Патопсихология и медицинская психология
О разграничении и сути понятия
Основоположником патопсихологии является Бехтерев, ставший организатором исследований, посвященных изучению особенностей внутреннего состояния больных, страдающих психическими расстройствами. Слово «патопсихология» – производное от трех известных греческих слов:
- Pathos – страдание.
- Psyche – душа.
- Logos – учение.
Важно не смешивать психопатологию и патопсихологию. Первая – раздел психиатрии
Психопатология занимается описанием особенностей болезней, и у неё на вооружении находятся медицинские термины. В зону её внимания попадают: генезис и развитие, условия и особенности, а также пути предотвращения или лечения психических расстройств. Напротив, патопсихология занимается рассмотрением не самого расстройства, а состояния психики в момент болезни, ее интересуют особенности, закономерности, характерные черты, наблюдающиеся в процессе распада психики.
Основателем этой специфической ветви психологии явилась Зейгарник. Относительно патопсихологии она дала следующее определение: патопсихология базируется на законах, контролирующих деятельность психики в норме, предмет патопсихологии – характерные особенности, которые проявляются во время распада психической деятельности.
Именно предметом исследования разнятся в корне две рассмотренные выше области знания: такое разделение отдает психопатологии исследование нарушений, а патопсихологии – психику и свойства личности в условиях расстройств. То есть исследователи в первой области отвечают на вопрос «Как проявляются нарушенные процессы?», тогда как для ученых второй области характерен другой: «Каким образом нарушено течение самих психических процессов?»
Рекомендуем: Что значит: пограничное психическое состояние?
Различия между двумя дисциплинами обнажаются и в сфере методики проведения исследований. Как отмечает Рубинштейн, легче всего патологические изменения психики выявить во время беседы и наблюдений. Основные методы патопсихологии в целом совпадают с общепсихологическими, но некоторые виды диагностических методов применяются значительно чаще: эксперимент и беседа, которая в основном состоит из открытых вопросов, позволяющих стимулировать раскрытие пациента перед патопсихологом.
А эксперимент в патопсихологии относится к тому типу, при котором создаются искусственные условия, способные выявить патологические особенности психики. Очевидно, что искусственное создание условий подразумевает очень строгий учет психических процессов в них, а также возможность изменить эти условия.
Итак, предмет и объект патопсихологии определяют специфику работы патопсихолога. Он занимается исследованием закономерностей расщепления психики, при этом в первую очередь экспериментально, но не имеет права ставить диагноз или намечать ход лечения. Он решает теоретические проблемы патопсихологии и практические задачи исследования и диагностики.
Рекомендуем: Психодиагностика — это
Основными теоретическими проблемами являются анализ соотношения развития и распада психики, изучение становления и структуры расстройств, проблем в эмоциональной и когнитивной сферах, а также изменений личности при наличии психического расстройства.
Патопсихолог помогает врачу работать с пациентами. Из этого легко сформулировать практические задачи психопатологии:
- Сбор данных для диагностики.
- Исследование изменений в психическом состоянии человека (в том числе благодаря этому производится оценка способов лечения).
- Реабилитационная и экспертная работа.
- Исследование малоизученных расстройств.
Задачи патопсихологического исследования:
- Получение данных для диагностики.
- Исследование динамики психических нарушений, в связи с проводимой психотерапией.
- Участие в экспертной работе.
- Участие в реабилитации.
- Исследование недостаточно изученных психических заболеваний.
- Участие в психотерапии.
= 2 =
Уровни психического здоровья
Б.Д. Карвасарский:
«Психическое здоровье определяется не негативным образом, — лишь как отсутствие дезадаптации, а с точки зрения позитивного её аспекта — как способность к постоянному развитию и обогащению личности за счёт повышения её самостоятельности, ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы».
Н.Е. Бачериков, К.В. Михайлова и др. рассматривают психическое здоровье: а) как идеальное — норма; б) как практическое:
«Норма (N+) — это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных условиях («идеальное здоровье» в медицинском и социальном смысле).
Психическое здоровье включает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных условиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение их социальных обязанностей («практическое здоровье»).»
Здоровье
идеальное
(N+)
Здоровье
активной личности
(экстремальное)
Психическое
здоровье
практическое
= +
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ):
«Психически здоровым (N+) следует считать человека, которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производительной (служебной) и др. деятельности.»
Психологический словарь, 1990 г.:
Психическое здоровье (N+) — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям — окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
В нём не только:
медицинские, психологические критерии,
но и:
общественные, групповые нормы и ценности — регламентируют духовную жизнь человека.
