Память в психологии: основные виды и интересны факты
Ассоциативная теория
Наиболее давними являются психологические учения, поскольку медицинские, генетические и биохимические теории и законы памяти появились значительно позже. Одно из первых, которое является актуальным и на сегодняшний день, — ассоциативная концепция. Периодом появления данной теории памяти является 17-й век, а наиболее активное ее развитие пришлось на 18-е и 19-е столетия.
Основывается ассоциативная теория памяти на понятии ассоциации, иными словами – связи между разными феноменами психики. Основоположниками этого учения являются Г. Эббингауз, А. Пильцекер и др. Они рассматривали память как сложную систему ассоциаций, независимо от того, кратковременные они или долговременные, более или менее устойчивые. Представители данной теории памяти подразделяли ассоциации по смежности, контрасту, подобию, пространственной и временной близости.
Ассоциативная теория памяти позволила познать некоторые из ее законов. Психологами, работающими в данном направлении, были установлены особенности изменения количества элементов, которые запоминаются при разном количестве повторений предъявляемого ряда, а также особенности сохранения в памяти элементов запоминаемого ряда зависимо от промежутка времени, прошедшего между запоминанием и воспроизведением. Именно благодаря этому учению в дальнейшем были основаны многие другие основные теории памяти.
Каждый раз при формировании воспоминания в головном мозге создаются новые связи
Исследователи долгое время считали, что с формированием воспоминаний связаны изменения в нейронах мозга. Сегодня же большинство экспертов считают, что создание воспоминаний связано с укреплением существующих связей между нейронами или росту числа новых.
Соединения между нервными клетками, известные как синапсы, участвуют в передаче информации в виде нервных импульсов от одного нейрона к другому. В человеческом мозге есть триллионы синапсов, образующих сложную и гибкую сеть, что позволяет нам ощущать себя, контролировать себя и думать. Именно эти изменения в таких областях мозга, как кора головного мозга и гиппокамп, связаны с изучением и запоминанием новой информации.
Поддержание здорового состояния мозга и синапсов имеет решающее значение для поддержания нормального функционирования памяти в целом. Повреждение синапсов вследствие заболеваний или приёма нейротоксинов чревато когнитивными проблемами, потерей памяти, переменами настроения и другими изменениями в работе мозга.
Так что же можно сделать, чтобы укрепить синапсы?
- Избегайте стресса. Исследования показали, что длительное воздействие стресса на человеческий организм может действительно мешать функционированию нейромедиаторов. Другие исследования показали, что стресс уменьшает количество нейронов в префронтальной коре и гиппокампе.
- Избегайте наркотиков, алкоголя и других нейротоксинов. Употребление наркотиков и чрезмерное потребление алкоголя связаны с разрушением синапсов. Воздействие опасных химических веществ, таких как тяжёлые металлы и пестициды могут спровоцировать подобный эффект.
- Выполняйте упражнения. Регулярная физическая активность помогает улучшить насыщение клеток мозга кислородом, что является жизненно важным фактором образования и роста синаптических связей.
- Стимулируйте Ваш мозг. Исследователи обнаружили, что пожилые люди, которые участвуют в мероприятиях, стимулирующих психику, менее склонны к развитию слабоумия, а также что более образованные люди, как правило, имеют больше синаптических связей в головном мозге.
Виды памяти
- Механическая
- Ассоциативная или логическая
Под механической понимается способность организма сохранять след многократных повторений реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях. Это процесс накопления индивидуального опыта, который можно сравнить с проторением дорожной колеи. Вся совокупность личных умений, навыков, реакций и движений результат таких проторений. Многократное повторение движения как будто оставляет следы в нервной системе и обуславливает прохождение этими же путями новых возбуждений.
Ассоциативная память. Психология определяет этот вид как связь реакций, при которой наступление одной из них ведёт к немедленному проявлению другой. Учение об ассоциативном дало начало изучению условных рефлексов, которые и есть частный случай ассоциативной памяти.
Учёные пытались выявить, какой вид запоминания более важен или полезен для человека. Опытным путём выяснилось, что, например, процесс запоминания любого материала продуктивнее логическим путём, при котором устанавливаются логически выстроенные порядки через связывания ранее изученного и нового материала в 22 раза, чем механическим — обычной зубрёжкой
По характеру психической активности
В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.
