Инструменты стратегического планирования предпринимательских структур: пути адаптации к современным условиям

Принципы планирования

В
современной практике

планирования помимо рассмотренных
классических широкую известность имеют
общеэкономические принципы.

1. Принцип
комплексности
.
На каждом предприятии результаты
экономической деятельности различных
подразделений во многом зависят от
уровня развития техники, технологии,
организации производства, использования
трудовых ресурсов, мотивации труда,
доходности и других факторов. Все они
образуют целостную комплексную систему
плановых показателей, так что всякое
количественное или качественное
изменение хотя бы одного из них приводит,
как правило, к соответствующим изменениям
многих других экономических показателей.
Поэтому необходимо, чтобы принимаемые
плановые и управленческие решения были
комплексными, обеспечивающими учет
изменений как в отдельных объектах, так
и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип
эффективности

требует разработки такого варианта
производства товаров и услуг, который
при существующих ограничениях используемых
ресурсов обеспечивает получение
наибольшего экономического эффекта.
Известно, что всякий эффект в конечном
итоге заключается в экономии различных
ресурсов на производство единицы
продукции. Первым показателем планируемого
эффекта может служить превышение
результатов над затратами.

3. Принцип
оптимальности

подразумевает необходимость выбора
лучшего варианта на всех стадиях
планирования из нескольких возможных
альтернатив.

4. Принцип
пропорциональности
,
т.е.
сбалансированный учет ресурсов и
возможностей предприятия.

5. Принцип
научности
,
т.е. учет последних достижений науки и
техники.

6. Принцип
детализации
,
т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип
простоты и ясности
,
т.е. соответствия уровню понимания
разработчиков и пользователей плана.

Способы и инструменты индивидуального планирования и самоконтроля

Поскольку все современные образовательные модели подразумевают и постановку целей самим учащимся, и выбор им учебных стратегий, и конечно, планирование его собственной учебной деятельности, то сегодняшнему ученику могут пригодиться инструменты управления этой деятельностью

В планировании различим несколько важных элементов: организация важной информации о контактах и событиях, составление списка задач для выполнения, рациональное планирование времени и ресурсов, необходимых для решения задачи

Виды инструментов для индивидуального планирования

  • органайзер — инструмент организации информации о личных контактах и событиях, средство управления временем;
  • тайм-трекинг — инструмент управления временем, отслеживания времени на различные задачи;
  • планировщик задач — ToDo-лист, инструмент, позволяющий организовать список задач;
  • мотивайзер или как его иногда называют, календарик-пинарик (от слова “пинать”) — инструмент, организующий напоминания о предстоящем событии/задаче на мейл или на телефон в виде SMS-сообщения;

Примеры веб-сервисов для индивидуального планирования

Многие сервисы из данного списка синхронизованы с Google-календарем и некоторыми другими, например, Яндекс-календарем, поддерживают разные языки, среди которых есть русский, английский, немецкий и т.д.) Отдельные сервисы имеют дополнительные опции, позволяющие ранжировать задачи(цели) по категориям, перемещать задачи, присваивать им теги, устанавливать таймер и добавлять заметки.

Инструменты планирования.

В обобщенном виде инструмент для создания планов – это любой носитель информации, помогающий сохранять и воспроизводить данные. Длительное время основными инструментами были бумага и ручка (карандаш). Развитие информационных технологий позволило перенести планирование в цифровой мир, экономя время, облегчая обработку записей. Затем, появилось большое количество мобильных приложений, устанавливаемых на смартфоны. Телефоны отличаются компактными размерами, находятся всегда под рукой. Это заметно упрощает планирование дел, в том числе ежедневных заданий. Приложения оптимизируют рабочий процесс, поскольку они зачастую созданы с учетом правильной технологии написания планов. О ней поговорим в следующем разделе.

Этапы планирования.

При разработке
планов следует исходить из двух основных
посылок:

1. Какие цели стоят
перед предприятием или чего Вы хотите
достичь?

