Психология одаренности статья по теме

Каковы разновидности реализуемых уникальных особенностей

По В.И.Панову, выделяют 10 разновидностей направленности выдающихся особенностей. Они отличаются по степени и широте проявления, а также по сферам деятельности, в которых ребенок их реализует. Виды детской одаренности изложены ниже.

Общая. Характеризуется высоким уровнем общих способностей, не ограниченных диапазоном проявления.

Специальная – в отличие от общей проявляется способностями в конкретной сфере и выявляется отношением к другим областям.

Общая интеллектуальная и академическая – ею обладают, как правило, преуспевающие сразу в нескольких разноплановых областях деятельности дети, способные к быстрому усваиванию любой информации.

Академическая – рассматривается как проявление феноменальных способностей в обучении или как высокие показатели познавательной деятельности.

Рекомендуем: Как развить интеллект?

Интеллектуальная одаренность – явление, характерное для детей-«отличников». Им свойственны высокие показатели умственных способностей. Основа такой одаренности – состояние умственных и других психологических ресурсов, позволяющих осуществлять интеллектуальную деятельность. Принято считать, что такая одаренность и высокий уровень развития интеллекта тесно связаны.

Художественная – подразумевает высокий уровень достижений ребенка в сфере художественного творчества, где задействуется исполнительское мастерство. Есть несколько смежных направлений, имеющих отношение к этому виду одаренности: музыкальное, художественно-изобразительное или литературное.

Творческая одаренность – подразумевает нестандартное видение окружающего мира либо выражается как способность мыслить вопреки шаблонам, которая в свою очередь может спровоцировать нестандартное поведение. Самое удивительное, что такие одаренные дети часто сталкиваются с непониманием со стороны общественности, которая вешает на них клеймо «неудачников».

Практическая. Несмотря на то, что она не признается как отдельная одаренность детей, такая разновидность способностей заключается в знании собственных слабостей и сильных сторон, а также умелое их использование. Нередко она проявляет себя в сочетании с социальной одаренностью.

Социальная. Это явление очень многогранное, оно определяется преимущественно успешностью взаимодействия с общественностью через общение. Люди с такими склонностями вполне могут реализовать себя в роли работников социальных служб, психологов, преподавателей и т.п. Синонимами этого термина являются понятия «одаренность лидерская» и «организаторская одаренность».

Психомоторная или спортивная. Это способности, исключительные для данного поля деятельности. Связанный с физической активностью дар может выражаться в умении ребенка быть быстрее, точнее и т.п. Оценить перцептивно-двигательные возможности позволяют специализированные тесты на определение моторного развития.

Особенности одаренного ребенка

Чем отличается одаренный ученик от способного и образованного? Мотивацией. Одаренным воспитанникам интересно содержание, а не оценки. Они легко признаются в том, что чего-то не понимают, не боятся пробовать и проигрывать. Им интересен сам процесс обучения, поиск ответов на вопросы.

Не существует единого портрета одаренного ребенка. Однако принято выделять гармоничный тип одаренного и дисгармоничный. Рассмотрим их подробнее.

Гармоничный тип развития

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие гармонично сочетается, соответствует друг другу. При этом физическое, психическое и интеллектуальное развитие соответствует личностному развитию. Такие индивиды быстро адаптируются к школе, показывают одинаковые успехи по всем предметам. Во взрослой жизни они быстро и легко находят свое призвание, легко сходятся с другими людьми.

Особенности одаренных личностей с гармоничным типом развития:

  • творческая активность;
  • склонность выражать свои идеи, мнение и отстаивать его;
  • использование инновационных методов, выход за рамки требований задания;
  • высокий уровень самоорганизации, саморегуляции;
  • высокий уровень самостоятельности, в том числе при выборе заданий, выполнении новых заданий;
  • познавательная мотивация и активность выше, а деятельность продуктивнее, если педагоги, родители не мешают своей помощью, советами;
  • повышенная любознательность;
  • перфекционизм (без контроля педагогов, родителей, психологов превращается в самоедство, неспособность закончить начатое);
  • интерес к проблемам, познавательная мотивация, которая не снижается даже при встрече с трудностями;
  • независимость от мнения других;
  • непосредственность и непредсказуемость.

Таким ученикам нужно давать свободу, поощрять инициативность и самостоятельность. Они сами выбирают программу обучения, предметы для углубленного изучения, дополнительные занятия. Как и другим, им нужен наставник, но именно наставник, а не учитель. Такие педагоги должны обладать другим уровнем знаний, умений и навыков. Они не только должны быть в состоянии сами ответить на каверзные вопросы ученика, но и помочь ему освоить методы самообразования. Научить поиску информации через исследования, интернет, общение с другими людьми.