Двигательная
Другие названия: моторная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.
Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.
Примеры:
- простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
- игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
- вязание, вышивание;
- нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
- рисование, лепка, резьба по дереву;
- танцы;
- игра на музыкальных инструментах.
У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.
Методы развития:
- Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
- Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
- Заниматься танцами. Учить новые направления.
- Развивать кисти рук.
- Обучаться игре на музыкальных инструментах.
- Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
- Научиться пользоваться китайскими палочками.
- Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).
Эмоциональная
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.
Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.
Примеры:
- эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
- любовь;
- комплексы;
- фобии;
- выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).
У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.
Методы развития:
- Ведение дневника.
- Медитация.
- «Якорение» положительных чувств и эмоций.
- Библиотерапия.
- Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
- Делать то, что нравится.
- Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.
Смысловая
Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.
Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.
Примеры:
- пересказ;
- заучивание стихотворений;
- подготовка к экзаменам.
У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.
Методы развития:
- Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
- Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
- Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).
Образная
Другие названия: наглядно-образная.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.
Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.
Подтипы:
У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.
Методы развития:
- Освойте метод ассоциаций.
- Занимайтесь нейробикой.
- Учите иностранные языки.
Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.
Статья по теме: Как развить память
Описания амнезии в фильмах, как правило, ошибочны
Амнезия — известный приём в кино, но то, как её изображают, значительно расходится с действительностью. Например, мы часто видим, как персонаж теряет память из-за удара по голове, а затем их воспоминания магическим образом восстанавливаются после второго удара по черепу?
Есть два различных типа амнезии:
- Антероградная амнезия, которая включает в себя потерю способности образовывать новые воспоминания.
- Ретроградная амнезия, из-за которой теряется способность извлечь прошлые воспоминания, хотя способность создавать новые воспоминания может оставаться нетронутой.
В большинстве случаев в кино изображают ретроградную амнезию, тогда как на самом деле гораздо более распространенным явлением считается антероградная амнезия. Самый известный случай антероградной амнезии был описан в 1953 году: пациент перенес операцию на мозге, целью которой было прекращение судорог, вызванных тяжелой эпилепсией. Операция включала в себя удаление обоих гиппокампов — участков мозга, прочно связанных с памятью. В результате, пациент оказался не в состоянии больше формировать любые новые долгосрочные воспоминания.
Популярные фильмы и телевизионные программы изображают такую потерю памяти как довольно распространённое явление, но истинные случаи полной потери воспоминаний о своём прошлом и о своей личности на самом деле встречаются довольно редко.
Наиболее частыми причинами амнезии считаются:
- Травма. Физическая травма, полученная, например, в автомобильной аварии, может заставить жертву потерять конкретные воспоминания о самой катастрофе. Эмоциональная травма, например, у жертв сексуального насилия в детстве, может полечь за собой потерю воспоминаний о конкретных ситуациях.
- Приём наркотических веществ. Некоторые лекарства могут быть использованы для создания временной амнезии, особенно во время медицинских процедур. После того как наркотики выходят из организма, память индивида снова начинает нормально функционировать.
Фильмы, в которых используется амнезия
- Робокоп (1987);
- Что касается Генри (1991);
- Английский пациент (1996);
- Помни (2001);
- Идентификация Борна (2002);
- 50 первых поцелуев (2004);
- В поисках Немо (2003).
Авторы научного блога Neurophilosophy, однако, считают, что в фильмах «Помни» и «В поисках Немо» амнезия изображена достаточно точно.
Память: интересные факты
Феномен человеческой памяти настолько уникален, что собралось немало фактов об этой способности. Расскажем о наиболее интересных:
Память можно тренировать.
Конечно же, память не улучшится от физических нагрузок (хотя они тоже важны для нормального функционирования мозга).
Для тренировки памяти необходимо делать специальные упражнения и правильно питаться. Причем развивать память можно в любом возрасте, даже в преклонном.
Фото: Anisima.ru
Умение забывать — важная особенность.
Чтобы человек выжил, ему необходимо умение забывать — таким образом, мозг освобождает место для новых воспоминаний. Также способность помогает человеку справиться с переживаниями, потерями, страхами. Поэтому не расстраивайтесь, если не помните многих деталей: так нужно. Если речь, конечно же, не идет о постоянной забывчивости.
