Занятие с элементами тренинга в рамках подготовки к егэ план-конспект занятия по психологии (11 класс)
Условия успеха
Какое еще внутреннее состояние тренера способствует созданию общности с группой? В поведении тренера важны сочувствие, смелость и самоотверженность.
Мы учим будущих специалистов культивировать эти качества в себе, поскольку это одно из условий успешного тренинга.
С этой целью можно использовать техники и приемы любых психотерапевтических школ. Важны не сами техники, а то, что ощущает тренер, когда их применяет. Необходимо научить будущих тренеров слушать членов группы и анализировать, как их высказывания влияют на эмоциональное состояние каждого участника тренинга.
Тренер должен уметь управлять своими словами и эмоциональными проявлениями. В качестве примера приведем фрагмент занятия по подготовке тренеров. Ведущий предлагает повести следующую работу: «Учитесь получать обратную связь от группы. Можно начать с ритуала знакомства, отследив влияние ваших слов на участников
Обратите внимание. как ваша самопрезентация повлияет на презентации других членов группы
В следующий раз вы можете изменить что-то, чтобы добиться нужных вам состояний».
Психология командной игры
В психологии спортсменов важное значение имеет подготовка сплоченной команды. Игрок должен уметь ставить интересы команды выше собственных стремлений, уметь работать в связке с другими игроками, четко выполнять установки тренера
Воспитание командного духа требует:
- положительного воздействия на волевую направленность команды;
- оптимизации внутренних взаимоотношений между игроками;
- планомерной психологической подготовки перед началом соревнований.
Подготовка команды состоит из следующих методов:
- оценки психологического состояния спортсменов, отобранных в одну команду;
- психодиагностики отдельных особенностей личности новых игроков;
- составления прогноза вариантов поведения игроков в команде;
- ментальной тренировки, направленной на развитие чувства принадлежности к группе;
- мотивации на достижение общего результата;
- снятие возникающего напряжения в процессе совместной деятельности;
- психологической адаптации, до, во время и после проведения соревнований.
Психологическая подготовка команды реализуется посредством участия в воспитательной работе всех участников тренировочного процесса.
Особенности психологии победителя
Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.
Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.
Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:
- Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
- Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
- Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.
Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.
Цель и задачи спортивного психолога
Под основной целью спортивной психологии понимают изучение деятельности, особенностей личности игроков, разработку методик тренировки, профилактику психологических травм и выгорания, создание установки на победу.
Достижение цели становится возможным при выполнении определенных задач:
- Изучения методов влияния на психику спортсмена. Психолог определяет набор личностных качеств для достижения успеха в выбранной дисциплине. Проводит индивидуальную диагностику особенностей характера, определяет наличие необходимых навыков. Оценивает программу тренировок, наличие адекватных бытовых условий. После ряда тестов и исследований эксперт делает заключение, по которому можно судить о пригодности спортсмена.
- Создания комфортных условий, повышающих общую эффективность. Совместно с тренером психолог моделирует тренировочную ситуацию, приближенную к условиям настоящего соревнования. Наблюдение за поведением игроков дает возможность оценить реакцию каждого члена команды, выбрать выигрышную позицию для игроков, усилить слабые моменты, предугадать возможные сценарии поражения.
- Разработки индивидуальных методик подготовки. Результаты наблюдений и других диагностических методов используются психологом для создания методов предсоревновательной подготовки, помогающей справиться со стрессами и стабилизировать психическое состояние.
- Разработки профилактических методов. Профилактическое направление в психологии спорта необходимо для предотвращения риска переутомления, снижения уровня травматизма, предупреждения профессиональной деформации личности.
- Изучения особенностей психологического климата коллектива. Для сохранения психологического здоровья игроков, участвующих в командных состязаниях, психологи изучают методы межличностного общения игроков и тренера, выявляют мотивы деятельности, определяют роли и типы поведения человека в команде.
От работы психолога с командой зависит адекватное распределение ролей, разработка успешной стратегии тренировок, раскрытие максимального спортивного потенциала команды.
Особенности
Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.
Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.
Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:
- усиленные физические, психические нагрузки;
- жесткие условия отбора;
- высокая конкуренция;
- соревновательный элемент внутри команды;
- особая социальная ситуация;
- напряженная предсоревновательная подготовка;
- психологические, социальные последствия поражений.
Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление
Поэтому важно перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием; освоить способы саморегуляции, или самовоздействия
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Естественные приемы регуляции организма:
– смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Попробуйте задать себе вопросы:
Что помогает вам поднять настроение, переключиться? Что я могу использовать из вышеперечисленного? Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов. Подумайте, что вы можете использовать когда чувствуете напряженность или усталость.
Роль психологии в спорте
Психологическое сопровождение состоит из диагностики, прогностики и воздействия. Задача спортивного психолога, работающего с профессиональной командой, включает:
- Исследование психологических особенностей спортсменов.
- Создание банка данных, состоящего из диагностического и терапевтического материала.
- Составление прогноза деятельности, потенциальных путей развития.
- Формирование психологической установки спортсмена, способствующей преодолению трудностей тренировочного процесса.
- Помощь новым игрокам в период адаптации.
- Разработка и проведение корректирующих мероприятий.
- Повышение уровня психологической культуры спортсменов.
- Оказание консультативной, диагностической, терапевтической и других видов психологической помощи.
- Разработка средств снятия психологического напряжения.
Психолог, работая с командой, принимает участие в разработке программы тренировок, отборе игроков на отдельные позиции, создании тренировочной стратегии. Использование психодиагностических методик и индивидуальных приемов психотерапии максимально раскрыть потенциал спортсмена с учетом особенностей личности.
Занятие 2 Как лучше подготовиться к занятиям
- Приветствие. Каждый участник рассказывает, что хорошего произошло с ним за прошедшую неделю.
- «По радио сказали».
Участникам необходимо двигаться по кругу и выполнять команды ведущего: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок и т.д. Ключевой командой для выполнения является фраза «По радио сказали…». Если эта фраза не произнесена ведущим, упражнение не выполняется. Сделавшие ошибку покидают круг.
3. Тест «Моральная устойчивость»
Участникам необходимо прослушать утверждения и определить свое согласие или несогласие с каждым из них. 1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими. 2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно. 3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость. 4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады. 5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других. 6. Я очень люблю животных. 7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей. 8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой. 9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других. 10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.Определение результата и его интерпретация За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.1–3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы хотите измениться.4–6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.
4. Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам»
Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.Время: 15 минут.Как подготовиться психологически — Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. — Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала. — Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения: — посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд); — напиши глазами свое имя, отчество, фамилию; — попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд); — нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.Режим дня Раздели день на три части: — готовься к экзаменам 8 часов в день; — занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов; — спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда. Питание Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.Место для занятий Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.Условия поддержки работоспособности 1. Чередовать умственный и физический труд. 2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга. 3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль). 4. Минимум телевизионных передач!
5. Кинезиологические упражнения
Цель: стимуляция познавательных способностей.Инструкция: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.