Введение. организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «организационная психология»

Психологическая этика и потребности менеджмента

Работая на предприятии, психолог обязан следовать этическим принципам:

Введение. организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «организационная психология»

  1. Выбирать компромиссные решения. Групповая работа вызывает конфликты между руководителями и подчиненными, между сотрудниками одного статуса. Задача психолога — разрешить конфликты в пользу общей цели, не делая личностных предпочтений.
  2. Учитывать индивидуальные особенности. Личность работника так же важна, как и его рабочие качества. Чем выше уровень удовлетворенности сотрудника, тем большую пользу он сможет принести компании.
  3. Придерживаться нейтральной стороны. Психолог не имеет права заводить неформальные отношения с коллегами, если это отрицательно сказывается на профессионализме.
  4. Способствовать улучшению рабочего микроклимата. Для этого психолог проводит тренинги, командные игры, сеансы групповой терапии.
  5. Не использовать устаревшие методики. Работа психолога влияет на модернизацию коллектива, поэтому менеджеру по кадрам необходимо следовать последним научным тенденциям.

Запросы менеджмента могут выходить за рамки компетентности психолога или противоречить его морально-этическому кодексу. Поэтому работая на предприятии, менеджер по кадрам должен ориентироваться на успех предприятия, игнорируя стремления отдельных сотрудников выйти за рамки трудового договора.

Услуги и объявления21

2 дня
Москва

Корпоративная программа «Психология изменений и производственная коммуникация»

ООО «ТМС РУС»

Подать заявку

2 часа
Москва

Видеоконсультация онлайн

Андрей Дудов
Проект «Метод Дудова»

Скидка 200Р

Будни с 10:00 до 20:00
Москва

Психологическое сопровождение бизнеса

Ольга Александровна Кускова

Подать заявку

Услуга
Москва

Корпоративная программа для HR-отделов «Эннеаграмма — новейший практический инструмент современного руководителя и HR-специалиста »

Международный Центр «Со-Развитие»

Подать заявку

Услуга
Москва

Корпоративная программа «Эннеаграмма — эффективный инструмент улучшения коммуникации»

Международный Центр «Со-Развитие»

Подать заявку

Услуга
Москва

Консультации, результативная помощь от Дмитрия Пономарева

Дмитрий Сергеевич Пономарев

Подать заявку

2–3 дня
Москва

Корпоративная программа «Методика «7Радикалов». Технологии эффективного взаимодействия»

Вадим Войченко

Подать заявку

2 часа
Москва

Индивидуальная консультация Практического психолога

Наталья Сидорова

Подать заявку

3–5 дней
Москва

Корпоративная программа «Лицензионное мероприятие по методу Структограмма IBSA»

Авторская школа менеджмента Зифы Димитриевой

Подать заявку

Услуга
Москва

Диагностика и создание оптимальных коллективов

Никита Сергеевич Антипин

Подать заявку

30 минут
Москва

Бесплатная консультация коуча

Доминика Викторовна Нотату

Подать заявку

Услуга
Москва

Диагностика «Развивающий ассессмент с планом индивидуального развития карьеры»

Авторская школа менеджмента Зифы Димитриевой

Подать заявку

30 минут
Москва

Сеансы психологической разгрузки для организаций

Ольга Александровна Кускова

Подать заявку

1 день
Москва

Консультация от Анны Желобановой

Анна Желобанова

Подать заявку

1,5 часа
Москва

Коучинг для руководителей

Олеся Игоревна Звагольская

Подать заявку

3 часа
Москва

Бесплатная диагностика на выявление склонности к определённым типам профессий

Марина Коробова

Подать заявку

Услуга
Москва

Обучение настольным деловым играм Brand Expert или Socionix

Никита Сергеевич Антипин

Скидка 1000Р

2 дня
Москва

Корпоративная программа «Управление кризисными ситуациями и коммуникация»

Руслан Ягафаров
ООО «ТМС РУС»

Подать заявку

1,5 часа
Москва

Консультация по продвижению своего бизнеса и услуг в интернете. Сайтостроение

Юрий Владимирович Исламов

Подать заявку

2 дня
Москва

Корпоративная программа «Управление персоналом на основе лицензионного международного запатентованного метода Structogram — Структограмма»

Зифа Димитриева
Авторская школа менеджмента Зифы Димитриевой

Скидка 5000Р

Показать ещё 1 услугу

Правила поведения при приеме на работу

В зависимости от того, как пройдет первая встреча, возможно, с будущим работодателем, зависит ваша дальнейшая карьера и успешность ее построения в этой организации.

