10 умопомрачительных теорий, которые меняют представление о мире
Потребность в познании
Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.
Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.
Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:
- Наличие сознания.
- Врожденное любопытство.
- Стремление к истине.
- Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
- Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
- Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.
Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.
(Источник)
Знакомство с собой и верность себе
Но у ограниченности есть ещё аспект — это незнание себя. Зачастую человек живёт с тем представлением о себе, которое в него ещё в детстве вложили другие люди. А то и вовсе он выдумывает сам себя. Отсюда неумение увидеть путь к самосовершенствованию — ведь неясно, во что на самом деле надо вкладывать силы. И такой несчастный пытается проникнуть в чуждую ему сферу и терпит неудачи.
Познакомьтесь с собой, возможно, вы посмотрите на мир иначе
Узнав же себя, можно иначе взглянуть и на окружающую действительность, открыть много нового в ней. Однако увидеть себя в истинном свете не все готовы — ведь есть риск разочароваться в том образе себя, который так соблазнительно лелеять. Хотя часто бывает и наоборот: человек лучше узнаёт себя — и многие внутренние проблемы решаются. А заодно и внешние — те, которые были порождены неправильными установками.
Важно помнить и о верности себе, которая не имеет ничего общего с ограниченностью. Прекрасно, если есть незыблемые ценности, которыми человек не согласен поступиться
Но это не только не мешает, но и помогает усваивать нечто новое, смотреть на привычные вещи с разных сторон, углублять свои познания и расширять горизонты.
Необходимо быть верным себе, но при этом признавать за окружающими право придерживаться других позиций. Иногда знакомство даже с неприемлемым для себя мнением может помочь выйти на новый уровень самосознания и самоосознания. Это способно стать ступенью, которая приподнимет над нынешним восприятием и позволит увидеть новые просторы.
Восприятие мира и органы чувства
Современная наука традиционно говорит о пяти видах восприятия окружающего мира:
- зрение;
- слух;
- осязание (тактильное);
- вкус;
- обоняние.
Так же замечено, что у каждого человека существует ведущий анализатор восприятия мира, которым может выступать один из вышеуказанных органов восприятия, участвующий в построении перцептивного образа (модальности восприятия). Но, как правило, это следующая схема взаимодействия чувств при восприятии мира:
Тем не менее, можно заметить, что восприятие мира, даже у людей с одинаковой модальностью восприятия, очень избирательно: психологи приводят в пример простой опыт, который может провести каждый из вас самостоятельно:
На стол помещают яблоко. Затем приглашают испытуемых по очереди,подводят к столу и задают один и тот же вопрос: «Что Вы можете сказать об этом?».
Дети отвечают прямо и однозначно: «Это яблоко», иногда добавляют: «…оно зелёное». Некоторые добавляют: «…наверное, оно кислое».
Взрослые же отвечают следующим образом, от простых ответов: «Это — яблоко», «Зеленое яблоко», «Яблоко на столе», «Стол с яблоком на нём», до более сложных и объёмных — «Это простейший натюрморт из двух предметов — деревянного столика и зеленого яблока», «Я вижу луч ослепительного солнечного света, падающий на зеленое яблоко из открытого настежь окна. Это замечательно и аллегорично: солнечный свет в виде луча; свет, превратившийся в яблоко; и свет, воплотившийся в дерево, из которого человек сделал стол», — до грубости: «За что вам, идиотам, деньги платят?».
Таким образом, физическое видение Мира для каждого человека хоть и одинаково, поскольку все видят одни и те же объекты и явления, но восприятие этих самых явлений и событий уникально и неповторимо для каждого человека в частности.
