Перцептивная сторона общения: психологическое содержание
Перцептивная сторона общения
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.
Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону
Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)
Механизмы перцептивной стороны общения:
Идентификация — предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия — сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.
Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.Стереотип — упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.
Антропологические стереотипы — стереотипы внешности.
Социальные стереотипы — профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.
Эмоционально эстетические стереотипы — суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.
Проекция — это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.
Казуальная атрибуция — предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.
Обратная связь в общении.
Общение — не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия
Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя
Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.
При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения
Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Функции и предназначение
Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.
Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:
- содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
- процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).
Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).
Перцептивный компонент
Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.
На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.
Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.
Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.
Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.
Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время
Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.
Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.
Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.
Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.
Функции социальной перцепции
Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).
В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.
Кратко об основных функциях перцепции:
- Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
-
Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо.
Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.
Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.
Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).
Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.
Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.
Рефлексия
Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.
Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.
Идентификация
Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.
Эмпатияp
Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.
Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация
На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия
Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность
Аттракция
Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.
Казуальная атрибуция
Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.
Это интересно: Письмо любимому после ссоры: основательный взгляд на вопрос
Ошибки первого впечатления
Информация поступает в сознание человека по трем источникам:
- Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
- Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
- Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.
Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний
Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.
Неравенство
Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.
Фактор привлекательности
Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.
Искаженное восприятие собеседника
Фактор отношения
Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.
Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общениязаключается в регуляции поведения и
непосредственной организации совместной
деятельности людей в процессе их
взаимодействия. Понятие взаимодействия
используется двояко: во-первых, для
характеристики действительных реальных
контактов людей (действий, контрдействий,
содействий) в процессе совместной
деятельности; во-вторых, для описания
взаимных влияний (воздействий) друг на
друга в ходе совместной деятельности.
Межличностное
взаимодействие:
1)
в широком смысле – случайный или
преднамеренный, частный или публичный,
длительный или кратковременный,
вербальный или невербальный контакт
двух или более людей, имеющий следствием
взаимные изменения их поведения,
деятельности, отношений и установок;
2)
в узком смысле – система взаимно
обусловленных индивидуальных действий,
связанных циклической причинной
зависимостью, при кот корой поведение
каждого из участников выступает
одновременно и стимулом, и реакцией на
поведение остальных.
Структура любого взаимодействия, по
мнению Н.В. Казариновой, включает в себя
следующие элементы:
-
роли
участников взаимодействия; -
набор
и порядок действий; -
правила
и нормы, регулирующие взаимодействие
и характер отношений участников.
Поведенческая
гибкость
— наличие ассортимента способов для
реагирования, возможность выбора способа
действий. Она дает больше возможностей
повлиять на ситуацию.
Ситуации
использования поведенческой гибкости:
-
при
планировании действия – позволяет
определить ряд возможных подходов; -
при
возникновении трудностей или факторов,
которые не были учтены заранее; -
когда
возникает ситуация, с которой успешно
справлялись другие люди — использование
их опыта.
Перцептивная сторона общения
В чем заключается перцептивная сторона общения?
Перцепция — это отражение человеком на когнитивном уровне тех объектов и явлений, с которыми он сталкивается.
Под перцептивной стороной общения, с психологической точки зрения, понимается восприятие другого человека, осознание особенностей другой личности.
Восприятие оппонента может происходить через понимание его установок, целей, мотивов и взглядов. В этом случае происходит формирование объективной оценки другой личности, свойства которой не перекликаются со свойствами самого познающего субъекта.
С другой стороны, в процессе восприятия собеседника может происходить не только его понимание, но и принятие. В этом случае все ценности и установки разделяются, согласовываются людьми.
Когда происходит подобное принятие, возникают близкие межличностные отношения различного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.
При помощи перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От степени точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неправильное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.
Дополнительная литература
-
Андреев,
В.И.
Конфликтология: искусство спора, ведения
переговоров и разрешения конфликтов
/ В. И. Андреев. – Казань : СКАМ,
1992. — С. 81-139. -
Берн,
Э. Игры, в
которые играют люди. Психология
человеческих взаимоотношений. Вы
сказали «здравствуйте». Что дальше?
Психология человеческой судьбы /
Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005.
— С. 7-53. -
Варданян,
Ю. В.
Психология общения : учеб.
пособие / Ю. В. Варданян,
Т. В. Савинова. –
Саранск, 2003. – С. 15-29. -
Корнелиус,
Х. Выиграть
может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр.
– М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210. -
Руденский,
Е.В. Основы
психотехнологии общения менеджера /
Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск:
НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.
Модель коммуникационного процесса
Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.
Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:
- Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
- Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
- По какому каналу? (способ передачи информации).
- Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
- С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).
Дополненная модель:
- Кто? (коммуникатор).
- С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
- В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
- С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
- Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
- На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).
Механизмы
Механизмы перцептивной стороны общения предполагают:
-
Рефлексия. Способность оценивать свои поступки и действия, делать выводы из сложившейся ситуации и осознавать желаемые пути дальнейшего развития событий.
Во время коммуникации мы стараемся представить впечатление, которое производим на собеседника. Если результат не соответствует ожиданиям, возникает рефлексия.
- Идентификация. Подразумевает уподобление себя другому индивиду. Во время диалога мы ставим себя на место другого человека и стараемся взглянуть на ситуацию его глазами, через призму его мировоззрения.
Эмпатия. Это умение сопереживать, разделять эмоции. Наибольшая степень эмпатии свойственна людям с тонкой душевной организацией, развитой системой моральных ценностей. Они умеют четко оценивать состояние других людей, наблюдая за их поступками, словами, жестами и мимикой.
Антропологические стереотипы. Оценка внутренних, психологических качеств личности строится на восприятии антропологических признаков человека. Например, человек решает для себя, что глубоко посаженные глаза собеседника свидетельствуют о скрытном и жестком характере, а изнеженные руки говорят о лени.
Социальные стереотипы. Оценка личности партнера происходит на основании имеющейся информации о его социальном статусе, материальном положении, занимаемой должности и т.д.
Эстетические стереотипы. Суждение о человеке строится на основании его внешней привлекательности.
Например, красивая и улыбчивая девушка воспринимается собеседниками как добрый и открытый человек, хотя ее внешняя привлекательность может никаким образом не отражать суть ее личности.
Проекция. Наделение партнера по общению теми качествами, которые присущи самому субъекту. Это может происходить сознательно или неосознанно.
Казуальная атрибуция. Интерпретация слов и поступков другого человека на основании собственных наблюдений, предположений.