На собеседовании предоставляется возможность показать себя с наилучшей стороны: прийти вовремя, одетым подобающим образом, блеснуть знанием хороших манер. В той ситуации, когда руководитель или менеджер по подбору кадров той организации, в которую вы пришли на собеседование, немного задержался и пришел к вам не вовремя, попытайтесь не показывать свое недовольство и возмущение, так как вам необходимо произвести положительное впечатление.

Перед тем как идти на собеседование, постарайтесь определить, какова ваша цель во время первой встречи с возможным работодателем. Постарайтесь быть похожим на своего собеседника, будьте ему равным. Преподнесите себя как успешного, добивающегося всего как в карьерном, так и личном плане сотрудника. Первоначальное мнение о человеке складывается из следующих составляющих: аккуратная прическа, чистая обувь, одежда в деловом стиле, вас должен сопровождать приятный запах, ногти должны быть ухожены.

При встрече с человеком, который будет проводить собеседование, поблагодарите его за уделенное вам время, пожмите ему руку. Не забывайте, что это вы пришли на собеседование, и после приветствия и рукопожатия дождитесь, когда ваш собеседник предложит вам присесть и укажет куда. Для того чтобы собеседование прошло положительно и вы «не ударили в грязь лицом», следуйте следующим правилам:

  1. постарайтесь сидеть на стуле прямо, не зажиматься, ведите себя уверенно;
  2. не берите никакие предметы со стола своего собеседника, ничего не трогайте на столе, за которым сидит ваш собеседник;
  3. не заглядывайте в его бумаги, лежащие на столе;
  4. внимательно слушайте и кратко отвечайте. Попытайтесь проговаривать все слова внятно; если у вас проблемы с речью, то перед собеседованием вам лучше потренироваться перед зеркалом – это позволит вам не только более уверенно себя вести, но и поможет вам в некоторой степени избавиться от «слов-паразитов»;
  5. попытайтесь сильно не жестикулировать – это может не только не понравиться вашему собеседнику, но и показать вас не с лучшей стороны.

    Если ваш собеседник ведет себя чересчур расслабленно и позволяет себе эмоционально жестикулировать, повышать голос и т. д., не обращайте внимания, так как это может быть только провокацией и проверкой для вас, что-то вроде испытания на реакцию в стрессовой ситуации;

  6. по окончании собеседования в одной фразе подчеркните свое желание работать в данной организации.

Следуя этим несложным правилам, можно великолепно преподнести себя, возможно, будущему работодателю.

показать содержание

Как используется психология менеджмента

Основной предмет исследования психологии организаций — процесс руководства. Под руководством понимают воздействие на рабочих с целью направления к намеченной цели. Воздействие — обоюдный процесс, в котором участвуют представители иерархии компании: руководители высшего звена, подчиненные, рабочие. Руководитель для воздействия на подчиненных может использовать несколько вариантов власти:

  • законную, предоставленную ему сводом правил, утвержденных в кампании;
  • экспертную власть, основанную на результатах проверок работы;
  • эталонную власть, основанную на личном примере;
  • власть вознаграждений, поощряющую работу;
  • власть принуждения, пресекающую ошибки в работе.

Для психологии менеджмента важно изучать особенности личностей руководителей и подчиненных, чтобы оптимизировать рабочий процесс, дать возможность сотрудникам развиваться и применять свои способности

Особенности метода

Организационная психология изучает работу человека в комплексе с деятельностью организации. Объектом является человек, как часть организационных отношений и сама компания. Предмет науки — деятельность человека и организации, психические феномены, вызванные рабочей деятельностью.

Цель психологии менеджмента — разработка и внедрение технологий, способствующих решению проблем, вызванных «человеческим фактором» на производстве. Подзадачи психологии организаций:

Введение. организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «организационная психология»

  1. Диагностика организационной проблематики с применением психологической терминологии.
  2. Проведение исследований, помогающих выявить связи между эффективностью работы и особенностями поведения субъектов.
  3. Разработка подходов к работе для отдельных участников процесса.
  4. Внедрение полученных результатов в практическую рабочую среду, оценка результативности.

Задача психолога на производстве — повышать эффективности деятельности. Для этого он использует специализированные знания о личности, группах, поведении и межличностных отношениях.

