Почему активное слушание это важный прием при разговоре с собеседником
Активное слушание что же это
Беседуя с кем-либо, часто мысленно мы не вовлечены в процесс полностью. Наш мозг занят отвлеченными процессами:
- сильными эмоциональными переживаниями;
- размышлениями о личных проблемах;
- субъективной оценкой собеседника.
Это привычные сценарии коммуникации, которые кажутся нормальными. Мы слушаем, но не слышим! Так выражается пассивный подход к контакту с людьми, становясь причиной многих сложностей. Активное слушание представляет собой полную противоположность привычной манеры общения
Это процесс осознанного взаимодействия, в котором внимание приковано к мыслям и чувствам собеседника. Фоновые шумы в голове отсутствуют, посторонние процессы (например, оценка внешности) тоже
Мы поглощены моментом здесь и сейчас, поэтому направляем беседу в необходимое русло, получить массу полезной информации. Она не будет искажена нашими субъективными ментальными фильтрами. Кроме того, обучившись технике активного слушания, можно посылать сигналы о заинтересованности собеседнику. Они станут крепким фундаментом для плодотворных взаимоотношений в будущем.
Помехи для активного слушания
Во время слушания человек сталкивается с определенными сложностями, которые мешают восприятию информации.
Внутренние помехи – это собственные мысли, переживания. Они мешают восприятию, заставляя концентрироваться на одной мысли или целом комплексе размышлений. Мечтательное или сонливое состояние также препятствует активному слушанию.
Внешние помехи – раздражители, которые заставляют отвлекаться от беседы. Это может быть неумение собеседника доносить информацию (несвязность и невнятность речи, ее темп и громкость), посторонние люди или отвлекающие шумы (телефон, ремонтные работы, звуки транспорта).
Виды слушания
Что такое слушание вообще и зачем оно необходимо?
Люди контактируют друг с другом именно с помощью общения. И крайне важная его часть — умение слушать собеседника, которое и помогает налаживать отношения.
Нередко продавцы сталкиваются с тем, что покупатели, которые теоретически могли бы стать постоянными клиентами в будущем, не сразу полностью им доверяют. Именно слушание помогает налаживанию контакта с клиентом и установлению более доверительных отношений.
Если пренебречь и пытаться сразу же продать товар, то с огромной вероятностью придется столкнуться с большим количеством возражений, нередко надуманных, это называется «барьером отторжения». Парадоксально, что клиент сам будет осознавать неполную обоснованность своих претензий, однако продолжит их высказывать.
В процессе слушания решаются две задачи: собирается информация, которую хочет донести собеседник, и улавливается его эмоциональное состояние.
В общем случае важны обе составляющие. В зависимости от того, на чем сосредоточен фокус внимания, выделяют три вида слушания:
- активное (рефлексивное);
- пассивное;
- эмпатическое.
Активное или рефлексивное слушание означает постоянное внимание и к информации, и к эмоциям говорящего. При этом слушающий человек не отвлекается, внимательно слушает и поддерживает разговор и в отношении информации (задавая уточняющие вопросы), и в отношении чувств говорящего (сопереживая ему)
Если разговор идет о продаже какого-то товара или услуги, то выясняются потребности покупателя, при этом не игнорируются чувства. Таким образом собеседник ощущает, что его желания и чувства небезразличны другому.
Пассивное слушание применяют тогда, когда человек хочет выговориться. Выложить, что называется, все, что у него на душе. Реагировать на это не рекомендуется. Максимум, что можно делать – кивать и поддакивать. При этом говорить «да» допускается даже в том случае, если вы не соглашаетесь с утверждениями своего собеседника. Потому что необходимо просто поддерживать впечатление, что вы следите за тем, что он говорит.
Эмпатическое слушание – это когда слушающий настраивается на чувства говорящего. Эмпатическое слушание в психологии позволяет понять чувства человека.
В продажах чаще применяется активное слушание. Именно владение этим навыком – отличный признак успешного менеджера, способного разговорить клиента и мотивировать его приобрести необходимый товар. Люди, которые осваивают подобные техники на практике, приходят к успеху как в российских, так и в зарубежных компаниях.
Упражнения активного слушания
Активное слушание следует в себе развивать. Это становится возможным с помощью следующего упражнения:
Берется группа людей и разделяется на пары
В течение определенного времени один из партнеров будет играть роль слушающего, а второй – говорящего.
В течение 5 минут говорящий рассказывает о паре своих личных проблем, акцентируя внимание на причинах возникновения трудностей. Слушающий при этом использует все техники и приемы активного слушания.