Кстати, умение забывать также поддается тренировке.
Можно создать ложные воспоминания.
Однажды психолог Элизабет Лофтус провела эксперимент: студентам выдали рассказы с воспоминаниями из их детства, якобы написанные родственниками. Практически вся группа испытуемых ответила, что они помнят истории, которые с ними происходили, хотя на самом деле такого не было.
Подсознание человека легко поддается обману — достаточно придерживаться определенного этапа имплементации, и он воспримет ложную информацию под видом собственного воспоминания.
Существуют люди с феноменальной памятью.
Некоторые личности обладают особым даром — запоминать огромный объем информации, восприняв его на слух или увидев воочию.
Например, Моцарт точно определял услышанное музыкальное произведение и записывал его по нотам. Жительница Австралии выучила телефонную книгу, которая состояла из 130 тысяч номеров. Причем свой телефон женщина запомнить так и не смогла. А вот Доминик О’Брайен с легкостью точь-в-точь повторил 152 слова из китайского языка, хотя слышал речь впервые.
Фото: Anisima.ru
Человек запоминает информацию, еще находясь в утробе матери.
Ученые проводили эксперимент, в ходе которого выяснилось, что с 20-й недели маленький эмбрион уже запоминает информацию. Также считается, что некоторые люди способны вспомнить, что делали, когда находились в животе у мамы.
Память нужно включать.
Ученые доказали, что иногда память нуждается в том, чтобы ее активизировали. Проводили такой эксперимент: группе людей оглашали информацию, а затем без предупреждения просили их повторить услышанное. Так как люди не настроились на то, что их будут спрашивать, они не запомнили информацию.
Память находится везде.
Доказано, что воспоминания находятся во всей нейронной сети мозга. Причем каждая информация хранится в определенном участке. Например, говоря о хлебе, мы помним его запах, цвет, форму и вкус: общее воспоминание состоит из множества маленьких, которые разбросаны в разных частях мозга.
Так называемое дежавю может возникать из-за генетической памяти.
С каждым хоть раз случалось ощущение того, что вы уже когда-то были в этом месте или уже делали что-либо. Ученые утверждают, что такое явление может происходить из-за воспоминаний, которые живут на генетическом уровне и иногда прорываются в современную жизнь.
Фото: Дикий Дикий Мир
Человек использует память только на 10%.
Возможности памяти, как и человеческого мозга, практически безграничны. Вот только использовать способность на 100% не может ни один человек. С чем это связано, неизвестно.
Память — уникальная человеческая особенность. То и дело ученые раскрывают новые факты и приводят множество примеров людей, которые способны запоминать тонны информации.
Хотите войти в число уникальных личностей или облегчить свою жизнь? Тогда внимательно относитесь к своему организму и не забывайте о тренировке памяти.
Как развивать оперативную память
Американские ученые из университета Нью-Джерси доказали прямую связь между оперативной памятью и интеллектуальным развитием. Они подтвердили эту догадку посредством опыта на мышах. Грызуны подвергались специальным тренировкам, вследствие чего их рабочая память развивалась. После этого тестирование их интеллектуальных способностей показало лучшие результаты, чем до тренировок. Представленный эффект для человека тоже описывается как благотворный.
Объем рабочей памяти у человека изначально составляет порядка 5-7 ячеек. Это значит, что, услышав простой телефонный номер, люди могут его тут же воспроизвести, набрав и позвонив по нему. Но мобильный номер телефона, содержащий 11 цифр, так с ходу запомнить уже трудно. Этого объема мало, часто его не хватает для запоминания нужных сейчас данных. Это еще одна причина развивать оперативную память как личностную характеристику.
Развитие проводится так:
- Разделение на группы. Любой человек отмечал про себя хоть раз, что телефонные номера запоминаются не просто как ряд чисел, а разбиваются на подгруппы. Например, 900-123-45-67 вместо 9001234567. Дело в том, что каждая такая подгруппа вместо 2-3 ячеек рабочей памяти занимает всего одну. Итого объем нагрузки снижается. Для проведения этой тренировки нужно представить себе разделение всего объема информации на легче усваиваемые фрагменты, причем в отношении всего вокруг.