Дисгармоничный тип

Со стороны такие ученики похожи на детей с задержкой развития или на детей с ускоренным развитием. Специфика в том, что их развитие происходит неравномерно. То есть выдающиеся способности в чем-то одном сочетаются с сильнейшей инфантильностью в другом. Например, высокий интеллект сочетается с бытовой инфантильностью. Или ребенок не умеет читать, но отличается творческими способностями в рисовании. Или он обладает высокими интеллектуальными, творческими способностями, но совершенно незрелый психически, конфликтный, не может адаптироваться, отличается психической нестабильностью. Такие дети попадают в группу риска, сталкиваются с психологическими, психосоматическими и психопатологическими проблемами. Их жизнь нельзя назвать легкой и беззаботной.

Характеристика личности с дисгармоничным типом развития:

  • интеллектуальные и творческие способности заметно опережают эмоциональное, физическое, социальное развитие;
  • ярко выраженная дифференциация интересов, отвечающая выраженным способностям;
  • доминирование личных интересов в системе ценностей, притом интерес и ценность представляет конкретный вид деятельности, это похоже на одержимость;
  • завышенная или нестабильная самооценка (то завышенная, то заниженная);
  • перфекционизм и чрезмерно высокая требовательность к себе, которая приводит к неудовлетворенности собой;
  • склонность ставить недостижимые цели, расстраиваться из-за неудач;
  • повышенная впечатлительность и чувствительность;
  • повышенное чувство ответственности, которое приводит к самобичеванию, чувству вины, депрессиям;
  • повышенная возбудимость, склонность к аффектам;
  • стеснительность и замкнутость;
  • предрасположенность к психосоматическим заболеваниям;
  • одержимость той деятельностью, к которой есть способности, и которая легко получается;
  • недостаток саморегуляции, волевых качеств для организации другой деятельности;
  • избегание занятий спортом;
  • успешнее усваивают и воспроизводят знания, нежеле придумывают что-то инновационное, но при подходящих условиях обучения эта проблема решается.

Дети с дисгармоничным развитием склонны к истерическим и инфантильным реакциям. Например, они могут остро отреагировать на критику, замечание. Такие дети часто оказываются в конфликтах с учителями, одноклассниками.

Проблемы одаренности

Одаренность – девиация со знаком плюс. Это отклонение от среднестатистической нормы, но в положительную сторону. Любая девиация требует внимания психолога и вызывает непонимание со стороны общества.

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети:

  • буллинг со стороны одноклассников, некомпетентных взрослых и учителей;
  • потеря мотивации к обучению (программа слишком проста);
  • внутренняя тревога из-за невозможности полноценно раскрыть потенциал.

Одаренные дети асоциальны, если понимают, что среда им не подходит. Свое негативное отношение к учебе (из-за скуки) они выражают нарушением дисциплины, прогулами. Социальная (лидерская) одаренность, развивающаяся хаотично, выливается в деструктивное поведение, хулиганство. В обычной школе у одаренных детей обязательно возникают проблемы с адаптацией.

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок высокомерен, эгоистичен. Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает неврозы, депрессии, расстройства. Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное развитие личности и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Что такое одаренность

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество

Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Как выявить необычайные возможности

Проблема детской одаренности очень тщательно исследуется учеными. Дело в том, что успешность развития заложенных природой задатков зависит от своевременности их выявления, а потому при работе с детьми применяются специализированные диагностические методики. Они позволяют определить наличие уникальной особенности, которую впоследствии нужно будет развивать.

Рекомендуем: Аутизм: что это?

Диагностика одаренности заключается в применении стандартизированных тестов. Они позволяют оценить характер, степень выраженности и тип одаренности. Подобные методики могут использоваться не только психологами и педагогами, но и родителями.

Ключевое отличие диагностических методик – их ориентированность на возраст ребенка. Например, по методике «Карта одаренности» можно определить способности и провести их оценку у детей 5-10 лет. «Карта одаренности» представляет собой 80 вопросов, которые касаются в определенной мере разных характеристик ребенка (его деятельности, поведения). Оценка ответов осуществляется по шкале от 1 до 4, что позволяет одновременно с проведением диагностики дать прогноз вероятных способностей.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также их родителями воспитатели и психологи часто применяют метод экспертных оценок с 5-балльной системой оценивания, анкетирование, шкалу интеллекта или специальную методику Скинера и Холла. При определении наличия одаренности у подростка важную роль будет играть наблюдение: оценивая способности взрослеющего человека в разных сферах, можно выявить тенденции развития у него определенных возможностей.

Развитие одаренности

Принято выделять два типа одаренности: ранняя и поздняя. В первом случае таких детей называют вундеркиндами. Их одаренность заметна уже в 2–3 года. Они рисуют как художники мирового уровня, разговаривают на нескольких языках, пишут стихи, производят сложные вычисления. Иногда таких детей еще называют индиго. Раньше всего себя проявляет одаренность в искусстве, особенно в музыке. Позже всего – одаренность в науке (открытия). 

