Значение слова «оптимальность»
Оптимальное переживание
Вопреки распространенному мнению, лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного восприятия. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в усилии добиться чего-то трудного и ценного.
Мы сами порождаем оптимальное переживание: когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем.
Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, через которые можно раскрыть себя. Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а легкие разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости — и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни.
Что наша жизнь? – Поток!
- 4
о книге «Поток. Психология оптимального переживания»
#
14/09/2016
5
Причем, поток не в банальном смысле, что все течет – все изменяется. А в смысле отличия от застойной трясины рутины и …Когда-то я определил для себя жизнь как некий организующий материю импульс, проходящий сквозь нее во времени. Поток этого импульса на какое-то время вовлекает в единый круговорот самые разнообразные вещества и процессы, включает в себя самые разные объекты, заставляет их вибрировать с разными частотами и амплитудами, а затем так же внезапно оставляет в мертвом покое и идет дальше.Так вот, многие из нас вдруг обнаруживают этот мертвый покой вокруг себя и в себе самом задолго до физической смерти, да что там смерти – задолго до старости.Как не выпасть раньше времени из потока жизни или как влиться в него, как оседлать волну этого стремительно уносящегося в будущее импульса, и написана эта книга, точнее, даже целый цикл книг Михая Чиксентмихайи.Экзистенциалисты давно уяснили, что за пределами нашего субъективного мира, в абсолютном смысле человеческая жизнь абсурдна и не имеет ни смысла, ни ценности. С одной стороны – это может повергнуть в уныние и прострацию, но с другой стороны, — это же дает и полную потенциальную власть над всеми смыслами бытия. И если все в наших руках, то и наполнить свой внутренний мир смыслом и богатством красок – наша не просто возможность, но обязанность. И раз уж природа, наделив сознанием, вырвала нас из блаженного небытия слепых прямых процессов, зациклив сознание в бесконечный круговорот саморефлексии, то наша задача теперь хоть иногда направлять это сознание в спрямленное русло «потоковых» занятий и мыслей, растворяющих хоть на время наше «Я», а затем возвращающих нам его обновленным и омоложенным.Состояние, описываемое автором в книге, не является чем-то мистическим, запредельным и незнакомым. Так или иначе, мы все сталкивались с этим блаженным ощущением гармоничного растворения в любимом занятии. Особенно памятно оно нам из детства, когда забывая о самих себе, гоняли до темноты футбольный мяч или зачитывались книгами о мушкетерах и индейцах. С возрастом такое погружение в поиск, игру, воображение становится все мельче, все поверхностнее, и это день за днем обедняет нашу жизнь. Мы знаем, что жизнь нужно «прожить так, чтобы не было мучительно больно», и я бы не стал добавлять продолжение: «за бесцельно прожитые годы». Просто, — «чтобы не было мучительно больно» — и всё. Ведь далеко не каждый человек наделен талантом, чтобы создать шедевр или оставить след в науке, и не каждый призван поворачивать пути истории. Но каждый всё же стремится прожить годы ярко и насыщенно, не трясясь от тревоги и страха, но и не умирая от скуки.И о том, что нам всем это под силу с помощью самых простых практик и подходов к жизни – и пишет Чиксентмихайи. Его книга весьма обширна со многими по-американски обширными примерами из жизни, и если кто-то «засох» настолько, что не может вспомнить ни одного случая движения «в потоке» из личной жизни, то хоть один из примеров точно подтолкнет к начальной «инициации».Еще раз подытожу, что книга написана ясным языком для логически мыслящих людей. Изложение вполне укладывается в рамки традиционных наук и психологии, в нем проводятся параллели со многими знакомыми мне теориями (например, есть отсылки в Илье Пригожину с его «Порядком из хаоса»). Я не встретил в ней попыток промывания мозга, или навязывания личной идеологии, тем более нет в ней проталкивания платных занятий и т.п. Наоборот, автор призывает вернуться прежде всего к самому себе. И этим он кажется мне близким Гессе с «Сиддхартхой». Конечно, как это часто бывает, информация в книге порядочно разбавлена. Не скажу, что откровенная вода, все уточнения и пояснения работают на раскрытие мысли. Но для тех, кто уже в теме, можно было бы и сделать главу из основных тезисов книги. Возможно, в других (а эта не единственная) книгах Михай обобщит свой опыт.