А ведь мы, пока, ничего не сказали о принципиальных психо-физических различиях в восприятии Мира, которые связаны с физиологией мужчин и женщин, юношей и девушек, детей и взрослых, аборигенов, народов Запада и Востока, здоровых людей и людей больных, зрячих и незрячих, нормальных зрячих и дальтоников, гигантов и лилипутов…
Более того, для людей, у которых органы чувств работают иначе или вообще не работают, мир представляется совершенно иным, не такими, каким его видят, скажем, обычные люди. Но, есть люди, у которых чувства сильнее развиты, их мир ещё ярче и красочнее…
Но это вовсе не значит, что влияние внешнего мира полностью субъективно: большинство явлений и предметов оказывают влияние и воспринимаются одинаково всеми. Например, исследования показывают, что наша эмоциональная реакция на цвета не зависит от их восприятия. Так, синий цвет, как правило, имеет успокаивающий эффект на человека, что связано с короткой длиной волны света, попадающей на сетчатку, а более длинные волны — желтый, оранжевый и красный цвета — делать нас более внимательными.
Внечувственное восприятие мира
Таким образом, мы приходим к выводу, что полученное физическое восприятие реальных объектов мира начинает осубъективляться в процессе пропускания их через логику каждого индивида, где он через призму своего мышления и уровня сознания, приходит к определённым выводам и получает определённое субъективное видение ситуации.
Подводя небольшой итог, можно сказать: не смотря на то, что мы все живём на одной планете, в одной стране и, даже, на одной улице того же самого города, каждый существует в мире своего собственного восприятия. Проще говоря, весь воспринимаемый нами мир — это не более, чем своего рода голограмма, которая выстраивается в сознании человека на основе информации, полученной от органов восприятия и пережитых эмоций, базируясь на его:
- предшествующем опыте
- знаниях
- уровне сознания
Восприятие мира и эмоции
Эмоциональная окраска одних и тех же событий может кардинально изменить их исход: чем радостнее и оптимистичнее отношение ко всему происходящему, тем позитивнее видится мир. Но, что интересно, именно пребывание в таком состоянии вдохновляет мечтать, строить новые планы, идти вперёд и достигать новых вершин, а в сложных и напряжённых ситуациях — позволяет искать эффективный выход.
Тот, у кого есть желание, ищет возможности, а тот у кого отсутствует желание — ищет оправдания.
Замечено, что сознание негативно настроенного человека даже не пытается найти выход из сложившейся ситуации, найти компромисс или решение, оно просто обвиняет всех и вся в сложившихся обстоятельствах. Вот так человек и останавливается в своём развитии и продвижении, он застревает и начинает буксовать на месте: я не виноват, это всё Президент и Правительство, начальник глупый… — вот все они виноваты, а сам я — белый и пушистый… По данному поводу советую почитать статьи «Мир жестток?», а так же историю про крестьянина, который потерял свой кошелёк, в статье «Восприятие человека человеком».
Прочитав эти истории, можно прийти к выводу, что каждый видит, то что хочет увидеть. И эту тенденцию я лично замечал не один раз, как за окружающими, так и за собой… Ввиду этого очень важен настрой человека, т.е. его осознанную или неосознанную установку человека по поводу грядущих событий.
Положительные суждения о себе и окружающем мире создают приятные ситуации.Негативные мысли и эмоции — стрессовые ситуации. Детальнее в статье «Подсказки Вселенной»
Более того, негативно настроенное сознание закрывается от окружающего мира, начинает от него обороняться, поскольку всё окружающее так же приобретает окраски негативно настроенного сознания, погружается во тьму, совсем забывая, что любая деятельность и любой успех основан на сотрудничестве, взаимопомощи и поддержке.
«Не ищите причину, ищите средство.»Генри Форд
Поэтому очень важно учесть тот нюанс, что мир, в котором живёт человек, создаётся им самим как через чувственное восприятие мира, так и, в большей степени, его уровнем развития сознания, которое проявляется в общем отношении (своей позиции) к окружающему миру. А раз так, то мы можем влиять на мир, изменяя своё настроение, или отношение, к нему
«Когда ты думаешь, что можешь и когда думаешь, что не можешь, — в обоих случаях ты прав.»Генри Форд
Например, включая в проигрывателе музыкальные композиции «Enya» такие как «Caribbean Blue», «Storms In Africa», «Boadicea» окружающая обстановка становится сказочно загадочной, появляется нежно окутывающий приятный дух чего-то таинственного и непознанного, что окрыляет чувством новизны и свободы. Детальнее о влиянии музыки на жизнь человека читайте в статье «Влияние музыки»
А в каком мире живут любители pop музыки?… Скорее всего это мир соплей, инстинктов и примитива, а не осознанности. Я вовсе не пытаюсь сравнить: что лучше, а что хуже. Просто каждый сам выбирает свой мир, в котором живёт или будет жить в ближайшем будущем.