- Мнемотехника. Это замена абстрактного определения на нечто, о чем человек уже имеет представление, или связывание, накладывание сложного для запоминания понятия на уже известную интересную информацию. Причем мнемотехника включает в себя все: от визуального объекта до запаха и эмоции. Так, для лучшего запоминания можно придумать уже известные ассоциации, после при ответе представлять их, восстанавливая нужную информацию. Тренироваться с помощью мнемоники можно так: когда что-то нужно запомнить, заучивать информацию стоит не просто так, а в ритме, к примеру, любимой мелодии.
Примеры мнемотехники
- Питание и образ жизни. В норме человек должен получать с пищей комплекс минералов и витаминов, нужный для функционирования всего организма. Но так как современная экология оставляет желать лучшего, может возникать дефицит важных микроэлементов. Для хорошей работы памяти (причем не только рабочей, но и кратковременной, долгосрочной) обязательно нужно употреблять витамины группы В, антиоксиданты С и Е, Омега-3 жирные кислоты. Кроме этого, следует отказаться от алкоголя, сигарет, кофеина и рафинированного сахара. Эти продукты убивают необходимые для функционирования мозга витамины. С никотином даже проводилось исследование: способность запоминать после выкуренной сигареты существенно снижалась.
Важно! Память требует ежедневных тренировок, как и мускулы спортсмена. Потому заниматься ее развитием нужно ежедневно
Гештальт-теория памяти
После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изначальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.
Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему
Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мнемических процессов. Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе
Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.
Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избирательности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе. Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти. Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.
Понятие и особенности зрительной памяти
Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.
Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные
При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти
Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.
Различия оперативной и кратковременной памяти
Кратковременная и оперативная память очень похожи. Обе сохраняют информацию на короткий срок. Отличаться они всегда будут следующим:
Кратковременная память – сортировочный центр
Она получает информацию от внешнего мира или от организма, после чего распределяет ее дальше: то, что нужно здесь и сейчас, отправляется в оперативную память, что важно и полезно, уходит в долгосрочную, ненужные данные вскоре забываются
Мультик «Головоломка» хорошо пояснит работу разных видов памяти
Рабочая память – конечный пункт информации. Данные из нее можно только использовать и забыть.
Мозг человека – орган, от которого зависит человеческое существование, он довольно сложный, чтобы изучить его так подробно, как и костный скелет. Именно поэтому до сих пор ведутся дискуссии на тему, является ли оперативная память отдельным видом памяти или всего лишь состоянием кратковременной. Большинство ученых и врачей склоняется ко второй версии.
Если предположить, что оперативная память – состояние кратковременной, то можно отследить следующую закономерность. Во время использования рабочей памяти возможность человека удерживать в уме нужные данные получается улучшить, зато в отместку страдают критическое мышление, возможность обдумывать, «записывать» информацию в долгосрочную память. Единого мнения нет, но можно сделать предположение, что такое переключение запускает напряжение. Когда результат нужен безотлагательно, сроки ограничены, мозгу легче переключиться в режим рабочей памяти, решить проблему и вернуться к нормальному функционированию.
На примере домохозяйки с кучей задач: у нее одно, второе, пятое, десятое дела, помнить о которых ей помогает оперативная память, работающая динамично. В итоге теряются из памяти довольно важные вещи: солила ли женщина суп или куда положила расческу
Именно поэтому рекомендуется не затягивать с важными делами, если важно не количество, а качество
Домохозяйка со множеством дел
Физиологическая теория
Физиологические теории памяти своим появлением многим обязаны учениям И. П. Павлова, который вывел закономерности высшей нервной деятельности. Ученый утверждал, что материальная основа памяти зависит от пластичности коры больших полушарий головного мозга и ее способности образовывать условные рефлексы. Физиологические механизм памяти состоит именно из образования, укрепления и угасания временных и нервных связей. Связь между ранее закрепленной информацией и новой образуется благодаря условным рефлексам, на которых и основывается физиология запоминания.