Известны случаи, когда одаренность проявилась в 16-18 лет. Согласно одной из теорий, в каждом одаренном ребенке словно записана программа, которая определяет, когда и какие способности проявят себя. Раньше «записанного» времени одаренность нельзя «вытащить». Однако многое зависит от условий воспитания. Если они будут неподходящими, то выдающиеся способности так и останутся нераскрытыми. 

Какие условия семейного воспитания способствуют развитию одаренности:

познавательная активность родителей;
совместная деятельность родителей и ребенка;
совместное решение, обсуждение проблем, выходящих за рамки быта;
содержание обучения и развитие ребенка имеет больший приоритет, нежели отметки по учебе;
близкие, доверительные, теплые отношения с ребенком;
предоставление самостоятельности и поощрение инициативы;
внимание к ребенку;
вся семья признает ценность образования.

Нельзя воспитать одаренного ребенка в условиях гиперопеки, авторитаризма, попустительского стиля воспитания. Демократический стиль воспитания – оптимальный вариант.

Условия школьного обучения для развития одаренности:

  • предоставление свободы;
  • ориентация школьной программы на ближайшую зону развития (чуть сложнее актуальных возможностей, чтобы ребенок хотел преодолевать трудности, сохранял мотивацию и интерес);
  • свобода в самовыражении, особенно в выражении мнения на уроках, оспаривании теорий и чьих-то взглядов.

Как в семье, так и в школе важно относиться к ребенку с уважением. Развитие и обучение одаренного ребенка всегда требует строго индивидуального подхода

За составлением индивидуальной программы сопровождения родители могут обратиться в ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум в школе или в детском саду. Или к штатному психологу. Одаренные дети должны обучаться в специальных центрах, школах с углубленным изучением отдельных предметов.

Проблема детской одаренности

Какова проблема одаренности детей? Если родители, психологи и педагоги замечают одаренность, создают условия для ее развития, то такие дети живут счастливее своих сверстников. Они добиваются больших высот в учебе, а потом и на работе, у них успешнее и легче складывается личная жизнь. Они легко адаптируются к жизненным изменениям, стойко переносят трудности. Но если одаренность остается не выявленной, условия развития и обучения не соответствуют особенностям ребенка, то ему приходится столкнуться с рядом трудностей:

  • программа обучения кажется скучной и неинтересной, что отражается на успеваемости и дисциплине;
  • творчество и потребность в самореализации уходит в деструктивное русло, например, хулиганство, зависимости, другие девиации;
  • возникают проблемы в сфере социального взаимодействия, общения;
  • наблюдается эмоциональная и психическая нестабильность.

Одаренный ребенок чувствует, что он не такой, как все. В обычных условиях, в которых ему скучно, встречаются две модели поведения: он ведет себя высокомерно, часто конфликтует или он замыкается в себе, изолируется от общества сверстников.

Вспомним о том, что одаренность чаще всего проявляется в одной сфере, что такие дети избирательны в активности. То есть они могут проявлять интерес и успевать по одному предмету, но при этом не дотягивать даже до тройки по другим. За это их ругают учителя, родители. Таким образом, одаренные дети входят в группу риска по школьной дезадаптации и негативным девиациям. Непринятие учителями и сверстниками, проблемы с профессиональным самоопределением, конфликты, травля, одиночество – малая часть того, с чем сталкивается одаренный ребенок. В этом и состоит проблема детской одаренности.

Признаки одаренности

Как маме и папе понять, что в семье растет способный ребенок? Что такое одаренность в психологии и чем выделяются дети с особенными возможностями? Такие непоседы отличаются тем, что:

Стремятся добиваться успехов в обучении и получать новые знания.
Могут самостоятельно действовать при помощи полученных прежде знаний и навыков.
Способны с критической точки зрения оценить происходящее вокруг и при этом проникать в сущность вещей.
Погружаются в философские проблемы, касающиеся сущности мироздания.
Их не удовлетворяют поверхностные объяснения, даже когда они сверстникам кажутся достаточными.
Желают самосовершенствоваться и делают все как можно лучше

Отсюда следует постановка высоких целей и переживания, когда нет возможности их достичь.
Способны полностью сконцентрировать внимание, и погрузится в проблемы.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр

Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

Диагностика одаренности

Психология одаренности статья по теме

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как личность. Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном

Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели IQ сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Что такое одаренность

Дадим определение понятиям «одаренность» и «одаренный». Одаренность – это, согласно определению из психологии, врожденное свойство психики, которое развивается в течение всей жизни индивида. Это выдающиеся способности, которые позволяют добиться больших, чем у других людей, успехов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренные дети – это ученики и воспитанники, которые выделяются на фоне других своими достижениями, действиями, суждениями, интересами, привычками. Или у которых невооруженным глазом видны предпосылки к выдающимся достижениям в одной или нескольких деятельностях.