Помните — выбирая мир, вы принимаете правила и рамки выбранного мира: нравится слушать о несчастливой любви — немного подожди, она уже в пути в твою жизнь, нравится слушать о жесткости, насилии и агрессии — погоди совсем немного, она уже поселилась в тебе и скоро принесёт щедрый урожай того, чего ты так ждал. Детальнее в статье «Подсказки Вселенной»
«С кем поведёшься от того и наберёшься»«Что посеешь, то и пожнёшь» Народная мудрость
Поэтому внимательно присматривайтесь к той информации, в которую вы погружаетесь и воспринимаете — она формирует Вас и Ваше будущее…
Kris.h.NiveLifeSecrets.in.ua
Способы поиска информации
В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:
- печатных изданий (газет, книг, журналов);
- интернета;
- телевидения;
- радиовещания;
С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.
(Источник)
Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.
Чувственное познание
Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.
- С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
- Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
- Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
- Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
- Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.
Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:
- Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
- Часто чувственное познание исключает логику.
- Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.
(Источник)
По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:
1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.
Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.
2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.
Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.
3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.
Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.
Рациональное познание
Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:
- Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
- Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.
Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.
Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.
(Источник)
Методами рационального познания являются:
- логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
- синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
- наблюдение;
- измерение;
- сравнение (определение отличий, сходств);
На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.
Самопознание
С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.
Самопознание состоит из нескольких уровней:
- Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
- Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
- Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
- Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.
Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.
(Источник)
Богатый внутренний мир человека
Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.
Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.
Обложка урока взята с источника.
Виды и способы познания
Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.
Так же выделяют формы познания:
- Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.
Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.
- Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
- Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
- Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
- Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
- Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».
(Источник)
Константность восприятия предмета
Под константностью восприятия понимается категория относительного постоянства свойств, характеристик предмета при внешних меняющихся условиях. Так, один и тот же предмет, находясь на различном расстоянии от субъекта деятельности, воспринимается им одинаково. Цвет, форма, величина воспринимаемого объекта при этом не изменяют свои характеристики, а остаются прежними.
Константность восприятия формы объекта
Константность восприятия формы проявляется в сохранении видимости ощущения постоянства предмета при изменении положении тела в пространстве. Скажем, если перевернуть хрустальную вазу, то она от этого не перестанет восприниматься как ваза и не сделается, к примеру, мячом или тарелкой. Незаметно для самих себя мы, глядя на предмет, фиксируем взглядом его контуры и запоминаем, как он выглядит. Впоследствии, если нам просто произвести слово, обозначающее тот или иной объект, наше подсознание безошибочно «выдаст» тот образ, который там отложился.
Константность восприятия цвета объекта
Цвет, также как и форма, побуждает способность личности к запоминанию. Часто сам цвет уже связан с каким – либо предметом, а потому вспомнить его название не составит особого труда. Под константностью восприятия цвета принято понимать постоянство цветовой окраски предметов в условиях изменения освещения. Так, когда солнце уходит за горизонт, трава, деревья и река воспринимаются человеческим глазом в тех же цветах. Эти предметы не приобретают очертания темноты, хотя мы и видим их не так отчетливо. Напротив, все объекты сохраняют свой естественный цвет, и человек безошибочно может различить их.
Индивидуальные различия в восприятии человеком предметов
Каждая личность уникальна и воспринимает мир с позиции собственной индивидуальности. На формирование и становление человека оказывают влияния различные факторы: внешняя среда, отношение окружающих людей, возможность оказания помощи и поддержки со стороны близких и другие не менее важные составляющие. Между тем, находясь даже в приблизительно одинаковых условиях, всякий индивид действует по – разному, мыслит и чувствует так же сугубо индивидуально. Данный феномен объясняется тем, что в каждом из нас проявляет себя внутренняя личность, обладающая рядом характерных особенностей.