Чтобы понять причину обусловленности памяти, стоит обратиться к понятию подкрепления, введенному также Павловым. Надо отметить, что психологические теории памяти основываются совершенно на других принципах. Павлов же рассматривает это понятие как совпадение связи с достижением непосредственной цели действия человека или стимула, мотивирующего действие. Именно это совпадение приводит к сохранению и закреплению усвоенной индивидуумом информации. Соотношение физиологического понимания подкрепления с психологическим понятием цели действия является актом слияния психологического и физиологического анализа механизмов памяти. Основная функция данного процесса направлена на будущее, то есть запоминание имеет смысл только в том случае, если задаться вопросом «что будет». Если же жить вопросом «что было», данный процесс является совершенно бессмысленным.
Виды памяти: как мы запоминаем
Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память
Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий
Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие
Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:
- яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
- жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
- данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
- эмоционально окрашенная информация;
- то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.
Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.
Произвольная память
Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.
Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.
Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.
Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.
Общая классификация
Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.
Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:
На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:
- сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
- эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
- социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
- пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.
Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).
Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:
- эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
- процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).
Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.
Деятельностная теория
Французские ученые, включая П. Жане, основали новую теорию памяти, основанную на рассмотрении ее как вида деятельности. П. Жане принадлежит к числу ученых, который одним из первых трактовал память как систему действий, которые сориентированы на запоминание, систематизацию и хранение информации. Французская школа психологии доказала социальную обусловленность всех процессов памяти, ее прямую зависимость от человеческой деятельности.
Отечественными психологами, среди которых можно назвать П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и проч., была продолжена работа над теорией в изучении памяти, связанной с общепсихологической теорией деятельности. Они рассматривали память как особый вид деятельности, входящий в систему действий, которые подчинены решению мнемической задачи, а именно запоминанию, сохранению и воспроизведению определенной информации
Приверженцы деятельностной теории памяти в психологии уделяли особое внимание исследованию состава мнемических действий и операций, зависимости продуктивности работы памяти от места в структуре цели и средства запоминания, сравнительной продуктивности запоминания — произвольного и непроизвольного
Запах может быть мощным триггером
Заметили ли Вы, что конкретный аромат может повлечь за собой прилив ярких воспоминаний? Запах печенья может напомнить Вам о времени, проведённом в доме Вашей бабушки, когда Вы были маленьким ребёнком. Запах конкретного парфюма может напомнить о человеке, с которым Ваши романтические отношения закончились печально.
Почему запах выступает в качестве такого мощного триггера?
Во-первых, обонятельный нерв находится очень близко к миндалине — области мозга, связанной с эмоциональным опытом, а также эмоциональной памятью. Кроме того, обонятельный нерв очень близко расположен и к гиппокампу, который так же связан с памятью, о чём мы уже писали в данной статье.
Сама по себе способность чувствовать запах, фактически, крепко связана с памятью. Исследования показали, что, когда область мозга, связанная с памятью повреждена, способность идентифицировать запахи также нарушается. Для того чтобы определить аромат, Вы должны помнить, когда Вы чувствовали его раньше, а затем подключить визуальные воспоминания, которые относятся к тому же времени. Согласно некоторым исследованиям, изучение информации в присутствии запаха увеличивает яркость и интенсивность воспоминаний. Чтобы вспомнить полученную таким образом информацию, когда Вы снова почувствуете тот же запах.
Законы памяти
Многочисленные психологические теории памяти позволили вывести ряд законов. Учеными установлено, что запоминание, сохранение и воспроизведение материала происходит благодаря различным операциям по переработке, перекодированию информации, включая анализ, систематизацию, обобщение, синтез и другие мыслительные операции.
Когда человек воспроизводит текст, желая его запомнить, в памяти запечатлеваются как слова и обороты, из которых он состоит, так и содержащиеся в нем мысли. Именно последние и вспоминаются в первую очередь, когда стоит задание воспроизвести изученный ранее текст.
В большой мере запоминанию способствует установка на процесс. Иными словами, если человек, пытающийся запомнить текст или любую другую информацию, поставит перед собой определенную мнемическую задачу, процесс запоминания пройдет легче и быстрее, а информация будет храниться в памяти максимально долго.
Для того чтобы продуктивность запоминания информации стала выше, необходимо, чтобы человек каким-то образом связал ее с целью деятельности. Связано это с тем, что лучше помнится то, что в структуре деятельности занимают место ее цели, а не составляющие средства осуществления данной деятельности.
Хорошее заучивание материала не требует моментального его изучения наизусть. Более того, если материал учить в течение суток, на это уйдет в два раза меньше времени, чем если это делать сразу.