В течение 1 минуты после упражнения говорящий говорит о том, что помогало ему открываться, а что мешало
Это позволяет слушающему понять собственные ошибки, если они имелись.
Следующие 5 минут говорящий должен рассказывать о своих сильных сторонах, которые помогают ему устанавливать контакты с людьми. Слушающий продолжает использовать приемы и техники активного слушания, учитывая собственные ошибки, совершенные в прошлый раз.
Следующие 5 минут слушающий должен пересказать все, что он понял из обоих рассказов говорящего. При этом говорящий молчит и лишь кивком головы подтверждает или отрицает правильность того, понял его слушающий или нет. Слушающий в ситуации несогласия с ним должен поправить себя, пока не получит подтверждения. Окончание данного упражнения заключается в том, что говорящий может уточнить, где его неправильно поняли или исказили.
Затем говорящий и слушающий меняются ролями, по новой проходят все этапы. Теперь слушающий говорит, а говорящий внимательно слушает и использует приемы и техники активного слушания.
В конце упражнения подводятся итоги: какая роль была самой трудной, в чем заключались ошибки участников, что следовало бы сделать и пр. Данное упражнение не только позволяет отрепетировать навыки активного слушания, но и увидеть барьеры общения между людьми, увидеть их в реальной жизни.
Правила внимательного слушателя
Надеемся, что убедили вас в необходимости научиться слышать собеседника? Предлагаем познакомиться с основными принципами внимательного слушателя.
1. Научитесь молчать
Как говорил Марк Твен, если бы человек был больше приспособлен к разговорам, чем к слушанию, у него было бы два языка и одно ухо
Умейте делать паузы в словах, не стремитесь привлечь к себе внимание всех присутствующих непрерывными монологами. Избавьтесь от привычки перебывать собеседника, даже если вам кажется, что вы уже поняли суть того, что он хочет сказать
2. Слушайте внимательно
Беседуя с кем-либо, постарайтесь не отвлекаться на посторонние помехи: отключите телефон, компьютер и т. п. Наладить контакт вы сможете, полностью сконцентрировавшись на предмете разговора. Не отвлекайтесь на посторонние мысли, отложите размышления о пробках на дорогах и плохой погоде. Нет ничего хуже, чем понимание, что вас не слушают, а витают в иных реалиях – продолжать общение при таких условиях захочет далеко не каждый.
3. Ведите себя непринужденно
Если вы будете в меру расслаблены, собеседнику тоже будет проще почувствовать себя раскованно. Зрительный контакт, одобрительные жесты и мимика создадут атмосферу доверия, и общение обязательно сложится.
4. Научитесь эмпатии
Эмпатия – это способность разделять эмоции и чувства другого человека. В разговоре старайтесь вникать не только в суть сказанного, но и в переживания собеседника. Только воспринимая переживания в комплексе, вы сможете встать на позицию рассказчика и оценить ситуацию непредвзято. Ваше сопереживание обязательно будет располагать к вам людей.
5. Проявляйте терпение
Дайте собеседнику возможность высказаться, и не переводите разговор на другую тему, пока он исчерпывающе не изложит все, что хочет. Пауза в разговоре не всегда становится сигналом к смене темы, иногда рассказчик замолкает, чтобы собраться с мыслями. Умение слушать заключается в терпеливом и чутком отношении, никогда не продолжайте фразу, начатую другим – это проявление дурного тона. Демонстрация телепатических способностей допустима только в общении с друзьями.
6. Избавьтесь от предубеждений
Возможно, вас раздражает громкий голос, избыточная жестикуляция, заикание, застенчивость, акцент и многое другое в собеседнике. Постарайтесь не раздражаться, иначе вы не сможете оценить содержание разговора беспристрастно. Сконцентрируйтесь на смысле, а не на форме речи
Чтобы адекватно воспринимать собеседника, особенно при важной беседе, ни в коем случае не принимайте алкоголь, пока не разберетесь с делами
7
Обращайте внимание на идеи, а не на слова. Профессиональные психологи умеют собирать мозаику из отрывков информации в общую картину
Вы должны научиться не фиксировать внимание на отдельных словах, а вникать в суть, которая очевидна далеко не всегда. Овладеть этим навыком непросто, но в попытках проанализировать сказанное вы можете ошибиться в оценке смысла и приписать человеку мысли, ему не принадлежащие. Если что-то вызывает у вас сомнение, уточните, правильно ли вы поняли собеседника, вместо построения ложных выводов
Профессиональные психологи умеют собирать мозаику из отрывков информации в общую картину
Вы должны научиться не фиксировать внимание на отдельных словах, а вникать в суть, которая очевидна далеко не всегда. Овладеть этим навыком непросто, но в попытках проанализировать сказанное вы можете ошибиться в оценке смысла и приписать человеку мысли, ему не принадлежащие
Если что-то вызывает у вас сомнение, уточните, правильно ли вы поняли собеседника, вместо построения ложных выводов.