Условия, влияющие на одаренность:

  • генетический фактор, то есть врожденные предпосылки, задатки;
  • социокультурная среда, условия развития;
  • активность личности и тяга к саморазвитию.

Развитие одаренности зависит не только и не столько от врожденных характеристик (задатков), сколько от слаженных действий родителей и педагогов, активности самого одаренного. Без активной работы задатки не перерастут в способности, а способности не станут талантом, он не превратиться в гениальность. На 99 % одаренность зависит от социальных и психологических факторов. Одаренность и способности – это разные стадии одного и того же (задатков).

Так какова характеристика одаренности, это врожденное или приобретенное качество? И то и другое. Это врожденные задатки, которые под влиянием среды становятся приобретенными способностями, знаниями, умениями и навыками, которые обуславливают талант, а он одаренность. Без благоприятных условий она не разовьется

Особое внимание нужно уделить развитию способностей в детском возрасте, это сензитивный период

Что же такое одаренность? В психологии существуют два противоположных мнения. Одни психологи считают, что все индивиды от рождения являются одаренными и каждого воспитанника можно развить до этого уровня. Другие полагают, что часть людей имеет предпосылки к одаренности, их нужно найти и развить. Истина посередине: многие имеют склонность к потенциальной одаренности, но на практике реальные результаты показывают только некоторые из людей.

Некоторые воспитанники не могут раскрыть потенциал из-за внутренних барьеров или проблем в развитии, например, из-за заикания, конфликтности, стеснительности. Другие отстают в школьной программе, но дома сами организуют деятельность и добиваются в ней больших успехов. Если психологи, родители, педагоги помогут воспитаннику избавиться от барьеров, то он сможет раскрыть потенциал.

Амбидекстры и амбицеребральная одаренность

В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (СДВГ). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.

С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.

Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно инфантильными и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).

Психологические особенности взаимодействия с одаренным ребенком

Одаренность – отклонение в развитии. Любое отклонение нуждается в особом наблюдении и сопровождении. 50 % способностей проявляется к четырем годам, 70 % – к шести, а 90% – к восьми. В этом возрасте родители должны особенно внимательно общаться с ребенком.

На протяжении всей жизни важно учитывать психологические особенности одаренных детей. Какие это особенности:

Выраженная потребность в самоактуализации. Одаренные дети раньше сверстников начинают ее испытывать

Это стремление заметно уже с детства
Важно обратить на это внимание и поддерживать. Потребность в самоактуализации и творческой самореализации – потребность пятого уровня по теории А
Маслоу

Дети активно творят и радуются этому.

Перфекционизм. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте выполняет все дела настолько хорошо, насколько может. Например, ребенок рвет тетрадь и переписывает ее из-за одной кляксы. Или разбирает собранную модель самолета (с которой возился неделю), потому что придумал, как ее усовершенствовать. Прежде чем что-то нарисовать, он найдет образец и сделает все строго согласно ему. Эта особенность скрывает опасность – недовольство собой, снижение самооценки, неврозы, депрессия. А перфекционизм, предоставленный сам себе, лишает личность воли.
Самостоятельность. В норме потребность в самостоятельности формируется к трем годам (кризис трех лет). Одаренные дети раньше учатся ответственности, независимости суждений, саморегуляции. Нельзя подавлять самостоятельность, но нужно помнить о безопасности ребенка и избегать вседозволенности.
Социальная автономность. Качество, схожее с предыдущим. Предполагает непринятие одаренным ребенком традиционного обучения. В обычной школе ему скучно. Это вызывает конфликты.

Эгоцентризм. Ему подвержены все дети и взрослые люди, но у одаренных детей эгоцентризм реже обусловлен возрастом и встречается чаще. Выходит эгоцентризм из чувства собственной уникальности, одаренности. Больше развит познавательный эгоцентризм (стремление к личной активности и получению знаний из собственной практики). Моральный эгоцентризм встречается реже, чем у сверстников (способность устанавливать причинно-следственные связи помогает лучше понимать мотивы людей). В общении одаренные дети тоже проще занимают позицию другого человека (коммуникативный эгоцентризм проявляется слабо).
Сверхчувствительность, повышенная эмоциональная уязвимость. Одаренные дети постоянно наблюдают и обращают внимание на мелочи. Все услышанное и увиденное принимают на свой счет (другие дети даже не заметили бы этого).
Творческое отношение к случайностям и восприятие трудностей как возможностей. Не каждому взрослому это под силу, а одаренный ребенок умеет извлекать пользу из любого положения.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.