Понятие манипуляции
Введение
Проблема информационно-психологической безопасности личности, ее психологической защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане.
В последнее время в научных работах по социальной, рыночной экономике (науке, стоящей на стыке экономики, социологии, криминологии и психологии) была высказана идея о том, что все психологические межличностные обмены-трансакции (Э. Берн) происходят подобно, например, товарно-денежным обменам. Из этого следует, что психологический капитал, выраженный у личности в чувстве собственного достоинства и «авторитетности» среди людей, имеет свой материальный (денежный) эквивалент, то есть тот, кто «больше весит» в социуме, тот имеет больше денег и меньше возможности с ними расстаться.
Опираясь на эту точку зрения, в данной работе предлагается рассмотреть профессиональные манипуляции с точки зрения влияния на личность и собственность человека.
Итак, целью данной работы является рассмотрение профессиональных манипуляций и мошенничества в социально-бытовой сфере.
В работе поставлены следующие задачи:
· Рассмотреть психологические основы манипуляций личностью
· Рассмотреть виды профессиональных манипуляций
· Рассмотреть методы защиты от манипулятивных воздействий
Техники
Манипуляция людьми психология рассматривает с разных точек зрения. Подробное изучение явления позволило выделить несколько вариантов воздействия. Каждый тип имеет свои особенности.
Прямая
Для убеждения используют рациональные аргументы. Иными словами, манипулятор рассказывает о характеристиках товара, не приукрашивая информацию. Цель такого общения – склонить человека к помощи или покупке товара.
Косвенная
Манипуляция – это в психологии тонкое искусство. Техники активно применяются в сфере продаж. Например, если клиент никак не хочет покупать вещь или поступать определенным образом, манипулятор может пойти двумя путями.
Первый – упущенная возможность. Человеку внушают мысль, что он либо делает покупку сейчас, либо у него никогда не будет такой возможности. Это эффективный прием продаж, который активно применяется в разных акциях.
Второй – клиенту внушают мысль, что он покупает элитарный предмет. В таком случае ему слегка приукрашивают информацию о товаре. В итоге человеку хочется не просто совершить покупку, а стать обладателем ценного предмета.
Влияние на подсознание
Не все действия совершаются под влиянием сознания. Маркетологи активно используют приемы, которые позволяют влиять на подсознание. Например, в рекламе шоколад позволяет знакомиться людям друг с другом. После просмотра такого ролика у человека появляется связь «купил продукт, приобрел знакомства».
Игра
Понятие «манипуляция» рассматривается с разных точек зрения. Эрик Берн этот термин видел в виде игры. По его мнению, манипулятор начинает с обсуждения больного места и после предполагает мнимое решение проблемы.
Иногда человека начинает выступать с такой манипуляцией в межличностном общении. В таком случае его цель – склонение к своей точке зрения.
Уловки
Манипулятор усиливает напряжение во время переговоров, мешает рассуждениям оппонентов, теряет документы и т.п. Во время выступления он нарушает логику беседы, не предоставляет тезисов и аргументов. Его стиль общения становится агрессивным, обвиняющим.
Способы манипуляций
Для того чтобы понять, что такое манипуляция, нужно разобраться с особенностями ее работы. Знание приемов позволяет человеку противодействовать воздействию.
Для манипулирования используют не один метод, а комбинацию разных способов
При ложном переспрашивании манипулятор постоянно спрашивает о разных вещах, при этом он слегка искажает смысл сказанного. Единственный способ борьбы – уточнять и поправлять, не давать человеку врать.
Важно! Манипулятор может отвлекать собеседника яркой одеждой, нетипичным поведением и т.п. Еще один вид манипуляции – показное равнодушие
Индивид будет стремиться показать, как ему безразлична информация, он продемонстрирует скуку. Подобный прием позволяет спровоцировать собеседника и вынудить его доказывать точку зрения
Еще один вид манипуляции – показное равнодушие. Индивид будет стремиться показать, как ему безразлична информация, он продемонстрирует скуку. Подобный прием позволяет спровоцировать собеседника и вынудить его доказывать точку зрения.
Поспешная смена темы – это тоже вид манипуляции. При этом у другого человека не остается времени опровергнуть информацию или усомниться в ее достоверности. Во время общения нужно сохранять критичность мышления.
Манипуляторы – отличные артисты. Поэтому такой индивид может разыгрывать мнимую ущербность, слабость, несостоятельность. В таком случае собеседник теряет бдительность и легко поддается воздействию.
Психологические манипуляции могут иметь разную цель. В деловой сфере они помогают закрыть сделку, убедить покупателя приобрести продукт и т.п. В личном общении с их помощью можно заставлять друга делать то, что нужно манипулятору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:«Законы отражения и преломления. Полное внутреннее отражение»
Урок по литературе «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.
Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало
Презентация к уроку «Отражение света. Законы отражения»
разработка открытого урока с презентацией по физике «Отражение света. Закон отражения света» 8 класс
Презентация по теме: «Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало».
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало»
Место в системе взаимоотношений
Каждый индивид воспринимает постороннего как средство или ценность. В первом случае человек воспринимает другого всего лишь как средство достижения целей. Это выражается в том, что общение происходит только тогда, когда это выгодно манипулятору. Такое простое обращение позволяет получать желаемый результат быстро.
В случае, когда другой воспринимается как ценность, человек уважает личностные границы, оставляет право быть самим собой. В общении это проявляется стремлением к сотрудничеству, равноправию.
Манипуляционные техники являются неотъемлемой частью жизни. Каждый может стать их объектом. При желании они используются в личных интересах.