8. Чтобы понять – спрашивайте
Иногда неприязнь к человеку подталкивает нас к неконструктивному общению. Мы задаем неудобные вопросы, стремясь уличить неприятную личность во лжи или неискренности. Такое общение может привести только к еще большей разобщенности. Чтобы достичь взаимопонимания, спрашивайте и внимательно выслушивайте ответы, не пытаясь искать подвохи. Будьте максимально объективными.
9. Улавливайте невербальные сообщения
Общение будет эффективнее, если вы научитесь считывать язык жестов, мимики, интонации. Вы узнаете недосказанное, освоив науку невербальных коммуникаций. Нередко слова и поведение человека не совпадают настолько, что это бросается в глаза, но мы предпочитаем учитывать услышанное, пренебрегая очевидными проявлениями эмоционального состояния собеседника.
Умение слушать
УМЕНИЕ
СЛУШАТЬ — ЭТО НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
ПРАВИЛЬНОГО
ПОНИМАНИЯ ПОЗИЦИИ ПАРТНЕРА, верной
оценки
существующих с ним разногласий, залог
успешной деловой коммуникации. Умение
слушать у людей развито неодинаково:
про одних
говорят, что «они умеют слушать»,
про других, что «они не умеют
слушать», поэтому первые и более
приятны в общении, и с ними
легче общаться, вести переговоры,
договариваться. Как отмечал
французский мыслитель Лабрюйер: «Талантом
собеседника отличается
не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с
кем охотно говорят другие».
Умение слушать как
метод восприятия информации используется
в деловом общении намного чаще, чем
умения читать и писать вместе взятые:
слушание — 40% рабочего
времени;
говорение — 35%;
чтение-16%;
письмо-9%.
Многие,
размышляя об умении слушать, отождествляют
его с умением слышать и убеждены, что и
то и другое — инстинктивные, врожденные
навыки, поэтому практически не
предпринимают усилий
по развитию навыка эффективного слушания.
Отсюда у некоторых
деловых людей появляются проблемы,
которых могло бы не быть:
неадекватное понимание, чувство обиды,
потеря важной информации,
чувство раздражения. Умение слушать — это:
Умение слушать — это:
-
восприятие
информации от говорящих или самого
себя, при ко
тором
человек воздерживается от выражения
своих эмоций; -
поощряющее
отношение к говорящему, «подталкивающее»
его
продолжать
акт общения; -
незначительное
воздействие на говорящего,
способствующее
развитию
мысли последнего «на один шаг вперед».
Это
определение раскрывает роль слушателя
и подчеркивает его ответственность
в процессе коммуникации. Что
дает другим людям умение слушать?
— эффективно
помогает собеседникам снизить уровень
эмоционального
возбуждения и начать трезво и здраво
рассуждать по поводу возникшей
проблемы;
-умение
слушать как способ «приятия»
собеседника часто повышает
самооценку человека, как бы сообщая
ему, что вы его цените
и уважаете;
-
ослабляет воздействие
стресса и психического напряжения; -
активное
слушание (искренний интерес, вопросы,
относящиеся
к
передаваемой информации) способствует
росту искренности, понимания
и ощущения надежности;
— умение
слушать развивает у человека чувство
уверенности в себе;
-дает
возможность человеку выговориться в
момент упадка
эмоций
(«рассказанная беда — уже полбеды»)
и в то же время слушающий
предоставляет ему небольшую, но
действенную «подпитку», проявляя
свое участие и внимание;
— демонстрирует
уважение к чувствам другого человека.
Стиль
слушания каждого конкретного человека
зависит от многих факторов: от
личности, характера и интересов, от
пола, возраста и
статуса участников общения, от конкретной
ситуации.
Так,
например, психологи установили
существенные различия в поведении
мужчин и женщин во время разговора. Они
считают, что обычно
мужчина перебивает женщину почти в два
раза чаще. Примерно одну треть времени
беседы женщина собирается с мыслями,
пытается
восстановить их ход. Мужчины чаще
сосредотачиваются на
содержании разговора, а женщины больше
внимания уделяют чувствам
и самому процессу общения. Мужчины любят
слушать самих себя. Они склонны слишком
быстро давать готовые советы, не
выслушивая собеседника до конца и не
задавая ему вопросов (И. Я. Атватер. «Я
вас слушаю». М., 1984).