2. Какова стратегия
фирмы или предприятия?

Если решены эти
два вопроса, то можно приступать к
планированию деятельности фирмы.

Процесс планирования
включает 3 этапа:

1. Анализ стратегических
проблем. На этом этапе следует
проанализировать тот рынок, на который
предприятие будет работать. Анализ
должен быть двойственным, т. е. необходимо
продумать позитивные моменты
функционирования предприятия в данной
рыночной среде, а также представить
возможные негативные последствия
деятельности фирмы.

Следует учесть,
что в процессе развития предпринимательства
наряду с разрешением одних проблем
будут возникать другие. Меняются
потребности и запросы покупателя,
внедряются новые достижения НТП, растет
уровень развития производства, меняется
рынок и стратегия конкурентов, возникают
финансовые сложности и т.д. Поэтому
необходимо прогнозировать деятельность
фирмы от 1 до 5 лет и решить, сможет ли
предприятие адаптироваться к данной
рыночной среде. Если получен положительный
ответ, то следует переходить ко 2 этапу.

2. Прогноз будущих
условий деятельности и определение
задач. При этом взвешиваются внутренние
возможности предприятия. Для чего
необходимо составить перечень слабых
и сильных сторон предприятия, учтя
предполагаемые изменения рыночной
среды. Обсудив положительные и
отрицательные стороны, можно выявить,
какие цели достижимы

После этого
тщательно корректируются поставленные
задачи и остаются лишь те из них, которые
на обозримый период времени являются
разрешимыми и первостепенны по важности

3. Выбор оптимально
варианта развития. На этапе определяются
все материальные средства развития
предприятия на основе составленных
ранее «плюсов» и «минусов»

Особое
внимание обращается на анализ 3-х
важнейших показателей:

1. Место покупателя
на рынке.

2. Принадлежит ли
предприятие к хозяйственному сектору
и отрасли.

3. Ассортиментная
структура производственных программ.

Этот этап является
сложным, т.к. он включает всю информацию,
полученную на первых 2-х этапах, вмещает
в себя анализ всех возможных аспектов
функционирования предприятия и
вырабатывает оптимальный вариант
развития.

Выбор оптимального
варианта развития затруднен невозможностью
предугадать все изменения, как на самом
предприятии, так и внутри рыночной
среды. В связи с ростом экономического
риска и трудностей прогнозирования
большинства рынков, невозможно определить
перспективы развития предприятий
методом экстраполяции, т.е. предвидеть
будущее на основе тенденций прошлого.
Поэтому здесь необходима интуиция или
опыт руководителя и менеджеров,
ответственных за различные участки
работ.

Второй и третий
этапы требуют обычно привлечения
дополнительных специалистов в области
планирования и управления.

Виды планирования.

Подготовка к предстоящей работе может принимать самые разные формы или проявления. Все зависит от предполагаемых сроков, сфер, объектов, а также от охвата, содержания, глубины, обязательности, очередности, учета, координации прогнозируемых действий.

1. По срокам:

  • Долгосрочное – стратегия развития сроком более пяти лет.
  • Среднесрочное – временной промежуток от 1 года до 5 лет;
  • Краткосрочное – текущие задачи (до одного года).

2. По сферам:

  • Маркетинговое – определяет глобальную стратегию фирмы;
  • Финансовое – просчитывает «математику» задания;
  • Производственное – распределяет материально-технические ресурсы;
  • Научно-исследовательское – вырисовывает общую картину;
  • Индивидуальное – помогает упорядочить жизнь человека.

3. По объектам:

  • Продумывание целей;
  • Продумывание средств;
  • Продумывание исполнителей;
  • Продумывание программ;
  • Продумывание действий.

5. По содержанию:

  • Стратегическое – отвечает на вопрос «куда?»;
  • Тактическое – дает ответ на вопрос «как?»;
  • Оперативно-календарное – для решения текущих вопросов;
  • Бизнес-план – комплексная оценка предстоящей работы.

