Управления конфликтами как технология рационализации, урегулирования и разрешения конфликтных процессов
Оперативное разруливание острого конфликта
Острый конфликт — это конфликт, в котором одна из сторон начала активную эскалацию конфликта: перешла на крик, оскорбления и прочий негатив. В идеале, такого лучше не допускать, заранее разряжая атмосферу юмором, переводя в шутку, перенося обсуждение на другое время, закрывая тему. Однако, если не вышло, оперативные действия такие:
Оперативное разруливание острого конфликта
Оперативное разруливание острого конфликта.
Оперативное разруливание острого конфликта.
Острый конфликт — это конфликт, в котором одна из сторон начала активную эскалацию конфликта: перешла на крик, оскорбления и прочий негатив. В идеале, такого лучше не допускать, заранее разряжая атмосферу юмором, переводя в шутку, перенося обсуждение на другое время, закрывая тему. Однако, если не вышло, оперативные действия такие:
Резко сменить тон (как вариант с тихого на крик, или с крика на тихий) — сбить внимание конфликтующей стороны, сломать привычный сценарий. (В привычном сценарии конфликт должен идти по нарастающей с каждой стороны, но нарастание — небольшое)
Резкий и быстрый всплеск эмоций, желательно — телесный контакт (схватить за руку, развернуть), по возможности — контакт глаз и пауза. Дальше — двум сторонам лучше разойтись и какое-то время помолчать самим. Примерно минут через 5-7 можно заводить второй разговор. Главная цель разговора провести линию: мы виноваты вдвоем. «Да, я соглашусь, что я неправа, но мы неправы вместе. » На все резкие доводы — один и тот же ответ. «Мы не правы вместе. » Свести к взаимным извинениям. Можно начать извиняться первым, тем самым как бы подав пример. Но добиться извинений и от второй стороны. Дальше — уточнить, приняты ли извинения. получить в ответ «Да». Спросить: то есть эту ситуацию мы считаем закрытой» Получить в ответ «Да». Произвести любой ритуал примирения (обнять друг друга, например), сказать теплые слова. Поменять местоположение, если есть возможность. Сделать чай, например. Спрость что-то нейтральное. Договориться только на будущее, не возвращаясь к ситуации, как вести себя обоим сторонам. Длинно и долго не обсуждать, здесь важен не результат, а ощущение у двух сторон, что ситуация решилась нормально и она завершилась. Акцент сделать на то, что больше таких ситуаций не будет, что это — случайность и недоразумение с двух сторон. (все серьезные договоренности — не сейчас. Сейчас должно быть ощущения мира и радости) Перейти на любую сближающую тему (кстати, мы собирались в выходные на ВДНХ… ) Вести разговоры как обычно, спокойно и не меняя манеры. После — разойтись и дать побыть каждому самому и сделать выводы из ситуации.
Метки:
Типология конфликтов в деятельности ОВД
Различных критериев для классификации конфликтов в ОВД можно определить достаточно много. Все типологии, рассмотренные нами при изучении первой темы, вполне можно использовать и для классификации конфликтов в деятельности ОВД. Однако в нашем случае целесообразно использовать основные признаки классификации конфликтов.
К ним мы отнесем:
-
объект;
-
источники;
-
длительность;
-
функции;
-
форму проявления;
-
тип структуры взаимоотношений оппонентов;
-
последствия и пр.
Типология конфликтов в правоохранительной деятельности
Критерий |
Типы конфликтов |
По способу разрешения |
антагонистические, компромиссные. |
По сфере разрешения |
в деловой сфере, в личностно-эмоциональной сфере. |
По социальному статусу участников |
вертикальные, горизонтальные, смешанные. |
По количественному составу участников |
между личностью и группой, межличностные (диадические), локальные, межгрупповые (общеорганизационные). |
По субъективной направленности участников |
взаимно-положительные, взаимно-отрицательные; односторонние противоречиво-отрицательные, односторонние противоречиво-положительные, взаимно-противоречивые, обезличенные или взаимно-безразличные. |
По диапазону действия |
внутриорганизационные, внешние. |
По характеру причин |
объективные, субъективные. |
По адекватности восприятия участниками |
подлинный, случайный, смещенный, неверно приписанный, латентный, ложный. |
По интенсивности |
слабый, нормальный, сильный. |
По продолжительности |
кратковременные, длительные, затяжные. |
По интенциональности (направленности) |
направленность на распространение, ограничение, эскалацию, затухание. |
По степени проявления |
открытые, скрытые (латентные), потенциальные. |
По последствиям |
конструктивные (позитивные, функциональные), деструктивные (негативные, дисфункциональные). |
По обратимости |
обратимые, частично обратимые, необратимые. |
Эта классификация достаточно условна. Жесткой границы между различными типами конфликтов не существует. Вследствие этого в практической деятельности правоохранительных органов могут возникать как смешанные типы конфликтов, так и другие, не предусмотренные в нашей типологии формы.
Таким образом, важной особенностью деятельности ОВД является противоречивый конфликтный характер их функционирования в сфере правопорядка. Успехи или неудачи в разрешении острых конфликтных ситуаций в ОВД сказываются на микроклимате в отдельных подразделениях, на взаимоотношениях конкретных сотрудников
Вопросы и задания
1. Назовите виды конфликтов, возникающих в деятельности силовых структур государства.
2. В какой сфере профессиональной деятельности работников ОВД возникают конфликты.
3. Перечислите причины конфликтов, связанные с межличностными отношениями.
4. Какими личностными особенностями должен обладать руководитель подразделения ОВД по предупреждению конфликтов.
5. К каким отрицательным последствиям могут привести конфликты в деятельности ОВД.
6. Охарактеризуйте типы конфликтов возникающих в правоохранительной деятельности сотрудников ОВД.