Многие
очень часто слушают только вполуха, а
остальное внимание
уделяют собственным мыслям, поводом
для которых стали высказывания партнера.
Кто хочет внимательно слушать, тот на
самом
деле должен уметь и молчать, должен быть
терпеливым. Однако
практика делового общения свидетельствует
о том, что нетерпеливые
деловые партнеры — весьма распространенный
тип. Они быстро
теряют способность следить за пространными
рассуждениями собеседника. Для этих
людей высказывания другого — это лишь
ожидание
собственного выступления или повод к
тому, чтобы модифицировать свои
высказывания.
Примеры активного слушания
Примером активного слушания можно считать большинство диалогов, в которых есть конкретная тема для обсуждения:
Разговор продавца и покупателя (сначала продавец внимательно выслушивает пожелания покупателя, затем собеседники меняются ролями: продавец предлагает варианты решения проблемы, а покупатель слушает и выбирает).
Общение с детьми
Каждого ребенка важно выслушать и не только понять сиюминутные потребности, но и помочь малышу разобраться со своими эмоциями и желаниями. Иногда активное восприятие помогает побудить кроху к неким действиям, обучить какому-нибудь новому навыку
Активное слушание широко используется в педагогике.
Взаимоотношения между друзьями и родственниками (позволяют наладить комфортную атмосферу).
Коммуникация между партнерами по предпринимательству помогает развивать бизнес.
Участие в увеличении эффективности продаж. Успешный менеджер по продажам умеет правильно сделать презентацию своего товара и заставить потенциального покупателя совершить покупку. Для этого часть использует такие методы, как невербальное общение, перефраз, уточнение и умение подводить итог.
Общение с ребенком
Важно! Умение внимательно слушать собеседника можно воспитать в себе путем долгих тренировок. Это поможет не только считаться приятным собеседником, но и даст возможность получать большее количество информации
Техника активного слушания
Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Чудеса активного слушания» заявляет об огромном значении этого явления в жизни каждого человека, желающего иметь эффективную коммуникацию с окружающими людьми.
Выделяют несколько наиболее распространенных техник активного слушания:
- «Эхо» – дословное воспроизведение последней фразы с вопросительной интонацией.
- Перефразирование – краткое изложение основных мыслей из сказанного (как правило, начинается фразой: «Если я правильно понимаю, то …).
- Интерпретация – высказывание мнения о истинных намерениях говорящего, сделанного на основе воспринятых сведений (типичная фраза начинается со слов: «Я думаю, что ты…).
Каждая техника, в свою очередь, включает в себя несколько неотъемлемых составляющих:
- Нейтралитет, то есть безусловное уважение человека без критики, осуждения или субъективной оценки.
- Доброжелательность, дружелюбие, симпатия к собеседнику.
- Искренний интерес к человеку, поощрение желания рассказывать.
Каждый сеанс активного слушания строится по определенному алгоритму:
- Налаживание зрительного контакта (глаза собеседников находятся на одном уровне). Осматривание собеседника с ног до головы или окружающей обстановки может свидетельствовать, что тема беседы неинтересна или второстепенна.
- Умеренное использование мимики и жестов (кивание головой, поддакивание, слушание всем телом).
- Задавание уточняющих вопросов, просьбы разъяснить неясные моменты в речи.
- Учитывание чувств и эмоций партнера по разговору, сопереживание.