7. По обязательности:

  • Обязательное (директивное) – предполагает строгое следование предписаниям;
  • Необязательное (индикативное) – несет рекомендательный характер.

8. В зависимости от очередности выполнения:

  • Упорядоченное – подразумевает последовательное выполнение;
  • Внеочередное – в случае необходимости;
  • Скользящее – определяет возможность продления.

9. По учету данных:

  • Жесткое – четкие временные рамки;
  • Гибкое – согласно возникающим обстоятельствам;
  • Жестко-гибкое – совмещает два предыдущих вида.

10. По координации во времени:

  • Одновременное – если имеет место один единовременный этап;
  • Последовательное – когда проект может быть разделен на отдельные этапы.

Наличие расширенной классификации не предполагает расхождения в базовых принципах. Они впервые были сформированы известным теоретиком и практиком менеджмента Анри Файолем, а в дальнейшем дополнены его последователями и единомышленниками.

Способы и инструменты планирования в учебном проекте

Учитывая значительно возросшую роль проектного обучения, его интеграцию в учебный план, становится актуальной задача более эффективного управления учебными проектами. Для этой цели нужны инструменты, позволяющие планировать этапы и координировать деятельность всех участников. Сюда входит постановка проектных задач, распределение ролей и обязанностей и определение сроков исполнения.

В качестве примера типовых этапов и задач проекта можно назвать следующие:

  • Объявление, анонс, привлечение участников
  • Планирование и дизайн проекта
  • Выполнение
  • Мониторинг и контроль
  • Подведение итогов, анализ, рефлексия.

Таблица планирования в проекте Гений места

Сервисы для планирования в учебном проекте

В качестве инструментов для управления и организации учебного проекта могут быть использованы универсальные веб-сервисы с коллективным доступом, функцией создания wiki-страниц, а также возможностью создания списков задач и встраивания виджетов от внешних сревисов, таких, как Гугл-календарь. Наиболее популярными среди учителей, организующих учебные проекты в настоящее время, являются сервисы:

Для организации сетевых проектом с большим количеством соавторов, участников и задач бывает необходимо использовать специальные веб-инструменты для управления проектами. Подобные сервисы позволяют хранить информацию о проектах в интернете, совместно с коллегами управлять проектами – распределить уровни доступа и ответственность, планировать задачи и назначать исполнителей с последующим отслеживанием их выполнения.

Специальные сервисы управления проектами

Примеры специальных веб-сервисов для управления проектами или многофункциональных сервисов с возможностью управления проектами:

Что такое планирование

Планирование — это постановка целей или задач, с оптимальным распределением ресурсов, которые потребуются для их достижения. Чем сложнее предстоит работа, тем выше необходимость в качественной подготовке. Дело в том, что любой процесс нуждается в задействовании человеческого потенциала и материальных источников, а также времени. Чем правильнее они будут спрогнозированы до работы, тем меньше пустых потерь произойдет в ходе ее выполнения.

История планирования начинается еще в древнем обществе. Окружающий мир цикличен. Человек быстро научился прогнозировать погодные изменения, динамику популяций диких животных, состояние растительного покрова. Это позволило готовиться к посевным работам, сбору урожая, собирательству, охоте или рыбной ловле.

С развитием общества, появлением новых профессий, планирование приобретало более совершенные формы. Огромную роль в этом сыграло появление письменности, а с ней – возможности переноса больших объемов информации на внешние носители (глину, папирус, пергамент, бумагу). Возникли различные виды планирования, о которых пойдет речь дальше.

Технология планирования.

Описывая само понятие «планирование», определение этого слова включает рациональное распределение сил и ресурсов. Без внедрения необходимых технологий, добиться этого невозможно.