Что такое патопсихология?
Достаточно большой вклад патопсихология вносит в практическую деятельность психологов и психиатров. Под патопсихологией понимается наука, которая путем применения различных методик и диагностических тестов позволяет определить направленности развития отклонений в психике человека.
За основу берется норма – как психика развивается при всех благоприятных условиях? Все остальное считается отклонением, у которого есть причины для своего возникновения. Если специалист разбирается в причинах, которые приводят к тем или иным отклонениям в психической деятельности, тогда он может помочь человеку.
Патопсихология берет за основу научные данные, а не догадки и теории. Она базируется на том, что диагностически выявлено и подтверждено. Также она дает четкие рекомендации по тому, какими методами лечения можно устранять патологические изменения.
Патопсихологию приравнивают к нейропсихологии, которая развилась в стенах психиатрических больниц. Она включается в себя психопатологические учения, когда необходимо ставить четкие диагнозы и назначать медицинское лечение. Также она включает дефектологию и олигофренопсихологию.
Патопсихология лишь недавно стала отдельной отраслью, которая позволила сформироваться судебной патопсихологии. Так, работники судебных дел могут выявлять психические отклонения и обосновывать их. На основе имеющихся знаний можно предполагать и предвидеть поведение преступников, что очень помогает в расследовании преступлений и поиске авторов их совершивших.
Отдельно патопсихология заслуживает внимание у обычных психологов, которые работают с вполне здоровыми и адекватными людьми. Здесь не приходится проводить диагностику, назначать лечение и длительное время избавлять человека от различных симптомов
Однако даже здоровый человек подвергается постоянному изменению своей личности вследствие различных болезней, особенно хронического характера.
Хоть и трудно вредные привычки или вредные условия жизни назвать болезнью, однако даже это сказывается на формировании личности. Если не брать клинические проявления отклонений, то в жизни здорового человека патологическими являются некоторые качества характера и поведение. К примеру, неспособность человека контролировать собственные эмоции тоже является патологическим. Почему человек не всегда может объяснить причины своего поведения – это тоже патология.
В практической деятельности психолога имеется множество случаев, когда человек обращается за помощью при наличии различных проблем психического характера. Все они формируются под влиянием:
- Родительского воспитания.
- Влияния школы, СМИ и общественного мнения.
- Различных заболеваний длительного или хронического характера.
- Внешних недостатков, которые таковыми считаются лишь в том обществе, в котором живет человек.
Болезнью можно назвать не только физическое нездоровье или психические отклонения, но и ту нездоровую обстановку, в которой человек постоянно находится, из-за чего его характер становится таким, чтобы идеально вписываться в имеющиеся условия.
Самым интересным потом становится то, что человек в других условиях не может проживать. Так, если человеку предоставить утопические условия существования, он не сможет в них хорошо себя чувствовать. Как говорится, свинья всегда будет искать грязь, а волк будет всегда смотреть в лес, как бы хорошо его не кормили. Человек настолько крепко привыкает к тем неблагоприятным условиям, в которых живет, что потом не может нормально себя чувствовать, если ему предоставляется здоровая обстановка.
Больной уже привык быть больным, и иначе он уже не может жить, как только продолжать оставаться больным!
Краткая история и современное состояние
Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР. Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.
Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.
В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления.
В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология.
Применение
Само психическое расстройство – это болезненное состояние, сопровождающееся психическими или физическими проявлениями. Определяется оно лишь в соотношении с психическим здоровьем. Отклонение от нормы характеризуется неадекватностью реакций, снижением критики по отношению к самому себе, падением продуктивности.
Наиболее важными относительно клинической практики в патопсихологии являются дополнительные сведения о состоянии пациента, так как они помогают поставить дифференциальный диагноз или выявить расстройство на ранних стадиях его развития и исследовать динамику изменений психики в контексте лечения.
Например, психопатия и изменения личности в результате развития шизофрении – их симптоматика сходна, и только патопсихологические исследования в силах помочь при постановке диагноза. Столь же важная проблема – раннее определение, и это снова легко проиллюстрировать на примере шизофрении.
Рекомендуем: Что такое психиатрия?
Вначале болезнь протекает как невроз, и только патопсихологические исследования помогают обнаружить расстройства интеллектуальной и эмоциональной сфер, которые наталкивают на постановку диагноза «атипично дебютирующая шизофрения». В свою очередь ранняя постановка диагноза делает возможным своевременное лечение.
При большой давности заболевания патопсихологические исследования помогают уточнить структуру психических дефектов.