Важно! Следует отличать переспрашивание от задавания вопросов. Первое свидетельствует о невнимательном выслушивании собеседника, второе, наоборот, говорит об активной коммуникации
Слушать и слышать
юЙРХБМН ЯКСЬЮРЭ ЩРН ЙЮЙ
оПЕДОНКНФХЛ, БШ МЮЬКХ БПЕЛЪ Х ЯХКШ, ВРНАШ ОНЦНБНПХРЭ Я ПЕАЕМЙНЛ. мН ОПНАКЕЛЮ ЙЮВЕЯРБЮ ПЮГЦНБНПЮ ОН-ОПЕФМЕЛС НЯРЮЕРЯЪ НЯРПНИ. нВЕМЭ РПСДМН (ОНПНИ ОНОПНЯРС МЕБНГЛНФМН) БЯЕПЭЕГ ОПНМХЙМСРЭЯЪ ХЯРНПХЕИ ОПН РН, ВРН ЛЮЬХМЙЮ ЯНЯЕДЯЙНЦН ЛЮКЭВХЙЮ ГЮБЪГКЮ Б ОЕЯНВМХЖЕ, Ю ЙНЬЙЮ МЕ ГЮУНРЕКЮ ХЦПЮРЭ Х САЕФЮКЮ. мЕ ЯРНХР ОШРЮРЭЯЪ ДЕЛНМЯРПХПНБЮРЭ ЩЛНЖХХ, ЙНРНПШЕ БШ МЕ ХЯОШРШБЮЕРЕ, МЮХЦПЮММН ЮУЮРЭ, НУЮРЭ Х ХЦПЮРЭ АПНБЪЛХ – ЩРН БШЦКЪДХР МЕСЛЕЯРМН ДЮФЕ Я РНВЙХ ГПЕМХЪ РПЕУКЕРМЕЦН ПЕАЕМЙЮ. йЮЙ ОПХМЪРЭ СВЮЯРХЕ Б ПЮГЦНБНПЕ, МЕ ХГНАПЮФЮЪ ГЮХМРЕПЕЯНБЮММНЯРЭ, МН ДЕЛНМЯРПХПСЪ БМХЛЮМХЕ Х СБЮФЕМХЕ Й ВСБЯРБЮЛ ПЕАЕМЙЮ? хЛЕММН Б ЩРНЛ ОНЛНФЕР РЕУМХЙЮ ЮЙРХБМНЦН ЯКСЬЮМХЪ.
оНБРНПЕМХЕ – ЛЮРЭ СВЕМХЪ
— яЕЦНДМЪ лЮЬЮ ДЕКЮКЮ ЙСКХВХЙХ Б ОЕЯНВМХЖЕ Х РЮЙ ЯХКЭМН ЯРСЙМСКЮ КНОЮРЙНИ, ВРН НМЮ ЯКНЛЮКЮЯЭ!
— рШ СДХБХКЯЪ, ВРН КНОЮРЙЮ ЯКНЛЮКЮЯЭ?
— ъ МЕ УНВС МНЯХРЭ Б ЬЙНКС ЩРС ПСАЮЬЙС!
— рЕАЕ МЕ МПЮБХРЯЪ ПСАЮЬЙЮ, ОНРНЛС ВРН Б МЕИ МЕСДНАМН, ХКХ ЙРН-РН ХГ ДПСГЕИ ПЮЯЯРПНХК РЕАЪ, ЯЙЮГЮБ, ВРН НМЮ РЕАЕ МЕ ХДЕР?
нАПЮРХРЕ БМХЛЮМХЕ, Б НРБЕРМНИ ПЕОКХЙЕ ЛЮЛШ БЯЕЦДЮ ХЯОНКЭГСЧРЯЪ РЕ ФЕ ЯКНБЮ, ВРН Х Б ПЮЯЯЙЮГЕ ПЕАЕМЙЮ. щРН СМХБЕПЯЮКЭМНЕ ОПЮБХКН, ЙНРНПНЕ ОНЛНФЕР МЕ РНКЭЙН Б НАЫЕМХХ Я ПЕАЕМЙНЛ, МН ЦДЕ СЦНДМН: ОПХ ЯЕПЭЕГМНИ АЕЯЕДЕ Я ЯСОПСЦНЛ, МЮВЮКЭЯРБНЛ, ОНДВХМЕММШЛХ, АХГМЕЯ-ОЮПРМЕПЮЛХ…
щЛНЖХХ БЮФМЕЕ ЯКНБ
оНЯРЮПЮИРЕЯЭ НОПЕДЕКХРЭ, ЙЮЙХЕ ЩЛНЖХХ ХЯОШРШБЮЕР ПЕАЕМНЙ Х ОНЛНВЭ ЕЛС ХУ НЯНГМЮРЭ. оНКЕГМН ЙНМЯРЮРХПНБЮРЭ РН, ВРН БШ БХДХРЕ: «рШ ПЮЯЯРПНЕМ, РШ ЯВЮЯРКХБ, РШ СДХБХКЯЪ, РШ НАХФЕМ»… еЯКХ БШ МЕОПЮБХКЭМН ОНМЪКХ ПЕАЕМЙЮ – МЕ ЯРПЮЬМН, НМ БЮЯ ОНОПЮБХР.
щРН ОНЙЮФЕР, ВРН БШ МЕ ОПНЯРН БМХЛЮРЕКЭМШ Й ПЕАЕМЙС, БШ ДЕИЯРБХРЕКЭМН ЕЛС ЯНОЕПЕФХБЮЕРЕ. мН ЦКЮБМНЕ, БШ ОНЛНФЕРЕ ПЕАЕМЙС ЯОПЮБХРЭЯЪ Я МЕЦЮРХБМШЛХ ВСБЯРБЮЛХ, НАСВХБ ЕЦН ОПЕБПЮЫЮРЭ ПЮГДПЮФЕМХЕ, ГКНЯРЭ, ГЮБХЯРЭ Б ЦПСЯРЭ.