Подготовка плана включает такие этапы:

  • Анализ исходного состояния – оценка ресурсов и внешней среды, понимание тенденций компании, выявление проблем и перспектив, возможных резервов;
  • Определение и формирование цели – основной ориентир движения на ближайшую или долгосрочную перспективу;
  • Создание концепции развития – методы достижения поставленных целей, включая необходимые технологии;
  • Стратегическое планирование – симбиоз основных идей с главными способами их реализации;
  • Тактическое планирование – определение необходимых ресурсов, их оптимальное распределение;
  • Оперативно-календарное планирование – поэтапное прописывание всех действий;
  • Утверждение плана – финальное согласование, принятие к исполнению.

Планирование начинается с анализа и понимания своих возможностей, дальнейшего целеполагания и определения путей реализации

У многих возникает путаница в определении тактического и стратегического планирования, поэтому уделим им внимание

Чем различаются тактическое и стратегическое планирование?

Их различия начинаются с глобальности принятия решений. С иерархической точки зрения, стратегическое планирование – это основа всего. Стратегия подразумевает понимание направления, в котором необходимо двигаться. Чаще всего, такие решения принимаются на уровне высшего руководства. Тактика – это вспомогательный этап, на котором задействуется среднее звено компании. Основная задача тактического планирования – определение путей реализации поставленных целей.

Стратегическое мышление охватывает долгосрочную перспективу, тогда как тактическое применимо для среднесрочных или ближайших заданий. Отличаются они и степенью детализации

Стратег может смотреть на вещи глобально, тогда как тактик должен уделять внимание всем деталям задумки

Главное, придерживаться в работе именно такого направления – от масштабного к частному. Планирование рабочего времени должно исходить от глобального понимания мисси и целей. Но применимы эти принципы и в обычной жизни.

Планирование дня.

Для гармоничной жизни человеку необходимо соблюдать баланс между работой, бытовыми вопросами и досугом. Если рабочее время продумывают многие, то все, что происходит за пределами работы, часто приобретает хаотичный характер. Это неправильно, поскольку гармония достигается только в упорядочивании окружающего пространства и своих мыслей. Сложно быть прилежным в труде, при несобранности в целом. Планирование времени – это очень полезный навык, помогающий экономить свои силы и беречь ресурсы. Если у человека бардак в голове и на рабочем столе, он теряет слишком много энергии на поиск необходимой информации. Успеха в основном добивают те, кто смог упорядочить все свои дела.

Планирование дня желательно начинать с момента пробуждения, при этом учитывая свои физиологические особенности. Обобщенно, можно говорить, что пик интеллектуальной деятельности приходится на период с 10.00 до 12.00. Второй временной промежуток начинается в 14.00 и длится примерно 2 часа. Физические возможности заметно повышаются после 17.00. Но желательно прекратить нагрузки до 18.30-19.00. Это справедливо, если говорить о распорядке дня.

Но человеку также приходится планировать неделю, месяц, год и т.д. Это и есть стратегическое планирование, которое переходит в тактическое и завершается ежедневным. Если есть глобальная стратегия, ее следует разбить на маленькие ежедневные задачи, которые выполняются согласно определенному распорядку дня.

Не стоит расценивать планирование, как пустую трату времени. Напротив, оно позволяет сохранять этот ресурс, поскольку четко определяет временные рамки для выполнения отдельных задач. Предварительная подготовка заметно облегчает выполнение работы, таким образом, высвобождая дополнительное время для успеха и развития.

Планирование деятельности служит картой дня

Почему так важно планировать работу с вечера на следующий день? Для того, чтоб выиграть минимум 1 час производительного времени. Во-первых, вы запланируете время подъема

Во-вторых, вы запланируете каждый час свободного времени следующего дня. Что делает обычный человек, который не запланировал день, при наступлении свободного времени? Он в течение 1-5 минут, а то и более, решает, что ему делать. А как вы думаете, можно ли за 1-5 минут полностью оценить свои приоритеты, упорядочить цели, организовать карту всей деятельности, причем все это сделать в голове? В самом начале на это уходит до 1 часа времени. Потому, как следствие, человек принимает решение заняться не настолько важными делами. Он думает, что эти дела действительно важные, но скорее они — срочные, и на его будущее будут иметь слабое влияние.
Каждая минута, потраченная на планирование деятельности, экономит 10 минут исполнения, то есть дает 1000% отдачу от вложенных умственной, эмоциональной и физической энергии.