Основные методы и принципы, регулирующие работу организаций

Основную роль в управлении компанией играет мотивация труда. Без правильно подобранной мотивации эффективность труда критично снижается и достижение цели становится невозможным. Выделяют 3 мотивации:

Введение. организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «организационная психология»

  • Личностные ценности. Согласно теории Маслоу, труд — базовая потребность человека. Поэтому его не нужно дополнительно стимулировать, достаточно обеспечить подходящие условия для работы.
  • Когнитивный выбор. Работа является средством развития, способом самоутверждения, коммуникации с другими людьми.
  • Саморегулирование рабочих. Предполагается, что человек работает ради достижения личной цели.

Также на базе предприятий изучают групповую динамику. В этой области исследуют сплоченность группы, формы взаимодействия между работниками, стиль руководства, сплоченность. Все эти показатели влияют на производительность труда.

Типы руководителей: как выбрать оптимальный вариант управления

Стиль руководства определяет внутреннюю политику компании. Правильно выбранный стиль управления помогает выполнять поставленные цели и создать условия для новых достижений. Психологи выделяют 3 стиля руководства:

Введение. организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «организационная психология»

  1. Авторитарный или директивный. Руководитель является единственным ответственным лицом. Подчиненные обязаны согласовывать решения с ним, а он имеет право отменить решение нижестоящего сотрудника. Над рабочим процессом совершается строгий контроль, интересы компании стоят выше желаний отдельного работника.
  2. Коллегиальный или демократический. Руководитель распределяет обязанности между подчиненными, позволяя взять часть ответственности на себя. Каждый сотрудник отвечает за свои обязанности, но работает на одну цель. Интересы работников учитываются, в компании благоприятный моральный климат.
  3. Попустительский или либеральный. Руководство существует в отрыве от производства, менеджмент передан работникам. На предприятии нет рабочей атмосферы, постоянно возникают конфликты, часто личные цели преобладают над общей.

При самостоятельном рассмотрении ни один из стилей руководства нельзя назвать единственно верным. Тип руководителя следует выбирать, исходя из актуальных потребностей организации.

Должностные обязанности организационного психолога

Для того чтобы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, объективность, умения анализировать проблемные зоны и правильно давать им определение и суметь решить все возникшие проблемы, связанные с областью психологии труда. Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности организационного психолога, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций и обязанностей. Ему необходимо уметь объективно всесторонне анализировать условия и факторы, цели и задачи труда и жизни работника. К должностным обязанностям организационного психолога можно отнести:

  1. изучение человеческого фактора в трудовой деятельности предприятия;
  2. поиск и отбор персонала;
  3. разработку инструмента отбора – тестов, анкет, интервью и прочее;
  4. мониторинг умений работников;
  5. помощь в организации труда и рабочего места сотрудников;
  6. участие в разработке дизайна продукции;
  7. разработку брэнда компании;
  8. рекламу продукции организации;
  9. проведение маркетинговых исследований рынка, на который поступает продукция организации.

Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема и уважаема на рынке.

Основные журналы по организационной психологии

  • Journal of Applied Psychology
  • Personnel Psychology
  • Academy of Management Journal
  • Academy of Management Review
  • Journal of Management
  • Human Performance
  • The Journal of Organizational Behavior
  • Organizational Research Methods
  • The Journal of Vocational Behavior
  • Administrative Science Quarterly
  • Journal of Occupational and Organizational Psychology
  • European Journal of Work and Organizational Psychology
  • Applied Psychology: An International Review
  • International Journal of Selection and Assessment
  • International Journal of Training and Development
  • Work and Stress
  • Journal of Occupational Health Psychology
  • Journal of Organizational Behavior Management

Расписание тренингов и семинаров37

21 марта
Суббота,
12:00
1 день

Москва

Тренинг «Как найти своё предназначение и раскрыть потенциал». Возможно проведение online

Ольга Александровна Кускова

Скидка 2500Р

21 марта
Суббота,
12:00
7 часов

Москва

День открытых дверей в современной школе коучинга CTP-School. Грандиозное событие в честь открытия нового пространства

Юлия Геннадьевна Данилова
Дарья Родионова
Таисия Алексеевна Карасёва
Виталий Рябов

Ещё 2 тренера

Современная Школа Коучинга CTP-School

Бесплатное

22 марта
Воскресенье,
12:00
3 часа

Москва

Тренинг для женщин «Техника исполнения желаний»