кСВЬЕ ОНЙЮФХРЕ, ВРН БШ ОНМХЛЮЕРЕ ВСБЯРБЮ ПЕАЕМЙЮ, НАНГМЮВЭРЕ ХУ Х ОПНДЕЛНМЯРПХПСИРЕ ЯБНЕ НРМНЬЕМХЕ.
— ъ БХФС, ВРН РШ ПЮЯЯРПНЕМ, ЛМЕ НВЕМЭ ФЮКЭ.
— рШ НЦНПВЕМ, Ъ ОНМХЛЮЧ, ЙЮЙ РЕАЕ РЪФЕКН.
— рШ ГКХЬЭЯЪ, ДСЛЮЧ, С РЕАЪ ЕЯРЭ ДКЪ ЩРНЦН ЯЕПЭЕГМШЕ ОПХВХМШ.
дХЮКНЦ – НЯМНБЮ БГЮХЛНОНМХЛЮМХЪ
мЕ ХЯЙКЧВЮИРЕ ПЕАЕМЙЮ ХГ АЕЯЕДШ! мЕ ПЮГДЮБЮИРЕ НЖЕМНЙ, МЕ ОНДЛЕМЪИРЕ ЕЦН ВСБЯРБЮ ЯБНХЛХ, АЕЯЙНМЕВМШЕ ГЮЛЕВЮМХЕ РНФЕ МЕСЛЕЯРМШ. оНЛМХРЕ, БЮЬЮ ГЮДЮВЮ – ЮЙРХБМНЕ, МН БЯЕ-РЮЙХ ЯКСЬЮМХЕ. гЮВЮЯРСЧ РПЕБНФМЮЪ ЛЮЛЮ, СЯКШЬЮБ, ВРН ПЕАЕМНЙ АНКЭЬЕ МЕ ДПСФХР Я кЕМНИ ХКХ бЮЯЕИ, РСР ФЕ ЯМЮАФЮЕР ХУ (Ю РЮЙ ФЕ ХУ ПНДЯРБЕММХЙНБ) ЯЮЛШЛХ МЕКЕЯРМШЛХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛХ, ЯННАЫЮЕР, ВРН НМЮ ПЮДЮ РЮЙНЛС ОНБНПНРС ЯНАШРХИ, Х ДЮФЕ ПЮГПЮАЮРШБЮЕР МЮ ЯЙНПСЧ ПСЙС ОКЮМ ХГНЫПЕММНИ ЛЕЯРХ АШБЬЕЛС ДПСЦС ГЮ МЮМЕЯЕММСЧ НАХДС. пЕАЕМЙС Х ЕЦН ВСБЯРБЮЛ ГДЕЯЭ ОПНЯРН МЕР ЛЕЯРЮ!
хЯОНКЭГСИРЕ ЪГШЙ РЕКЮ
бЮФМН ОНЙЮГЮРЭ ПЕАЕМЙС, ВРН БШ НРЙПШРШ ДКЪ ПЮГЦНБНПЮ. хМНЦДЮ ДКЪ ОНЯРПНЕМХЪ ЩТТЕЙРХБМНИ ЙНЛЛСМХЙЮЖХХ АШБЮЕР ДНЯРЮРНВМН ОПНЯРН ОПЮБХКЭМНИ ОНГШ!
мЕ ОНЛЕЬЮЕР РЮЙРХКЭМШИ ЙНМРЮЙР. лЮКШЬЮ ЛНФМН ОНЯЮДХРЭ МЮ ЙНКЕМХ, ОНДПНЯРЙЮ – ОПХНАМЪРЭ ГЮ ОКЕВХ ХКХ БГЪРЭ ГЮ ПСЙС.
аСДЭРЕ БЯЕЦДЮ МЮ ОНГХРХБЕ
мЕ ОНГБНКЪИРЕ ПЕАЕМЙС ХГКХЬМЕ ДПЮЛЮРХГХПНБЮРЭ ЯХРСЮЖХЧ, СЛЕМЭЬЮИРЕ МЮЙЮК ЯРПЮЯРЕИ. юМЮКХГХПСИРЕ ЕЦН ПЕВЭ МЮ СПНБМЕ ЯКНБ.