Синтетический тип
Людей данного склада отличает умение выделять главное из всего, что их окружает. Они с такой уникальной способностью отделяют основное от частного, что остается только позавидовать. Человек, имеющий подобные способности, с легкостью умеет расставить приоритеты между важными и не важными делами, распланировать свою деятельность согласно внутреннему распорядку. Умение видеть главное часто выручает индивида в написании творческих и исследовательских работ, когда требуется отбросить лишнее и вплотную подойти к изучаемой проблеме
В то же время, явное невнимание к «мелочам» способствует тому, что из виду упускаются детали, которые тоже могли бы стать полезными в деловой практике или обыденной жизни
Аналитический тип
Для людей данного типа характерно повышенное внимание к частностям, деталям, фрагментам. Кому – то, может быть, они могут показаться несущественными и неважными
Однако, именно способность концентрироваться на мельчайших деталях формирует способность видеть структурные компоненты каждого дела, поскольку ничего не упускается из виду. Такая личность, например, может легко проанализировать стихотворения великих мастеров, выйти на понимание глубины посредством детального разбора понятий и образов.
Эмоциональная сфера
Любая деятельность, которую мы выполняем, так или иначе, связана с эмоциями и чувствами. Сознательно или нет, но на восприятие человека влияют его настроение, желания, амбиции. К примеру, если личность не хочет ничему учиться, то будет подсознательно отталкивать от себя любую возможность к самообразованию. Восприятие работает таким образом, чтобы отрегулировать и оставить в голове только нужную информацию. Все, что выходит за рамки личностного выбора и притязаний, немилосердно отталкивается. Сам человек может даже не подозревать о том, что упускает хорошие шансы устроиться на престижную работу или узнать для себя что – то полезное. Восприятие предметов обязательно проходит через сферу эмоций, и только когда чувства позволяют мозгу усваивать информацию в полной мере, личность имеет возможность полноценно развиваться.
Таким образом, восприятие предметов в психологической науке базируется на нескольких важных компонентах, имеющих неоспоримое значение для становления личности в целом
Важность эмоций, особенностей восприятия человеком цвета, формы, величины, движения подчеркивает глубину и актуальность вышеизложенной темы
Шаг за горизонт
Ещё за ограниченностью стоит оглядка исключительно на свой опыт, без учёта альтернативных вариантов. Вроде бы логично: раз один раз на какой-то стезе пришлось потерпеть неудачу — значит, это нечто недостижимое. При этом даже не прикладываются усилия, чтобы рассмотреть другие пути, спросить совета у более опытных в таких вопросах. А возможно, выйти на успешных людей в этой сфере, что само по себе весьма полезно. Новые контакты помогут раздвинуть горизонты.
Не забывайте о саморазвитии и расширяйте горизонтыФото: pixabay.com
Нередко человек понимает, что надо предпринимать активные действия и заниматься саморазвитием. Однако он ждёт — и сам не знает, чего именно. Вероятно, некоего, как часто говорят, «волшебного пенделя». Он настигает, но бьёт больно. Тогда как можно не дожидаться, чтобы что-то подталкивало, а действовать.
Бывает, что не хватает навыков и знаний, но они приобретаются и оттачиваются по мере продвижения вперёд. Отказ же от действий существенно сужает горизонты. Не нужно требовать от себя невозможного — ошибки допускают все. Порой перфекционизм как раз и становится мощным ограничителем.
Часто помогает даже такой метод: послушать незнакомую музыку, прочитать книгу малоизвестного автора или внимательно рассмотреть картину нового для себя художника. Можно придумать оригинальные способы совершения привычных действий. Или даже просто попробовать необычный сорт чая или ещё чего-либо, что прежде не приходилось, — это тоже шаг за пределы узких рамок. Пусть и маленький, но всё же…