Психологическая подготовка личности к поведению в сложной ситуации
Информация к размышлению: «Агрессия»
Агрессия (от лат. аggressio — нападение) — это деструктивные действия, поведение, эмоции и чувства человека, причиняющие ему и (или) другим психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб.По месту проявления (во внешнем поведении человека или во внутреннем мире человека) агрессия делится на два вида:
• внешнюю ― слова, действия, поведение человека;
• внутреннюю ― негативные эмоции, чувства и мысли, которые или не отражены в поведении, или проявляются косвенно (например, в мимике, жестах).
По направленности агрессия также подразделяется на два вида:
• агрессию, направленную против других;
• агрессию, направленную на себя (аутоагрессию).
Сочетание двух критериев позволяет выделить четыре вида агрессии (см. рисунок).
4 Развитие EQ
Развитие эмоционального интеллекта позволяет мотивировать и убеждать других на глубинном уровне лучше, чем с помощью слов и дел.
Принципы развития EQ:
- расширение зоны комфорта, пребывание в новых условиях, провоцирующих новые эмоции;
- анализ и осознание новых эмоций в момент их проявления;
- повтор аналогичных ситуаций для тренировки управления эмоциями;
- сознательное прекращение ситуаций, спровоцированными негативными эмоциями;
- сознательное проявление эмоций в ситуациях, не предполагающих возникновение подобных реакций;
- определение эмоций окружающих (помогут труды П. Экмана, У. Фризена), а также дополнение тренинга обычными вопросами с предположением наличия эмоций;
- намеренное возбуждение эмоций у других людей, что включает определение соответствия влияния возникающей эмоции у разных людей.
3 Наиболее популярные модели EQ
Компоненты модели Майера – Сэловея:
- осознание своих и чужих эмоций по словам, мыслям, поведению, внешнему виду, обеспечивающее точность оценки;
- выражение эмоций, используемое для передачи его другим;
- использование эмоций в процессе мышления, что повышает эффективность генерации идей, продвижение к целям;
- понимание эмоций: определение причины, идентификация, классификация, интерпретация значения, осознание переходов и развития, что отразится на управлении деятельностью;
- управление: информация, содержащаяся внутри эмоций, характеризующих прошлое, настоящее и будущее, позволяет руководствоваться ею для принятия решений, формировать поведение, способствующее нужным тенденциям.
Модель Гоулмана включает:
- самосознание, обеспечивающее способность определять личные ресурсы, эмоции, желания, цели;
- приемы саморегуляции, позволяющие контролировать эмоции, менять состояние, принимать решения, действовать;
- мотивация – определение эмоционального напряжения и сконцентрированности, помогающие в достижении целей;
- социальные качества: эмпатия, умение слушать и вызывать определенную реакцию.
При этом самоосознание служит саморегуляции, а умение управлять собой предупреждает мотивацию и переход в определенное состояние.
2 Сферы, зависящие от уровня EQ
Умение управлять эмоциями отражается на нескольких сферах жизни.
Физическая сфера:
- во время отдыха происходит более полная отрешенность от умственного напряжения;
- восприимчивость к малейшим проявлениям тела позволяет предотвратить надвигающееся заболевание;
- наслаждение от естественных ощущений становится более выраженным;
- появляется возможность повысить КПД организма за счет согласования физических нагрузок и ощущения биоритмов.
Сфера внутреннего мира:
- улучшается способность понимать себя, реагировать и вести себя осознанно, а не беспомощно перебирать факты;
- повышается интуиция относительно событий жизни;
- развивается умение оставаться сбалансированным в стрессовых ситуациях.
Сфера деятельности:
- развитие бизнес-интуиции: способность предсказывать тенденции в экономической деятельности;
- умение принимать взвешенные решения;
- умение ориентироваться в причинно-следственных связях поведения партнеров, сотрудников, клиентов;
- предотвращение эмоционального выгорания в процессе труда.
Сфера контактов:
- способность контролировать раздражительность и достигать большего согласия в сложных вопросах;
- умение не поддаваться манипулированию;
- умение конструктивно решать конфликты;
- эмоциональная устойчивость в ситуациях, провоцирующих нервное истощение.
Как было подтверждено психологами, в большинстве случаев мышление человека стартует с эмоций, а не является продолжением интеллектуальных способностей.
Упражнение «Саморегуляция отношения к другому человеку»
1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции и чувства по отношению к другому человеку__________
2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________
3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации______________________________________
В случае необходимости нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха.
4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения, боли или сниженного тонуса мышц (вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус, используя изученные техники _________________
5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно этой ситуации не оправдались, какая человеческая ценность наиболее важна для вас в данной ситуации (список ценностей см. в занятии 1), какой вид субъективного управления вы проявили в этой ситуации (классификацию видов субъективного управления см. в занятии 2).
Для примера проанализируем следующую ситуацию: ваш друг опоздал на встречу к вам, и вы высказали ему свое недовольство в категоричной форме. Вероятно, вы ожидали, что друг придет на встречу вовремя
Если это так, то важной для вас человеческой ценностью является пунктуальность. Так как вы обвинили друга в том, что он опоздал, то вы проявили вид субъективного управления «обвинение других».