Андрей Сахас
Проект «Путь гармонии»

Скидка 2500Р

22 марта
Воскресенье,
14:00
2 часа

Москва

Лекция «Почему мы не делаем то, что нам действительно нравится, но у нас все равно нет времени и денег»

Евгения Слободник
Тренинг-центр Uptrend

Скидка 100Р

23 марта
Понедельник,
19:00
ежемесячно, 2 раза в месяц

Москва

Клуб продавцов «Миллиарды»

Ольга Александровна Кускова

Скидка 1000Р

25 марта
Среда,
10:00
2 дня, 16 ак.часов

Москва

Семинар «Оценка персонала: методы изучения сотрудников или ассесмент-центр своими силами»

Марина Леонидовна Снежкова
Компания «Эффект-Консалтинг»

Скидка 8%

25 марта
Среда,
12:00
4 часа

Москва

Тренинг «Путешествие в прошлую жизнь за изобилием»

Наталья Сидорова

Подать заявку

26 марта
Четверг,
19:00
1,5 часа

Москва

Мастер-класс «Секреты устойчивой самооценки». Живое участие + онлайн трансляция

Дмитрий Дунаев
Синергия «Центр Альтернатив»

Бесплатное

26 марта
Четверг,
19:00
3–4 часа

Москва

Трансформационная игра «1000 дорог. Пространство вариантов»

Елена Игоревна Довгань

Скидка 7Р

28 марта
Суббота,
10:00
1,5 часа

Москва

Курс Miniboss

Международная Бизнес-школа для детей и подростков MiniBoss

Скидка 11%

29 марта
Воскресенье,
13:00
3–4 часа

Москва

Творческий мастер-класс «Создание желаемой реальности»

Таисия Алексеевна Карасёва
Современная Школа Коучинга CTP-School

Скидка 500Р

29 марта
Воскресенье,
13:00
4 часа

Москва

Офф-лайн курс «Стратегическое мышление». Часть 2. Про деньги

Ольга

Скидка 300Р

30 марта
Понедельник
2 дня

Москва

Тренинг «Интенсив по повышению личной эффективности»

Учебный центр «Новита Тренинг»

Скидка 7%

2 апреля
Четверг
2 дня

Москва

Семинар «Психологические инструменты в переговорах и коммуникациях»

Учебный центр «Новита Тренинг»

Подать заявку

3 апреля
Пятница,
18:00
5 дней

Москва

Программа подготовки профессиональных тренеров «Тренинг Тренеров»

Юлия Вячеславовна Полежаева
Константин Савков
Академия Профессионального Коучинга
Международный Центр «Со-Развитие»

Скидка 7%

3 апреля
Пятница,
19:30
2 часа

Москва

Открытый мастер-класс риторики и ораторского искусства «Выступай легко!». Авторский тренинг Александра Рандэльфа

Александр Владимирович Рандэльф
Тренинг-центр риторики и ораторского искусства «Академия РитОрИс»

Бесплатное

6 апреля
Понедельник
2 дня

Москва

Тренинг «Наставничество: искусство индивидуального обучения на рабочем месте»

Учебный центр «Новита Тренинг»

Подать заявку

7 апреля
Вторник
2 дня

Москва

Тренинг «Тайм-менеджмент: эффективное управление временем»

Учебный центр «Новита Тренинг»

Подать заявку

8 апреля
Среда
1 день

Москва

Тренинг «Исполнительская дисциплина»

Учебный центр «Новита Тренинг»

Подать заявку

13 апреля
Понедельник
2 дня

Москва

Тренинг «Искусство оказывать влияние и противостоять манипуляциям»

Учебный центр «Новита Тренинг»

Подать заявку

Принципы отбора персонала

Одной из важных задач в психологии труда является разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора. Оценка профессионализма того или иного кандидата на вакантную должность или уже работающего сотрудника и определение профпригодности – вот на что в основном направлен профотбор. Исследования в этой области ведутся уже более сотни лет, и они принесли положительные результаты. Было установлено, что индивидуальные психологические, физиологические особенности, профессиональная подготовка, другие характеристики связаны с показателями производительности и безопасности труда.

