Собака павлова: что это такое, суть эксперимента

Исследования по физиологии пищеварения.

Метод «хронического эксперимента» позволил Павлову открыть многие законы функционирования пищеварительных желез и процесса пищеварения в целом. До Павлова об этом имелись лишь некоторые весьма смутные и фрагментарные представления, а физиология пищеварения была одним из самых отсталых разделов физиологии.

Первые исследования Павлова в этой области были посвящены изучению работы слюнных желез. Ученый установил зависимость между составом и количеством выделяемой слюны и природой раздражителя, что позволило ему сделать вывод о специфической возбудимости разных рецепторов ротовой полости каждым из раздражающих агентов.

Исследования, касающиеся физиологии желудка, являются наиболее значительными достижениями Павлова в объяснении процессов пищеварения. Ученый доказал наличие нервной регуляции деятельности желудочных желез.

Благодаря усовершенствованию операции по созданию изолированного желудочка удалось выделить две фазы секреции желудочного сока: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую. Результатом исследований ученого в области физиологии пищеварения явился его труд под названием Лекции о работе главных пищеварительных желез, опубликованный в 1897. Этот труд в течение нескольких лет был переведен на немецкий, французский и английский языки и принес Павлову всемирную славу.

Исследования по физиологии кровообращения.

Одно из первых научных исследований Павлова было посвящено изучению роли нервной системы в регуляции кровообращения. Ученый установил, что перерезка блуждающих нервов, иннервирующих внутренние органы, приводит к глубоким нарушениям способности организма регулировать уровень артериального давления. В результате был сделан вывод, что значительные колебания давления улавливаются чувствительными нервными окончаниями в сосудистой сети, которые посылают импульсы, сигнализирующие об изменениях, в соответствующий центр мозга. Эти импульсы порождают рефлексы, направленные на изменение работы сердца и состояния сосудистого русла, и артериальное давление быстро возвращается к наиболее благоприятному уровню.

Докторская диссертация Павлова была посвящена исследованию центробежных нервов сердца. Ученый доказал наличие «тройного нервного контроля» на сердце: нервов функциональных, вызывающих или прерывающих деятельность органа; нервов сосудистых, регулирующих доставку химического материала к органу и нервов трофических, определяющих точный размер окончательной утилизации этого материала каждым органом и регулирующих тем самым жизненность ткани. Такой же тройной контроль ученый предполагал и в других органах.

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

(1849-1936) -российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей научной школы физиологии. Д-р медицины (1883), профессор фармакологии и физиологии (1890). Лауреат Нобелевской премии за труды в области исследования механизмов пищеварения (1904). Чл. Российской Императорской Академии (1907), иностранный чл. Королевского Общества (1907). Руководитель Института физиологии АН СССР и Биологической станции в Колтушах (1925-1936). В 1875 г. окончил естественное отделение физико-математического фак-та Петербургского ун-та (специализировался по физиологии животных), поступил на третий курс Медико-хирургической (ныне Военно-медицинской) академии, которую окончил в 1879 г., получив золотую медаль за свои исследования. Был оставлен заведовать физиологической лабораторией при клинике СП. Боткина. В 1883 г. защитил докт. дис. О центробежных нервах сердца . В 1884—1886 гг. совершенствовал знания в Бреслау и Лейпциге. В 1897 г. выпустил свой знаменитый труд Лекции о работе главных пищеварительных желез , принесший ему мировое признание. В 1890 г. был избран профессором кафедры фармакологии Медико-хирургической академии, а в 1896 г. — зав. кафедрой физиологии, которой он руководил до 1924 г. С 1921 г. и до конца его дней в лаборатории П. проходили знаменитые Павловские среды, где он прямо высказывался о многих предметах, в том числе и о своих взглядах на психологию, к которой относился отрицательно. Учение П. о ВНД сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эво-люционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет НС (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата сшибки процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных приборах, производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к И.М. Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между ВНД человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову, как сигналу сигналов, мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. разработал также учение о типах ВНД, о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ. Труды П. изданы Полным собранием сочинений в 6 т., М.-Л., 1951 — 1952; Павловские среды (в 3-х т.), 1949. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

Оцените определение:

Исследования по физиологии высшей нервной деятельности.

К изучению физиологии высшей нервной деятельности Павлов перешел, пытаясь объяснить феномен психического слюноотделения. Изучение этого явления привело его к понятию условного рефлекса. Условный рефлекс, в отличие от безусловного, не является врожденным, а приобретается в результате накопления индивидуального жизненного опыта и является приспособительной реакцией организма на условия жизнедеятельности. Процесс образования условных рефлексов Павлов назвал высшей нервной деятельностью и считал это понятие равнозначным термину «психическая деятельность».

Ученый выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Тем самым он подвел физиологический фундамент под учение Гиппократа о темпераментах.

Павлов разработал также учение о сигнальных системах. По Павлову, специфической особенностью человека является наличие у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными (разнообразные сенсорные раздражители, поступающие из внешнего мира), также и второй сигнальной системы – речи и письма.

Основной целью научной деятельности Павлова было изучение психики человека при помощи объективных экспериментальных методов.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Издания: Павлов И.П. Полное собрание сочинений, 2 изд., т. 1–6, М.,1951–1952; Избранные труды, М., 1951.

Артем Мовсесян

Научный метод.

До Павлова исследования проводились при помощи т.н. «острогоопыта», суть которого заключалась в том, что интересующий ученого орган обнажался при помощи надрезов на теле наркотизированного или обездвиженного животного. Метод был непригоден для изучения нормального течения жизненных процессов, так как нарушал естественную связь между органами и системами организма. Павлов первым из физиологов стал использовать «хроническийметод», при котором эксперимент проводится на практически здоровом животном, что позволило исследовать физиологические процессы в неискаженном виде.