Придать смысл
Для того чтобы превратить всю свою жизнь в одно яркое и захватывающее «потоковое» переживание, недостаточно просто научиться контролировать содержание своего сознания в каждый данный момент. Необходимо также иметь глобальную систему взаимосвязанных жизненных целей, которая способна придать смысл каждому конкретному делу, которым занимается человек.
Если просто переключаться с одного вида потоковой деятельности на другой без всякой связи между ними и без всяких глобальных перспектив, то очень вероятно, что, оглянувшись назад на прожитую жизнь, вы не обнаружите в ней смысла. Задача теории «потока» — научить человека достигать гармонии во всех своих начинаниях.
Рифма к слову оптимальность
гениальность, официальность, национальность, индивидуальность, оригинальность, почтительность, неосновательность, наблюдательность, внимательность, убедительность, стремительность, правильность, исключительность, нерешительность, настоятельность, раздражительность, благотворительность, спасительность, чувствительность, подозрительность, растительность, деятельность, действительность, последовательность, решительность, признательность, значительность, привлекательность, бессознательность, медлительность, вольность, способность, серьезность, должность, несложность, пагубность, бледность, возможность, подробность, наружность, противоположность, противуположность, противность, бедность, взаимность, негодность, непрерывность, очевидность, принадлежность, неисправность, интенсивность, исправность, потребность, важность, громадность, ревность, трудность, леность, враждебность, случайность, виновность, праздность, сложность, невозможность, неподвижность, необычайность, готовность, наивность, жадность, разнообразность, ничтожность, забавность, неспособность, набожность, ложность, осторожность, нежность, целесообразность, любезность, холодность, неизбежность, молодость, редкость, несправедливость, стойкость, брюзгливость, поворотливость, строгость, живость, твердость, низость, сладость, дикость, вспыльчивость, изворотливость, гордость, ласковость, слабость, колкость, справедливость, грубость, учтивость, гадость, легкость, заботливость, неучтивость, забывчивость, памятливость, узкость, гость, торопливость, тонкость, мягкость, пакость, тягость, молчаливость, дерзость, благость, неловкость, резвость, стыдливость, мерзость, близость, резкость, сносливость, задумчивость, новость, радость, некрасивость, кость, разговорчивость, власть, есть, напасть, ненависть, месть, прелесть, скласть, зависть, класть, пасть, поесть, тяжесть, съесть, приобресть, весть, кисть, честь, тягучесть, сесть, доесть, украсть, попасть, подпасть, участь, несть, часть, область, присесть, надоесть, покаместь, лесть, страсть, прочесть, красть, совесть, пропасть, счесть, горесть, масть, шесть, упасть, привесть, признавать, раздевать, расстраивать, преодолевать, овладевать, наплевать, ослабевать, задавать, давать, подозвать, отдавать, звать, познавать, узнавать, подавать, распродавать, развивать, завоевать, подозревать, ать, отогревать, вызвать, выдавать, девать, воевать, вставать, надевать, отстаивать, доставать, одевать, сбивать, назвать, напевать, взбивать, отставать, ночевать, сознавать, позвать, убивать, призвать, погибать, настаивать, танцевать, придавать, отбивать, продавать, перебивать, жевать, издавать, поспевать
Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.
Значение слова.
Радость в повседневности
В ходе развития человечества каждая культура вырабатывала определенные защитные механизмы, облегчающие человеку его существование. Сюда относятся и религия, и искусство, и философия. Одной из их задач было помочь человеку справиться с разрушающим воздействием вселенского хаоса, помочь поверить, что человек может контролировать то, что с ним происходит, помочь почувствовать удовлетворение жизнью и судьбой.
Однако подобные механизмы обеспечивают только временную защиту. Со временем устоявшиеся религиозные верования «изнашиваются», утрачивая способность обеспечивать необходимое нам душевное спокойствие.
Лишенные духовной опоры, люди часто находят решение проблемы удовлетворенности жизнью в коллекционировании всевозможных удовольствий и развлечений, основанных на генетических программах или определяемых обществом. Многие сегодня идут по жизни, руководствуясь жаждой богатства, власти или секса.