мЕ ЯРНХР ДСЛЮРЭ, ВРН ЕЯКХ БШ МЮВМЕРЕ ЩУНЛ ОНБРНПЪРЭ ОНЯКЕДМХЕ ТПЮГШ ПЕАЕМЙЮ, РН ЯНРБНПХРЕ ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙНЕ ВСДН; АНКЕЕ РНЦН, РЕУМХЙС ЮЙРХБМНЦН ЯКСЬЮМХЪ ОПЮЙРХВЕЯЙХ МЕБНГЛНФМН НЯБНХРЭ Я ОЕПБНЦН ПЮГЮ. мН Б ХРНЦЕ НМЮ ОПХМЕЯЕР БЮЛ ДЮФЕ АНКЭЬЕ ОНКЭГШ, ВЕЛ БЮЬЕЛС ПЕАЕМЙС. нМ-РН Б ЙНМЖЕ ЙНМЖНБ МЮИДЕР, ЙНЛС БШЦНБНПХРЭЯЪ. ю БНР С БЮЯ ЕЯРЭ БЕЯЭЛЮ НЦПЮМХВЕММНЕ ЙНКХВЕЯРБН ОНОШРНЙ СЯКШЬЮРЭ Х ОНМЪРЭ ЯБНЕЦН ПЕАЕМЙЮ. хЯОНКЭГСИРЕ ХУ Я РНКЙНЛ!
28.09.2018
юБРНП: юММЮ оЕПБСЬХМЮ
Н ДЕРЪУ НР 4 ДН 7 КЕР, ПЕАЕМНЙ Х ПНДХРЕКХ
История возникновения
Придумал техники активного слушания Карл Роджерс, известный психолог и психотерапевт американского происхождения. Изначально он создал методику для общения с ребенком, целью стояло понимать его потребности. Он выпустил несколько книг на эти темы, ставшие бестселлерами. Ведь раньше не было принято считаться с ребенком: родители лучше знают, что ему полезно.
Позже метод стали распространять и на другие области жизни.
Сам термин ввела в обиход российский психолог Юлия Гиппенрейтер, которая распространила теорию Роджерса на бизнес и политиков.
Справедливости ради надо сказать, что многие люди веками пользовались методами активного слушания, не зная, конечно, о нем: известные врачи, политики, духовные лидеры и т. д. Кое-что можно наблюдать и в трудах Дейла Карнеги. Каждый человек, имеющий хоть какой-то жизненный опыт, интуитивно владеет методом активного слушания, иногда сам этого не осознавая.
оНВЕЛС РПСДМН ЯКСЬЮРЭ ДЕРЕИ
дНЬЙНКЭМХЙХ МЕОНЯПЕДЯРБЕММШ Х МЕ Б ЯНЯРНЪМХХ НРКНФХРЭ НАЫЕМХЕ ДН СДНАМНЦН ЛНЛЕМРЮ. еЯКХ Я ЯСОПСЦНЛ МЮЯСЫМШЕ ОПНАКЕЛШ БШ ЛНФЕРЕ НАЯСДХРЭ, ЙНЦДЮ БЮЛ СДНАМН, МЮОПХЛЕП, ГЮ СФХМНЛ, Я ЛЮКШЬНЛ ЩРНР МНЛЕП МЕ ОПНИДЕР. гЮВЮЯРСЧ ПНДХРЕКХ, ГЮЯРХЦМСРШЕ БПЮЯОКНУ, ОПНЯРН МЕ Б ЯНЯРНЪМХХ БШЯКСЬЮРЭ ЕЦН БМХЛЮРЕКЭМН. пЕАЕМЙЮ ХКХ ОПНЯЪР ГЮЛНКВЮРЭ, ХКХ ПЕЮЦХПСЧР МЮ МЕЦН ЙЮЙ МЮ ТНМНБШИ ЬСЛ, ХГПЕДЙЮ БЯРЮБКЪЪ ПЕОКХЙХ БПНДЕ «ДЮ ВРН РШ ЦНБНПХЬЭ!»