Г. Мюнстенберг внедрил профессиональный отбор и внес огромный вклад в его популяризацию. Нельзя сказать, что именно Г. Мюнстенберг стал основателем профотбора, так как многие психологи занимались им и до него. Но именно им было доказано преимущество научного экспериментально-психологического подхода при выявлении профессионализма у сотрудников по сравнению с интуитивными или житейскими представлениями. Последователи Г

Мюнстенберга использовали во время проведения профотбора несколько иные методы, а именно: изучали проф-отбор при помощи методов дифференциальной психологии, при этом исследовались лишь некоторые функции, к примеру, память, внимание. Также активно использовались исследования нервно-психического напряжения в процессе трудовой деятельности и ставились эксперименты, позволяющие изучить кандидата и пр.

Возникновение профотбора значительно сократило время работодателей на некомпетентных сотрудников, так как позволяло преодолевать несоответствие кандидата и должности, профессии, а также метод профотбора помог добиться высоких результатов в эффективности трудовой деятельности, при этом достигалась максимальная удовлетворенность работником при выполнении трудовой деятельности.

В этой связи представляется необходимым дать определение профотбору. Под профотбором понимается комплекс мероприятий, который направлен на определенного человека для выявления его здоровья, психологических и физических особенностей, уровня его образования и степени обучаемости.

При «обследовании» человека в профотбор включаются не только анализ его профессионализма, но и медицинские, физиологические и психические аспекты.

Психологический профотбор можно назвать специализированной процедурой, позволяющей определить степень развития совокупности психологических качеств личности. Правильный подход при профотборе позволяет во многом сократить финансовые издержки и текучесть кадров, что является немаловажным.

Одним из аспектов работы организационного психолога является отбор персонала.

Принципы отбора персонала подразделяются:

  1. способы рекрутинга;
  2. объявления в Интернете, газетах – наиболее эффективный в современных условиях способ набора персонала;
  3. рекомендации уже работающих в организации знакомых, родных;
  4. направление службы занятости;
  5. встречи со студентами-выпускниками нужной специальности;
  6. предложения о переходе на работу работникам других организаций.

Личностные качества специалиста по отбору кадров имеют решающее значение особенно для тех, кто впервые устраивается на работу. Кандидат соглашается или не соглашается в зависимости от поведения, доброжелательности, умения слушать и предоставления полной информации о компании психологом-кадровиком.

Обычно методы отбора кандидатов включают:

  1. тестирование;
  2. опрос;
  3. личное интервью.

Кроме того, учитывается наличие рекомендательных писем, опыта работы, соответствия профилю работы.

Тестирование обычно включает тест СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), цветовой тест Люшера, тест на уровень тревожности и некоторые другие тесты.

Тестирование призвано выявить некоторые личностные особенности кандидата на соответствие профессиональным требованиям. Опрос направлен на выявление биографических данных кандидата, опыта работы и особенностей поведения на предыдущем месте работы, причин увольнения и т. д. Личное интервью позволяет составить определенное впечатление о кандидате.

Редакционная коллегия

Главный редактор

Штроо Владимир Артуровичкандидат психологических наук, профессорНИУ Высшая школа экономики

Зам. главного редактора

Липатов Сергей Алексеевичкандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Редакторы

Климов Алексей АлександровичНИУ Высшая школа экономикиВовна Ольга СергеевнаНИУ Высшая школа экономики

Редакционная коллегия

Аксеновская Людмила Николаевнадоктор психологических наук, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Базаров Тахир Юсуповичдоктор психологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваБентон Стивен (Stephen Benton)профессор бизнес-психологии, директор научного центра по бизнес-психологии, Университет Вестминстер, Великобритания

Булгаков Александр Владимировичдоктор психологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университетДик ван Рольф (Rolf van Dick)профессор социальной психологии,Университет Гёте, Германия

Гайдар Карина Марленовнадоктор психологических наук, доцент,Воронежский государственный университет

Емельянов Евгений Николаевичкандидат психологических наук, «Консалтинг-Центр «ШАГ»

Карпов Анатолий Викторовичдоктор психологических наук, профессор,Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Леонова Анна Борисовнадоктор психологических наук, профессор,Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Маничев Сергей Алексеевичкандидат психологических наук, доцент,Санкт-Петербургский государственный университет

Моргунов Евгений Борисовичдоктор психологических наук, профессор, Московская Высшая школа социальных и экономических наук

Мякушкин Дмитрий Евгеньевичкандидат психологических наук, доцент,Южно-Уральский государственный университет