Однако качество жизни нельзя повысить таким способом. Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности.
Цели — в себе
«Аутотелической личностью» мы называем человека, способного превратить реальные или потенциальные угрозы в приносящие радость задачи
Это человек, который никогда не скучает, редко тревожится, обращает внимание на то, что происходит вокруг него, а взявшись за какое-либо дело, легко увлекается им, входя при этом в состояние потока
Сам термин «аутотелическая личность» обозначает «личность, цели которой находятся в ней самой», он отражает самодостаточность, автономность личности, ее способность самостоятельно ставить цели. Для большинства людей цели, как правило, задаются биологическими инстинктами или формируются обществом, то есть источники целей находятся «вовне».
У аутотелической личности большая часть целей вытекает из сознательной оценки своих переживаний и отражает ee истинные потребности. Аутотелическая личность способна трансформировать хаос внешней среды в опыт «потока».
Управление хаосом
Естественное состояние нашего сознания – это хаос, в котором господствуют неуправляемые мысли, воспоминания и переживания. Поток, или оптимальное переживание – это, наоборот, состояние внутренней упорядоченности. В этот момент беспокойное сознание, которое обычно стремится к контролю за событиями, частично ослабляет свою хватку: психической энергии недостаточно для того, чтобы справиться с двумя задачами одновременно. В результате энергия освобождается и направляется на спокойное движение к решению поставленных задач.
В состоянии оптимального переживания человек находится на пределе своих возможностей. Он способен находить решения на каждый возникающий вызов и благодаря этому испытывать чувство гармонии и удовлетворенности. По мнению Чиксентмихайи, для достижения состояния потока род деятельности не играет никакой роли: если перед нами стоит сложная, но посильная задача, движение к ее решению выносит на новый уровень развития и дарит новый опыт.
Жить «вопреки»
Примеры того, как люди находят в жизни «поток», несмотря на выпавшие им несчастья, собрал и обработал профессор Миланского университета Фаусто Массимини. В одну из изучаемых им групп входили молодые люди, в результате травм или несчастных случаев получившие паралич конечностей. Одним из самых неожиданных результатов его исследований было то, что даже спустя годы после происшедшего с ними несчастья эти люди неоднозначно оценивали трагический случай, изменивший их жизнь.
С одной стороны, это была трагедия. Но с другой, именно она открыла для них неведомый, намного более совершенный мир — мир «ограниченного выбора». Те пациенты, которые смогли справиться с новыми задачами и проблемами, возникшими вследствие их увечья, говорили о появлении у них ясных и отчетливых целей в жизни, которых не было раньше. При этом молодые люди испытывали настоящую гордость от того, что научились жить не «благодаря», а «вопреки».
Контроль над ситуацией
Любая активность в состоянии потока позволяет ощущать контроль за своими действиями и всем происходящим в процессе. Наиболее ярко это ощущают люди, которые занимаются деятельностью, сопряженной с высокой долей риска, например, экстремальными видами спорта. По их словам, при должном уровне развития в своем деле и достаточном опыте, чувство контроля за происходящим становится в разы выше, чем может быть в более спокойной ситуации, где все может развиваться гораздо неожиданней, поскольку не поддается управлению и прямому вмешательству.
Но не обязательно заниматься экстримом, чтобы погрузиться в состояние оптимального переживания. Дело, в котором вы хорошо разбираетесь, также может вызывать ощущение контроля за происходящим, поскольку все в ваших руках
При этом важно не уйти с головой в это занятие, чтобы не попасть в зависимость от него, избегая «неконтролируемой» внешней реальности
Господство над судьбой
Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущаем не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром для нашей жизни.
Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волнами, паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в венах морехода. Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера. Когда отец видит, как его ребенок в первый раз отвечает на его улыбку своей.
Это, однако, происходит не только, когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус поделенной с товарищем краюхи хлеба.
Концентрация внимания
Для потока необходима достаточная сосредоточенность и концентрация на процессе, иначе любой отвлекающий фактор будет выводить из этого состояния. В то же время, если человек достаточно погружен в задачу, и его действия начинают приобретать характер почти автоматических, то концентрация становится естественной, как дыхание. Для незначимой в текущий момент информации в сознании просто не остается места.