б ЯЮЛНЛ ДЕКЕ, ФЕКЮМХЕ ОНДЕКХРЭЯЪ ХДЕР НР ЩЛНЖХИ. яРХУКХ ЩЛНЖХХ – ОПНОЮКН МЮЛЕПЕМХЕ НАЫЮРЭЯЪ, Х БШ СФЕ МЕ СГМЮЕРЕ, ВРН РЮЙНЦН БЮФМНЦН ЯКСВХКНЯЭ Я ПЕАЕМЙНЛ, ВРН ОНПЮГХКН ЕЦН БННАПЮФЕМХЕ. пЮГСЛЕЕРЯЪ, ЩРН МЕ ГМЮВХР, ВРН Б КЧАНИ ЛНЛЕМР МЮДН БЯЕ АПНЯЮРЭ Х ЯКСЬЮРЭ ПЕАЕМЙЮ ОН ОЕПБНЛС РПЕАНБЮМХЧ, ХМНЦДЮ БШ ДЕИЯРБХРЕКЭМН МЕ ЛНФЕРЕ ЩРН ЯДЕКЮРЭ. йНЦДЮ РЮЙЮЪ ЯХРСЮЖХЪ ЯЙКЮДШБЮЕРЯЪ БПЕЛЪ НР БПЕЛЕМХ, ЩРН ЕЫЕ МЕ РПЮЦЕДХЪ; ХДЕЮКЭМШУ ПНДХРЕКЕИ МЕ ЯСЫЕЯРБСЕР. нДМЮЙН ЕЯКХ ДХЮКНЦ Я ПЕАЕМЙНЛ ПЮГ ГЮ ПЮГНЛ НРЙКЮДШБЮЕРЯЪ, БНГМХЙЮЕР ОПХБШВМЮЪ ЯУЕЛЮ ОНБЕДЕМХЪ: МЕР ЯЛШЯКЮ ОШРЮРЭЯЪ ДНЯРСВЮРЭЯЪ ДН ПНДХРЕКЕИ, ХЛ МЕ БЮФМШ, МЕ ХМРЕПЕЯМШ ЛНХ ОЕПЕФХБЮМХЪ.
Использование в психологии общения
Метод активного восприятия – техника, применяемая в психологических практиках, на психотерапевтических консультациях, во время различных тренингов с целью более качественного понимания чувств и переживаний человека.
Техника слушания в психологии общения применяется для:
- направления разговора в нужное русло;
- оказания помощи в понимании, оценивании и запоминании информации;
- побуждения собеседника к ответу на нужные вопросы;
- страховки от неверной интерпретации сведений;
- установления психологического контакта с собеседником и гармоничного выстраивания линии разговора;
- налаживания бесконфликтного сосуществования в социуме.
Техники
Что является целью слушания собеседника? На этот вопрос не всегда можно ответить однозначно. Но психологи утверждают, что целью всегда должна являться информация. Слушающий пытается извлечь максимум информации из разговора, чтобы правильно оценить ее и прийти к тем либо иным выводам. Однако результат беседы не всегда зависит от красноречия оратора, умение слушать – это редкий дар, который может принести неоценимую пользу своему обладателю.
Психологи всегда могут отличить активного слушателя от любого другого. Они утверждают, что заинтересованный человек всегда слушает словно бы всем телом. Он повернут лицом к собеседнику, поддерживает с ним визуальный контакт, часто корпус наклонен в сторону говорящего. Все это является определенными условиями активного слушания, ведь на невербальном уровне наш мозг воспринимает все эти действия как готовность к разговору. Человек расслабляется и готов донести до нас именно то, что его волнует. Вот тут как раз и пригодятся техники активного слушания, их существует три:
- Эхо.
- Перефразирование.
- Интерпретация.
Прием «эхо» в технике активного слушания используется очень часто. Он заключается в повторении последних слов собеседника, но с вопросительной интонацией. Она подразумевает под собой уточнение. Вы будто пытаетесь осознать, правильно ли поняли своего оппонента. Он же, в свою очередь, ощущает свою значимость и вашу заинтересованность в преподносимой информации.
Перефразирование тоже необходимо для уточнения. Вы пересказываете суть сказанного своими словами, интересуясь, то ли имел в виду собеседник. Данная техника препятствует возникновению недопонимания в разговоре. Каждый из беседующих будет точно знать, что информация передана и понята верно.
Интерпретация также служит для повышения уровня доверия и понимания между двумя собеседниками. После озвученной информации слушающий может пересказать ее своими словами и сделать предположение о том смысле, который вкладывал в нее говорящий. Таким образом нивелируются возможные конфликты, а значимость беседы увеличивается в разы.
Итог
Люди контактируют между собой через общение. Речь является одним из способов построения отношений и связей. Активное слушание является методом успешного установления контактов между людьми, которые в этом заинтересованы. Итог его применения может порадовать и удивить многих людей.
Культура современного общения достаточно низкая. Люди много говорят, часто не слушая своих собеседников. Когда возникает молчание, то чаще всего люди погружены в собственные мысли. А когда возникает разговор, то люди пытаются по-своему интерпретировать услышанное. Все это приводит к непониманию и неправильному принятию решению по итогам.
Развитие активного слушания устраняет все проблемы в общении. Установление доброжелательных контактов является первоначальным преимуществом данного приема.