6
Возьмите ответственность за свои ожидания: осознайте, что они — продукт вашего мышления, то есть вы сами их создали, а значит, можете их изменить. Предположите и запишите, что вам следует изменить в своих ожиданиях, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния._________________________________________________
7. Представьте себя на месте другого человека в описанной вами ситуации и попытайтесь понять, какого поведения он ждал от вас, какие его ожидания не оправдались, какие ценности для него являются значимыми, какой вид субъективного управления он проявил в этой ситуации.
8. Запишите мотивы действий другого человека, которые могли бы объяснить (в идеале, оправдать) его поведение.
___________________________________________
9. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к другому человеку в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 5–8).
___________________________________________
10. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации в будущем:
Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:
___________________________________________
Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:
_________________________________________
Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:
_________________________________________
Комментарий к упражнению. При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к другому человеку. (приложение «Техники для саморазвития»). Эту методику эффективно применять в тех случаях, когда у вас возникнет дискомфортное состояние, связанное с неоправданными ожиданиями по отношению к другому человеку. Данная техника является необходимым условием конструктивного взаимодействия с другими людьми: в агрессивном состоянии невозможно донести до собеседника свои мысли, поскольку он, в первую очередь, реагирует на ваше состояние, и не вдумывается в ваши слова.
Итак, вы познакомились с техникой саморегуляции своего отношения к другому человеку. Если у вас возникли трудности при нахождении мотивов, оправдывающих поведение другого человека, то, вероятно, у вас завышенные требования к определенным значимым для вас ценностям (они превратились для вас в сверхценности). Психологическая практика показывает, что требовательный человек очень часто имеет высокие запросы не только к другим, но и к себе, а следовательно, для него вероятна внутренняя агрессия по отношению к себе.
Осознать свои сверхценности и снять их с пьедестала вам поможет освоение шагов саморегуляции своих ожиданий в отношении значимых ценностей и нейтрализации внутренней агрессии по отношению к себе. Познакомьтесь с техникой саморегуляции своего отношения к себе, выполнив следующее упражнение:
Схема саморегуляции эмоций
Осознание эмоций предполагает постановку человека в позицию наблюдателя. Отделить себя от эмоции помогает техника «Осознание», описанная в притче к занятию
В момент, когда эмоция «захватывает» вас, нужно внутренне остановиться, осознать свою эмоцию, дать ей название (при назывании эмоции важно говорить: «Я чувствую злость» вместо: «Я злюсь»). Это приведет к моментальному эффекту — вы перестанете ощущать себя единым целым с эмоцией
В результате эмоция или совсем исчезнет, или снизится уровень ее переживания вами.
Для регуляции своего эмоционального состояния важно не только понять, какие эмоции и чувства вы испытываете в той или иной ситуации, но и взять на себя ответственность за свои эмоции и чувства, то есть осознать, что в любой ситуации вы можете испытывать нейтральные или даже позитивные эмоции и чувства (например удивление, интерес, чувство юмора и т. п.).
Перейдем к практическим упражнениям, которые помогут вам управлять своими эмоциями.
1 Эмоциональный интеллект
Способности осознавать, направлять, изменять свои и чужие эмоции, создавать гармоничные отношения и атмосферу эффективного взаимодействия вполне могут указывать на высокий уровень эмоционального интеллекта личности.
EQ позволяет непредвзято оценить любую ситуацию и принять рациональное решение, организовать взаимодействие с людьми (системами), в зависимости от их ценностей, потребностей, состояния, а не только на основе идей, мыслей, слов.
EQ (термин Дж. Майера и П. Сэловея) используется для анализа информации, содержащейся в эмоциях, управления ими, воссоздания эмоциональных состояний, ведущих к успеху. Согласно исследованиям, IQ более рационален в предсказании рабочей и академической эффективности, чем EQ. Но как показатель потенциала личности последний является более объективным по сравнению с IQ
Как выяснилось, для достижения успеха важно предвидеть эмоциональные реакции других людей на слова и события, уметь убеждать их и сотрудничать с ними, и IQ при этом не достаточно
Факторы, противоречащие пониманию эмоций окружающих:
- игнорирование невербальных сигналов людей;
- потребность ограничить себя от выяснения конфликтов уходом в одиночество;
- агрессия как постоянная реакция изолирует человека от общения.
5 Заключение
Существенным преимуществом управления эмоциями является успешность во всех сферах жизни. Сильные эмоциональные вспышки отсутствуют, и при этом всегда остается энергия для воплощения целей. И если исключить эмоции из личностного развития, то они все равно будут присутствовать в личной жизни, оказывая на нее влияние. Независимо от уровня эмоционального интеллекта, его можно повысить. Бесчувственное размышление о цели грозит провалом, отказом от нее. Подключение же интереса, энтузиазма имеет отношение к закону притяжения, привлечению желаемого в жизнь. Потребуются усилия и готовность открыться новому, возможно, отказаться от прежнего образа жизни.
EQ не просто регулирует чувства, он помогает в процессе движения по жизни. Открытость новым идеям вовсе не означает угнетение здоровых понятий, она лишь позволяет обрести понимание, вследствие чего становится возможным улучшение ситуации. Для людей же с высоким EQ добавляется шанс преуспеть на работе, предполагающей общение с людьми и построение взаимоотношений с окружающими. Управление эмоциями подарит успех, и сделает самореализацию личности неизбежной.