Глубина вовлеченности вытесняет из сознания сомнения, переживания, зацикленность на негативных мыслях. Но верно и обратное: отсутствие переживаний позволяет легко погрузиться в поток.
Любимое дело
Первой неожиданностью была высокая схожесть ощущений, испытываемых людьми во время того, когда они занимались своим любимым делом и у них это хорошо получалось. Так, пловец, пересекающий пролив Ла-Манш, испытывал чувства, очень похожие на те, которые переживал шахматист во время напряженного турнира, или на те, что испытывал альпинист, преодолевающий трудный участок скалы на пути к вершине.
О подобных впечатлениях рассказывал и музыкант, работающий над сложным музыкальным пассажем, и чернокожий подросток из бедных кварталов Нью-Йорка, участвующий в финале баскетбольного первенства, и многие, многие другие.
Второй неожиданностью было то, что, невзирая на различие культурных уровней, степени экономического благосостояния, социальной принадлежности, пола, возраста этих людей, все они описывали состояние радости примерно одинаково. Их занятия при этом весьма различались: пожилой кореец медитировал, молодой японец носился на мотоцикле с бандой рокеров, жительница альпийской деревни ухаживала за животными, но описание переживаний почти совпадало.
Более того, объясняя, почему это занятие приносит им радость, люди указывали на сходные причины. Можно с уверенностью сказать: как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов.
Расширение границ своего «я»
Когда человек находится в потоке, он словно «растворяется» в деле, теряет свое «я». Однако, несмотря на это, после окончания потокового занятия оно становится сильнее, чем раньше.
Ежедневно люди слишком много внимания уделяют своему «я», что приводит к появлению необоснованного беспокойства: мысли «все ли со мной в порядке», «что обо мне думают коллеги», «достаточно ли я соответствую требованиям» занимают значительную часть сознания, а на восстановление гармоничного внутреннего состояния, разрушенного этими мыслями, затрачивается психическая энергия.
В потоке происходит расширение границ своего «я»: увлеченный человек, воплощающий поставленные перед собой цели, заинтересован лишь в деятельности, приносящей ему радость, и не тратит внимания на самоанализ. Возникает чувство гармоничного единства с рабочим пространством, командой, миром вокруг.
Автор и его книга
Автором теории «потока» – профессор психологии, бывший декан Чикагского университета Михай Чиксентмихайи. Он является исследователем вопросов креативности и личного благополучия, основателем такого известного направления, как позитивная психология, автором множества книг о психологии, счастье и творчестве.
Его книгу «Поток», впервые опубликованную в 1990 году, неоднократно включали в рейтинги лучших бизнес-книг. Она принесла Чиксентмихайи всемирную известность. «Поток» высоко оценили даже первые лица государств. Например, экс-президент США Билл Клинтон назвал Чиксентмихайи своим любимым автором. Последний также считается самым цитируемым психологом в мире.
» Оптимизация процесса обучения
Два обстоятельства, сложившиеся в области педагогики к 70-80-м годам, породили еще одно направление поиска в дидактике— оптимизацию процесса обучения. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения.
Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики).
И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг «Школа без второгодников!», утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.
Что представляет собой оптимизация
Оптимизация (от лат. optimus — «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п.
Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.
Критерии оптимальности методики учебного процесса
Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия. 1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков. 2.
Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов. 3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время. 4.
Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.
Подбор оптимальных форм и методик
Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других.
Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации. Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К.
Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения.
И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.
Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.
Этапы проектирования оптимального варианта обучения по Ю.К. Бабанскому
Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения. 1. Формулирование задач обучения. 2. Отбор и конкретизация содержания обучения. 3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий. 4. Выбор рационального сочетания методов обучения. 5.
Составление оптимального плана обучения. 6. Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения. 7. Реализация избранного плана обучения. 8. Анализ оптимального решения поставленных задач. Надо сказать, что Ю. К. Бабанский в предыдущей монографии назвал лишь 6 этапов действий учителя, хотя общие комментарии в той иной монографии совпадают.
Нам кажется, указанный вариант более понятен педагогу-практику, поэтому именно его и приводим. Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым.
Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.