Литература
- Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
- Балабанова Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология. — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
- Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент: «Медицина», 1976. — 326 с.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Из-во МГУ, 1986. — 287 с.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 94 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Владос, . — С. 241. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 303 с.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, . — Т. 2. — С. 302. — 1424 с. — 100 000 экз.
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Методики патопсихологического исследования
«Психиатрия» (Коркина и соавт.1995.)
Их множество и делятся на:
Качественные и психометрические (количественные);
Условное деление:
Вербальные и невербальные;
Методики по исследованию той или иной психической функции (условно):
Узконаправленные и общенаправленные.
Принципы подбора экспериментальных патопсихологических методик
- Сочетание методик должно более полно и всесторонне исследовать качественные проявления психической деятельности.
- Сочетание близких по направленности методик позволяет судить о достоверности, надёжности полученных результатов.
Данные, получаемые в клиническом эксперименте, с помощью одной методики, всегда желательно подтверждать результатами других методик. Обычно используется 8−9 методик, в соответствии с задачами .
Обстоятельства при выборе методик:
а) Цель исследования — дифференцированная диагностика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности психотерапии.
б) Образование пациента, его жизненный опыт .
в) Существенная роль — это особенности контакта с больным.
Эффективность того или иного метода психологического исследования определяется с помощью понятий «надёжности» и «валидности».
Надёжность — относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном т повторном его применении на одних и тех же испытуемых.
Валидность — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.(А.Анастази 1982. Смотри психодиагностику)
Патопсихологическое исследование зависит от:
а) уровня развития науки, от принципиальных положений, теоретических и методологических установок, на которых данная область знаний базируется. Методы в свою очередь влияют на развитие патопсихологии.
б) выбор приёмов патопсихологического исследования зависит от задачи клиники (дифференциально-диагностическая, психокоррекционная, экспертная).
С.Я. Рубинштейн (1965) видела 3 способа видоизменений условий влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих, либо увеличивающих, присущие больному, психические изменения:
1 способ — заключается в изменении ситуации, в которой на время опыта помещается больной.
2 способ — часто применяемый, заключается в варьировании деятельности больного.
3 способ — отличается от предыдущих тем, что изменение состояния психических процессов у больного достигается введением фармакологических препаратов.
Патопсихологическая диагностика
Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента».
Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях.
Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки.
Уровни психического здоровья
(подход кафедры психологии ВУ МО РФ)
N+ Идеальное здоровье |
Практическое здоровье |
Личностные трудности ЛТ |
Пограничные расстройства ПР |
Переходные состояния между ПР и N- |
N- Патология |
Пограничные состояния 1а |
1б N+ |
2 |
3 Неврозы, психопаталогия |
4 Предпсихотические расстр-ва |
5 Психотич. уровень N- |
Критерии здоровья личности
(психоаналитический и гуманистический подход)
- Способность любить других;
- Независимость и инициативность;
- Умение работать и учиться;
- Защищать других (если женщина, то детей);
- Забота о собственном личностном росте ради других и о развитии других;
- Достижение адекватной идентичности (мужской или женской);
- Достижение свободы от инфантильной привязанности, любви к родительским объектам;
- Способность «Я» адаптироваться к любым внешним условиям, объектам;
- Расширение сферы сознания «Я», что делает его сильным «Знание — сила!»
- Умеренные чувства вины, стыда, отвращения как функции сверх-Я;
- Контроль над инстинктами (любви и агрессии) Эроса и Танатоса;
- Гармоничное сочетание эмоциональной сферы и интеллектуальной;
- Отказ от пассивных ожиданий, найти всезнающий, могущественный объект;
Психотический
уровень
Нормальное развитие человека и аномалии
(Братусь Б.С., 1988)
Ведущим для человеческого развития является процесс самоосуществления, а его предмет — «родовая человеческая сущность», стремление к приобщению, слиянию с ней и обретение тем самым, всей возможной полноты своего существования как человека.
Нормальное (N+) развитие человека согласуется с этим процессом, направляется на его реализацию;
Нормальное (N+) развитие — это такое развитие, которое ведёт человека к обретению им «родовой человеческой сущности».
Условия и критерии нормального (N+) развития:
- Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное, системообразующее отношение).
- Способность к децентрации, самоотдаче и любви как к способу реализации этого отношения.
- Творческий, целетворящий характер жизнедеятельности.
- Потребность в позитивной свободе.
- Способность к свободному волепроявлению.
- Возможность самопроектирования будущего.
- Вера в осуществимость намеченного.
- Внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями.
- Стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.