Чтобы запланировать работу на следующий день, требуется 10—12 минут. Эта небольшая затрата 10—12 минут сэкономит вам 100—120 минут исполнения, что обеспечивает увеличение продуктивного времени на два часа в день, то есть на 25% повышает вашу ежедневную производительность с того самого дня, когда вы начинаете планировать свой рабочий день заранее. В месяц это получается 2000-2400 минут, что составляет 4-5 полных рабочих дней!!!

Методы планирования

В
зависимости от главных целей или основных
подходов используемой информации,
нормативной базы, применяемых путей
получения и согласования тех или иных
конечных плановых показателей принято
различать следующие методы
планирования

Сущность
нормативного метода

планирования финансовых показателей
заключается в том, что на основе заранее
установленных норм и технико-экономических
нормативов рассчитывается потребность
хозяйствующего субъекта в ресурсах и
в их источниках. Такими нормативами
являются ставки налогов, ставки тарифных
взносов и сборов, нормы амортизационных
отчислений, нормативы потребностей в
оборотных средствах и т.д.

Балансовый
метод

заключается в том, что путем построения
балансов достигается увязка имеющихся
в наличии финансовых ресурсов и
фактической потребности в них. Балансовый
метод применяется при сравнении
потребности в ресурсах и их наличия,
при планировании распределения прибыли
и других финансовых ресурсов, планировании
потребности поступлений средств в
финансовые фонды – фонд накопления,
фонд потребления и др.

Бюджетный
метод (бюджетирование).

Для организации системы анализа
планирования денежных потоков на
предприятии, адекватной требованиям
рыночных условий, рекомендуется создание
современной системы управления финансами,
основанной на разработке и контроле
исполнения иерархической системы
бюджетов предприятия. Система бюджетов
позволит установить жесткий текущий и
оперативный контроль за поступлением
и расходованием средств, создать реальные
условия для выработки эффективной
финансовой стратегии.

Экономико-математическое
моделирование

заключается в установлении количественных
взаимосвязей между показателями и
факторами, их определяющими. Эта связь
выражается через экономико-математическую
модель. Экономико-математическая модель
представляется собой точное математическое
описание экономического процесса, т.е.
описание факторов, характеризу­ющих
структуру и закономерности изменения
данного экономического явления с помощью
математических символов и приемов
(уравнений, неравенств, таблиц, графиков
и т.д.)

Программно-целевой
метод

– система методов планирования и
управления программой, которая включает
в себя: оценку и выбор проблем, для
решения которых будут разра­батываться
программы; формирование и оптимизацию
программ; определение требуемых ресурсов
и распределение их между эле­ментами
программ; организацию системы управления
программой и обеспечения организационного
воздействия; координацию и контроль
работ по программам. Программно-целевой
метод планирования – процесс выработки
и принятия не одного, а совокупности
многообразных, разнохарактерных,
принимаемых на разных уровнях, но тесно
взаимосвязанных решений.

Расчетно-аналитический
метод

основан на расчленении выполняемых
работ и группировке используемых
ресурсов по элементам и взаимосвязи,
анализе условий наиболее эффективного
их взаимодействия и разработке на этой
основе проектов планов.

Экспериментальный
метод

– это проектировка норм, нормативов и
моделей планов на основе проведения и
изучения замеров и опытов, а также учета
опыта менеджеров, плановиков и других
специалистов.

Отчетно-статистический
метод

состоит в разработке проектов планов
на основе отчетов, статистики и иной
информации, характеризующей реальное
состояние и изменение характеристики
деятельности предприятия.

Сверху-вниз,
снизу вверх и встречное.