Осин Евгений Николаевичкандидат психологических наук,НИУ Высшая школа экономики

Поддьяков Александр Николаевичдоктор психологических наук, профессор,НИУ Высшая школа экономики

Сарычев Сергей Васильевичдоктор психологических наук, профессор,Курский государственный университетСеркин Владимир Павловичдоктор психологических наук, профессор,НИУ Высшая школа экономикиСтоунер Джеймс (James Stoner)профессор менеджмента, Университет Фордхэм, СШАТакушьян Гарольд (Harold Takooshian)PhD, Университет Фордхэм, США

Чернышев Алексей Сергеевичдоктор психологических наук, профессор, Курский государственный университетШауфели Вилмар (Wilmar Schaufeli)профессор организационной психологии,Утрехтский университет, Нидерланды

Ключевые работы по организационной психологии

  • Anderson, N., Ones, D. S., Sinangil, H. K., & Viswesvaran, C. (Eds.). (2002). Handbook of industrial, work and organizational psychology, Volume 1: Personnel psychology. Thousand Oaks, CA: Sage Publications Ltd.
  • Anderson, N., Ones, D. S., Sinangil, H. K., & Viswesvaran, C. (Eds.). (2002). Handbook of industrial, work and organizational psychology, Volume 2: Organizational psychology. Thousand Oaks, CA: Sage Publications Ltd.
  • Borman, W. C., Ilgen, D., R., & Klimoski, R., J. (Eds.). (2003). Handbook of Psychology: Vol 12 Industrial and Organizational Psychology. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
  • Borman, W. C., & Motowidlo, S. J. (1993). Expanding the criterion domain to include elements of contextual performance. Chapter in N. Schmitt and W. C. Borman (Eds.), Personnel Selection. San Francisco: Josey-Bass (pp. 71-98).
  • Campbell, J. P., Gasser, M. B., & Oswald, F. L. (1996). The substantive nature of job performance variability. In K. R. Murphy (Ed.), Individual differences and behavior in organizations (pp. 258—299). San Francisco: Jossey-Bass.
  • Dunnette, M. D. (Ed.). (1976). Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago: Rand McNally.
  • Dunnette, M. D., & Hough, L. M. (Eds.). (1991). Handbook of Industrial/Organizational Psychology (4 Volumes). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
  • Guion, R. M. (1998). Assessment, measurement and prediction for personnel decisions. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Hunter, J. E., & Schmidt, F. L. (1990). Methods of meta-analysis: Correcting error and bias in research findings. Newbury Park, CA: Sage.
  • Hunter, J. E., & Schmidt, F. L. (2004). Methods of meta-analysis: Correcting error and bias in research findings. Newbury Park, CA: Sage.
  • Lowman, R. L. (Ed.). (2002). The California School of Organizational Studies handbook of organizational consulting psychology: A comprehensive guide to theory, skills and techniques. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
  • Muchinsky, P. M. (Ed.). (2002). Psychology Applied to Work. Wadsworth Publishing Company.
  • Rogelberg, S., G. (Ed.). (2002). Handbook of research methods in industrial and organizational psychology. Malden, MA: Blackwell.
  • Sackett, P. R., & Wilk, S. L. (1994). Within group norming and other forms of score adjustment in pre-employment testing. American Psychologist, 49, 929—954.
  • Schmidt, F. L., & Hunter, J. E. (1998). The validity and utility of selection methods in personnel psychology: Practical and theoretical implications of 85 years of research findings. Psychological Bulletin, 124, 262—274.
  • Muchinsky, Paul M., (199). Psychology Applied to Work: An Introduction to Industrial and Organizational Psychology, Third Edition.
  • Frederick W. Taylor Father of Scientific Management, Vol. I and II, First edition 1923, reprinted 1969

Становление отрасли, практическое применение

Психология организаций стала самостоятельной отраслью в 1925 году, после изучения данных Хоторнских исследований. В результате экспериментов, направленных на изучение эффективности труда, выяснилось, что на сотрудников могли повлиять:

  • межличностные конфликты;
  • неподходящий стиль руководства;
  • общая атмосфера компании.

Для изучения тенденций развития компаний впоследствии создали специальное направление — коучинг. Начиная с 80-х годов 20 века коучинг стал обязательным атрибутом развития эффективного менеджмента. Психология организаций не получила статуса отдельной отрасли в СССР. Начиная с 2000-х годов она постепенно занимает свое место, отвечая актуальным потребностям производства.