Между условными полюсами — норма (N+) и патология (N-) находится обширное поле отклонений, аномалий развития (аномалии только в крайних вариантах переходят в выраженные патологические явления).
Аномальное развитие — такое развитие, которое не согласуется, подавляет самоосуществление, ведёт к извращению его сути,
это такого рода развитие, которое ведёт человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности.
Отличия патопсихологии и психопаталогии
Патопсихология, нейропсихология, соматопсихология — в клинической психологии различие условно. Их сближает использование методов исследования, разрабатываемых в другой области, и наличие пограничной патологии — как предмета изучения нескольких дисциплин.
6 стр., 2730 слов
Исследование неречевых психических функций 2
… покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника); б) определение направления звука … . . -, — . . — — , — — . . ., . . . — — 3. Исследование зрительного восприятия: а) подбор картинок к данному световому фону: от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий. От5 до 7 лет: …
Понятие «патопсихология» идентифицируется с понятием «психопаталогия».
По мнению Б.В.Зейгарник:
- Патопсихология — исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности её распада в их сопоставлении с нормой (N+), при этом даётся классификация психопаталогических явлений в понятиях современной психологии.
- Психопаталогия — наука медицинская (является разделом психиатрии), оперирует клиническими понятиями и при этом занимается описанием признаков психических заболеваний в динамике, в течении болезни.
По мнению А.В.Снежневского:
- Психопаталогия — оперирует в первую очередь медицинскими терминами (этиология, патогенез, симптом, синдром) и использует общепатологические критерии (возникновение болезни, исход болезни).
- Но Патопсихология — также использует медицинские термины иначе она потеряет прикладное значение. А данные патопсихологического исследования в обязательном порядке соотносятся с психическим статусом больного, стадией течения болезни, её динамикой.
По мнению РосинаО.П.:
- Патопсихология (также как психопаталогия) изучает закономерность и стереотип развития психической болезни, но предметом исследования патопсихологии является не закономерность смены симптомов, синдромов, а определённое звено в структуре симптомообразования (что предшествует психопаталогическим образованиям в патогенезе болезни, т. е. не сама болезнь, а то что ей предшествует).
- Психопаталогия (также как и патопсихология) — наука изучающая расстройства психики, но пользуются они разными методами: патопсихология изучает психические расстройства методами психологии (тестами, опросниками, проективными методиками), а психопаталогия — в основном использует клиникоописательный метод.
- Смешение этих наук происходит в основном из-за объекта исследования — нарушений психической деятельности. Однако, при изучении одних и тех же проявлений психической патологии (например разорванности мышления):
а) патопсихологи исследуют их психическую структуру,
5 стр., 2252 слов
Экспериментальное исследование «психических моделей» гапер- и гиповесомости
… Экспериментальное исследование «психических моделей» гапер- и гиповесомости Ощущения … фоне значительного увеличения параметров ЭМГ. Как показали исследования, субъективные переживания сниженной весомости существенным образом сказываются … роль мышечной системы во взаимодействии с силами гравитации. Исследование вегетативных реакций на репродуктивное внушение гравитационных воздействий показало …
б) а психопатологи дают клиническое этих признаков, прослеживают особенности их возникновения и связь с другими расстройствами в клинике.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
2.Основные проблемы современной патопсихологии.
- Проблема уровней психического здоровья.
- Проблема методов и эксперимента в патопсихологии.
- Теоретико-методологические проблемы патопсихологии.
- Проблема синдромов патопсихологии.
- Проблема дифференциации патопсихологии с психопатологией (психиатрией).
= 1 =
ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греческого pathos — страдание) — отрасль психологической науки и практики, изучающая изменения психической деятельности при патопсихологических состояниях мозга, связанных с психическими и соматическими заболеваниями.
3 стр., 1108 слов
Патопсихология 7
… ПАТОПСИХОЛОГИИ Разработчик: Кряжев М.Г. 1. Механизмом растормаживания низших непроизвольных форм психической деятельности является: повышенная аффективная возбудимость изменение нейродинамики мозга дефектность … . Согласно Г.Е. Сухаревой, одной из основных клинических закономерностей олигофрении является: осложненность энцефалопатическими симптомами парциальность нервно-психического недоразвития …
Заболевания мозга и соматические заболевания, влияющие на функционирование мозга, приводят к нарушению нормального (N+) протекания высшей нервной деятельности (ВНД), происходят изменения психических процессов, состояний и свойств личности (восприятия, мышления, сознания, сложной целенаправленной деятельности, памяти, внимания, эмоций …).