об окончании средней школы и диплом, подтверждающий окончание вуза – слабые аргументы в пользу образованности их предъявителя. Конечно, в современном мире без этого не обойтись, наличие документов об образовании даёт определённые преимущества, формально, при трудоустройстве, например, в моральном же плане, это не даёт превосходства над другими. Почему? Аттестат или диплом не подкреплённые знаниями – это худшая из форм невежества, а знание школьного предмета «на отлично» – ещё не делает человека образованным. Это понятие, подразумевает многогранную совокупность:

  • базового и высшего образования;
  • соблюдения норм поведения и моральных устоев;
  • личностного развития;
  • приобретения жизненного опыта;
  • реализации собственного потенциала на благо всего общества;
  • желания расти и совершенствоваться, вне зависимости от достигнутых высот;
  • всегда оставаться носителем культуры, в чём бы она ни выражалась.

Возрастная периодизация д.Б. Эльконина

Возрастной
период

Ведущая
деятельность

Объект
познавательной деятельности

Сфера
психики преимущественно развивающаяся

Новообразования
возраста

Младенческий
(0-1 год)

Непосредственно-эмоциональное
общение

отношения

Личностная
(потребностно-мотивационная)

Потребность
в общении и эмоциональном отношении

Раннее
детство (1-3 года)

Предметно-манипулятивная

Предметы

Познавательные
процессы

Речь
и наглядно-действенное мышление

Дошкольный
возраст (3-7 лет)

Сюжетно-ролевая
игра

отношения

Личностная
(потребностно-мотивационная)

Потребность
в общественно-значимой и
общественно-оцениваемой деятельности

Младший
школьный возраст (7-11 лет)

Учебно-познавательная

предметы

Интеллектуально-познавательная

Произвольность
поведения и психической деятельности,
внутренний план действий, рефлексия

Подростковый
возраст (11-15 лет)

Интимно-личностное
общение

отношения

Личностная
(потребностно-мотивационная)

Стремление
к взрослости

Старший
школьный возраст (15-17 лет)

Учебно-профессиональная

предметы

Интеллектуально-познавательная

Мировоззрение,
личностное и профессиональное
самоопределение

Основные этапы образования человека

Каждый человек на протяжении жизни, с момента рождения и до глубокой старости, проходит долгий путь образовательного процесса – сначала приобретает определённые знания и навыки, а потом закрепляет их и не прекращает развиваться и познавать новое для себя

Знания и образование люди получают далеко не только на школьной скамье, достаточно будет обратить внимание на ставшую уже крылатой фразу «наука жизни» – одного из самых толковых учителей, с которым приходится сталкиваться. А все этапы образования человека выглядят так:

  • Зачатки образования – человек получает ещё в младенчестве, когда учится всему, так сказать с нуля. Познавая окружающий мир, он впитывает всё, на чём в дальнейшем будет строиться более сложная наука;
  • Начальное образование – домашнее, либо детсадовское воспитание, когда ребёнку прививаются первые правила поведения, простейшие понятия, готовится почва для обучения письму и счёту, в понятной для него форме;
  • Школьное образование – закладывающее основы образования, порождающее тягу к знаниям, возбуждая его интерес. В процессе школьного образования, ребёнок знакомится с другими культурами, историей, постигает истинные размеры мира и скопившиеся в нём познания;
  • Высшее образование – продолжает школьное, но только в несколько иных рамках: обучение принимает узкий профиль, с уклоном на выбор будущей профессии. На этом этапе, молодые люди готовятся к встрече с взрослой жизнью;
  • Практическое образование – это работа, здесь происходит практически то же, что и в вузе, только место практических, люди приобретают практические знания и навыки, в скором времени превращающиеся в опыт;
  • Самообразование – это процесс совершенствования знаний полученных до этого, с использованием разнообразных материалов и источников, от книг и интернета, до науки, что преподносят житейские ситуации.

Проблема периодизации психического развития в работах д.Б. Эльконина, а.В. Петровского, в.И. Слободчикова

Социальная ситуация развития, ведущий
тип деятельности и возрастные
новообразования как основания возрастной
классификации

  • социальная ситуация развития (по Л.С.
    Выготскому) – это специфическая для
    каждого возрастного периода система
    отношений субъекта с социальной
    действительностью, отраженная в его
    переживаниях и реализуемая им в
    совместной деятельности с другими
    людьми.

  • ведущая деятельность с процессе которой
    возникают и дифференцируются новые
    виды деятельности, формируются и
    перестраиваются психические процессы
    и личностные характеристики.

  • возрастные новообразования (по Л.С.
    Выготскому) – новый тип строения
    личности и деятельности, психические
    и социальные изменения, которые впервые
    возникают на конкретной возрастной
    стадии и которые определяют сознание
    ребенка, его отношение к среде, его
    внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход
    развития в данный период.