Половое запечатление

Половое запечатление

Суть идеи в том, что сексуальные предпочтения у животных (то есть их выбор партнера) начинают развиваться не под влиянием представителей собственного вида, а на основе того, что запечатлелось у них в критический период. Некоторые исследователи допускают, что это отчасти может быть объяснением странного человеческого фетишизма по отношению к некоторым материалам, скажем, резине или меху, или даже к предметам, например, туфлям.

Существует и обратный механизм полового запечатления, который развился, судя по всему, чтобы предотвратить пагубное родственное спаривание. Благодаря ему люди, в первые годы жизни (где-то до 5–6 лет) росшие вместе, в одной семье и в одном доме, позже кажутся друг другу особенно непривлекательными с сексуальной точки зрения. С другой стороны, разнополые дети, разлученные после рождения, часто кажутся друг другу особенно привлекательными, если встречаются в зрелом возрасте.

Что такое импринтинг в психологии

Импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) – это специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

По сути, это серьезный психофизиологический механизм, благодаря которому мозг способен надолго сохранять зрительные, слуховые и прочие образы.

Импринтинг имеет общие черты, как у людей, так и у животных:

  1. Он появляется строго в определенное время, когда наступает какой-либо критический период, в процессе которого живой организм проявляет чувственную способность и восприимчивость к чему-то неизвестному и новому.
  2. Достаточно лишь одного контакта с объектом для того, чтобы надолго запечатлеть его в памяти.
  3. Для появления импринтинга, существо не нуждается в каком-либо дополнительном подкреплении (эмоциональном, речевом или любом другом)
  4. Действие импринтинга очень эффективно, а его результат способен оставаться в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Чтобы лучше понять принцип импринтинга, достаточно рассмотреть поведение птиц и животных. Импринтинг начинает развиваться с первых минут жизни родившегося детеныша.

Половое запечатление

Как только новорожденный увидел и услышал голос своей матери, он пытается приблизиться к ней, и начинает имитировать ее движения.

Посредством подобного взаимодействия, родителям птенцов или детенышей животных, удается показать им ареал их обитания, а также приспособить к условиям жизни.

Последствия импринтинга

В моменты, когда новорожденный ребёнок или уже взрослый человек, находится в сенсибильном состоянии, психика чрезвычайно чувствительно реагирует на любые раздражители. Всё, что происходит в момент импринтинга, впоследствии станет нормальным поведением человека в социуме. Таким образом, в этот момент вокруг человека должны находиться любящие и понимающие люди.

Если в момент импринтинга ребёнка отрывают от матери или другого воспитателя, к которому произошёл импринт, то в психическом развитии малыша происходят тяжёлые нарушения. В будущем ребёнок может стать чрезмерно агрессивным, замкнутым, иметь проблемы с социализацией и общением.

По механизму импринтинга также формируется шаблон поведения, свойственный определённому полу. В психологии этот процесс называют идентификацией. В различные моменты развития ребёнку необходим полноценный контакт и постоянное общение с представителем своего пола. Так, мальчик с трёх лет должен постоянно общаться с отцом или с уважаемым человеком мужского пола.

Переосмыслить шаблоны поведения, которые были заложены в период импринтинга, ребёнок сможет только после 20-ти лет. Для изменения этих шаблонов необходима усердная работа над собой. Справиться с тяжёлым импринтом человеку может помочь только опытный психолог.

Читать далее про:

Похожее

  • Творчество и половой отбор
    Александр Марков
    Самцы шалашников строят изящные беседки из прутьев и украшают их ягодами, цветами, крыльями бабочек, ракушками и другими красивыми предметами, чтобы привлечь самок. При этом самцы активно конкурируют друг с другом, разрушая беседки соперников и воруя у них украшения. Поэтому количество украшений является надежным индикатором силы самца и его способности защищать свое творение от конкурентов. Однако шалашники, в отличие от ряда других животных, не прибегают к «показной скромности», чтобы избежать агрессии со стороны более сильных соперников.

  • Шалашники обманывают своих подруг с помощью оптических иллюзий
    Варвара Веденина
    Птицы-шалашники известны своими исключительными способностями: чтобы привлечь самок, они строят так называемые шалаши (конструкции из веточек) и украшают площадку рядом с шалашом различными объектами — лепестками цветов, кусочками фруктов, раковинами моллюсков, пластмассовыми изделиями. Австралийский ученый Джон Эндлер и его соавторы обнаружили, что самец большого серого шалашника раскладывает крупные объекты на максимальном расстоянии от шалаша, а более мелкие — рядом с шалашом. Это создает искаженную перспективу с позиции самки, которая наблюдает за самцом из шалаша.

  • Сравнительный анализ различных форм социального обучения у животных
    Резникова Ж. И.
  • Вороны, орехи и автомобили
    Несис К.Н.
  • Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии
    Резникова Ж. И.
  • Разум шимпанзе
    Джейн Гудолл
  • Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных
    Резникова Ж. И.
  • Как возникают традиции у обезьян

    В клетке сидят четыре обезьяны. Чем заняться обезьянам в клетке? Конечно, они резвятся, иногда устраивают потасовки, а потом ищут друг у друга вшей и прочих насекомых в знак примирения. У них те же самые страсти, что и у людей, только проявляют они их по-своему. Но, как говорится, голод — не тётка и вскоре начинает вступать в свои права. А на самом верху клетки, над самой ее серединой, висят бананы — целая связка. Обезьяны начинают коситься на пищу. Надо в скобках заметить, что тут же в углу клетки находится лестница-стремянка…

  • Эндорфины сделали нас людьми?
    Александр Марков
    Американские биологи обнаружили, что люди отличаются от высших обезьян строением гена, влияющего на эмоции. Возможно, изменение эмоционального статуса (от которого, в свою очередь, во многом зависит поведение) сыграло важную роль в становлении человека разумного.

  • Шимпанзе учатся друг у друга
    Елена Наймарк

    Международная команда ученых представила доказательный пример существования социального обучения — передачи знаний от одной особи к другой — у животных в дикой природе. Исследование основывалось на многолетних наблюдениях за шимпанзе в заповеднике в Уганде. Ученые привели хорошо документированные свидетельства передачи новой технологии от одной особи к другой, показав на статистических моделях, что спонтанное обретение новой технологии практически исключено. Прежде социальное обучение у животных изучалось в лабораторных условиях или же подразумевалось для диких популяций на основе «культурных» различий между локальными популяциями. Теперь же и у диких популяций его реальность бесспорна.

Далее >>>